Список когнитивных искажений: 10 главных ошибок

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.

Общие ошибки вследствие непонимания сущности случайностей

  • Эффект первенства — тенденция переоценивать изначальные события более, чем последующие события.
  • Ошибка игрока — тенденция полагать, что отдельные случайные события испытывают влияние предыдущих случайных событий.
  • Иллюзия кластеризации — тенденция видеть паттерны там, где их на самом деле нет.

Переоценка вероятности состояния, в котором в данный момент находится человек

  • Ошибка выжившего — склонность недооценивать недоступные прямому наблюдению данные по группе «погибших».
  • Эвристика доступности — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.
  • Ошибка полноты распределения — тенденция верить, что чем ближе среднее значение оказалось к заданному, тем у́же распределение набора данных.
  • Стереотипизация — ожидание от члена группы определённых характеристик без знания какой-либо дополнительной информации о его индивидуальности.
  • Ошибка базового процента — игнорирование или недостаточное использование основной априорной информации под влиянием специфики рассматриваемого случая.
  • Эффект недавнего (аберрация близости) — тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.

Другие искажения

Искажение уже определённого места (placement bias) — тенденция запоминать себя самого как показавшего лучшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «выше среднего»; также и тенденция запоминать себя самого как показавшего худшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «ниже среднего».

Искажение, связанное с селекцией — искажение в экспериментальных данных, которое связано с тем, каким образом данные были собраны.

Каскад доступной информации — самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторяйте нечто достаточно долго, и это станет правдой»).

Отклонение в сторону позитивного исхода — тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.

Отклонение, связанное с вниманием — пренебрежение релевантной информацией при суждении о корреляции или ассоциации.

Ошибочность, связанная с играми — анализ проблем, связанных с выпадением шансов, с помощью узкого набора игр.

Функциональная закреплённость — использование предмета в каком-то одном качестве препятствует последующему использованию его в ином качестве в этой же текущей ситуации.

Хоторнский эффект — феномен, состоящий в том, что люди, наблюдаемые в ходе исследования, временно изменяют своё поведение или производительность. Пример: повышение производительности труда на заводе, когда приезжает комиссия по исследованию производительности труда на этом заводе.

Эффект знания задним числом — иногда называется «Я так и знал» — склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Эффект неоднозначности — избегание вариантов действий, в которых отсутствующая информация делает вероятность «неизвестной».

Иллюзорная корреляция — феномен восприятия преувеличенно тесной связи между переменными, которая в реальности или не существует, или значительно меньше, чем предполагается.

Эффект привязки — особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.

Ментальный фильтр

Сосредоточенность на отдельно взятом негативном аспекте, который в конечном итоге рушит весь приятный опыт и позитив. Пример:

Мы собрались с друзьями в превосходном ресторане, играла приятная музыка, у всех было чудное настроение. Но вот стейк был немного пережарен. Худший день в моей жизни!»

Такой фильтр усиливает негативный опыт, и отсеивает все хорошее. Часто это результат чересчур завышенных ожиданий. К примеру, школьница, всегда учившаяся на одни лишь пятерки, внезапно получает «тройку». Очень вероятно, что шок от подобного события затмит все ее предыдущие достижения за четверть, в то время как для ее соседа по парте это будет вполне привычное дело

Как говорится, все познается в сравнении – важно помнить об этом

Персонализация

Безосновательное стремление возложить на себя вину за все проблемы в мире. Оно часто наблюдается у авторитетных людей — руководителей, учителей, лидеров. Руководитель влияет на подчиненных: ведет за собой, указывает путь, дает карту и точные инструкции, как дойти до места назначения. Но как справятся с заданием сотрудники, это зависит только от них и от их собственных усилий.

Часто руководитель страдает гиперответственностью и уверен, что отвечает за действия сотрудников. В случае их неудачи он во всем винит себя. Но почему? Вы можете контролировать этапы выполнения задания, но не можете сделать его за сотрудника — это его зона ответственности. И за итоговый успех или неуспех тоже отвечает сам сотрудник.

Руководитель отвечает за управление этими людьми, за подбор команды, за корректировку курса, помогающую вовремя прийти к цели. Но неудача конкретного сотрудника — персональная неудача самого сотрудника.

В обучении взрослых я придерживаюсь принципов Малколма Ноулза, разработчика андрагогики: он утверждал, что взрослые ученики независимы, искренне заинтересованы в получении знаний, внутренне мотивированы и стремятся к самостоятельности — и в обучении, и в контроле процесса обучения.

Если ученик манкирует необходимыми тренировками — это его ответственность, что навык будет освоен не за три месяца, а за полгода. Я не буду себя винить, испытывать стыд, сомневаться в своей компетенции, если ученик сменил приоритеты или просто оказался ленивым. Моя задача — провести занятие со стопроцентной отдачей, мотивируя ученика на раскрытие его собственного потенциала. Это зона моей ответственности.

О списке когнитивных искажений

Многие годы я обращался к списку когнитивных искажений в Википедии — каждый раз, когда какой-то тип мышления казался мне официально зафиксированным искажением, но я не мог вспомнить его название или подробности. Список служил бесценным инструментом для распознавания скрытых изъянов в моём собственном мышлении. Мне не удавалось найти другой источник, одновременно настолько же всеохватывающий и лаконичный.

Однако, честно говоря, страничка в Википедии — это мешанина. Несмотря на то, что год за годом я старался впитать информацию оттуда, в итоге мало что оставалось в памяти. Часто я просматривал список и понимал, что не могу найти нужное искажение, а потом очень быстро забывал прочитанное. Думаю, что причина этому — многолетнее органическое разрастание списка. Сегодня он объединяет 175 искажений в туманные категории (поведение и принятие решений, вероятности и стереотипы, социально обусловленные, и так далее).

Сами категории выглядят пересекающимися, а сортировка внутри них сделана в алфавитном порядке. Поэтому вдоволь хватает дубликатов, а похожие искажения под разными названиями волей-неволей оказываются разбросаны по списку.

В прошедшие 4 недели, будучи в отпуске по уходу за ребёнком, я попытался получше разобраться в списке и придумать более понятную структуру его организации. Описания разных когнитивных искажений давали мне пищу для ума, пока я укачивал маленького Луи.

Я начал с сырого списка из 175 искажений, вычистил дубликаты и объединил похожие искажения (например, эффект запоминания странного и эффект запоминания смешного) и дополняющие искажения (например, отклонения, связанные с оптимизмом и пессимизмом). Список уменьшился примерно до 20 уникальных мыслительных стратегий, которые мы используем по очень конкретным причинам.

Несколько раз я попытался объединить эту двадцатку на более высоком уровне, пока не пришёл к группировке по главным когнитивным проблемам, с которыми мы сталкиваемся. У каждого когнитивного искажения есть причина и объяснение. Обычно это экономия времени или энергии мозга. Если рассматривать искажения с точки зрения тех проблем, которым они пытаются противостоять, то становится гораздо понятнее, почему они существуют, полезны, и к каким последствиям приводят (в виде итоговых ошибок).

Memory errors[править]

Beneffectance
perceiving oneself as responsible for desirable outcomes but not responsible for undesirable ones. (Term coined by Greenwald (1980)) (See Self-serving bias.)
Consistency bias
incorrectly remembering one’s past attitudes and behaviour as resembling present attitudes and behaviour.
Cryptomnesia
a form of misattribution where a memory is mistaken for imagination.
Egocentric bias
recalling the past in a self-serving manner, e.g. remembering one’s exam grades as being better than they were, or remembering a caught fish as being bigger than it was
False memory
Hindsight bias
filtering memory of past events through present knowledge, so that those events look more predictable than they actually were; also known as the ‘I-knew-it-all-along effect’.
Suggestibility
a form of misattribution where ideas suggested by a questioner are mistaken for memory.

Вода с лимоном для похудения

  • повышенной кислотности;
  • возможности появления аллергической реакции на цитрусовые;
  • желудочно-кишечных заболеваниях;
  • проблемах с печенью либо желчным пузырем.

Навешивание ярлыков

Милая забава детства. Милая снаружи, черная внутри. Сначала мы дразним одноклассников, потом однокурсников. Дразним родных и любимых — а в итоге без конца клеймим и себя. Сам по себе ярлык означает неизменное и постоянное свойство: «лузер», «забывашка», «тупица».

Может быть интересно

Возможно, вчера вы неудачно выступили с презентацией, а завтра, подтянув некоторые навыки, изменились и справились уже намного лучше. Человек постоянно меняется — обновляются клетки организма, обновляется его внутренний мир, так что цепляться за ярлыки нерационально и неэффективно. Это откат назад в развитии.

Мозгу все равно: если вы решили, что вы милый «забывашка», значит, будут активироваться нейронные связи, связанные с этим ярлыком, и сценарий «забывашка» будет повторяться.

[править] Важнейшее когнитивное искажение

Если ещё хочется…

Описывать всю сотню тараканов в голове нет ни желания, ни возможности, никаких байтов не хватит. Хотя среди них и остались такие забавные зверушки как:

Эффект ореола. Склонность распространять положительное впечатление от части объекта на весь объект. Источник бабла для канадских компаний, сотрудники которых по служебным инструкциям обязаны производить положительное впечатление, которое жертвами автоматически переносится на их говнотовар.

  • Ошибка стрелка из Техаса. Суть этой ошибки раскрывает название. Некий стрелок из Техаса стрелял по амбару, а уже потом рисовал мишень в месте, куда попало больше пуль. Типичная жертва подобной ошибки — слепой форекс-лох, пытающийся наудачу слепить свою «стратегию» из барахла вроде случайно наугад вытянутых индикаторов и осцилляторов.

Но самым важным искажением, царем мозговых слизней, видится искажение, отрицающее наличие когнитивных искажений. Вот уж, если в голове поселилось такое животное, баги будут плодиться неконтролируемо, и спасет только живительная декапитация или шоковая терапия .

Советы астролога

Иллюзии мозга или когнитивные искажения

Бывало ли у вас такое что вы принимали не правильные решения, хотя казалось бы, вся необходимая информация у вас под рукой?

Или может кто-то из ваших знакомых очень сильно вас удивлял, ведя себя не так как вы ожидали.

Или например, вы планировали сделать что-то очень быстро, за час или два, но по факту потратили несколько дней.

Чаще это связано с когнитивными искажениями.

Когнитивные искажения — это ошибки мышления, которые совершают все люди. Они предсказуемы и можно очень точно сказать, в какой момент появится то или иное искажение.

Когнитивные искажения мешают нам объективно работать с информацией.

Термин предложил Даниэль Канеман. Во время своих экспериментов он увидел, что люди совершают одни и те же систематические ошибки.

В своей книге «Думай медленно, решай быстро», Канеман предлагает интересную модель мышления. А именно, разделить мышление на быстрое и медленное.

Быстрое мышление или другими словами интуитивное — с помощью него мы совершаем основную массу своих решений для каких-то простых действий.

Но иногда этого недостаточно и нам нужно направить сфокусированное внимание на решение более сложной задачи. В этом случае включается медленное мышление

Например, давайте попробуем решить простое уравнение.

Мяч и бита вместе стоят 110 рублей. При этом бита, стоит на 100 рублей дороже чем мяч.

Сколько стоит мяч?

Первый ответ который приходит в голову большинству – 10 рублей. Но это не правильный ответ. Правильный ответ 5 рублей, потому что в таком случае бита стоит 105 рублей и 5 рублей стоит мяч, которые в сумме дают 110 рублей.

Когнитивные искажения рождаются именно при быстром типе мышления.

Сложность в том, что когнитивных искажений очень много. Например в википедии описаны около двух сотен различных искажений. Но есть 13 самых популярных, которые часто мешают нам, и дальше мы разберем именно их.

Почему мозг любит ошибаться

Каждое искажение зачем-то нужно. Они появились в процессе развития мозга, чтобы помочь человеку адаптироваться в мире, не сойти с ума, сберечь энергию и время.

, тренер и блогер, потратил месяц, чтобы изучить и рассортировать их: сделал таблицу, вычистил дубли, сгруппировал основные ошибки. У него получилось 20 шаблонных сценариев, по которым работает мозг.

Эти сценарии решают четыре главные проблемы:

Как справиться с информационной перегрузкой.
Как действовать, когда ты ничего не понимаешь.
Как действовать быстро.
Как запомнить важное и не запоминать ненужное.

Сегодня мы разберём когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Мурат Джусоев при участии Владимира Феоктистова и Георгия Котова
  • Режиссёр-постановщик: Владимир Феоктистов
  • Оператор-постановщик: Виктор Крутин
  • Художники-постановщики: Михаил Безчастнов и Виктор Фомин
  • Композитор: Артём Артемьев
  • Звукооператор: Виктор Сегал
  • Художник-гримёр: Людмила Друмерецкая
  • Постановщик трюков: Виталий Васильков
  • Консультант: Владимир Бородин (мастер спорта СССР по карате и по рукопашному бою)

Примечания

  1. ↑ Кукла А. Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Андре Кукла; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 146 с.
  2. Герд Гигеренцер. Понимать риски. Как выбирать правильный курс. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015
  3. Социологический энциклопедический англо-русский словарь
  4. Канеман, Даниэль. Думай медленно… решай быстро: /Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.475-489. 653 с.
  5. Канеман, Даниэль. Думай медленно… решай быстро: /Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.328-329. 653 с.
  6.  (англ.). Дата обращения 5 января 2017.
  7. Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 2011. — ISBN 978-5-4237-0138-3.
  8.  (англ.). Psychology Campus.com.
  9. Forer, B. R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1949. — № 44. — С. 118—123.
  10. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983.
  11. , pp. 153—158.
  12. Роберт Т. Кэррол. Криптомнезия // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 252. — ISBN 5-8459-0830-2.
  13. Н. Е. Бачериков, К. В. Михайлова, В. Л. Гавенко, С. Л. Рак, Г. А. Самардакова, П. Г. Згонников, А. Н. Бачериков, Г. Л. Воронков. Клиническая психиатрия / Под ред. Н. Е. Бачерикова. — Киев: Здоровье, . — 512 с. — ISBN 5-311-00334-0.
  14. Robinson-Riegler; Robinson-Riegler, Bridget; Gregory. Cognitive Psychology: Applying the Science of the Mind (Third ed.). — 75 Arlington Street, Suite 300, Boston, MA: Pearson Education Inc. as Allyn & Bacon., 2012. — С. . 272—276; 295—296; 339—346. — ISBN 0-205-17674-7.
  15. Phelps, E. Human emotion and memory: Interactions of the amygdala and hippocampal complex (англ.) // Current Opinion in Neurobiology. — Elsevier, 2004. — P. 198—202.
  16. Richmond, Jenny; Nelson, Charles A. Accounting for change in declarative memory: A cognitive neuroscience perspective // Developmental Review 27 (3). — С. 349—373.
  17. Wayne Weiten. Psychology: Themes and Variations. — 8th ed. — Cengage Learning, 2010. — С. 338. — 880 с. — ISBN 978-0495093039.
  18. Robinson-Riegler, B., & Robinson-Riegler, G. Cognitive Psychology: Applying the Science of the Mind. — Allyn & Bacon, 2004. — 313 с.

7 советов, которые могут спасти вашу карьеру

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не способен обрабатывать всю поступающую извне информацию, поэтому стремится упростить картину, объясняет нобелевский лауреат Даниел Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Поэтому легкое и понятное кажется нам правильным, а сложное и запутанное — ошибочным. Но в реальности, конечно, истина может быть сложной, а заблуждение — простым и «очевидным».

Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:

  • Ошибка атрибуции — стремление оправдывать собственные ошибки, но осуждать чужие промахи. Если кто-то опоздал на встречу, то мы считаем, что это непунктуальный человек. А если опоздали мы сами, то у нас, безусловно, были уважительные причины задержаться.

  • Генерализация частностей — стремление делать выводы на основе единичных событий. Если кто-то из близких человека погиб в авиакатастрофе, то этот человек начинает бояться самолетов, хотя шанс попасть в катастрофу остается минимальным.

  • Феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, что вещь, о которой человек недавно узнал, начинает попадаться ему повсюду. Например, вы прочли, что в этом сезоне модны белые брюки — и они сразу начинают бросаться вам в глаза на улице здесь и там.

  • Селективное восприятие — стремление верить только тем фактам, которые отвечают сложившимся ожиданиям. Если вы уверены, что коллега желает вам зла, то все его ошибки воспринимаются как намеренные, а все одолжения — как лицемерие.

  • Подчинение авторитету — готовность сходу согласиться, что наделенный властью человек прав, даже если его неправота очевидна. Страшные последствия этого искажения продемонстрировал печально известный эксперимент Милгрэма.

  • Эффект ореола — стремление по первому впечатлению судить о человеке или явлении и в дальнейшем. Например, если вы сначала узнали о новом знакомом что-то хорошее, то впоследствии даже отрицательные его черты будете оправдывать.

  • Эффект фрейминга — склонность по-разному реагировать на одну и ту же информацию, изложенную разными словами. Например, покупатели лучше отнесутся к «лекарству, эффективному в 50% случаев», чем к «лекарству, бесполезному в половине случаев» — хотя речь идет об одном и том же.

Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.

Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.

Читайте подробнее: Эффект якоря и эффект гориллы. 6 психологических ошибок, которые нами управляю

[править] Почему же они такие идиоты

Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

— Приписывается Платоном Сократу

Именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении.

— Михаил Бакунин

Эффект Даннинга-Крюгера — главная проблема музыки в России современных интернетов, движущая сила холиваров и причина бесконечных срачей между PM и разработчиками. Суть заключается в том, что поциент, обладающий низкой квалификацией, слабо представляет сложность задачи, не способен заметить свои ошибки, поэтому имеет завышенную оценку своих способностей и заниженную — сложности проблемы. Люди с высокой квалификацией, наоборот, склонны недооценивать свой уровень и считать задачу неебически сложной. Эффект открыт британскими учеными, которые исследовали поведение студентов илитных вузов.

Клиническая картина данного недуга включает три основных признака. А именно:

  • Поциент склонен переоценивать собственные умения;
  • Поциент не способен адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
  • Поциент не способен осознавать всю глубину своей некомпетентности;

Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности.

— Чарльз Буковски

Ситуация усугубляется обратным явлением. Умные люди знают предел возможностей своего ума (Только умный способен понять, чего он не знает, ага, а ещё «Лучший способ победить  — переорать всех»), а квалифицированные специалисты — границу своей квалификации. Но плюсом к этому любят ещё и подстраховаться. Чего нельзя сказать о поциентах. Поэтому хирург не рискнет советовать лекарство от гипертонии (даже если он помнит курс фармакологии), а онколог — прописывать курс лечения язвы (даже если читал, что язва вызывается бактериями, какими именно, и какие антибиотики их убивают). В результате на тех же форумах без определенной тематики наблюдается парадоксальная картина, когда на медицинские вопросы отвечают все, кроме имеющих медицинское образование, гитару помогают выбирать все, кроме настоящих музыкантов, кончавших в консерватории, и типа того.

Нетрудно догадаться, что ЭДК создает благодатную почву для развития холивара. Нуб-неофит молод и горяч, не знает как слабых мест объекта своего обожания, так и сильных сторон объектов ненависти. И что самое страшное, но забавное — когда нуба тычут мордой в только что сделанные им ошибки, он даже не понимает где зафейлил, и его покерфейсу позавидует любой тролль. В результате, в чем-то переубедить бледного юношу со взором горящим просто невозможно, ибо любые рациональные аргументы он пропускает мимо ушей. Самое эффективное в данном случае — кинуть какашку в ответ. Просветления поциенту это не принесет, но хотя бы весело.

Греческие острова зимой: куда поехать в несезон

Искажения, связанные с вероятностями и верованиями[править]

Многие из этих конитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.

Когнитивное искажение в условиях неоднозначности 
избегание вариантов действий, в которых отсутствующая информация делает вероятность «неизвестной».

Эффект привязки 
особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.

Отклонение, связанное со вниманием 
пренебрежение релевантной информацией при суждении о корреляции или ассоциации.

Эвристика доступности 
оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.

Каскад доступной информации 
самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторите нечто достаточно долго и это станет правдой»).

Иллюзия кластеризации 
тенденция видеть паттерны там, где их на самом деле нет.

Ошибка полноты распределения 
тенденция верить, что чем ближе среднее значение к заданному, тем ужЕ распределение набора данных.

Ошибка совпадений 
тенденция полагать, что, более специальные случаи являются более вероятными, чем более частными.

Ошибка игрока 
тенденция полгать, что отдельные случайные события испытывают влияние предыдущих случайных событий.

Эффект Хоутрона 
феномен, состоящий в том, что люди, наблюдаемые в ходе исследования, временно изменяют своё поведение или производительность. Пример: Повышение производительности труда на заводе, когда приезжает комиссия.

Эффект знания задним числом 
иногда называется «Я так и знал, что так будет» : склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Иллюзия корреляции 
ошибочная вера в взаимосвязь определённых действий и результатов.

Ошибочность, связанная с играми 
анализ проблем, связанных с выпадением шансов, с помощью узкого набора игр.

Эффект ожидания наблюдателя 
этот эффект возникает, когда исследователь ожидает определённого результата и бессознательно манипулирует ходом эксперимента или неправильно интерпретирует данные, чтобы обнаружить этот результат (см также эффект ожиданий субъекта).

Отклонение, связанное с оптимизмом 
тенденция систематически переоценивать и быть сверхоптимистичным относительно шансов успеха планируемых действий.

Эффект сверхуверенности 
тенденция переоценивать свои собственные способности.

Отклонение в сторону позитивного исхода 
тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.

Эффект первенства 
тенденция переоценивать изначальные события более, чем последующие события.

Эффект недавнего 
тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.

Недооценка возвращения величины к среднему значению 
тенденция ожидать, что экстраординарное поведение системы продолжится.

Эффект воспоминаний 
эффект, состоящий в том, что люди помнят больше событий из своей молодости, чем из других жизненных периодов.

Приукрашивание прошлого 
тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.

Искажение, связанное с селекцией 
искажение в экспериментальных данных, которое связано с тем, каким образом данные были собраны.

Стереотипизация 
ожидание от члена группы определённых характеристик, без знания никакой дополнительной информации о его индивидуальности.

Эффект субаддитивности 
тенденция оценивать вероятность целого в качестве меньшей, чем вероятности составляющих его частей.

Субъективное придание значимости 
восприятие чего-либо, как истинного, если верования субъекта требуют, чтобы это было истинным

Сюда также входит восприятие совпадений как взаимосвязи.

Эффект телескопа 
этот эффект состоит в том, что недавние события кажутся более отдалёнными, а более дальние события : более близкими во времени.

Ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса 
выбор или подстройка гипотезы после того, как данные собраны, что делает невозможным проверить гипотезу честно.

Использование слов «должен», «надо», «обязан» в качестве источника мотивации

Вы думаете, что эти слова придадут вам сил, но в итоге вы оказываетесь один на один с чувством вины, поскольку не успели сделать все, что запланировали (или злитесь, что кто-то другой этого не сделал). Часто это звучит так:

  • «Я ведь обязан был доделать этот договор к пятнице».
  • «Они должны были подумать о моих планах относительно данного проекта, они ведь обязаны понимать, что меня огорчает сложившаяся ситуация».

Важно понять, что «должен», «надо», «обязан» – это слова обязанности. Много ли вы знаете людей, которым нравится действовать из-под палки? Попробуйте заменить эти слова на «я хочу», «я могу» или «я выбираю»

Это как раз та ситуация, когда магия слова способна творить чудеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если принять, что язык как таковой может быть представлен в виде отношения: выражение-выражаемое, то «языков» окажется больше, чем один, так как могут быть применены разные знаковые системы выражения. Если также принять, что любой язык есть средство общения людей, то должен существовать только один достаточно понятный язык, порождающий другие языки. Действительно, понимание может осуществиться только в том случае, когда у партнеров общения будет что-то общее. Общим для людей является предстоящая им действительность. Представления же как отражение действительности субъективны и не могут быть переданы непосредственно от одного партне­ра к другому; поэтому нельзя узнать, какая часть содержания этих представлений совпадает у разных партнеров. Операция обозначения позво­ляет выделить дискретные элементы содержания представлений, которые в знаковой системе натурального языка могут передаваться от одного партнера к другому и сравниваться. В результатах формируются и каждым усваиваются общественно отработанные понятия как критерии взаимного понимания. Взаимодействие внутреннего, субъективного языка и натураль­ного, объективного образует процесс мышления. Мышление —это об­щественное, а не индивидуальное явление. Мысли вырабатываются в сов­местной деятельности людей. Понимание – это перевод с натурального языка на в внутренний. Обратный перевод – высказывание.

В самом натуральном языке можно обнаружить новое взаимодействие двух языков. Для понимания необходима операция отождествления и вы­полнение правил тождественных преобразований. В языке должны быть компоненты, позволяющие партнерам отличать тождественное от нетожде­ственного. При помощи мета-языковой абстракции эта часть натурального языка может быть выделена и представлена как особый язык, один и тот же во всех натуральных языках — это логика. Соблюдение правил такого языка в речах на любом натуральном языке называют логическим мышле­нием.

Далее, натуральный язык может породить такой язык, высказывания на котором непереводимы на натуральный язык; на натуральном язык устанавливаются общепонятные положения, вводятся символы, определи ется их значение и такие правила составления высказываний, которые сохраняют истинность ранее принятых положений. Отсюда следует, что правильные высказывания на этом языке не нуждаются в проверке и понимании, т. е. в переводе на натуральный язык. Таков язык математики. Так как этот язык порождается натуральным языком, он сохраняет двухзвенность натурального, а именно —язык алгебры (символический) и язык геометрии (изобразительный). Оба эти языка взаимно переводимы, но перевод на натуральный язык исключается (алгебраические формулы не поддаются описанию в словах, а геометрические объекты, например, многомерного пространства —наглядно не представимы). Следует разли­чать фазу порождения математических языков (это аспект человеческого мышления и общения) от фазы применения математической системы. В последнем случае осуществляется процесс, часто называемый языком информационных машин.

В процессе общения и применения натурального языка вырабатыва­ются еще два особых языка —языка художественного мышления. Выше отмечалось, что представления и чувствования сами по себе и непосред­ственно не передаваемы. Однако возможен такой язык, при помощи которого можно управлять появлением у воспринимающего партнера определенных представлений и чувствований. Это достигается путем введения в язык новых правил, регулирующих или надсинтаксическую структуру временных членений (как в поэтическом языке), или форму языковой изо­бразительности, т. е. способ построения описываемых ситуаций (как в художественной прозе). Так создается двухзвенпый механизм художест­венного мышления. Здесь задаются новые, так сказать, более «свободные» правила отождествления, логика ограничивается, выражаемое определя­ется неповторимостью ситуаций и индивидуальностью интонаций. Наибо­лее полно язык изображений представлен в изобразительном искусстве. Художник передает в своем произведении сложное наглядное сообщение, которое приобретает смысл при интерпретации его замысла зрителем. Здесь также обнаруживается двухзвенный механизм художественно-изобразительного мышления (в наиболее простой форме он реализуется в надписях под картинами и скульптурами).

Гипотезу двухзвенностн языка внутренней речи подтверждают не только экспериментальные факты, но и тривиальные наблюдения над формам общения людей, показывающие, что понимание, т. е. прием сооб­щений, следует рассматривать как перевод с одного языка на другой. При этом одним из этих языков должен быть язык изображений, так как именно из них составлена первая, чувственная ступень познания дейст­вительности.

Список использованной литературы.

1.Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. // Психология речи. – М.,1946.

2.Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания,1964. — № 6.

3.Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.,1985.

4.Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. – Минск, 1988.

5.Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. // Вопросы порождения речи и обучения языку (под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой). – М.,1967.

6.Найссер У. Познание и реальность. – М.,1981.

7.Немов Р.С. Психология. – М.,1995. – Том 1.

8.Подольский Л.И. О взаимовлиянии внутренней и внешней речи. // Психология речи. – М.,1946.

9.Психолингвистика (сб. статей). – М.,1984.

10. Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание. // Ученые записки ГНИИ психологии,1941. – том 2.

11. Соколов А.Н. Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления. // Известия Академии педагогических наук РСФСР,1960. — № 113.

12. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.,1989.

Немов Р.С. Психология. – М.,1995. – Том 1. – с. 275.

Психолингвистика (сб. статей). – М.,1984. – с. 301.

Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.,1985. – с. 63.

Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. // Психология речи. – М.,1946. –с. 267.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.,1989. -.с. 131.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание. // Ученые записки ГНИИ психологии,1941. – том 2. – с. 41.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание. // Ученые записки ГНИИ психологии,1941. – том 2. – с. 44.

Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. // Вопросы порождения речи и обучения языку (под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой). – М.,1967. – с. 8.

Соколов А.Н. Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления. // Известия Академии педагогических наук РСФСР,1960. — № 113. – с. 71-72.

Подольский Л.И. О взаимовлиянии внутренней и внешней речи. // Психология речи. – М.,1946. – с. 107-108.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания,1964. — № 6. – с. 29.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания,1964. — № 6. – с. 34.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания,1964. — № 6. – с. 36.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector