Реферат: стили педагогического общения. их виды и психологическая характеристика

Главное оружие педагога

Существует еще одна классификация стилей педагогического общения и характеристик его, которая основана на личных качествах, используемых педагогом для того, чтобы заслужить авторитет среди школьников. По этому критерию выделяются следующие виды взаимодействия между учениками и преподавателями:

Учитель, увлеченный своим предметом. Наверное, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенку преподавал математику человек, который не только отлично знает эту науку, но и может эмоционально и интересно рассказать про то, как нужно решать ту или иную задачу, при этом приведя нестандартные способы поиска решений. Имея перед глазами пример такой увлеченности работой, ученики, бесспорно, получат полезный урок, поймут, как следует относиться к своему делу. Кроме того, в педагогике есть такое понятие, как заражение. Под этим словом в данной науке подразумевается передача интереса от одного человека к другому посредством позитивных эмоций. Так, многие видные деятели наук признаются в том, что заинтересовались определенной отраслью знаний благодаря своим школьным учителям, которые были истинными фанатами своего дела.

Учитель, который смог добиться признания со стороны учеников своими личностными качествами, авторитетом. Данный вариант при всей своей внешней положительности, гораздо менее предпочтителен, чем первый. Школьники уже с ранних лет должны учиться ценить в человеке не только внешние проявления характера, но и внутреннее содержание, которое может выражаться в преданности учителя своему делу.

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации

Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

n1.doc

Введение 31. Понятие и сущность общения 42. Стиль как константная характеристика общения 63. Стиль общения и характер. 94. Характеристика стилей общения 11Заключение 14Литература 15
Введение1. Понятие и сущность общения

  • коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
  • интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;
  • перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

2. Стиль как константная характеристика общения

  • определяет, вокруг чего или по поводу чего развёртывается то или иное общение.
  • Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.
  • деятельностный — для него характерно рассмотрение стиля общения как элемента, подсистемы, частного случая стиля деятельности. Характерным является также то, что заметен акцент на изучении инструментальной (операционно-технической) его стороны.
  • интерактивный – в нём рассматриваются «стили межличностного взаимодействия» или «стили межличностных отношений» с партнером. Индивидуальный стиль общения, согласно данному подходу рассматривается как результат взаимодействия, взаимовлияния, взаимоотношений участников общения.

3. Стиль общения и характер.

  • доминирование – подчинение,
  • дружелюбие – враждебность.
  1. Доминантные – дружелюбные,
  2. Доминантные – недружелюбные,
  3. Уступчивые – недружелюбные,
  4. Уступчивые – дружелюбные
  5. Группа со средними значениями.
  1. Опекающий – стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуациях общения. Ведёт разговор на равных, общение носит личностный характер. Проявляет активную доброжелательность и желание поддержать собеседника.
  2. Властный – стремится к соперничеству, доминированию в общении: его речевая активность вызывает негативную оценку собеседника, что связано с большей её длительностью и использованием речевых актов, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен, общается не на равных, не поддерживает собеседника.
  3. Отчуждённый – в ситуациях речевого взаимодействия его носитель держит дистанцию, отгорожен, уступчив, покорен, насторожен и несколько пассивен.
  4. Послушный – скромен, предупредителен в речевом общении. Доброжелателен, общается на равных, поддерживает собеседника, отмечается неконвенциональность, личностность речевого поведения.
  5. Сбалансированный – такие характеристики речевой активности, как доминирование в разговоре, личностность, стремление общаться на равных, активная доброжелательность, хотя и присутствуют, но выражены не очень сильно.

4. Характеристика стилей общения

  • авторитарный,
  • демократический,
  • анархичный.

АвторитарныйДемократическийЛиберальный

  • интонации голоса руководителя (неприветливая – в авторитарном, товарищеская – в демократическом, конвенциальная – в попустительском стиле),
  • распоряжения руководителя (деловые, краткие – в авторитарном, с дискуссиями – в демократическом, непоследовательные – в попустительском стиле),
  • запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой – в авторитарном, с дискуссиями – в демократическом, без запретов – в попустительском стиле),
  • похвала и порицания руководителя (субъективные – в авторитарном, с советами – в демократическом, без похвалы и порицаний – в попустительском стиле),
  • позиция, занимаемая руководителем (над группой – в авторитарном, внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле).
  • характер планирования дел в группе (заранее – авторитарном, совместно в группе – в демократическом, не планируются – в попустительском стиле),
  • характер целей (непосредственные, близкие – в авторитарном, близкие и дальние – в демократическом, отсутствие целей – в попустительском стиле).
  • ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель – в авторитарном, все члены группы – в демократическом, никто – в попустительском стиле.

ЗаключениеЛитература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение, М,: Новое знание, 2003.
  3. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2007.
  4. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты.//Психологический журнал, Т.16, 1995, №6.
  5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М. 2002.
  6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. М.: Академия, 2007.
  7. Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения / Пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов-на-Дону, 2000.

Основные компоненты эффективного педагогического общения

Процесс общения, прежде всего, подразумевает установление контактов между собеседниками, формирование симпатии или антипатии.

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с другими участниками педагогического процесса, направленное на достижение воспитательно-образовательных задач.

Педагогическое общение является одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка в процессе воспитания и обучения. Помимо обучающего воздействия, оно направлено на создание благоприятной психологической атмосферы, формирование дружеских взаимоотношений между детьми и укреплению детского коллектива. В процессе общения с детьми педагог помогает им разобраться с учебными заданиями, передать учебную информацию, поддержать во время трудностей, разобраться в конфликтной ситуации и т.д.

Основными средствами педагогического общения являются:

  • вербальные (языковые) средства общения – непосредственно словесная речь;
  • невербальные средства общения: тактильные (прикосновения, похлопывания, поглаживания), визуальные (взгляд, кивок и т.п.).

Эффективное педагогическое общение представлено тремя составляющими:

Мотивационная составляющая (Я хочу общаться) – представлена потребностью ребенка в общении. В том случае, если данная составляющая у ребенка недостаточно развита или совсем отсутствует, то общение будет сложно организовать и эффективность такого общения крайне низка.
Когнитивная составляющая (Я знаю, как общаться) – представлена нормами и правилами общения, формируется непосредственно в процессе общения ребенка и взрослого

В случае, если данная составляющая отсутствует или недостаточно развита, то у ребенка возникают затруднения в общении и эффективность его значительно снижается.
Поведенческая составляющая (Я умею общаться) – включает в себя умение привлечь внимание собеседника, вести беседу, аргументировать свою точку зрения, умение слушать и т.д. То есть, важным являются коммуникативные умения и навыки ребенка

Основные классификации видов педагогического общения

В настоящее время существует несколько классификаций видов педагогического общения. Чаще всего педагогическое общение подразделяют на виды, в зависимости от сочетания стилей общения:

  1. Дидактическое педагогическое общение – осуществляется посредством индивидуального взаимодействия ребенка и педагога («лицом к лицу»).
  2. Фронтальное педагогическое общение – осуществляется между педагогом и всеми детьми одновременно («учитель-ученик-ученик»).

Межличностное взаимодействие в каждом из данных видов педагогического общения требует от педагога опоры на различные внутриличностные ресурсы.

Выбор вида педагогического общения, зависит от личных предпочтений со стороны педагога. В том случае, если педагог предпочитает использовать фронтальное общение, то в процессе его подготовки и последующему самосовершенствованию необходимо развивать универсальную педагогическую культуру общения. Если педагог предпочитает использовать индивидуальный вид общения и взаимодействует с ребенком непосредственно, то ему необходимо развивать личностно-предметную опосредованность педагогического взаимодействия.

Кроме представленной классификации, используется еще одна, более полная, разработанная и представленная О.В. Кирилловой, в которой виды педагогического общения классифицируются по определенным характеристикам:

  1. По содержанию выделяют:

    • материальное общение – связано с различными видами деятельности педагога и детей, а также обменом ее продуктами;
    • когнитивное общение – направлено на обмен между участниками общения интеллектуальными продуктами деятельности, в том числе полученными знаниями, умениями и навыками;
    • мотивационное общение – основная цель данного вида общения – это стимулирование положительных мотивов деятельности детей, а в первую очередь мотив на обучение и развитие познавательной активности;
    • инструментальное общение – призвано обслуживать организацию реализуемой деятельности детей и педагога (как индивидуальной, так и коллективной).
  2. По типам взаимных контактов выделяют следующие виды педагогического общения:

    • прямое общение – в его основе лежат личные контакты и непосредственное восприятие участниками общения друг друга, выражаемых эмоций, чувств и действий;
    • косвенное общение – реализуется с использованием посредников, к роли которых могут выступать окружающие люди;
    • открытое общение – предусматривает полное выражение партнерами собственной точки зрения каждым участником, учет позиции собеседника;
    • закрытое общение – участники общение не высказывают своего мнения открыто;
    • полузакрытое общение – направлено на одностороннее расспрашивание сведений;
    • тактильно-чувственное общение – в основе данного общения лежит взаимодействие между сторонами посредством прикосновений и тактильных контактов.
  3. По характеру поведения партнеров различают:

    • примитивно-формальное общение – характеризуется формальными вопросами, отсутствием заинтересованности в осуществлении общения обеими ее сторонами;
    • информационное общение – направлено на непосредственную передачу информации от одного участника общения к другому;
    • деловое общение – реализуется в рамках педагогической профессии, исключительно на рабочие темы;
    • интимно-личностное общение – осуществляется между педагогом на личные для ребенка темы, например, с целью установления причин проблем в развитии и т.д.
  4. По субъектно-объектной ориентации:

    • духовно-ориентированное,
    • групповое предметно-ориентированное,
    • личностно-ориентированное,
    • социально-ориентированное,
    • формально-ролевое,
    • ориентированное на дело.
  5. По средствам общения:

    • вербальное,
    • невербальное,
    • эмоционально-чувственное,
    • деятельностно-инструментальное.
  6. По целеполаганию:

    • контактное общение — нацелено на установление взаимного сотрудничества;
    • информационно-побудительное — способствует обмену сведениями, замыслами, решениями
  7. По характеру действий партнеров – общение, ориентированное на контроль, взаимное понимание, взаимодействие и сотрудничество.

Замечание 3

Предлагаемое многообразие видов педагогического общения, необходимо для достижения целей обучения и воспитания. Вид общения выбирается педагогом в зависимости от своеобразия учебной программы, особенностей детского коллектива и установленным между педагогом и детьми контактом.

Варианты безлимитного интернета

Пакеты безлимитного трафика, которые можно подключать дополнительно к тарифному плану:

Вид безлимита На какие сервисы распространяется Цена за месяц/руб
на музыку Apple Music, SoundCloud, Google Play Music 2,90
на мессенджеры Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook Messenger 1,90
на социальные сети Для сайтов и официальных приложений Facebook, Instagram, Pinterest, Twitter, Snapchat, Одноклассники, VK, Tinder, BOOM 3,90
на YouTube YouTube 4,90
на сутки Безлимит на все веб-ресурсы в течение 1 дня. разовый платёж 3,06 рубля
интернет на скорости до 512 Кбит/с (1 Мбит/сек) Для тарифов линейки «Комфорт» после исчерпания пакета 2,90 (5,90)

Для каждого тарифа предусмотрен свой набор доступных пакетов. Проверить возможность подключения можно на сайте или по телефону технической службы по номеру 411.

Этапы процесса делового общения

Деловое общение выстраивается из следующих последовательных этапов. Каждый из них важен, пропускать ни один нельзя, от этого зависит результативность взаимодействия.

Генерирование мотива. Тут имеется в виду некое предисловие, предшествующее непосредственно возникновению разговора. Должна возникнуть необходимость встречи, в процессе которой и произойдет то самое деловое общение. То есть один человек предлагает встречу другому, потому что считает целесообразным и возможным получить, например, консультацию либо выступить с предложением собственных услуг. Продуктивного сотрудничества не получится, если каждая из сторон не сформулирует для себя четкий мотив и цель встречи

Это своеобразный этап подготовки к предстоящему взаимодействию, выявление партнерами его необходимости и важности для себя.

Налаживание контакта. Как правило, осуществляется в процессе самой первой встречи

Тут у людей появляется возможность взглянуть в глаза друг другу и определить степень возможного доверия. Немаловажный момент – рукопожатие. Уже опираясь на впечатления от первого взаимодействия, партнеры формируют представление друг о друге, устанавливают контакт и приступают непосредственно к деловому общению.

Формулировка проблемы. Разумеется, цель встречи партнеров – не праздное проведение времени. Их объединяет общая проблема и стремление совместно ее решить. В этом заинтересована каждая из сторон-участников. Поэтому в процессе встречи происходит обсуждение важных вопросов, выявление трудностей и спорных моментов для обозначенной проблемы. Пример делового общения – встреча между производителем определенного продукта и потенциальным покупателем. Здесь клиент может заявить об имеющихся проблемах производителю, который, в свою очередь, должен принять к сведению полученную информацию и предложить варианты решения вопроса. 

Взаимный обмен сведениями. Это также очень важный этап, в процессе которого партнеры делятся друг с другом важной информацией. При этом недопустимо касание личностных качеств участников переговоров. Сведения, передаваемые в процессе делового общения, могут иметь громадную важность, иногда их значимость оценивается бизнесменами в серьезные суммы. Но следует понимать, что одних только слов тут не достаточно. Должны быть весомые аргументы и доказательства, подтверждающие достоверность и значимость приводимых данных.

Совместный поиск способов решения. После того, как противоречие обозначено, а между сторонами завязался доверительный разговор, можно определить пути решения выявленной проблемы. Намеченные действия каждой из сторон прописываются в договоре.

Подписание контракта. Решение о проведении сделки должно быть письменно закреплено. Составляются и подписываются важные документы, каждый пункт которых должен обязательно исполняться сторонами. Это станет залогом достижения намеченных участниками переговоров целей.

Анализ достигнутых результатов. Это завершающий этап, который происходит через некоторое время после первых переговоров. Участники снова договариваются о встрече, в ходе которой обсуждают результаты, достигнутые в процессе совместной деятельности. Например, подсчитывают полученный доход, принимают решение о продолжении сотрудничества и т. д.

Сущность и функциональная роль педагогического общения

Определение 1 Педагогическое общение – это процесс построения контактных связей между педагогом и учащимися, как в процессе обучения, так и за его пределами, ориентированный на создание благоприятной атмосферы и оптимизацию психологической функции обучения».

Процесс психологического общения оказывает решающее значение на развитие личности учащихся. От эффективности его организации зависит обстановка на уроке и последующее взаимодействие между педагогом и учащимися. Если педагог способен правильно построить свое общение и обеспечить построение продуктивной коммуникации в учебном процессе, то развитие учащихся будет проходить в благоприятной атмосфере, идти рационально и целенаправленно. Общение педагогов и учащихся ориентировано на достижение взаимопонимания обеих сторон. Оно может быть разным по характеру и стилю.

Характер педагогического общения может быть:

  • Сотрудническим.
  • Соперническим.
  • Конфликтным.
  • Представлять форму противостояния.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Педагогическое общение является одновременно и психологическим и социальным процессом. Его функциональная роль сводится к выполнению им следующих функций:

  • Функция познания личности;
  • Функция обмена информацией;
  • Функция организации работы;
  • Функция ролевого обмена;
  • Функция воспитания;
  • Функция обучения;
  • Функция самоутверждения и сопереживания;
  • Психотерапевтическая функция.

Педагогическое общение выступает двусторонним процессом. В его ходе происходит обмен информацией, которая создает стимулы для развития положительных сторон учебно-воспитательной деятельности, условий для совместных раздумий и поиска способов решения, поставленных учебно-воспитательных задач.

Функцию обучения и воспитания педагогическое общение выполняет одновременно. Естественно, что функция обучения является приоритетной и реализуется за счет передачи педагогом системы знаний и навыков, накопленных обществом и регламентации совместной системы действий для формирования личности учащегося. Независимо от дисциплины, преподаваемой педагогом, он развивает в учащихся стремление к познанию, к истине, труду. Кроме того, педагог может показать учащимся высокую культуру построения межличностной коммуникации.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Что касается психотерапевтической функции, то она проявляется в том, что посредством общения с педагогом, учащийся может выразить себя, проявить свои лучшие качества и реализовать природные задатки.

Педагогическое общение состоит из двух основных компонентов:

  1. Перцептивный компонент – взаимное оценивание партнеров по общению. Эффективный диалог, во многом, определяется личностью самого педагога, его специфическими качествами – личными и профессиональными.
  2. Коммуникативный компонент – характер системы взаимоотношений участников общения.

Либеральный стиль общения

Предполагает незначительную роль руководителя или полное отсутствие ярко выраженного лидера. В данном случае все члены группы находятся в равных условиях. С одной стороны, это хорошо, поскольку не поступает никаких команд сверху о том, как и что нужно делать, но с другой стороны, в такой обстановке очень сложно самоорганизоваться и заняться совместной деятельностью.

Человек, придерживающийся либерального стиля общения, не способен отстаивать свою точку зрения, он, скорее всего, будет прислушиваться к мнению большинства.

Найдите время для любви, найдите время для общения и найдите время для возможности поделиться всем, что имеете сказать. Боб Мурхед

Какие сведения необходимо знать?

Нужно уяснить, как узнать серию телефона? – Портал помощи мобильным пользователям x-tarif.ru предлагает отличный материал, который поможет удобно и быстро разрешить проблему в течение пары минут. Достаточно ознакомиться с ним и получить необходимые ответы на все вопросы. Модель сотового важна, так как нужно знать, на какие именно возможности потребуется рассчитывать при покупке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector