Социальная психология

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

История развития

Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.

Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.

Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.

Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.

История развития в России и за рубежом

История развития социальной психологии берет свое начало со второй половины 19 века. В этот период исследователи впервые заговорили о создании отдельного направления в психологической науке, которое будет углубленно изучать общение представителей социума, обмен данных между различными социальными группами. Она образовалась в результате симбиоза социологии и психологии. Перед появлением нового направления было накоплено множество знаний о социуме, его развитии, которые в итоге стали теоретической базой для социальной психологии.

Выделение этого направления в отдельную научную отрасль было связано с несколькими факторами:

  • накоплением знаний в антропологии, этнологии, археологии;
  • развитием языкознания;
  • ростом городов, становлением различных отраслей производства.

Дата зарождения социальной психологии — 1895 год.

С этого момента начинают возникать концепции нового психологического направления, которые показали, что большинство проблем невозможно решить усилиями отдельных наук. Нужен синтез между психологией, социологией, чтобы дальнейшие исследования дали весомый результат.

Что же это такое

Простыми словами — боязнь близости. Индивид, которому свойственно такое поведение, предпринимает все возможное, чтобы ни в ком не нуждаться. Он старательно избегает привязанностей, так как не умеет доверять окружающим. Фигурально выражаясь, можно интерпретировать его жизненные установки как: «Я сам по себе, мне никто не нужен». На самом же деле он прячется, он пытается оградить себя от вероятных негативных последствий сближения с людьми.

История развития соц. Психологии.

Происходила на
протяжении нескольких важных этапов:
1этап
(6 в. до н.э.- середина 15в.) накапливались
начальные знания о происхождении и
сущности социально-психологических
особенностей человека, его месте и роли
в системе общественных отношений,
психологических механизмах социального
поведения личности.

2 этап
(середина 15- середина 19в.) исследовались
и обобщались в основном представления
о влиянии общества, государства на
взаимодействия и общения людей как
представителей различных соц. групп.

На 3 этапе
(середина 19 – середина ХХв.) разрабатывались
соц. психологические теории и зарождались
соц. – псих школы (этнопсихология,
политическая психология и др.).

4 этап
(с середины ХХв.- по настоящее время)
ознаменовал превращение и оформление
соц. психологии в экспериментальную
науку.

В России
отечественная соц.
психология
прошла в своём развитии несколько
этапов. Возникла на рубеже 19-20 вв.

1-й период 60 годы
19 века начало 20 в

Становление
соц.психологии зарождение соц.психол.
идей внутрии общественных наук.
обращается внимание на повед. личности
в группе, общение и совмест деятельность
(эмпирические описания социально-
психологич процессов и явлений)

2-й пер. 20 г 20 века
– середина 30 г. развитие соц. Психолог.
харак. Поиском нового пути в развитии
мировой социально – психологич мысли.
Идёт работа по исследованию проблем
коллективов. И пик развития социаль.
Психол. исследов. в прикладных отраслях,
особенно в педологии и психотехники.

3-й пер. 2-я полов.30
г. – середина 50 г. Становление соц.
Психологии – начинается изоляция
отечественной науки. Отказ от социальн.
психол. исследов. под влиянием культа
личности Сталина.

4-й. пер. втор.
полов. 50 г- 70г 20 века. Возрождение соц.
псих. и превращение в самостоятельную
отрасль знаний.

Социально –
психологические теории: Теория –
это,
попытка дать какое – то объяснение
чему бы, то ни было. Всякий процесс
объяснения обязательно предполагает
обнаружение, явление каких – либо
причинно – следственных связей, а
именно это и есть основной признак
теории.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ
За
последнее столетие в отечественной
науке сложился ряд теоретических
подходов, имеющих принципиальное
значение для разработки проблем
социальной психологии личности.
Подход
к анализу личности как системы отношений
предложен В.Н. Мясищевым
.
Он считал, что единство и многообразие
личности раскрываются через взаимосвязь
и многообразие отношений. Это требует
выделения в структуре личности
доминирующих отношений, характеризующих
ее направленность (отношение к людям,
себе, к предметам внешнего мира),—считает
В.Н. Мясищев

Культурно-историческая
концепция Л.С. Выготского

занимает по праву ведущее место в
отечественной психологии личности.
Личность незримо присутствует в процессе
культурного развития человека, —
считает Л.С. Выготский В его работах
прослеживается мысль о необходимости
изучать человеческую личность в
комплексе его высших психических
функций.

А.Н

Леонтьев,
разрабатывая концепцию психологической
теории деятельности,
особо акцентировал внимание на некоторых
проблемах личности. Выражение А.Н.
Леонтьева: “личность — это особое
качество, которое приобретается
индивидом в обществе …”, является
отправной точкой для всей теории
деятельностного опосредования личности.
Считается, что в основании личности
лежат отношения соподчиненности
человеческих деятельностей, порождаемые
ходом их развития

По мнению А.Н.
Леонтьева, личность не предшествует
деятельности, она порождается ею. Это
говорит о том, что личность может
выступать и условием, и продуктом
деятельности.

Личностный
подход”, предложенный К.К. Платоновым
и Е.В. Шороховой
,
предполагает введение личности в
предмет социальной психологии, изучение
того, в каких особенностях психического
склада личности проявляется социальность
человека, так как, по К.К. Платонову, в
любом из явлений изучаемом социальной
психологией всегда присутствует и
проявляется личность. Конкретизация
этого подхода прослеживается и в работах
К.А. Абульхановой-Славской и В.В. Новикова.
Основной тезис заключается в том, что
личность в общественных отношениях
выступает во всей своей целостности,
неотрывной от своих состояний и
психических явлений.

Межличностные отношения индивидов внутри общности

Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:

  • официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
  • неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
  • деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
  • рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
  • эмоциональные – субъективная оценка решает все.

Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

7.1. Социальная психология в организации

Одним из «локомотивов»,
обеспечивающих ускоренное развитие
прикладной социальной психологии по
сравнению с фундаментальной, является
большое количество заказов, поступающих
от различных организаций на прикладные
исследования и практические работы.

Первый круг
вопросов, которыми занимается социальная
психология в организации, связан с
формированием коллектива. К этому кругу
вопросов можно отнести:

  • подбор и оценку
    кандидатов при приеме на работу;

  • адаптацию вновь
    принятых или сменивших должность в
    пределах организации;

  • аттестацию
    персонала;

  • разработку и
    реализацию программы развития персонала;

  • организационное
    развитие.

Во-вторых, социальная
психология занимается в организации
психологическим климатом. Несмотря на
большое количество работ, посвященных
вопросам психологического климата в
коллективе, единого подхода к определению
характеристик, «отвечающих» за него на
сегодняшний день не сформировано. Тем
не менее, можно выделить следующие типы
отношений, формирующие психологический
климат: отношение к труду, условиям
труда; отношения между членами коллектива,
которые, в свою очередь, можно разделить
на: вертикальные и горизонтальные.

Отдельного внимания
заслуживают вопросы управления с точки
зрения социальной психологии и
межличностные конфликты в организации.

Объединяющим,
выводящим на другой уровень и, в каком-то
смысле, определяющим все вышеперечисленное
в данном параграфе понятием является
корпоративная культура в организации.

История социальной психологии

Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Социальная группа

Статьи по психологии Социальная психология Социальная группа

Социальная группа — общность индивидов, обладающая социальной структурой, которых объединяют общая деятельность, цели и интересы.

Функция социальной группы заключается в регулировании социального поведения индивидов в группе в стремлении к достижению объединяющих их интересов.

В социальной психологии принято подразделять социальные группы на большие, средние и малые группы.

Большая социальная группа — объединение людей, в основе которого лежат такие социальные признаки как: национальность, классовость, партийность, демографичность. Именно в больших группах образуются культура, традиции, которые являются базовыми социальными ценностями — идеологией общества. Массовая коммуникация осуществляет связь между членами большой социальной группы.

Средние социальные группы, в отличии от больших, территориально меньше, появляется возможность непосредственного общения членов группы (школа, институт, завод и др.)

Малая социальная группа в первую очередь характеризуется непосредственным общением индивидов группы. Количество членов группы заведомо определено, как и её организация, динамика и соц.-психологические механизмы.

Малая социальная группа характеризуется так же наличием руководства – лидера, который задает цели деятельности, для достижения максимального воплощения объединяющих группу интересов. В обязанности руководителя так же входит организация деятельности членов малой группы.

«Мозговой центр» группы состоит из лидера, формальных руководителей и сублидера, а остальные члены группы являются исполнителями и обладают различными заслуженными или присужденными статусами. Наблюдаются так же явления низкостатусных индивидов, которые идеологически относятся к группе, но не имеют определенного положения или «места».

Первичная группа – наиболее сплоченный внутригрупповой коллектив малой группы.

Микросреда в социальной психологии является социальной средой (совокупность малых групп), которая окружает индивида, и выступает как один из факторов на пути формирования поведения индивида (девиантное или социально-адаптивное).

Малые группы в свою очередь подразделяются на формальные, обладающие регламентированными структурой и целями, и неформальные, соответственно не обладающие четко выраженной структурой. В неформальной группе, так же как и в формальной, существует внутригрупповая иерархия, но взаимодействие людей стихийно и прямо зависимо от личностных отношений, характер которых определяется системой ценностей.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

Курсы

Российский институт профессионального образования «ИПО»

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Социальный психолог» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ

Психологическое сопровождение жизнедеятельности человека и обществa (Факультет психологии, педагогики и социологии)

Российский новый университет

Психологическое консультирование (Институт психологии и педагогики)

Российский университет дружбы народов

Психология (Филологический факультет РУДН)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Оренбургский государственный университет

Психология (Факультет гуманитарных и социальных наук)

Что такое социальная среда

Социальную среду можно описать, как отдельные группы людей, верные своим интересам либо объединенные некоторой идеей, способной влиять на человека. Ее также можно охарактеризовать формированием, деятельностью разных условий существования (социальных, экономических, духовных) личности, организации, класса.

Они подвигают его к социуму – общности, которая объединена культурой, условиями жизни. Каждый человек подвергается социализации, т. е. вхождению в социальную среду через постепенное овладение нормами, правилами, знаниями и ценностями данного общества.

Изучением всего этого занимается социология, необходимая для познания общества в целом, его отдельных элементов, составляющих, закономерностей развития и деятельности

Уделяется внимание зависимости личности от окружения, например, различию в поведении подростка дома и среди сверстников

Определение понятия в психологии и философии

Определение социальной среды бывает разнообразным, учитывая научную сферу, для которой его формулируют. В психологии этим термином принято описывать все то, что может окружать человека, влиять на его развитие, обретение места в обществе. Поэтому в педагогике преподают обществознание, чтобы ознакомить детей с данным понятием, помочь им определиться со своим предназначением в социальном обществе.

Таким образом, роль педагогики возрастает с каждым годом в целях поиска путей совершенствования социальной среды, поскольку это одна из важнейших составляющих в формировании личности человека. Познавая разнообразные воспитательные приемы, педагогика способствует развитию общества, формированию правильного взаимодействия человека с окружающей средой.

Существует такое направление науки, как социальная философия, где социальной средой принято называть содержание, состав, развитие общества, его жизнедеятельность и значимость. Здесь рассматривается термин социальной экологии – совокупности отраслей науки, сосредоточенных на связи разных социальных групп с природной средой. Обитание человека в природе, как бы он с ней ни взаимодействовал, не может вытеснить природных закономерностей.

Общество не властно над природой

Взаимодействие с другими науками

Социальная психология взаимодействует со многими науками:

  1. Историей — изучение поведения людей, отдельных групп в разные промежутки времени. При этом учитываются различные факторы, которые влияют на взаимодействия между отдельными субъектами.
  2. Философией — обе науки отлично дополняют друг друга учениями.
  3. Этнографией, культурологией — выявляется влияние культуры, принадлежности к разным национальностям на общение между отдельными людьми.
  4. Экономикой — изучается влияние определенных экономических процессов на отношения между общественными группами.
  5. Педагогикой — исследуются процессы воспитания, обучения людей, чтобы добиться необходимых результатов.

Проблемы взаимоотношения между отдельными людьми волновали исследователей с древности. Данные, которые исследователи получали с помощью наблюдения, опросов, тестов, других методик, накапливались. Ученые решили их систематизировать, создать отдельное направление, занимающееся изучением социума. Так появилась социальная психология, которая является актуальной научной отраслью.

Основные результаты

Основная статья: Антисоциальное наказание

В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности.

Специфика предмета

Социальная тревожность — что это такое

СП, как самостоятельная дисциплина, обозначилась в 1908 году. В одно и то же время два учёных издали свои труды: социолог Э.А. Росс выпустил в Америке книгу «Социальная психология», а в Европе ознакомились с трудом психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию».

Кстати! Доктор философских наук, российский психолог Г.М. Андреева, отмечала, что выделению СП в отдельную отрасль психологии послужили причины теоретического и социального характера.

Две книги, стоящие у зарождения СП

Г.М. Андреева в своём учебнике «Социальная психология» (2001 г.) отмечает специфику при исследованиях в СП. Получение данных для изучения в других сферах выстроено на логических законах физики и других точных наук, в СП это не работает. Исследователи сталкиваются со следующими препонами:

  • проблема эмпирических данных (тип и объём);
  • объединение полученных данных в единую систему с принципами и выдвигаемыми теориями или гипотезами.

До сих пор среди специалистов-социологов не прекращаются споры, какие виды данных и в каком объёме допускать в процесс исследования.

Если рассматривать данные для изучения в области СП, то они могут иметь следующий вид:

  • сведения о поведении отдельных людей в группах;
  • информация, характеризующая параметры сознания этих людей;
  • данные о психологических оценках групп, куда помещаются индивиды.

Что касается объёма информации для обработки, то неоднозначны мнения учёных, какому его виду следовать. Работы в социально-психологическом изучении можно вести, используя два типа объёма:

  • корреляционный – используется большой массив информации, где установлены всякого рода корреляции;
  • экспериментальный – объём данных ограничен, но в него добавляют новые переменные и ведут за ними наблюдение.

К сведению! Корреляция – это зависимость (взаимоотношение) между двумя или несколькими случайными величинами. При этом за изменениями, происходящими с одной (несколькими), следуют изменения другой с определённой систематичностью.

Интеграция полученных данных в СП представляется в специфической форме. Выдвигать теорию и работать с ней в СП не представляется возможным. Теории социально-психологического плана совсем иные, нежели в точных науках. В них отсутствует дедукция. Поэтому изначально выдвигается гипотеза, как теоретический вид знаний, по ней ведутся исследования. Далее в результате обработанных гипотез делаются теоретические обобщения.

В СП разрабатываются теории, охватывающие лишь узкие сферы, – отдельные стороны жизни людей.

Отличительной специфической особенностью можно выделить обязательную проверку сформулированных гипотез и, как результа, – построение предсказаний.

Моделирование

позволяет создать и получить множество разнообразных точных психологических данных о группе людей или отдельно взятого человека.

Групповые феномены

В результате многочисленных экспериментов[страница не указана 816 дней

] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Объект и предмет области научных знаний

Определение 2

Объектом социальный психологии выступает социально-психологическое взаимодействие, коммуникация, общение как социально и психологически значимый феномен.

В отличие от психологии, данное научное направление изучает не просто психику индивидуума, но формирование ее специфики, обусловленное включенностью в социальную группу.

Определение 3

Таким образом, предметом области научного знания является человек среди людей, индивидуальные психические качества и свойства, которые возникают в процессе реализации социализации, адаптации к общественным требованиям.

Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии

Теоретические границы между социологией, микросоциологии, психологией и социальной психологией очень условны. И они становятся более конкретными, если рассматривать историческую социологию и историческую психологию. Этому поспособствовала сама историческая наука. Ее влияние на социологию и психологию в XIX веке дал эмпирическое основание как социологии, с помощью истории, может изучать изменения и развитие социальной реальности, так и психологии, исследует изменения и эволюцию психики индивидов.

В своей социальной теории Н.Елиас поставил акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой.

Социальная психология занималась и занимается изучением развития и изменений психики в социально-историческом контексте. Выявить эти изменения, если рассматривать отдельного индивида, очень сложно. Социально-психологический контекст дает возможность не отделять индивида от его социальной природы и изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде.

Известный психолог Белявский И. в своих работах раскрывал социальную суть психики, тогда как его коллега Шкуратов В. видел цель социальной психологии в изучении этапов развития цивилизации. Оба психолога, образовав удачный тандем, в своей работе описали представление о развитии человеческой психики, начиная от мифологических представлений и до современности. Стоит отметить еще одного психолога, В.Дружинина, который ссылаясь на И.Билявського приходит к выводу, что социальная психология изучает не статического, а динамического субъекта. Он пишет:

Замечание 1

Социология с момента своего становления в XIX веке акцентировала свое внимание на изучении макро объектов — общества, нации, цивилизации. Однако становление социологии сопровождалось ее теоретическим разделением на макро и микро теории

Макро социологические теории рассматривают общество в контексте масштабных социальных структур и процессов, а микросоциологических — в контексте межличностных взаимодействий. Согласно социология имеет статус мультипарадигмальнои науки. Причем в отличие от психологии, где мультипарадигмальнисть отождествляется с разнообразием теорий, каждая из которых выполняет неполный набор парадигмальных функций, в социологии есть настоящий парадигмальными раскол, который проходит по линии объект-субъект. В то же время в пределах обеих парадигм активно применяется принцип исторического изучения социальной реальности.

Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии — К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др . Как отмечает Ч.Тилли:

Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.

Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности

Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида

Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector