Тестирование и развитие когнитивных навыков

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Целеустремленность — что это такое в психологии

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку

Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.


Мышление и речь

Причины

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции.

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться:

Нейродегенеративные заболевания

  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга

Сосудистые заболевания головного мозга

  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
  7. Промышленные и бытовые отравления
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)

Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания

  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессивный паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  • Черепно-мозговая травма
  • Опухоль головного мозга
  • Ликвородинамические нарушения
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия

Другие

Обратимые нарушения

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых

когнитивных расстройствах.

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми.

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза.

Примеры когнитивного диссонанса

Что такое когнитивный диссонанс? Определение данного понятия лежит в понимании того, что каждое действие индивида, идущее вразрез с его знаниями или убеждениями, будет провоцировать возникновение диссонанса

При этом неважно будут ли такие действия вынужденными или нет

Как избавиться от когнитивного диссонанса? Для того чтобы это понять можно рассмотреть стратегии поведения на примерах. Данное состояние могут вызвать простейшие ежедневные житейские ситуации. Например, индивид стоит на остановке и видит перед собой двух субъектов, один из которых производит впечатление солидного и успешного мужчины, а второй – напоминает бомжа. Двое этих людей что-то едят в обвертке. Согласно знаниям индивида первый субъект должен выкинуть обвертку в урну, которая находится на той же остановке в трех шагах от него, а второй субъект, по его мнению, скорее всего, выкинет бумажку там же где и стоит, то есть не будет утруждать себя тем, чтобы подойти и выкинуть в урну мусор. Диссонанс наступает тогда, когда индивид видит поведение субъектов, которое идет вразрез с его представлениями. Другими словами, когда солидный мужчина бросает обвертку себе под ноги и когда бомж преодолевает расстояние в три шага, чтобы выкинуть бумажку в урну, наступает противоречие – в сознании индивида сталкиваются противоположные представления.

Другой пример. Индивид желает обрести спортивное телосложение. Ведь это красиво, притягивает взгляды противоположного пола, позволяет ощущать себя хорошо, способствует улучшению здоровья. Для достижения цели ему необходимо начать заниматься регулярными физическими упражнениями, нормализовать питание, стараться соблюдать режим и придерживаться определенного дневного распорядка, или найти кучу оправдывающих факторов, свидетельствующих о том, что ему не так уж и нужно (не достаточно финансов или свободного времени, якобы плохое самочувствие, телосложение в пределах нормы). Любые действия индивида, таким образом, будут устремлены в сторону уменьшения диссонанса – освобождения от конфронтации внутри него самого.

При этом практически всегда можно избежать появления когнитивного диссонанса. Зачастую этому способствует элементарное игнорирование любой информации относительно проблемного вопроса, которая от имеющейся может отличаться. В случае уже зародившегося состояния диссонанса, следует нейтрализовать его дальнейшее развитие и усиление, путем добавления в систему собственных представлений новых убеждений, заменив ими старые. Примером этому служит поведение курильщика, понимающего, что курение наносит вред здоровью его и окружения. Курильщик находится в состоянии диссонанса. Выйти из него он может:

— изменив поведение – бросить курить;

— изменив знание (убедить себя в преувеличенной опасности курения или внушить себе, что вся информация о вреде курения вовсе недостоверна);

— воспринимая любые сообщения о вреде курения с осторожностью, другими словами попросту игнорировать их. Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам

Однако нередко подобная стратегия может привести к боязни диссонанса, предубеждениям, появлению личностных расстройств, а иногда и к неврозам.

Что значит когнитивный диссонанс? Простыми словами определение его заключается в следующем. Диссонанс – это некоторое состояние, при котором личность чувствует дискомфорт, вызываемое наличием двух и более противоречивых знаний (убеждений, представлений) об одном явлении. Поэтому для того чтобы не ощущать когнитивный диссонанс болезненно, следует просто принять за факт то, что такое явление просто имеет место быть. Необходимо понимать, что противоречия между какими-то элементами системы верований личности и реальным положением вещей неизменно будут находить отражение в бытие. А принятие и осознание того, что абсолютно все может полностью отличаться от собственных мыслей, позиций, представлений и убеждений позволяет избегать диссонансов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Когнитивные нарушения у детей: виды, признаки и симптомы, диагностика

Что же такое когнитивное нарушение? Когнитивное нарушение — это снижение вышеперечисленных функций по сравнению с их исходным  уровнем или недостаточное их развитие.

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка? Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они  проявляются в снижениях и нарушениях речи, функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины из проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.

  • При лёгком  когнитивном  нарушении проявления будут  незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
  • При умеренном  когнитивном нарушении  проявляются  ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
  • При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений.  Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.

Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения:

  • органические  — к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести  необратимую форму;
  • функциональные — проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
  • нейрокогнитивные  — нарушения свойственны для органических психических расстройств.

Признаки когнитивных расстройств у детей  могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.

Но на что же обратить внимание родителям?  Обратите внимание на :

— задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения  — ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.  ;

— слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);

— недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);

— развитие речевых функций у ребёнка

Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, — это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;. — ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

— ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

— связанность изложения своих мыслей;

— понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр. ;

Также вам будет полезно узнать, каковы этапы нормального когнитивного развития у ребёнка.

Таким образом, если вы заметили некие особенности в поведении и развитии своего ребёнка — обратитесь к специалистам. Они помогут провести диагностику и при необходимости назначить лечение или определить корректирующие упражнения.  Покажите ребёнка неврологу, и доктор назначит необходимые для диагностики исследования.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист

Заключение о наличии когнитивных нарушений может сделать только специалист

Как определить ослабленные когнитивные функции?

Для успешного обучения ребёнку важны такие основные когнитивные способности, как память, внимание, обработка и упорядочивание информации. Память является необходимым навыком для успешного обучения

Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая память, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. Например при слаборазвитой рабочей памяти дети смогут запомнить только первое полученное задание (например, если учитель просит нарисовать красный круг, жёлтый треугольник и синий квадрат, такой ребёнок сможет только запомнить, что ему нужно нарисовать красный круг)

Память является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая память, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. Например при слаборазвитой рабочей памяти дети смогут запомнить только первое полученное задание (например, если учитель просит нарисовать красный круг, жёлтый треугольник и синий квадрат, такой ребёнок сможет только запомнить, что ему нужно нарисовать красный круг).

Другой значимой когнитивной функцией является внимание. На уроке детям нужно слушать, воспринимать и понимать информацию

Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, им может мешать фоновый шум за окном и т.д. — такой ребёнок может просто не понять получаемую информацию и быстро потерять интерес к занятиям. ​

Ещё один важнейший когнитивный навык — обработка информации. Дети со слабыми навыками обработки информации испытывают трудности с языком, чтением, письмом и математикой. Большую часть информации мы получаем с помощью слуха или зрения, поэтому дети с ослабленным зрением испытывают трудности с восприятием визуальной информации (например, им трудно распознать, что написано на доске). Дети с проблемами слухового восприятия часто неточно различают звуки в словах. Им труднее отвечать на вопросы преподавателя и следовать инструкциям.

Как определить ослабленные когнитивные навыки? Фото Antoine Dautry, Unsplah.com

Кроме того, для успешного обучения необходим такой навык, как упорядочение полученной им информации. Дети с ослабленным навыком упорядочивания информации могут испытывать значительные трудности при правильном написании слов и предложений, составлении или пересказе рассказов и т.п.

Как мы уже упомянули выше, внимание, память, обработка и упорядочивание информации — это основные когнитивные навыки, необходимые для обучения. При нарушении одного из них ребёнок будет испытывать трудности в учёбе и нуждается в коррекции когнитивных способностей

Влияние когнитивных способностей на успех, его составляющие

Если у человека хорошо развиты когнитивные способности, ему легче обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств. Психологи доказали то, что успех обучения и профессиональной деятельности обусловлен когнитивными навыками человека. Чем выше уровень их развития, тем выше производительность труда.

Внимание! Существуют такие виды профессий, где основным требованием к кандидату на замещение той или иной вакансии является высокий уровень развития когнитивных способностей. При этом работа на этом посту, выполнение производственных функций развивают эти умения у специалиста еще больше

Работа развивает когнитивность

Профессиональный успех приходит к тем сотрудникам, у которых хорошо развита исполнительная функция. Тем, кто мечтает о карьерном росте и стремится «вырасти» в глазах начальства, нужно развивать у себя определенные виды когнитивности.

Внимание! Знание того, как развиты у человека те или иные когнитивные возможности, позволяет ему спрогнозировать, насколько успешным он будет в той или иной сфере труда. Опираясь на свой когнитивный потенциал, человек может выбрать для себя наиболее подходящую профессию и успешно продвигаться по карьерной лестнице

Планирование

Способность к планированию – это профессионально важный когнитивный показатель. Она выражается в умении человека спрогнозировать последствия того или иного маркетингового хода, выбрать наиболее рациональный путь достижения производственных целей.

Ингибиция

Ингибиция – это когнитивное умение, заключающееся в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравомыслие в любой непредвиденной ситуации. Ингибиция объединяет в себе умение ставить цель, планировать и прогнозировать.

Мониторинг

Мониторинг – это когнитивные навыки контроля поведения. Посредством этой способности человек проверяет, действительно ли его действия направлены на достижение поставленной цели, правильно ли он выбрал способы решения когнитивных задач. При обнаружении отклонения от плана человек с высокими навыками самоконтроля способен скорректировать свои действия. В любой профессиональной сфере эта способность важна.

Когнитивная гибкость

Гибкость – это когнитивные возможности человека, позволяющие ему быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и подстраивать свое поведение под них. Также эта способность позволяет человеку в решении производственных задач опираться не только на свое мнение, но и принимать в учет точки зрения коллег.

Учитывает мнение других

Рабочая или оперативная память

Память – это способность держать в голове всю необходимую рабочую информацию, использовать ее для решения текущих производственных задач. В психологии принято считать, что память позволяет человеку успешно осваивать новые виды деятельности, общаться, рассуждать. Рабочая память является разновидностью кратковременной памяти.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения

Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания

Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Как развивать творческие способности у взрослых

Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.

Развитие творчества у взрослых

Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:

  1. Дать волю своему воображению. Фантазия не исчезает, человек просто перестает с ней работать. В качестве упражнения можно использовать семантические ассоциации, или создание цепочек слов, которые последовательно связаны одно с другим (например, машина-шоссе-дождь-мокрый и т. д.). Здесь есть место для юмора, иронии, языковых метафор;
  2. Открытость новому. Не следует бояться экспериментов, оригинальных идей, какими бы безумными они ни казались. Очень полезно развивать латеральное мышление, когда одновременно охватываются все аспекты предмета;
  3. Занятия монотонной деятельностью (глажка, уборка, вождение и др.), когда у мозга появляется время для генерации идей;
  4. Постоянная учеба. Творческий человек должен много читать, путешествовать, быть любопытным.

Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.

Рекомендации для родителей

Во-первых, необходимо следить за развитием ребёнка, контролировать его.

Во-вторых, нужно стимулировать ребёнка к развитию новых компетенций, к переходу на следующую стадию. Можно использовать различные развивающие игры, соответствующие возрасту.

В-третьих, нужно контролировать ребёнка, но не ограничивать. Он от природы стремится познавать мир учиться новому. Следите, но не мешайте. И помните, когнитивное развитие не заканчивается в пятнадцать лет. Вы можете развивать свой интеллект, записавшись, например, на курс «Когнитивистика».

Помогайте развитию своих детей и развивайтесь сами. Желаю успехов!

Советуем также прочитать:

Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»

Теории мышления

Как улучшить внимание ребенка

Формирование мотивации учения

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу  исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления

Главное при этом, чтобы занятия проводились в доступной форме. В этот период приступают активному обогащению словарного запаса, речи, малышу много читают, разговаривают с ним.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир

На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать.

Когнитивное развитие дошкольника непременно должно включать совершенствование речи. А также развитие любознательности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями,  кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector