Реферат: средства общения

1.1 Понятие и сущность общения

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и
преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной,
эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1).

Рисунок 1 — Понятие и сущность общения

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его
участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами,
результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с
которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления
житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно,
например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного
взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении
навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно
совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые
используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется
социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в
обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях,
мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной
литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения
обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они
всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в
духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей
совокупности проявлений и форм общения.

Написание эссе по психологии

Эссе — это литературный жанр, который подразумевает высказывание собственного мнения автора. Почему-то у большинства возникают трудности именно с выбором тематики, если конечно она не была предложена. Как начать? Первое с чего мы начинаем — оцениваем свои возможности. Можем ли самостоятельно выбрать тему или имеется конкретное задание?

Продумайте, какая тематика будет интересна именно вам, и сможете ли вы найти достаточное количество информации

Обратите внимание на тот момент, что по узкой тематике найти материал будет затруднительно. На популярные темы всегда будет гораздо больше информации

Именно поиск материала считается одним из трудоемких процессов при написании эссе. Старайтесь брать информацию не только из интернет ресурсов, но и из книг, журналов, газет. Не пренебрегайте старым материалом, умело компонуйте его с последними данными. Таким образом, вам удастся более широко раскрыть проблему.

Для начала необходимо обдумать проблемные моменты. Хорошо если у вас будет для ознакомления несколько критических работ по данной теме. Пишите вдумчиво, чтобы после смогли отстоять свою точку зрения.

Далее приступаем к созданию структуры работы. Постарайтесь рассортировать всю имеющуюся информацию по темам.

После этого можно приступать к написанию работы. В большинстве случаев эссе — это небольшая работа, которая состоит из: вступления, основной части и завершения. Не стесняйтесь высказывать свою точку зрения, ведь именно это требуется в данном виде работы.

Начните писать работу на черновике. Постарайтесь сначала написать план работы и главные мысли. Это поможет не затягивать с написанием работы до последних минут.

Во введение вы можете написать краткое изложение всей работы. Постарайтесь с первых строк увлечь читателя. В основной части должны быть доводы, аргументы и доказательства. Учитывайте то, что работа должна быть написана последовательно, а не отрывками. Если имеются примеры из собственной жизни, обязательно приведите их в своей работе.

Старайтесь писать лаконично и без избитых выражений. Не забывайте о том, что в первую очередь перед вами стоит задача раскрыть тему. В завершении напишите главную мысль работы и приведете несколько аргументов.

После этого можно приступать к проверке работы. Перечитайте работу повторно. Нет ли в вашем эссе повторов? Все ли знаки препинание расставлены и нет ли грамматических ошибок? Все ли выстроено логично и последовательно? Придерживались ли вы стилистики на протяжении всей работы? А чем ваша работа отличается от ряда других? Есть ли что-то особенное?

Возможно, перечитав свою работу, вы сможете более точно сформулировать свою точку зрения и немного подкорректировать ее. Если у вас есть возможность дать почитать свой работу кому-либо — воспользуйтесь этим шансом и выслушайте мнение со стороны.

Средства общения в разных странах

Человеческое общение является источником радости и огорчений, надежд и успехов. Непосредственно с общением связаны деловые люди, без которого любые контакты просто невозможны.

Люди разных стран имеют свои табу и ценности, чтобы отличить поощряемые нормы поведения от запрещенных или нежелательных.

В общении с людьми других стран важно знать элементарные правила поведения, применения жестов и поз. Ежедневно человек использует множество разных жестов и не задумывается о том, какой смысл они несут

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются – счастливые люди всегда улыбаются, печальные – хмурятся. Если непонятно, о чем идет речь – люди просто пожимают плечами.

Тем не менее, одно и то же выразительное движение может у разных народов иметь разное значение и привести к неожиданным последствиям.

На невербальный язык свое влияние оказывает целый ряд факторов – национальная принадлежность, состояние здоровья, профессия, уровень культуры, статус человека, его возраст.

Невербальное общение происходит через неречевые знаковые системы. Подделать или скопировать невербальные знаки невозможно, т.к. контролировать их совокупность в течение продолжительного времени нельзя.

С помощью невербального языка можно лучше понять собеседника, предвидеть его реакцию на информацию.

Отправляясь в поездку в другую страну желательно ознакомиться с традициями и законами этой страны. Например, в странах востока перед входом в помещение снимают обувь, а в странах Европы гостя пропускают в дом в обуви.

Это же относится и к жестам – при разговоре прикосновение к мочке уха в Испании считается оскорблением, а для грека оскорбительна поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Поворот головы вправо, влево для большинства европейцев означает «нет», а для греков, болгар, турок означает «да».

Если указательным пальцем покрутить у виска, то в Голландии считают, что сказали остроумную фразу. Европеец, говоря о себе, покажет рукой на грудь, а японец покажет на нос.

Поднятые брови в России означают удивление, а в Германии этот же жест принято считать восхищением, в Англии – это выражение скептицизма.

Шлепок себя по лбу показывает, что британец и испанец довольны собой, а немец этим жестом выражает крайнее возмущение.

Восхищение чем-либо французы показывают, соединив кончики трех пальцев, подносят их к губам и, подняв высоко подбородок, посылают нежный поцелуй.

В США и Италии при движении пальца из стороны в сторону означает осуждение или угрозу, а в Голландии – отказ.

Поднятый вверх большой палец в арабских странах говорит о непристойном поведении.

На Ближнем Востоке подарки и деньги протягивают только правой рукой, левой же рукой означает оскорбление.

Замечание 3

Женщины, по мнению психологов, языком невербального общения владеют лучше. Восприятие и понимание невербального языка общения развивается с возрастом и опытом.

1.1. Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка – легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Характеристика общения

В психологии принято оценивать общение в соответствии с тремя характеристиками: по содержанию, по функциям и по средствам.

Что касается содержания, то оно может принимать вид передачи информации, взаимной оценки, взаимного влияния, взаимодействия, управления или просто восприятия.

В соответствии с содержанием, психология общения выявляет функции. Существует несколько классификаций таких функций, наиболее распространенной из которых является та, что включает четыре базовые функции – инструментальная, трансляционная, синдикативная и функция самовыражения. Есть также три дополнительных – экспрессивная, функция социализации и функция социального контроля.

  • Инструментальная функция служит достижению какой-либо цели. Проявляется в форме рычагов воздействия или давления.
  • Трансляционная функция призвана осуществить передачу какой-либо информации.
  • Синдикативная функция помогает достижению цели объединения, сплочения группы людей.
  • Функция самовыражения, как следует из самого названия, имеет целью самопрезентацию для достижения взаимопонимания между партнерами.
  • Экспрессивная функция базируется на синхронизации эмоционального фона и переживаний.
  • Функция социализации служит цели адаптации личности в условиях новой социальной среды.
  • Наконец, функция социального контроля призвана регламентировать те или иные стороны жизнедеятельности человека. Это средство общения между законодателем и подчиненным.

Важность первого впечатления

Углубленное изучение социальной перцепции позволило выявить ключевые факторы, которые оказывают влияние на силу впечатлений о человеке

По словам специалистов, во время знакомства большинство людей уделяют повышенное внимание прическе, глазам и мимике. Основываясь на этом, можно сказать, что дружелюбная улыбка во время знакомства воспринимается как знак радушия и позитивного настроя

Существует три главных момента, которые являются определяющими в процессе формирования первых впечатлений о новой личности. К таким факторам специалисты относят степень превосходства, привлекательности и отношения.

«Превосходство» наиболее остро выражено в той ситуации, когда личность конкретного индивида в чем-то превосходящая, воспринимается как доминантная и в других сферах

На этом фоне наблюдается глобальное изменение в оценке собственных качеств
Важно обратить внимание, что влиянию «превосходства окружающих» более подвержены люди с низкой самооценкой. Именно этим объясняется тот факт, что в критических условиях люди высказывают доверие тем, к кому ранее относились негативно

«Привлекательность», являющаяся особенностью социальной перцепции – фактор, на основе которого анализируется степень привлекательности окружающих

Главная ошибка подобного восприятия заключается в том, что уделяя повышенное внимание внешним качествам, человек забывает об анализе психологических и социальных особенностей окружающих.
«Отношение» основывается на восприятии человека, в зависимости от отношения в сторону его личности. Негативный эффект подобного восприятия основывается на том, что при хорошем отношении и разделении жизненной позиции, человек начинает переоценивать положительные качества окружающих.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве

Уровни общения

Уровни общения зависят от культуры собеседников, их моральных и личностных качеств, коммуникативной ситуации и социума. Существуют разные классификации уровней общения. Обратимся к более новому разделению уровней по Е. В. Андриенко, от 2000 года:

  • фатический;
  • информационный;
  • личностный.

Фатический 

Фатический уровень коммуникации подразумевает взаимообмен репликами, которые направлены на сохранение разговора и не несут никакой серьезной смысловой нагрузки. Это уровень вынужденного общения, когда собеседники друг другу не интересны, но продолжают разговор, например, по причине скуки.

Информационный

Информационный уровень предполагает обмен новыми данными, темами, которые интересуют собеседников. такой уровень общения наблюдается при контактах с друзьями или когда люди объединены общей деятельностью. 

Личностный

Личностный уровень общения в некоторых классификациях называют духовным. Данный этап коммуникации характеризуется глубоким взаимодействием, раскрывающим собеседникам их личностные качества, мировоззрения. Возникновение такого уровня тесно связано с такими чувствами и ощущениями, как: любовь, вдохновение, озарение, счастье. 

Личностный уровень общения положительно влияет на формирование нравственности в обществе. 

Сущностная характеристика общения

Определение 1

Общение – это средство связи между людьми, в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющийся во взаимном влиянии, обмене информацией, взаимопонимании и взаимопереживании.

В рамках психологического подхода общение рассматривается в качестве специфической формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, необходимого для успешной реализации иных видов деятельности человека. В психологических исследованиях общение представляется как одна из потребностей личности и как фактор ее самоформирования.

Содержание общения весьма разнообразно:

  • Обмен информацией.
  • Восприятие друг друга.
  • Осуществление взаимооценки.
  • Оказание взаимного влияния.
  • Взаимодействие.
  • Управление различными видами деятельности.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:

  1. Коммуникативная функция – направлена на осуществление взаимосвязи между людьми, на общественном, индивидуальном и групповом уровне.
  2. Информационная функция – выполняет обмен информацией между людьми.
  3. Когнитивная функция – направлена вербальное выражение и осмысление своих мыслей, идей, фантазий и т.д.
  4. Эмотивная функция – осуществление эмоциональной взаимосвязи человека и окружающей действительности.
  5. Конативная функция – направлена на управление и коррекцию взаимных позиций.
  6. Креативная функция – направлена на осуществление всестороннего развития людей, формирования различных взаимоотношений между ними.

К дополнительным функциям общения относятся:

  1. Экспрессивная функция – направлена на осуществление взаимопонимания между людьми, обмен своими переживаниями и эмоциональными состояниями.
  2. Функция социального контроля – предполагает регламентацию деятельности и поведения людей.
  3. Функция социализации – направлена на формирование навыков необходимых для успешного взаимодействия с окружающим социумом и людьми, в соответствии с общепризнанными нормами и правилами.

В случае, если хотя бы одна из функций нарушена или отсутствие общение страдает.

Коммуникативная сторона общения

В случаях, когда под общением понимают обмен информацией, то обычно подразумевают его коммуникативный аспект. То есть в узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и др. Все это вместе можно назвать информацией.

Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, а не простое движение сообщений. Взаимное информирование индивидов предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией

Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята

Характер взаимообмена информацией между всеми участниками общения обусловливается возможностью оказывать влияние друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией предполагает обязательное воздействие на партнера по коммуникации. Коммуникативное влияние, возникающее при общении, является не чем иным, как воздействием психологического характера одного субъекта на другого.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают по-разному их. Причинами этого могут служить возрастные особенности социальные, политические детерминанты.

В условиях коммуникационного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры, возникающие вследствие отсутствия понимания самой ситуации взаимодействия. Отсутствие понимания может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям можно отнести социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие мироощущения, мировоззрения, миропонимания. В данном аспекте коммуникационное взаимодействие свидетельствует о том, что оно представляет собой лишь сторону общения.

В ходе выстраивания типологии коммуникативных процессов разумным будет воспользоваться определением «направленность сигналов». Данное понятие позволяет выделить аксиальный и ретиальный коммуникативные процессы. Аксиальный процесс представляет собой направленность сигналов единичным приемником информации, другими словами отдельным людям. Ретиальный процесс представляет собой направленность сигналов во множество возможных адресатов.

Информация, распространяющаяся коммуникатором, бывает побудительного типа и констатирующего. Побудительный тип сообщений выражается в репликах просительного, приказного, рекомендательного характера. Она рассчитана на стимулирование какого-то определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть различными. Главным образом, в качестве стимула может выступать активизация, то есть призыв к действиям в нужном направлении и, наоборот, интердикция, то есть призыв, не допускающий некоторых действий, запрет определенных видов деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или расстройство некоторых независимых видов деятельности или повелений.

Констатирующие сообщения выражаются в форме уведомления или каких-либо сведений. Они используются в разнообразных образовательных системах и не предполагают непосредственной трансформации поведения и деятельности, однако косвенно способствует этому. Характер информации может быть различным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона преподнесения до включения в формулировку сообщения довольно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределяется коммуникатором – лицом, отправляющим информацию.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Факторы, влияющие на восприятие адекватности

Восприятие нормы отличается в зависимости от возраста индивида. Например, если ребенок начнет плакать, кричать, то большинство людей воспримут это как норму. Но если какой-то взрослый человек в общественном месте даст волю чувствам (закричит, заплачет), то большинство окружающих подумают, что с ним что-то не то. Иногда даже громкий смех воспринимается как показатель неадекватности.

От чего еще зависит отношение к норме, восприятие адекватности:

  • характер,
  • темперамент,
  • культура,
  • воспитание,
  • национальность,
  • условия развития,
  • тип личности;
  • социальные, экономические, политические особенности общества;
  • мода;
  • социальное окружение.

Острый салат из лапши с говядиной

лапша (быстрого приготовления), филе (говяжий), острый красный перец, арахис (жареный), кинза, зеленый лук (перо), соевый соус, растительное масло, cоль, перец

раздел: Салаты из макарон, Салаты из говядины и телятины

Салат из вареной говядины с черносливом

говядина (вареная), чернослив (маринованный), лук репчатый, майонез

раздел: Салаты из говядины и телятины

Эмоциональная неадекватность

Дабы понять, что означает эмоциональная неадекватность, необходимо выяснить, что собой являют эмоции

Данный термин означает волновать и означает реакции человеческих субъектов, проявляемых в виде индивидуально окрашенных переживаний, отражающих важность для них воздействующего раздражителя либо итога собственного действия (неудовольствие или удовольствие)

Термин «адекватность» подразумевает «соответствие». Под адекватностью эмоционального реагирования, имеется в виду, что в конкретной ситуации переживания человека должны соответствовать именно этой ситуации. Рассматриваемое понятие выражается несогласованностью эмоционального реагирования и побудителя, вызвавшего их. Прием характер эмоций часто бывает диаметрально противоположным ожидаемой реакции. Например, смех, веселье при получении известия о серьезном недуге у собственного ребенка. Иначе говоря, если человека ударили, ему больно, он должен разозлиться, заплакать, обидеться либо ощутить иные подобные эмоции. При неадекватности эмоций индивид может отреагировать смехом на удар.

Эмоциональная неадекватность может являться признаком шизофрении.

Важнейший фактор человеческого бытия – это эмоции. Они обеспечивают разноцветность жизни, позволяют давать оценки, получать удовольствие. Различные патологии могут вызывать различные вариации извращения эмоционального реагирования.

При отдельных отклонениях (шизофрении, эпилепсии, ряде психопатий) эмоциональное реагирование делается несоответствующим тем условиям, в которых индивид оказался. Можно выделить такие вариации неадекватности эмоций, как: парамимия, паратимия, эмоциональные амбивалентность, парадоксальность, эхомимия и автоматизмы.

Эмоциональная парадоксальность обусловлена превалированием связей по контрасту. Выражается в стремлении причинить вред или неприятности индивидам, которых сам больной особенно любит. Например, непреодолимое желание сквернословить во время богослужения, возникающее у истинно религиозного субъекта. Также сюда можно отнести и своеобразное удовольствие от зубной алгии или удовольствие от осознания унижения.

Все проявления рассматриваемого отклонения можно условно определить к двум подгруппам. Возникновение переживаний неуместных конкретной ситуации называется паратимией. Например, человек сообщает о радостном моменте со слезами. Подобное изменение выражения эмоций зарождается при повреждениях коры мозга. Иначе эмоциональная парадоксальность проявляется ослаблением нормальных эмоциональных реакций на значимые события на фоне усиления ответного реагирования на несущественные сопутствующие события. Подобная неадекватность обусловлена психестетпической пропорцией. При этом эмоциональные реакции индивида трудно предсказуемы. К примеру, человек остается безучастным при трагическом событии, но будет истошно рыдать над сорванным цветком.

Проявлением эмоциональной неадекватности считается гримасничанье, выраженное в утрированных, преувеличенных, быстро сменяющихся мимических движениях. Характер экспрессивности и эмоциональная наполненность гримас ситуации не соответствует.

Парамимией называют несоответствие мимических реакций содержанию эмоционального настроя индивида. Выражается в патологическом возбуждении двигательного характера, возникающего в мимических мышцах. Кое-какая произвольность мимических сокращений, их однонаправленность сохраняется при внешнем проявлении определенной эмоции. Также парамимия проявляется разной интенсивности сокращениями отдельных групп мимических мускул. При этом их скоординированность и синергизм утрачиваются. Это приводит к сочетанию разных, нередко полярных мимических движений.

Эмоциональная амбивалентность обнаруживается в ощущении различных эмоций в отношении одного объекта. «Несдерживание» эмоций возникает у субъектов, страдающих параличом либо возрастным слабоумием. Аффекты быстро зарождаются и практически мгновенно исчезают. Любая мелочь может ввергнуть в отчаяние таких пациентов либо осчастливить их.

Эмоциональные автоматизмы выражаются в ощущении чужеродности собственных чувств. Индивиду кажется, что эмоции вызваны извне, а не принадлежат ему.

Эхомимия проявляется автоматизмом воспроизведения ярких проявлений эмоций партнера. Люди неосознанно копируют жесты, интонацию, выражение лица.

Средства делового общения

Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е

важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы

Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:

  • Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
  • Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
  • Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
  • Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
  • Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.

Как завершить гештальт

4.1. Дистанция

Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:

o Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.

o Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;

o Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

o Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на общении.

Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector