Психологические основы и функции педагогического общения

Особенности педагогического общения

Через непосредственное и живое общение педагога с учащимися реализуется основное в работе педагога — воздействие личности на личность. Педагогическое общение представляет собой такой вид взаимодействия людей, в процессе которого лица, принимаемые в нем участие, своим поведением и внешним обликом оказывают сильное влияние на намерения и притязания, на чувства и состояния друг друга.

В педагогическом процессе очень важно эмоционально-личностное воздействие собеседников друг на друга. Организатором педагогического общения выступает, как правило, преподаватель

Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога.

Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, которое возникает в результате реализации целей и содержанием педагогической деятельности.

Общение в педагогической работе выступает, как: средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации отношений между субъектами педагогической деятельности, которые обеспечивают успешность воспитания и обучения.

Для педагогического общения, помимо традиционных функций, характерны специальные функции: обмен информацией, познание личности, организация и управление совместной деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание. Информационная функция педагогического общения обеспечивает процесс обмена духовными и материальными ценностями, формирует условия для положительной мотивации педагогической деятельности.

Педагогическое общение образует социальное поле деятельности, через разные социальные роли программирует необходимый шаблон социального поведения. Педагоги в учебно-воспитательный процесс вводят личностно-ролевую форму. Они подключают воспитанников к ведению элементов занятий, помогают им побывать как в роли организатора, так и в роли исполнителя.

В задачи педагога входит содействие ощущению личностной значимости учащегося, осознанию каждым воспитанником своего «я», формированию адекватной самооценки личности, а также уровня ее притязаний. В своей деятельности педагог должен выступать как источник информации, как организатор взаимоотношений и организатор коллективной деятельности.

Оптимальное педагогическое общение создает эффективные условия для развития творческого характера познавательной деятельности и учебной мотивации, для верного формирования их личности; обеспечивает управление в учебном коллективе социально-психологическими процессами; гарантирует благоприятный эмоциональный климат процесса обучения (препятствует появлению «психологических барьеров»); позволяет максимально применять в образовательно-воспитательном процессе особенности личности педагога.

Модели педагогического общения

Различные уровни педагогического взаимодействия формируют разные модели поведения педагога в общении с воспитанниками.

Основные модели общения:

  1. Диктаторская модель (модель «Монблан»). Педагог несколько отстранен от обучающихся, он находится как бы «над ними». Учащиеся выполняют роль единой безликой массы. Личностное взаимодействие отсутствуют. Все педагогические функции сводятся к информационному сообщению. Отсутствие психологического контакта приводит к пассивности и безынициативности студентов.
  2. Неконтактная модель (модель «Китайская стена»). По психологическому содержанию модель напоминает диктаторскую модель. Между педагогом и обучающимися возникает слабая обратная связь. Модель характеризуется отсутствием с любой стороны желания к сотрудничеству, носит информационный характер. Преподаватель подчеркивает свой статус, наблюдается снисходительное отношение к обучаемым. Между педагогом и обучающимися существует слабое взаимодействие.
  3. Модель дифференцированного внимания (модель «Локатор»). Общение основано на избирательных отношениях с обучающимися. Педагог настроен на работу только с частью аудитории, с «избранными» (это могут быть как талантливые, одаренные учащиеся, так и слабые ученики).
  4. Гипорефлексная модель (модель «Тетерев»). Педагог в общении замыкается на себе, практически не реагирует на слушателей, его речь в основном состоит из монолога. Между педагогом и обучающимися практически отсутствует контакт, вокруг педагога постепенно формируется психологический вакуум.
  5. Гиперрефлексная модель (модель «Гамлет»). Педагога заботит в основном то, как он воспринимается обучающими. Содержательная сторона взаимодействия практически не учитывается. Педагог возводит в абсолют межличностные отношения, которые приобретают для него доминирующее значение. У педагога формируется социально-психологическая чувствительность преподавателя.

Структура педагогического общения

Педагогическое общение имеет следующую структуру:

  1. Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация — сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
  3. Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.

Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:

  • информационную
  • самопрезентативную
  • интерактивную
  • аффективную
  • социально-перцептивную

Замечание 1

Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.

Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:

  • наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
  • четкая социальная установка;
  • безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
  • развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
  • воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
  • личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
  • самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
  • развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
  • наличие педагогической интуиции.

Понятие педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса.

Педагогическое общение развивается в двух направлениях:

  • организация взаимоотношений с учениками (воспитанниками);
  • осуществление управления общением в детском коллективе.

Общение является сложным и многоплановым процессом по установлению и развитию контактов между людьми. Процесс общения порожден потребностями в совместной деятельности и включает в себя не только обмен информацией, но и выработку общей стратегии взаимодействия, понимания и восприятия другого человека.

В общении личность реализует свои потребности, стремления реализации себя как члена общества, удовлетворении партнерских и организаторских качеств, определение собственной социальной роли.

Предшественники

Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ Фото: pragagid.ru.

Принципы гуманизации педагогического взаимодействия

Личность воспитывается
личностью. Эта идея заложена в основу
гуманизации учебно-воспитательного
процесса в школе. Гуманистическое
педагогическое взаимодействие — это
диалогическое, творческое, личностное
и индивидуализированное взаимодействие.
Оно обеспечивает не просто передачу
некоторого содержания знаний, умений,
навыков, привычек, способов действия и
т.п. от учителя учащимся, но и их
взаимообогащающее личностное развитие.
Рассмотрим систему психологических
принципов организации личностного
педагогического взаимодействия.

Ведущим
в ней является принцип
диалога
педагогического
взаимодействия. Он связан с преобразованием
позиций взрослого и ребенка в
личностно-равноправные, в позиции
со-учащихся, со-воспитывающихся,
со-трудничающих людей. Свойство
диалогического реагирования — атрибут
коммуникативной ситуации.

Второй
принцип — проблематизация
педагогического взаимодействия —
ведет
к изменению ролей и функций взрослого
и ребенка, учителя и учащегося в процессе
воспитания и обучения. Взрослый не
воспитывает, не преподает, но актуализирует
исследовательскую активность самого
ученика, стимулирует его тенденцию к
личностному росту, создает условия для
совершения ребенком нравственных
поступков, для самостоятельного
обнаружения и постановки им познавательных
проблем и задач.

Принцип
персонализации
предполагает
прежде всего отказ от ролевых масок,
адекватное включение в это взаимодействие
и тех элементов личностного опыта
(чувств, переживаний, эмоций и
соответствующих им действий и поступков),
которые не соответствуют ролевым
ожиданиям и нормативам.

Четвертый
принцип — индивидуализация
педагогического взаимодействия —
означает
выявление и культивирование в каждом
ребенке индивидуально-специфического
и особенного. Реализация данного принципа
означает построение такого общения,
которое было бы адекватным возрастным
(по уровню развития) и индивидуальным
(личностным) особенностям и возможностям,
способностям и склонностям всех учащихся.

Очевидна тесная
взаимосвязь всех четырех психологических
принципов организации гуманистического
педагогического взаимодействия. Все
они служат актуализации творческого
потенциала учителей и учащихся,
стимулируют их личностный рост, при
этом действительная реализация любого
из них невозможна без реализации всех
других.

Виды педагогических стилей общения

Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.

Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.

Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности

Похожие компании

Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога

Различные
виды внушения обогащают арсенал средств
педагогического воздействия, дают
учителю возможность наиболее тонко и
тактично осуществлять индивидуальный
подход к учащимся. Причем эти чувства
вызываются не смысловым значением
слова, не содержанием и логикой речи,
вернее, не столько этим, сколько самой
интонацией слова и речи, их яркостью,
выразительностью, а также подкрепляющими
их жестами, мимикой, дви­жениями,
которые непосредственно воздействуют
на эмоции ре­бенка».

Виды
внушения

1.
В зависимости от источника вну­шающего
воздействия
различают: а) внушение — действие,
про­изводимое другим человеком, и б)
самовнушение — объект внуше­ния
совпадает с его субъектом. 2.
В зависимости от состояния субъекта
внушения различают:
а) внушение в состоянии бодрствования;
б) внушение в состоянии естественного
сна; в) внушение в гипнотическом состоянии.
3.
В зависимости от наличия или отсутствия
у внушающего це­ли воздействия и
осознанного применения усилий для ее
дости­жения различают:
а) преднамеренное и б) непреднамеренное
вну­шение.

Формы
педагогического внушения и условия их
эффективности Довольно
типично для школы использование
преднамеренного
открытого внушения
(его еще называют прямым внушением),
которое реализуется через такие формы,
как команды, приказы и внушающие
наставления. Команды и приказы способствуют
выработке у школьников действий,
выполняемых автоматически, т. е.
практически без контроля со стороны
сознания

Условно
все приказы и команды, используемые в
учебно-вос­питательной практике,
делят на следующие типы:1.
Предварительные или мобилизующие
(«Внимание! Приготовиться!» ), задача
которых — автоматическая, мгновенная
мобилизация к какому-нибудь действию.
2. Исполнительные («Равняйся! Смирно!
Вперед! Стой!»), большинство которых —
так называемые строевые команды.3.
Запретительные («Прекратить! Оставить!»),
призванные тормозить совершение тех
или иных действий

4. Действия по образцу
(«Делать, как я!», «Повторять за Ивановым!»),
ориентирующие учеников на точное
копирование тех или иных действий. Давая
ребятам задание на совершение того или
иного дейст­вия, учитель обязательно
должен учитывать, что точное, безукоризненное
выполнение команд является результатом
длительной, кропотливой работы,
формирующей у ребят соответствующие
на­выки их выполнения. Применение
команд в школьной практике носит довольно
ограниченный характер. Более широко
применя­ется внушающее
наставление,
которое отличается от команд и приказов
тем, что используется для решения более
сложных задач — перестройки сложившихся
установок, формирования готов­ности
к требуемым действиям. При отсутствии
надлежащей техники попытки учителя
осуществить внушение будут явно
нерезультативными или, что еще хуже,
вызовут смех у учеников. Часто эффективность
внушающего воздействия зависит и от
таких «мелочей», как постановка голоса,
взгляд, движение. Так, при проведении
внушающего наставления жест и мимика
должны подкреплять содержание словесного
воздействия и его интона­цию, а не
противоречить им. Практическое применение
внушающих воздействий должно ба­зироваться
на таких качествах, как управление
эмоциями, умение подобрать точную форму
для выражения своих чувств или для
выполнения соответствующей педагогической
задачи.

Сколько можно потратить денег по кредитной карте Сбербанка

Потратить по кредитной карте можно ограниченную сумму — она еще называется кредитным лимитом карты. Кредитный лимит возобновляется, когда вы пополняете карту!

31 вопрос, который стоит задать своим друзьям, чтобы узнать их получше

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». И.А

Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся»

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

  • контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
  • побудительную — стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
  • амотивную — побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

Высшая ценность педагогического общения — индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся — важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив — безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Новая картина: «Иван Грозный убивае…

Новая картина: «Иван Грозный убивает своего сыра».

Отзывы

Синеглазка – излюбленный вид картофеля огородников, который они выращивают на протяжении десятков лет. Чтобы вырастить хороший урожай, изучите особенности этого сорта, правила ухаживания за ним, сбора и хранения.

Регулятивная

Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации. Педагогические требования бывают различными

Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения

Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector