Социальная установка: понятие, функции, формирование

Понятие социальной установки

Структура

Примечания

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Мещеряков Б., Зинченко В.. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  2. Smith М.В. Attitude Change// lnternational Encyclopedia of the Social Sciences / D. L. Sills. Crowell. — 1986.
  3. Allport G.W. Attitudes// The handbook of social psychology / C. Murchison. — Worcester: Clark University Press, 1935.
  4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США.. — М: Наука, 1979.
  5. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  6. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psychology / G. Lindzey, A. Aronson. — N.Y.,, 1985.
  7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.,: Аспект Пресс, 2007.
  8. Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.. — М.:, 1972.

Социальная установка

Определение 1

Социальная установка – это предрасположенность субъекта к определенному социальному поведению.

Данное понятие относится к одной из основных категорий социальной психологии.

В английском варианте социальная установка соответствует понятию «аттитюд», которому присущи 4 функции:

  • приспособительная функция,
  • функция знания,
  • функция выражения,
  • функция защиты.

Важнейшими признаками социальной установки (аттитюда) является социальный характер объектов и связанное с ним поведение человека, осознанность этого поведения и отношений, их эмоциональный компонент и регулятивная роль социальной установки.

К социальным объектам можно отнести институты общества и государства, события, нормы, явления, группы, личности и др.

Эти признаки объясняют принципиальное отличие социальной установки от простой установки, лишенной социальности, эмоциональности и осознанности.

Формирование социальной установки происходит постепенно и то, что человек обобщает сегодня, в скором времени становится устойчивым убеждением.

Обобщения и оценки лежат в основе мышления человека, это своеобразная программа, облегчающая работу мозга. В результате нет необходимости тратить лишнюю энергию для оценки и анализа того или иного явления, потому что существует определенная схема – установка, позволяющая действовать быстро, без чрезмерных затрат ресурсов.

Благодаря таким социальным установкам решения принимаются быстрее и человек фокусируется на главном, но они могут и навредить, так как шаблоны поведения часто ведут по ложному пути.

Социальная установка имеет четкую структуру, а стереотип и предрассудок являются её разновидностями. Отличаются они тем, что содержат когнитивный компонент.

Замечание 1

Социальная установка с обедненным содержанием когнитивного компонента является стереотипом.

Социальная установка с искаженным содержанием когнитивного компонента, в результате чего социальные объекты могут восприниматься индивидом не совсем адекватно, называется предрассудком.

Национальные и расовые предрассудки являются их распространенными видами.

Причина формирования предрассудков лежит в неразвитости когнитивной сферы личности, в результате чего индивид не критично относится к влиянию соответствующей среды.

Возникновение предрассудков в основном приходится на детский возраст, потому что в этот период у ребенка ещё отсутствуют адекватные знания о том или ином социальном объекте, а под влиянием родителей уже формируется определенное к нему отношение.

Закрепить предрассудок может и эмоционально пережитый жизненный опыт индивида, но интерпретированный недостаточно критично.

Социальные установки имеют одну важную особенность – это их многогранность. Одновременно они могут определять эмоции и чувства, знания и мнения, определенные реакции поведения и желание действовать определенным образом.

Литература

на русском язке
  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007.
  2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая О. А.. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.,2001 г.
  4. Дэвис Дж. Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: 2001.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979
на других языках
  1. Allport G. W. Attitudes// The handbook of social psychology / Ed. by C. Murchison,.Worcester. Clark University Press, 1935
  2. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psychology/Ed. By G. Lindzey, A. Aronson. N.Y., 1985.
  3. Smith М. В. Attitude Change // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences/Ed. by D. L. Sills. Crowell, 1968.

Подходы к формированию аттитюдов

Бихевиористский подход

В рамках данного подхода аттитюд понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Формирование аттитюда происходит практически без участия субъекта и может происходить за счет:

  • наблюдения субъекта за поведением других людей и его последствиями
  • положительного подкрепления
  • формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками

Мотивационный подход

В отличие от бихевиористкого подхода, здесь человек выступает как абсолютно рациональный субъект, активно «управляющий» формированием аттитюдов. Формирование происходит за счёт взвешивания всех «за» и «против» принятия нового аттитюда.

Выделяют две теории, описывающие формирование аттитюда:

  • Теория когнитивного реагирования — формирование аттитюдов происходит в результате позитивного или негативного реагирования субъекта на новую позицию.
  • Теория ожидаемых преимуществ — формирование аттитюда происходит исходя из оценивания человеком собственной максимальной пользы от принятия или непринятия нового аттитюда.

Когнитивный подход

Подход включает в себя ряд теорий (теорию структурного баланса Ф. Хайдера, теорию коммуникативных актов Т. Ньюкома теорию конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Таннебаума, теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности. Таким образом, формирование аттитюдов происходит в результате стремления человека к разрешению возникших внутренних противоречий из-за несогласованности аттитюдов и когниций.

Структурный подход

Аттитюд представляется как функция структуры межличностных отношений. Предлагается рассмотрение формирования аттитюдов исходя из взаимодействия с социумом, из тесноты межличностного общения, в том числе и из наблюдения за аттитюдами окружающих нас людей. Человек сравнивает свои собственные установки с установками окружающих, «корректируя» их в соответствии со значимостью той или иной группы для него.

Генетический подход

В рамках этого подхода существует предположение о том, что формирование аттитюдов косвенно может быть обусловлено генетическими особенностями, проявляющимися во врождённых различиях темперамента, интеллектуальных способностях, биохимических реакциях и т. д.. Такие «врожденные» аттитюды являются гораздо более прочными по отношению к «приобретенным».

Форма передачи информации

Необходимо понимать, что существует несколько форм передачи информации. Выбор осуществляется в зависимости от того, каким был первоначальный вопрос. Как правило, человек действует согласно внутренним убеждениям и старается не переходить собственные границы.

Прямая

Обратную связь можно дать несколькими способами. Это не какой-то один метод, который необходимо воспринимать как единственно правильный вариант. Прямая форма предполагает отсутствие иносказательности. Индивид стремится полностью направлять энергию на собеседника. Обратно она возвращается с тем же настроением.

Разговор может принимать как положительную, так и отрицательную окраску. Примечательно то, что чувства не скрываются, а выносятся на обозрение. Если оппонент готов идти на контакт, завязывается оживленная беседа. Прямая форма предполагает отсутствие скрытой агрессии. Эмоции немедленно выражаются вслух.

Косвенная

Вид ответной реакции, предполагающий управление с помощью непрямого воздействия. Здесь действует принцип – не обидеть собеседника

О чувствах говорится с осторожностью, максимально деликатно произносятся требования и ожидания. Косвенная форма не подразумевает горячих споров

О важных деталях говорится с осторожностью, дабы не вызвать на себя неоправданный гнев. Присутствует избегание конфликта, попытка контролировать происходящее.

Иногда люди подолгу ходят вокруг да около и никак не переходят к теме беседы. Пример: нужно решить вопрос с выполнением рабочего проекта. Собеседники – коллеги. Оба настолько боятся обидеть друг друга или подчеркнуть недоверие, что предпочитают скрывать недовольство до тех пор, пока не становится слишком поздно для того, чтобы решать проблему. В результате накапливается непонимание, возрастает неуверенность в себе.

Как организовывается реверсивное движение?

Понятно, что сам принцип реверсивного движения был перенят у Запада — в США, Лондоне, Париже, Токио, Риме с проблемами заторов борются давно и не всегда успешно.

Для организации бесперебойной и безаварийной езды по реверсивным полосам были придуманы новые средства регулировки:

  • особые светофоры;
  • знаки и таблички;
  • дорожная разметка.

Есть также особые правила, которых следует придерживаться во время передвижения по таким дорогам, при выезде и заезде на них, а также при совершении обгонов.

Рассмотрим обязательные для этого обозначения.

Дорожная разметка

Определить, что вы едете по реверсивной полосе можно благодаря двойной прерывистой линии. Ее номер — 1,9.

Ее наносят следующим образом:

  • либо с обеих сторон выделенного потока;
  • либо слева (если над ней висит светофор).

То есть, если слева от себя вы видите такую прерывистую разметку, значит направление движения на данном участке дороге может изменяться на противоположное в зависимости от сигналов светофора, а иногда и жестом регулировщика. Хотя возможны и такие варианты, когда полоса, в левой своей части отмеченная разметкой 1,9, может использоваться как в качестве реверсивной, так и «классической», то есть односторонней, соответственно, разметка будет разделять потоки с разным направлением движения.

Чтобы не запутаться, нужно обращать внимание на светофоры и дорожные знаки, которые устанавливаются перед началом реверсивных полос, причем светофор применяется не вертикального типа, а горизонтального и висит над каждым потоком. Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно

В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики

Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно. В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики.

Светофор

Светофоры здесь применяются не привычные, а особые — реверсивные.

Они могут иметь два или три основных поля:

  • зеленая стрелка вниз — ехать можно по полосе;
  • желтая стрелка вправо вниз — нужно перестроиться на соседнюю полосу, так как вскоре направление будет переключено;
  • красный крестик — движение запрещено.

Обычно вешают светофор с двумя дисплеями — зеленое и красное поле, которые загораются, согласно дорожной обстановке и графику передвижения.

Ориентироваться по данному светофору достаточно просто: если полоса с двух сторон выделена разметкой 1,9, то двигаться по ней можно лишь при горящей зеленой стрелке. Желтая стрелка выполняет ту же функцию, что и желтый свет обыкновенного вертикального светофора — предупреждает о скорой перемене направления движения.

Красный крестик или полностью выключенный светофор говорят о запрете движения. В том случае, если разметка 1,9 нанесена только слева, то выключенный светофор свидетельствует о том, что в данный момент полоса не является реверсивной, и по ней можно ехать (ПДД РФ 6.7).

Дорожные знаки

Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, на каждом перекрестке и на въездах с прилегающих улиц:

  • 5.8 — в начале и после каждого перекрестка, если дорога продолжается и дальше;
  • 5.9 — в конце;
  • 5.10 — с прилегающих улиц.

Поскольку реверс может включаться только в определенные дни (например, в будни с восьми утра до восьми вечера), то параллельно с этими знаками могут быть вывешены соответствующие таблички (8.5.1-8.5.7). Также в дополнение к ним иногда устанавливают знаки направления движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).

В частности знак 5.15.1 нужен для того, чтобы показывать водителям, с каких полос можно совершать левый или правый поворот. Так, повернуть направо можно только с крайней правой полосы, налево — с крайней левой, причем только на перекрестках.

Причина отсутствия прерывания

Сначала попробуем понять, почему ваше определение не обратимо. Я буду использовать failure-slice, чтобы лучше объяснить это. Поэтому рассмотрим запрос tree_len(X,1). На первый взгляд, все идеально, вы получите даже хороший ответ! ?- tree_len(T,1).T = n(_G267, leaf, leaf)

Но никогда не просите другого ответа, потому что он будет зацикливаться:

?- tree_len(T,1).T = n(_G267, leaf, leaf) ;** LOOPS **

Итак, ответ, который мы получили, был немного отвлечен. На первый взгляд это выглядело так, как будто все было в порядке, и только на отступлении возникла настоящая проблема. Это то, к чему привыкнуть в Prolog. Очевидно, что ваш запрос с использованием 3 был лучше выбран. Но это была удача.

Существует простой способ обеспечить это в целом. Просто добавьте в запрос дополнительную цель false. Добавление false означает, что нас больше не интересуют какие-либо ответы, поскольку он больше не может быть успешным. Таким образом, все отвлечение удаляется, и мы непосредственно сталкиваемся с проблемой:

?- tree_len(T,1), false.** LOOPS **

Итак, откуда взялся этот цикл?

В чистых, монотонных программах Prolog (таких как этот) мы можем локализовать причину без прерывания, добавив в нашу программу несколько целей false. Если результирующая программа (называемая failure-slice) не завершается, то исходная программа также не завершается. Это минимальный фрагмент отказа для нашего запроса:

?- tree_len(T,1),false . tree_len(n(_,leaf,leaf),1) :-false .tree_len(n(op,G,D),N) :- tree_len(G,TG),false ,tree_len(D,TD),N is TG+TD.

Осталось немного нашей программы! Именно этот крошечный фрагмент отвечает за неисполнение. Если мы хотим исправить проблему, мы должны сделать что-то в этой крошечной части. Все остальное бесполезно.

Итак, нам нужно как-то изменить программу таким образом, чтобы этот фрагмент больше не пел.

На самом деле, у нас есть два варианта: мы можем использовать преемник арифметики или такие как clpfd. Первый доступен в любой системе Prolog, последний предоставляется только в некоторых версиях, таких как SWI, YAP, SICStus, GNU, B.

Использование successor-arithmetics

Теперь 3 представляется s(s(s(0))).

tree_lensx(T, s(N)) :- tree_lendiff(T, N,0). tree_lendiff(n(_,leaf,leaf), N,N).tree_lendiff(n(op,G,D), s(N0),N) :- tree_lendiff(G, N0,N1), tree_lendiff(D, N1,N).

Я использовал здесь несколько общих методов кодирования.

Формирование социальных установок

Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.

Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.

Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.  

Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.

Бихевиористский подход

Бихевиоризм подразумевает, что поступки индивида зависят от воздействия внешней среды. Индивидуум – это всего лишь комплекс поведенческих реакций (действий, помогающих избежать или, наоборот, приспособиться к реальности). А все, что не принадлежит к материальности – мысли, эмоции, сознание – не может быть изучено и применяться для корректирования поведения. Реальным считается только то, как человек реагирует на определенные ситуации и мотивы.

В связи с этим аттитюд в этом течении представляет собой промежуточную категорию между объективным стимулом (любым влиянием действительности на организм) и окружающим миром. На его формирование люди практически не влияют. Оно происходит благодаря:

  1. Позитивному подкреплению – когда поступки вознаграждаются, появляется установка.
  2. Наблюдению. Личность смотрит на других и анализирует последствия их действий.
  3. Становление связи между стимулированием и существующими социальными факторами.

Когнитивный подход

Он сложился на основе нескольких теорий (диссонанса по Л.Фестингеру, конгруэнтности по Ч. Осгуду и П. Танненбауму и коммуникативных актов по Т. Ньюкому). Но обобщает их одно – это желание человека прийти к внутреннему согласию.

Если говорить более простыми словами, то возникновение таких аттитюдов основано на том, что индивид желает решить свои личностные противоречия, возникшие ввиду несогласованности ценностей между собой.

Мотивационный

Последователи этого способа категорически отрицают бихевиористский метод и считают, что личность – это ни в коем случае не пассивный, а наоборот, активный участник. Ведь она способна формировать, изменять и модифицировать собственные взгляды и поступки. А совершается это путем взвешивания всех аспектов «за» и «против».

Выделю две теории по реализации аттитюдов:

  1. Ожидаемые преимущества – индивидуум оценивает максимальную выгоду от того, примет он или нет новую ценность.
  2. Когнитивное реагирование – происходит в связи с положительной или отрицательной реакцией.

Генетический подход

Сторонники этой категории объясняют формирование установок, с точки зрения генетики, а именно:

  • способности интеллекта;
  • врожденных черт характера и темперамента;
  • биохимических факторов.

Плюс ко всему они предполагают существование приобретенных аспектов поведения, но врожденные, по их мнению, гораздо прочнее.

Структурный

В его «фундаменте» заложено представление о том, что аттитюд – это функция системы межличностных взаимоотношений. Личность сравнивает свои взгляды с чужими и старается осознать, как поменять собственные для более продуктивной социализации.

Этапы развития представлений о социальной установке

Открытие феномена аттитюда

Понятие «аттитюд» было введено социологами У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. В это время авторы проводили совместное исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое заключалось в изучении адаптации польских крестьян, иммигрировавших из Европы. В процессе исследования учёные установили, что адаптация происходит в результате тесной взаимозависимости между индивидом и социальной организацией. Таким образом, ими было предложено ввести понятия «социальные ценности» и «социальная установка» для обозначения социальной организации и для обозначения индивида соответственно. Томас и Знанецкий определили социальную установку как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Открытие феномена аттитюда произвело настоящий фурор в психологической науке. Этот период ознаменован активным ростом дискуссий вокруг феномена аттитюда, принимаются многочисленные попытки формулирования его чёткого определения.

Американский психолог Г. Олпорт провел обзор и анализ всех предложенных и имевшихся на тот момент дефиниций понятия аттитюда и в 1935 г. предложил свое определение данного феномена, основанное на проведенном обзоре. Автор определил аттитюд как «состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан».

Вслед за этим активно велись предложения и поиск методов изучения аттитюдов.

Л. Терстоун и его сотрудники выполнили в конце 20-х — начале 30-х с помощью разработанной ими шкалы разных интервалов, базирующейся на методе экспертных оценок, серию исследований, посвящённых измерению отношения к войне, смертной казни, церкви, цензуре и другим общественным институтам, а также обычаям, традициям, проблемам расовой и национальной принадлежности. Разработка установочных шкал явилась огромным шагом в развитии социальной психологи и социологии, однако вскоре обнаружились трудности в использовании шкалы, которые упирались в неоднозначность самого понятия социальной установки и её структуры.

Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р. Лайкерта, предложившего альтернативу терстоуновской шкале. Задания для измерения аттитюдов теперь базировались на мнении испытуемых, а не на использования экспертных оценок.

1940—1950-е годы

В этот период происходит угасание интереса к феномену аттитюда, а также спад в исследованиях по данному вопросу. Однако в 1942 г. американский психолог М. Смит, описывая всю сложность феномена социальной установки, делает большой шаг на пути изучения социальной установки, определяя ее трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивный компонент, аффективный и поведенческий.

1950—1960-е годы

Возобновляется рост исследований аттитюдов. Наиболее волнующей областью в вопросе изучения социальной установки становится исследование процесса её изменения. В это время в Йельском университете проводится ряд исследований под руководством К. Ховланда на тему убеждающей коммуникации, делая акцент на изучение связи между компонентами аттитюда. Автор и его команда в своих исследованиях отталкивались от представлений о процессе изменения социальных установок.

1970-е годы

Очередной спад активности, застой в области изучения аттитюда. Накопившийся за весь период изучения феномена социальной установки материал не представлялось возможным собрать воедино в целостную картину. Таким образом, этот этап явился периодом признания кризиса в изучении аттитюдов, переосмысления полученных знаний по вопросу социальной установки, переоценки имеющихся на тот момент противоречий.

1980—1990-е годы

Интерес исследователей сосредотачивается на изучении аттитюдных систем как комплексных образованиях, которые включают в себя основные реакции человека на некоторый социальный объект.

Подходы к формированию аттитюдов

Психологический феномен

Фонтан «Глыба»

Этот фонтан установлен в сквере на Ленинском проспекте. Его дизайн отличается оригинальностью и необычной задумкой. Глядя на него, у прохожего создается впечатление, что под мощным напором струи возвышается огромный камень. В действительности вода подается из механического распылителя жидкости. Очень лаконично и интересно смотрится этот фонтан в вечернее время при включенной подсветке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector