Установка (психология)

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

Установка
— неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, ); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия . Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т

п.
Кроме этого, большое внимание установкам, в особенности роли установок в познании, уделял С. Л

Рубинштейн . В его работах понятие установки связано с понятиями Бессознательное .

Понятие социальной установки

Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.

С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.

Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.

Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.

Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.

Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.

Виды установок в психологии

Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.

Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Еще одна разновидность – социализация. Это своеобразное становление личности, когда она усваивает общепринятые модели поведения, общественные правила и нормы, знания и умения, способствующие ее успешной деятельности в обществе. Люди начинают социализироваться с самого рождения и продолжают на протяжении всей жизнедеятельности. Этот тип рассматривается  с нескольких ракурсов. А именно, как:

  • Процесс – становление и развитие, происходящее в зависимости от особенностей человека и характера его контактирования с действительностью.
  • Условие – присутствие социума, необходимого для социализации.
  • Проявление – реакция индивидуума на ценности. При этом учитывается его возраст и опыт в совокупности с общественными отношениями.
  • Результат – характеристика личности, как частички общества.

Разделяют и такой вид, как предрассудок. Это мнения или взгляды, которые основаны на искаженных или неточных знаниях. К нему приписывается и эмоциональный компонент. Так, явление предполагает не только неправильное восприятие определенной стороны действительности, но и неадекватные действия, направленные на нее. Самые яркие примеры соц.установок – это расовые или национальные предубеждения.

Установки и ролевое поведение

Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.

Определение 3

Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.

Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.

Замечание 1

Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.

Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.

Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.

При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть следующие:

  • возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
  • социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной

Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.

Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.

Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.

Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.

Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.

Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.

При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.

Что такое установки?

Установки — это наши мнения, мысли и верования.

Например, я живу в Москве и верю в то, что 100 тыс. рублей — это средняя зарплата, на которую можно существовать, но хорошо жить сложно. Прочитав эту фразу житель другого, менее богатого города подумает, что я сошла с ума. Ведь в его городе зарабатывать в 100 тыс. рублей — это значит быть богатым.

Кто их нас прав? Мы оба правы. Мы просто живем с разными системами убеждений.

Представим двух женщин в возрасте 40 лет. Одна из них уже много лет живет в счастливом браке с хорошим мужем. Они обожают друг друга и все дела делают сообща. Эта женщина убеждена, что в мире много интересных умных достойных мужчин, которые честны, верны и искренне заботятся о своих женщинах.

Вторая женщина не столь успешна в отношениях. Ей часто не везет и она искренне считает (а точнее знает), что мужчин нормальных в стране мало (всех убили на войне), те кто остались либо алкоголики, либо дамские угодники. Вообще мужчинам сложно верить, так все изменяют.

Кто из них прав? Обе. Просто у них разные системы убеждений.

Как возникают эти убеждения я написала уже в статье Зеркало мира: догадываетесь ли вы, что внешний мир и другие люди просто отражают ваши мысли?

Как установки определяют нашу жизнь?

Часть из вас, дорогие читатели, могла подумать, что тут нет ничего удивительного — одному человеку повезло жить в Москве, а что касается женщин — так сложилась судьба…

Но вспомните слова Вадима Зеланда:

На самом деле не реальность определяет убеждения, а совсем наоборот. Система наших убеждений буквально СОЗДАЕТ нашу жизнь.

Наш мозг просто не способен увидеть в реальности того, чего нет в нашей системе убеждений.

Эффект когнитивных искажений

Ошибки мышления (ограничивающие установки) формируют представления человека о себе и о мире.

Представьте человека, убежденного в том, что актерским мастерством не заработать. Он встречается с друзьями и слышит от них две разные истории. В одной друзья рассказывают ему об успехе одноклассника, ставшего высокооплачиваемым актером. В другой – о том, как их бывшая коллега бросила работу и прогорела на своем решении попробовать актерскую карьеру.

Чьей истории он поверит? Больше шансов, что второй. Тем самым он продемонстрирует одно из когнитивных искажений – склонность к подтверждению своей точки зрения. Или тенденцию человека искать информацию, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Теперь представьте, что его познакомили с тем успешным одноклассником, сделавшим актерскую карьеру. Изменит ли он свое мнение или продемонстрирует эффект стойкости убеждения, когда мнение сохраняется даже тогда, когда поддерживающие его свидетельства были опровергнуты?

Убеждения формируются благодаря опыту и полученной извне информации, они обусловлены многочисленными искажениями мышления. Убеждения часто не имеют ничего общего с реальностью.

По сути мы слепы…

Нейробиология об убеждениях

Чем чаще человек повторяет определенное действие, тем прочнее становится нейронная связь между клетками мозга, которые совместно активировались для осуществления этого действия. Чем чаще активируется нейронная связь, тем выше вероятность активации этих нейронов в будущем. И значит, выше вероятность сделать то же, что и обычно.

Верно и противоположное утверждение: между нейронами, которые не синхронизированы, нейронная связь не образуется.

Вы должны знать — синоптическая связь между нейронами способна меняться. Использование нейронных связей, представляющих определенный навык и способ мышления, приводит к их укреплению. Если же действие или убеждение не повторяются, нейронные связи ослабевают.

Так приобретается навык: будь то умение действовать или способность мыслить определенным образом.

Вспомните, как вы учились чему-то новому, раз за разом повторяли усвоенный урок, пока не достигли успеха в обучении. Изменения возможны. Убеждения изменяемы.

По теме: Фильм о нейропластичности мозга.

Понятие социальной установки

Определение 1

Социальная установка – это базирующаяся на прошлом социальном опыте психологическая готовность индивида вести себя определенным образом.

Категории «социальная установка» и «установка» в общей психологии – не одно и то же.

Социальная установка всегда осознается человеком и направляется социальным объектом. Благодаря установке человек приступает к определенной деятельности.

Установки, по мнению Д. Узнадзе, это целостное динамическое состояние готовности к определенной деятельности и лежат они в основе избирательной активности человека.

Зная социальные установки можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на бытовом уровне близко к понятию «отношение». В своей концепции отношений человека, В.Н. Мясищев отмечает, что отношение надо понимать как систему временных связей человека со всей деятельностью или отдельными её сторонами.

Понятие социальная установка ввели в 1918 г У. Томас и С. Знанецкий, определив её как психологический процесс в отношениях к социальному миру в связи с социальными ценностями.

Ценность они считали объективной стороной установки, а это значит, что установка является индивидуальной стороной социальной ценности. По своему существу, подчеркивали Томас и Знанецкий, установка остается чьим-то состоянием.

Установка одновременно функционирует как элемент психологической и социальной структуры личности. Одна грань установки обращена к социологии, другая – к психологии. Она объединяет предметное содержание аффектов, эмоций в единое целое.

Что касается западной социальной психологии, то там для обозначения понятия социальная установка используется термин «аттитюд», который означает определенное состояние сознания и нервной системы, скрытое отношение к социальным ситуациям и объектам.

Аттитюд выполняет 4 функции – приспособительную, функцию знания, выражения и функцию защиты.

Структура аттитюда была определена в 1942 г. М. Смитом. Он включил в неё три компонента:

  1. когнитивный – осознание объекта социальной установки;
  2. аффективный – эмоциональная оценка объекта;
  3. поведенческий – привычное поведение по отношению к объекту.

Замечание 1

Социальные установки полностью формируются между 20-ю и 30-ю годами под влиянием родителей, средств массовой информации, и меняются с трудом.

Также их формирование идет на основе личного опыта и часто повторяющихся ситуаций.

В 60-е годы на основании многочисленных исследований было установлено, что мысли и чувства людей, их отношение к тому или иному объекту, имеют мало общего с их реальным поведением. К такому же выводу пришел Р. Лапьер.

Интересную идею о существовании у человека одновременно двух аттитюд, высказал М. Рокич – один аттитюд на объект, другой на ситуацию, включаться может то один, то другой.

Исследования, проведенные в 70-е 80-е годы прошлого века, показали, что установки действительно оказывают влияние на действия человека при условиях, что другие воздействия минимальны, когда установка и конкретное действие связаны, когда установка становится потенциально действующей, поскольку она доведена до сознания.

Социальные установки

Определение 1

Социальная установка — это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.

Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.

По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.

Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.

Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:

  • смысловом,
  • целевом,
  • операциональном.

Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.

Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.

Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.

Определение 2

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.

Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.

Аттитюды имеют свои функции:

  • адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
  • функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
  • функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
  • функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.

Неадекватные оценки и восприятия

Значительную
роль в возникновении и развитии конфликтов
играют неадекватные
представленная, оценки и самооценки.

Особенно ча­сто они служат причиной
конфликтного поведения в деловом
обще­нии, в котором нельзя по собственной
воле выйти из взаимодействия или
применить тактику избегания. Примером
такого конфликта может служить ситуация,
когда подчиненные полагают, что имеют
право на выражение своих взглядов и
мнений по тому или иному вопросу, а между
тем руководитель считает, что они должны
беспре­кословно выполнять его
распоряжения.

1
Весьма важной причиной конфликта в
рассматриваемом кон­тексте является
разрыв между
ожидаемым и
реальным
результатом. И
чем больше наблюдается несоответствие
между ними, тем сильнее будет возникать
напряженность у индивида или социальной
груп­пы

Поэтому для предупреждения
конфликтов ожидания следует всегда
подкреплять реальным результатом и чем
быстрее это будет сделано, тем меньше
будет напряженность.

Интересный
феномен, который помогает объяснить
одну из при­чин социальной напряженности,
был описан С. Стауффером с соав­торами
в работе «Американский солдат»1.
Для его обозначения они ввели термин
относительная
депривация
(от
англ. deprivation
— ли­шение). В частности, исследуя
удовлетворенность продвижением по
службе в авиации и военной полиции, они
обнаружили, что в авиа­ции недовольных
оказалось больше, хотя очередное звание
там при­сваивалось быстрее. Объяснение
этого, как выяснилось, состояло в том,
что быстрое продвижение летчиков
завышало их ожидания и их запросы росли
быстрее возможностей их удовлетворения.
А в военной полиции повышения по службе
надо было ждать долго, поэтому люди были
удовлетворены.

2
Весьма распространенной причиной
разнообразных конфлик­тов могут стать
и неправильные
оценки подчиненных.

При этом как завышение, так и занижение
оценок приводит в организации к на­рушению
принципа распределительной справедливости
и может выз­вать недовольство в
коллективе и конфликтную ситуацию.

Впервые
принцип
распределительной справедливости
(или «спра­ведливой пропорциональности»)
был сформулирован еще Аристоте­лем,
согласно которому «понесший большие
труды получает много, а понесший малые
— мало»3.
В современной теории на формулиров­ку
и значение соблюдения этого принципа
в человеческих отноше­ниях одним из
первых обратил внимание Д. Хоманс.
Сущность это­го принципа, считает он,
состоит в том, что человек, вступивший
в общение с другими (другим), будет
ожидать, что вознаграждение или доходы
(в том числе и психологические) каждого
из них будут Пропорциональны издержкам
(расходам), т.е

чем больше издержки, тем
должны быть больше и вознаграждения.
Несоблюдение этого принципа с большой
вероятностью ведет к недовольству. «Чем
чаше в ущерб индивиду,— пишет он,—
правило распределительной спра­ведливости
оказывается нереализованным, тем с
большей вероятно­стью он обнаруживает
эмоциональное поведение, которое мы
назы­ваем гневом»3.

1Stouffer
S. A.

et al. The American Soldier — Princeton.
1949.

2Аристотель.
Сочинения: В
4-х т. Т.4.
– М.: Мысль,
1983. — С.
325.

3
Bomans G. C.

Social Behavior Its Elemental Forms.

N. Y.: Harcourt, Brace&Worid, 1961. – P. 112.

3
Причиной конфликта может быть не только
неадекватная оцен­ка индивида со
стороны других людей, но и неадекватная
само­оценка,

являющаяся важным регулятором поведения
личности. По­этому как завышенная,
так и заниженная самооценка, связанная
с неправильным представлением о своих
возможностях и месте в группе, будет
вызывать постоянные трения, недоразумения
и отрицатель­ную реакцию других людей.

Негативные
последствия неадекватной самооценки
на взаимо­действие с другими в
организации усугубляются тем, что, как
пока­зали исследования, люди,
пользующиеся наибольшим престижем в
производственных бригадах, склонны
занижать свою оценку, и на­оборот’.
Отсюда и возможность межличностного
конфликта. Чело­век может давать
советы другим, в худшем случае даже
поучать своих коллег, полагая, что имеет
на это право. Тогда как в действи­тельности
его неформальный статус может быть
несовместим с ро­лью «советника».

Кроме
того, неадекватная самооценка часто
является причиной и внутриличностного
конфликта,

поскольку тесно связана с уровнем и
масштабом ее притязаний. Человек,
завышающий свои возможно­сти, может
ставить перед собой и чрезмерно завышенные
и поэтому изначально невыполнимые
задачи и недостижимые цели. Поэтому его
уделом будут постоянное разочарование,
чувство неуверенности, повышенная
тревожность и т.д., то есть состояние
внутреннего на­пряжения и противоборства
внутриличностных структур. А это и есть
внутриличностный конфликт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector