Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. примеры ролевых конфликтов

Понятие

Прежде чем объяснять сложное понятие, надо сначала разобраться с простыми. Социальная роль — это ожидаемая модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. С тем, что означает последний термин, смотрите в этой статье.

Каждый статус предполагает ролевое поведение, некую модель поведения. Причем оно абсолютно ожидаемо от человека с данным статусом. Например, статус кондуктора в автобусе предполагает поведение по изъятию у пассажиров денежных средств в уплату проезда.

Статус работника полиции предполагает поведение, то есть некие действия, направленные на пресечение противоправной деятельности каких-либо людей или социальных групп, преступных организаций и пр.

Статус врача предполагает поведение по отношению к пациенту, которое выявит те или иные заболевания. Например, врач задает вопросы пациенту о его самочувствии, о том, какие лекарства он принимал, также поведение врача предполагает прослушивание пациента, проведение тестов на рефлексы, выдачу направлений сдачу дополнительных анализов и пр.

Так вот в процессе социального взаимодействия, может возникнуть ролевой конфликт. Ролевой конфликт — это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам. События такие бывают не часто, но случаются.

Например, преподаватель в вузе преподает в той же группе, в которой учится его сын или дочь. Таким образом, он вынужден выполнять две роли: роль отца (матери), и роль преподавателя. Разумеется, такое противоречие возможно только в том случае, если сын или дочь будут апеллировать к роли отца (матери) в вузе, на занятии. 

Ну например, прогуляло чадо семинар, а преподаватель поставил прогул. А затем стал сурово спрашивать с такого студента материал. И поставил за незнание оценку «неудовлетворительно». И тут чадо начнет: «Ну папа, ну как же так? Я же твой сын (дочь), давай не будешь ставить два?!». Вот в такой ситуации и будет происходить ролевой конфликт.

Все вышесказанное справедливо с позиций социологии. В психологии же считается, что же считается, что такое противоречие в поведении всегда есть следствие внутриличностного конфликта, когда личность не может выбрать должное поведение, что порождает противоречие внутри личности. 

Важно понимать, что внутриличностные конфликты не всегда бывают ролевыми, в социальном значении этого понятия. Например, у директора фирмы случилась неприятность, не связанная с его работой

Например, директор магазина — женщина — серьезно поссорилась с мужем, и тот уехал из дома и не появляется уже несколько дней. Разумеется, такой директор на своей непосредственной работе будет в постоянном напряжении и не сможет эффективно выполнять свои обязанности. Такой конфликт сложно отнести именно к социологии, он будет больше внутриличностным: человек из-за личных проблем не может хорошо работать.

Эту грань нужно четко видеть и знать. Кстати, в последнее время в тестах ЕГЭ по обществознанию то и дело возникает подобное задание во второй части, в котором требуется написать определение и два предложения к нему.

В обществознании же больше имеется в виду социальное значение рассматриваемого явления. Имейте это в виду при выполнении тестовых заданий.

Ролевой конфликт это

Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Разновидности ролей:

• — психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

• — социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

• — активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

• — латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

• — конвенциональные (официальные);

• — стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

27.Понятие, структура и процесс социализации.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:

1. интернализации социальных норм;

2. усвоения социальных функций;

3. вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

28.Теория «зеркального Я» Ч. Кули и «социального Я» Дж. Мида.

Главная концепция Кули называется теорией «зеркального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они — зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя — процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. «Человеческая жизнь» — это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории «зеркального Я». Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

Последствия

Невроз — возможное последствие внутриличностного конфликта

Если внутриличностный конфликт не решить вовремя, то со временем он будет накапливаться и приводить к серьезным последствиям. Самые сильные из них — это стресс, невроз и фрустрация.

  1. Стресс — это состояние, которое возникает ответной реакцией на эмоциональное воздействие. Он способен проявляться, как на психологическом, физиологическом, так и на поведенческом уровне. Сам стресс достаточно часто стимулирует развитие конфликта или порождает новые, так как, пытаясь от него избавиться, человек начинает срываться на ближних, выплескивать свой гнев.
  2. Невроз является нервно — психическим расстройством, которое имеет психогенную природу. Невозможность разрешения внутреннего конфликта сопровождается появлением тягостных и болезненных переживаний, неудачей, недостижимостью целей, не дают удовлетворение потребностей, потеря смысла жизни. В такой ситуации речь идет о перерастании из внутриличностного в невротический конфликт.
  3. Фрустрация — состояние человека, которое вызывается объективными или субъективными трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Может рассматриваться, как одна из форм психологического стресса.

Со временем внутриличностный конфликт приведет к развитию деструктивных показателей, которые станут тупиком в личностном развитии. Первыми признаками появления этого состояния являются:

  • неорганизованность человека, как в физическом, так и в психическом плане;
  • постоянное состояние стресса, тревожности, повышенная мнительность, зависимость от мнения других людей;
  • активное участие и эффективность в любом виде деятельности заметно снижена;
  • отсутствует возможность полноценно выполнять свои личные и общественные функции;
  • у человека могут возникнуть полярные действия, или покорность, или агрессивность, появится уверенность в том, что он никчемен, неполноценен, возникнет неуверенность в своих силах.

Непродуктивность, как последствие внутреннего конфликта, может переходить на отношения в социуме:

  • возникает желание обособиться от других членов группы, не воспринимается критика;
  • обвинение других в своих ошибках и промахах или усиленная самокритика;
  • неадекватная реакция на поведение людей, также такой человек может сам проявлять ненормальное поведение, вести себя демонстративно, особенно это характеризует подростковый возраст. Личность может соблюдать нормы общения, но при этом будет отсутствовать внутренняя уравновешенность.

Также можно рассмотреть и положительные последствия от конфликтов внутри личности:

  • психическое состояние становится устойчивее к внутренним и внешним воздействиям;
  • человек, который со временем сможет разобраться с внутренним миром, сможет выйти из внутреннего конфликта, получает возможность проще справляться с новыми конфликтами, приближается к достижению идеального я;
  • конструктивное влияние в конфликтной ситуации состоит из самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения;
  • проводя борьбу с внутренними противоречиями, может закаляться воля, характер человека. Люди, которые смогли преодолеть внутренние препятствия, лучше мобилизует свои личностные ресурсы, познают самих себя.

Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение — субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Ролевой конфликт как разновидность противостояния

Этот вид столкновения характеризуется тем, что возникает он только при определенных выполняемых обязанностях. Понятие предполагает несоответствие между некоторыми элементами одной или нескольких ролей. Чтобы было понятно, можно представить ситуацию из жизни. Психолог, работающий в школе, воспринимается детьми как учитель. Из-за этого возникает дистанция между ним и учениками. С другой стороны, он должен быть с детьми практически на равных отношениях, чтобы расположить их к себе и помочь им решить личностные проблемы.

В семье, на учебе или производстве часто проявляется ролевой конфликт. Примеры противостояний, столкновений может привести каждый из своей жизни. Одни смогли с ними справиться, другие не могут, но очень хотят. Для того чтобы решить любую психологическую проблему, необходимо осознать ее причины.

Клубника Альбион: описание с фото, отзывы

Комментарии

Виды внутриличностной конфликтности

Теперь я приведу еще несколько разновидностей психологического недомогания, которые различаются в зависимости от места возникновения. Однако общие черты всех этих типов схожи между собой.

Нравственный

Это самый распространенный вид противоречий, который развивается из-за моральных установок и желанием их нарушить. Например, сидящий в вагоне метро мужчина понимает, что должен уступить свое место пожилому человеку, но он настолько устал на работе, что не может перебороть усталость и подняться. Всю поездку его мучает конфронтация: разум твердит о его эгоистичном поведении, а усталость не позволяет поступить правильно.

Сексуальный

Он формируется в основном у людей, склонных к стеснениям и стыду. Например: мужчине хочется разнообразить интимную жизнь с супругой, но он на это не решается, так как боится негативной реакции и быть в глазах жены извращенцем. Он стыдится сказать половинке о его желаниях из-за стеснительности. Из-за этого появляется когнитивный диссонанс, который ведет за собой удовлетворение сексуальной потребности на стороне, а затем развод.

Религиозный

Вера — это мощнейший инструмент, которые помогает отличать зло от добра и совершать недобросовестные поступки. Но всем заветам сложно следовать, даже люди, у которых сформировались сильные религиозные установки, часто сталкиваются с искушениями, соблазнами, провоцируя их противостояние с моралью.

Например, верующий подросток испытывает страстную симпатию к девушке, у него начинают вырабатываться гормоны, это толкает его на романтические поступки, страсть. Однако он осознает, что эти действия приведут к греху и противоречат его убеждениям и правилам.

Политический

Внутренняя конфликтность — это психическое расстройство, которое возникает и у людей, которые борются за территорию, за отстаивание народных интересов. Такие личности испытывают постоянный страх, ведь им приходится рисковать своей жизнью, чтобы отстоять свои убеждения.

Любовный

Постоянное противостояние разума и сердца свойственно влюбленным. У них формируется привычка постоянно проводить время вместе, которая не позволяет им порвать отношения. Каждый партнер переживает расставания по-своему, одни становятся инициаторами разрыва, другие — осознают его неизбежность. Но даже полное осознание происходящего толкает человека на различные глупые поступки: алкоголь, преследования, звонки, выяснение причин.

Когнитивный диссонанс из-за самооценки

Часто люди испытывают неуверенность в себе из-за определенных комплексов и недостатков. Например: лишний вес, чрезмерная худоба, родимые пятна. Часто из-за низкой самооценки личность пытается изменить себя, и не всегда это получается. Она не может смириться со своими недостатками и полюбить себя, это порождает противоречия. Опустошенность возникает также и от неудачной стрижки, лишнего веса после беременности, перенесенной аварии, при которой пострадала внешность.

Социальный

Он происходить из-за отношения с одним определенным человеком или с конкретной группой людей. В большинстве случаев с таким конфликтом сталкиваются подростки, которые становятся изгоями в классе. Каждый день им приходится бороться с осуждением. Часто это порождает внутренние комплексы, ребенок начинает сомневаться в себе и своих силах, испытывает одиночество.

Экзистенциальный

Это наиболее сложная и тяжелая форма конфликтности. Она в основном появляется у максималистов. Люди этой категории не могут понять свое предназначение. Они постоянно сомневаются в актуальности своей жизни. Также конфронтация формируется, если индивид теряет смысл существования и способность самовыражаться.

Такое состояние нередко проявляется у подростков в переходном возрасте, а также у человека, который переживает кризис в 30 лет. Это расстройство сопровождается резкими переменами: работы, стиля, имиджа, разводом, изменами.

Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение – субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Видео: как очистить суперклей с руки ребенка

Конфликт – что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль – это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Мы часто слышим слова “конфликт”, “конфликтный человек”, “внутриличностный конфликт”, что же это за понятия такие? Это определенные противоречия, которые уже есть или могут быть между разными социальными субъектами. Они возникают на основе несоответствия интересов, мотивов поведения, ценностей, потребностей и так далее.

Конфликт – это нормальное явление в обществе. Нет одинаковых людей, поэтому иногда появляется столкновение мнений и интересов по поводу какой-либо ситуации.

Специалисты выделяют множество видов конфликта, одним из которых является ролевой конфликт. Противостояние может быть не только между двумя людьми, предприятиями или странами. Очень часто человек борется с противоречиями в самом себе.

Социология конфликта

Замечено, что больше всего конфликтов происходит в сфере профессиональной деятельности. Всему виной – нарушения норм и правил, которые являются неотъемлемой частью любого взаимодействия, например, норм этикета и правил внутреннего распорядка.

В социологии чаще всего рекомендуются такие способы выхода из ролевого конфликта:

  • Сознательное выделение отрицательных сторон, то есть рационализация, происходит, когда роль недостижима. В просторечии – «не очень то и хотелось». Так, женщина считает, что среди мужчин нет ей равного, поэтому она не замужем.
  • Временное исключение одной позиции из жизни, то есть разделение ролей. Например, человек находится на корабле в дальнем плавании, ему не говорят о смерти родственника, чтобы не было стресса;
  • Перекладывание ответственности за последствия на других – регулирование ролей. Например, привычка некоторых на пике действия уйти в сторону, как бы «умыть руки».

Личности принадлежит в обществе множество социальных ролей. Если правильно их выполнять в соответствии со способностями и требованиями, порядок и комфорт в жизни будут обеспечены.

Социальные факторы среди взрослых с низкими доходами

Когда у кого-то есть несколько ролевых обязанностей, обязанностей или требований, связанных с образованием, работой или семейными отношениями, им может быть трудно управлять. Кроме того, с обязанностями можно справиться, в то время как в других случаях справиться с ними может быть сложно, особенно если человек живет в семье с низким доходом.

Виды

Ролевые конфликты бывают межролевыми и внутриролевыми. Вышеприведенные примеры относятся преимущественно к межролевым конфликтам. Внутриролевые связаны с разными ожиданиями от данной роли. Например, воспитатель в детском саду. Дети ожидают от нее веселых игр. А начальство, что воспитатель будет более-менее строгим с детьми, чтобы они слишком не распоясывались. Таким образом возникает внутриролевое противоречие.

Остальной материал по этой теме выходит далеко за рамки школьного курса, поэтому не будем нагружать вас лишний раз.

Поделиться в соц. сетях

Примеры из жизни

Итак, у вас дома развивается перманентная локализованная гражданская война, конфликт. Воюют все против всех, мать приходит с работы вымотанная и сразу с порога громко звереет на тему увиденного в доме, получает сын-тинейджер, за разбросанные ботинки, несделанные уроки, беспорядок в комнате – это открытая жесткая конфронтация.

В свою очередь, тинейджер молчит, насупившись, тихо отступает на свою территорию, но в корне не согласен с матерью, у него свое понимание порядка, места положения ботинок/носков/книг, и он не собирается ничего менять – это скрытая конфронтация.

В момент, когда противостояние заходит в тупик, на арене военных действий появляется супруг, он не звереет, потому что уже успел сбросить напряжение до прихода домой: «Дорогая, мы с коллегами всего по кружечке пива…». Супруга резко переключается с тинейджера на мужа, продолжая открыто противостоять уже следующему противнику, муж нежно и ласково ее уговаривает прекратить кричать, обещает, что в случае желаемого им исхода такое более не повторится, будет он приходить с работы вовремя и всю зарплату приносить – это мягкая конфронтация.

То же самое может касаться работы или отношений с соседями. Вглядывались ли вы когда-нибудь в глаза непосредственного руководителя, опаздывая на работу или срывая сроки, даже если он молчит, глаза его обещают Вам прижизненный ад на земле. А попробуйте включить на полную громкость любимую музыку в прекрасное воскресное утро в 7 часов и вы получите все виды конфронтации в зависимости от склада характера ваших соседей.

См. также

  • Съедобные грибы
  • Ядовитые грибы
  • Фитотерапия

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую Вам, также познакомиться со статьёй о том как реализовать себя в жизни. Берегите себя и близких!

Материал подготовила Журавина Алина.

Читайте далее:

Откуда берется конфликт поколений и как преодолеть эту проблему

Основные виды конфликтов и лучшие способы их решения

Виды и причины внутриличностных конфликтов человека

5 причин почему не стоит бояться начальника

Основные причины возникновения синдрома кидалтизма: впадание в детство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector