Ролевой конфликт: причины и примеры ситуаций

Содержание:

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

На сегодняшний день стратегии поведения в конфликтной ситуации можно разделить на 5 основных моделей. Использовать каждую из них необходимо только в том случае, когда проведен анализ ситуации и понятно, что стратегия будет целесообразна именно в этом случае.

Стратегия “противоборство, конкуренция”

Что делать в конфликтной ситуации, если вам необходимы быстрые меры и вы чувствуете в себе силы отстаивать своё мнение в жесткой или даже агрессивной манере? Данная стратегия подразумевает под собой открытую борьбу за свои интересы и упорное отстаивание позиции. Это достаточно жесткий стиль, который будет уместен только в следующих ситуациях:

  • вы имеете бОльшие возможности (силу, власть и пр.), нежели оппонент;
  • необходимы быстрые и решительные меры;
  • нет другого выбора или терять уже нечего;
  • результат для вас очень важен;
  • конфликт возник на глазах других авторитетных для вас людей.

Стратегия “уклонение и игнорирование”

Эта стратегия представляет собой желание выйти из сложившейся ситуации, при этом не устраняя причин ее возникновения. Эффективной такая стратегия будет только в том случае, если нужно перенести решение проблемы, изучить подробно сложившуюся ситуацию и найти доводы и аргументы. Такая стратегия отлично подходит для разрешения конфликтов с начальством.

Выбирать ее целесообразно в следующих случаях:

  • восстановление стабильности и спокойствия важнее, чем разрешение ситуации;
  • во время конфликта вы начинаете понимать свою неправоту;
  • результат разрешения спора вам не является важным для вас;
  • вам кажется, что лучше сохранить хорошие отношения, чем доказывать свою точку зрения;
  • проблема кажется безнадежной.

Стратегия “приспособление”

Представляет собой перестройку поведения, сглаживание противоречий, иногда даже в ущерб своим интересам. Со стороны это выглядит таким образом, что вы понимает позицию оппонента и разделяете ее.

Такой стиль поведения будет уместен в следующих случаях:

  • проблема не принципиальна для вас;
  • нужно сохранить хорошие отношения с противоположной стороной;
  • необходимо выиграть время;
  • вы понимаете, что не правы, а продолжение конфликта может лишь навредить;
  • лучше одержать моральную победу и уступить оппоненту.

Стратегия “сотрудничество”

Этот вариант является совместной работой над поиском решения, которое удовлетворит все стороны конфликта. Это самый честный и открытый стиль устранения конфликта. Применять его разумно в следующих ситуациях:

  • проблема важна для обеих сторон и необходимо найти наиболее оптимальное решение;
  • есть время поработать над проблемой;
  • вы хотите сохранить отношения с другой стороной;
  • ваши возможности и возможности оппонента равны.

Стратегия “компромисс”

Данная стратегия является урегулированием разногласий посредством взаимных уступок. Применять такую стратегию стоит в том случае, когда:

  • обе стороны обладают убедительными аргументами;
  • ваше желание умеренно важны, но не стоят продолжения конфликта;
  • нужно принять срочное решение, при этом времени мало;
  • сотрудничество не приводит к нужному результату;
  • компромисс позволит сохранить отношения с оппонентом.

В представленном ниже видео вы можете ознакомиться с полезными советами о том, как побеждать в конфликтных ситуациях и добиваться желаемого результата в спорах.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Стратегия всегда стратегия, поэтому стандартная градация поведения в конфликтных ситуациях вполне предсказуема и логична:

1. Отступление. Суть банальна, участники просто уходят от дальнейшего ведения переговоров в какой бы то ни было форме. При чем это вполне нормальная стратегия и ее не стоит отбрасывать. К примеру, в бизнесе, если становится понятно, что сопутствующие расходы времени, сил, нервов и денег выходят больше прибыли или иных положительных эффектов, то какой смысл в таком деле?

2. Уступка. Одна из сторон для решения конфликта уступает в своих интересах. Каждый знаком с подобным видом. Хоть раз, но бывало или наблюдали в романтических отношениях.

3. Компромисс. Суть в том, что применяется некая форма усредненного решения, когда каждая из сторон получает в чем-то положительный, а в чем-то отрицательный результат.

4. Компромисс с повышением положительного. Не сложно догадаться, что наличие отрицательного результата в компромиссе делает такое решение двояким. Однако, если добавить что-то положительное для всех участников, то влияние отрицательного снижается. К примеру, если клиент хочет скидку, то можно обсудить увеличение объема продаж. Это позволит снизить издержки для вас и сделать цену привлекательной для клиента.

5. Все или ничего. В данной стратегии подразумевается, что одна из сторон будет превалировать в решении конфликта. Что-то вроде избалованного ребенка, который хочет «только так и не иначе». Для понимания, это стратегия не всегда столь негативна как кажется.

К примеру, если существует несколько цепей взаимодействия, то стратегия «все или ничего» может компенсироваться непрямой уступкой. Что-то вроде А заинтересовано в В, но при этом не может иметь прямое отношение к В, но есть Б, которое может иметь отношение к В, но не согласно с требованиями. В таком варианте, А может компенсировать все трудности взаимодействия Б с В.

Хотелось бы отметить, что данная градация совершенно не означает, что вы не можете использовать собственные стратегии поведения или их комбинации для решения конфликтных ситуаций.

Так же стоит понимать, что каждую из стратегий стоит примерять относительно целесообразности. Возьмем тот же пример с фрилансером. Если конфликт решается минимальной уступкой и никак не влияет на деловой имидж (а в ряде случаев даже повышает его), то это вполне приемлемая стратегия. Как говорится, потратить час, чтобы сэкономить 5 минут, это не экономия. Кроме того, фрилансеру совершенно не обязательно выполнять повторные заказы.

Профилактика напряжения в коллективе

Правила бесконфликтного общения

  • Ведите себя тактично по отношению к коллегам.
  • Удерживайтесь от критики или делайте это без резкости.
  • Проявляйте заинтересованность к работе и личности коллег.
  • Вежливость в разговоре располагает.
  • Старайтесь хвалить сотрудников.
  • Пустые споры – нездоровые, ведите совещания, обсуждения проектов так, чтобы их избежать.

Как удержаться от конфликтогенов

Конфликтоген Слова и фразы, которые нельзя применять в разговоре
Выражение недоверия Ты обманываешь; к этому нет доверия; вы ничего не понимаете в этом
Прерывание говорящего Подождите, я добавлю; дайте другим сказать
Умаление роли сотрудника Что ты для этого сделал? Практически ничего!
Сравнение с собой не в пользу собеседника Я на твоем месте сделал бы лучше
Отказываться признавать собственные промахи Что бы ты не говорил, я прав
Навязывать собственное мнение Послушайте меня еще раз, я считаю, что…
Проявление фальши в отношениях с сотрудниками Фальшь чувствуется по тому, как человек говорит, что говорит.
Постоянная торопливость, нежелание дослушать коллег до конца Простите, я очень спешу, поговорим в другой раз. Да-да, я понял вас, обсудим позже.
Нежелание принять чужое мнение Это просто ерунда! Такого быть не может. Вы не правы.

Безусловно, к конфликтогенам можно причислить оскорбительную лексику. Порождает конфликт тот, кто первым их употребил в разговоре. Поэтому нужно быть внимательным к людям и воспитывать в себе корректность по отношению к коллегам.

Социальные факторы среди взрослых с низкими доходами

Когда у кого-то есть несколько ролевых обязанностей, обязанностей или требований, связанных с образованием, работой или семейными отношениями, им может быть трудно управлять. Кроме того, с обязанностями можно справиться, в то время как в других случаях справиться с ними может быть сложно, особенно если человек живет в семье с низким доходом.

Примеры межличностных конфликтов.

В общей теории конфликтов можно выделить 3 уровня примеров межличностных конфликтов и одновременно типа: война, игра и спор.

  • «Война” подразумевает жесткий и бескомпромиссный инцидент до победного конца одного из индивидом. Могут применяться все средства и методы, в том числе и насильственные.
  • ”Игра” – это спор с заведомо известными и договоренными правилами, обычно речь идее о недорогих и не очень важных для индивида ценностях.
  • ”Спор” – используются мягкие, не насильственные средства с целью мира и урегулирования межличностного конфликта с противоборствующей стороной.

Также существует градация на когнитивные и мотивационные виды конфликта. Когнитивные – в виде диспутов, спора, обсуждения. Мотивационные – столкновение прямых интересов сторон. Когнитивные конфликты могут преобразовываться в мотивационные.

По времени существования деление идет на кратковременные (до нескольких часов), длительные (до нескольких суток) и затяжные (могут длиться годами). Как примеры межличностных конфликтов можно выделить скрытые конфликты, когда нет видимых проявлений и активных действий со стороны участников, частично скрытые, когда по видимым элементам нельзя с точностью утверждать о их этиологии и глубине и открытые, которые участниками не скрываются, носят демонстративный характер. По происхождению градация идет на преднамеренные, задуманные, спланированные и нечаянные, также на спровоцированные и инициативные (организатор одна из сторон).

Причины конфликтов с подчинёнными

Конфликт — это наиболее острое разрешение противоречий между руководителем и подчинёнными. Конфликт, вторая по эффективности стратегия поведения, после стратегии «сотрудничество»,
но склонностью к сотрудничеству обладает примерно 10 % сотрудников.

Остальные же 90% в лучшем случае только симулируют сотрудничество, а думают только о своём интересе. То есть поменьше работать и побольше получить. А скорее всего, ещё и украсть.

Вспомним любимую поговорку пролетариев — если ничего не принёс с работы, значит, рабочий день прошёл зря. Поэтому насчёт стратегии сотрудничества у руководителя не должно быть никаких иллюзий.

Остаётся стратегия конфронтации, то есть конфликта. Так как на третьем месте по эффективности, идёт стратегия нахождения компромисса. А сами понимаете, что нахождение компромисса между руководителем и подчинёнными это крайне невыгодно руководителю. Его цель — это максимальная эффективность отдела, а цель подчинённых — поменьше работать.

У руководителя есть ещё одна причина идти на конфликт с подчинёнными, конечно же, если не срабатывает стратегия сотрудничества. Это то, что он практически всегда находится в преимущественном положении. Так как он обладает полномочиями, властью и информацией, он может предварительно проанализировать работу подчинённого, подготовиться, найти «косяки», и получить дополнительные рычаги давления.

Естественно, чтобы действовать подобные образом, нужно иметь «стальные яйца»,
нужно уметь демонстрировать силу. Если вы мягкотелы, боязливы и стеснительны,
нужно сначала решить проблемы с вашей психикой. Подробно о причинах этих проблем и как их решать
в этой статье.

Причины конфликтов в том, что руководители и сотрудники, сталкиваясь в пределах работы, да и не только в пределах работы, сталкиваются между собой, за какие-то ресурсы. За социальную позицию, за право занять то, или иное положение. То есть ведут некую «управленческую борьбу».

«Управленческая борьба» – это попытка занять в пространстве наиболее выигрышное положение.
Это понятие ввёл Владимир Тарасов, его книгу «Искусство управленческой борьбы» можно скачать здесь.

Итак, для продолжения карьеры, руководителю нужно в обязательном порядке освоить тактику и стратегию поведения в конфликте.

Виды конфликтов

Классификация разновидностей конфликтов очень большая. Выделяют 8 признаков, по которым можно разделять их:

  1. По длительности: разовые, краткосрочные (ссора в семье), затяжные (например, длительный конфликт в супружеской паре), повторяющиеся (часто происходят, когда обе стороны регулярно высказывают свои претензии, но ничего не делают, чтобы разрешить проблемную ситуацию), долгосрочные (войны, революции).
  2. По объему: личные, групповые, межгрупповые, региональные, между народами.
  3. По источнику возникновения: субъективные, объективные и ложные. Деление условное, потому что большинство конфликтов является субъективным. Человеку кажется, что полно противоречий, хотя разрешить их можно всегда.
  4. По средствам конфликты делятся на насильственные и ненасильственные. Война – типичный пример насильственного конфликта. Тоже деление условное, потому что все конфликты основаны на разных формах насилия: экономической, психологической, физической и так далее.
  5. По форме:
  • Внутренние. Типичный пример – внутриличностный конфликт, когда человек не может принять решение, познакомиться с человеком противоположного пола или нет. С одной стороны, хочется, но с другой – страшно
  • Внешние. Конфликт между двумя разными людьми.
  • Антагонистичные. Конфликты, которые происходят между двумя абсолютными противоположностями.
  1. По результатам: прогрессивные и регрессивные. Первые – ведут к прогрессу, другие – приводят к разрушениям.
  2. По характеру развития: преднамеренные (создаются провокатором для достижения своих целей), спонтанные (например, когда дошкольники в детском саду отравились пищей), и родители к этому не были готовы.
  3. По сфере жизни: семейные, религиозные, экономические и так далее.

Конфликт между начальником и подчиненной

Это далеко не все виды конфликтов, выделяемые психологами, которые можно привести. В библиотеке есть множество книг по этой теме. Там описываются различные конфликты, начиная угнетением школьников их одноклассниками (буллинг), скандалами с родителями в подростковом периоде жизни и заканчивая столкновением интересов пожилого пациента с доктором.

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Примеры политических конфликтов из истории

Множество политических конфликтов, как следствие сепаратистских веяний, возникало в 90-е годы ХХ века в России. Причинами противостояний являлись стремления автономных республик к собственной независимости. К примеру, формирование Чеченской Республики спровоцировало войну в Северном Кавказе.

Другим ярким примером политического конфликта из истории является спор между Россией и Японией по поводу права на Южные Курильские острова.

Западные страны обладают развитой экономикой и прочными институтами демократии, поэтому политические конфликты формируются на основании вражеской агрессии извне. К примеру, теракт в США в сентябре 2001 года привел к развязыванию войны на Востоке.

Известные политические конфликты из истории:

  • Междоусобные войны на территории Руси.
  • Тридцатилетняя война за управление Священной Римской империей и Европой, в которой принимали участие практически все европейские государства с 1618 года по 1648 год.
  • Наиболее масштабная и кровопролитная за всю историю Первая мировая война.
  • Вторая мировая война.
  • Распад СССР.
  • Гражданская война на территории Сирии с 2011 года продолжается в настоящее время.

Способы решения конфликтов

Существуют разные способы урегулирования конфликтов, учитывающие интересы одной или нескольких сторон. Главная задача при наличии разногласий – добиться сотрудничества.

Позитивные способы

Конфликты могут привести к компромиссному решению, когда исход устроит обе стороны. При этом они или одна из них получит поощрение. Это превращает конфликт в выгодную сделку. Как пример можно рассмотреть следующую ситуацию. Покупатель получает некачественный товар. Продавец признает свою вину, принимая факт несовершенства сервиса, обязуется осуществить замену и предоставить скидку. В результате клиент получает товар по более выгодной цене, а продавец заглаживает вину, тем самым лишая себя отрицательного отзыва.

Справляются с разногласиями, идя на уступки. Смысл заключается в предложении стоящем для другой стороны, ущемлении своих интересов. Обычно это происходит при желании сохранить дружественные отношение, и когда другие способы разрешения конфликтов отсутствуют.

Негативные способы

Из конфликта можно выйти, проигнорировав его, применив тактику избегания.

Обратите внимание! Самоликвидация может отсрочить острое проявление разногласий или предотвратить его, что бывает при остывании эмоций и осознании бесполезности споров. Однако, если проблема действительно существует, позже она может разгореться с новой силой

Конфликт может разрушаться насильственным путем, когда явно выделяется проигравшая сторона. Она не может продолжать участвовать или отказывается от борьбы и самостоятельно отходит в сторону. В результате она вынуждена подчиняться воле другой стороны, с которой совершенно не согласна. В качестве самого яркого примера можно назвать военную битву, в результате которой одна сторона терпит полное поражение.

Менеджмент предприятий предусматривает проведение лекций для работников с целью создания дружественной атмосферы и улучшения качества труда. Люди должны понимать цели, к которым они стремятся в своей работе, и определять пути их достижения. Полное понимание своих обязанностей в совокупности с кратким курсом лекций по конфликтологии поможет с достоинством выходить из непростых ситуаций.

Конфликт на работе

Интраличностные

Под внутриличностным конфликтом подразумевают рассогласование оценок, установок, интересов, переживаемое в самосознании. Сталкиваются определенные мотивы, которые невозможно удовлетворить одновременно.

Примером такого диссонанса является нелюбовь к работе при невозможности увольнения (боязнь безработицы). Яркий пример – опасения ребенка быть наказанным при страстном желании не ходить на нелюбимый урок.

В категории выделяют варианты мотивационный, неадекватной самооценки, ролевой, нереализованного желания, нравственный и адаптационный. Столкновение начинается между «хочу», «могу» и «надо».

Это определяет, соответственно, три главных личностных позиции:

  • ребенок (хочу);
  • взрослый (могу);
  • родитель (надо).

Межличностные конфликты начинаются из-за разногласий между отдельными людьми. Протекают обычно такие проблемы «здесь и сейчас». Участники отличаются эмоциональностью.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Теоретические понятия

Вопросы о природе и ее компонентах рассматривает сфера экологических отношений. В этой дисциплине принято использовать следующие понятия:

  1. Окружающая среда – это общая совокупность всех возможных объектов, окружающих человека, включая естественную природу, антропогенные постройки и социум. Окружающая среда — это более широкое понятие, чем компоненты природной среды. Это, прежде всего, объединение в единую целостную систему все те объекты, с которыми изо дня в день взаимодействует человек.
  2. Природный объект – это естественная биосистема, нетронутая и неизмененная человеком.
  3. Компоненты природной среды – это все, что помогает обеспечивать и поддерживать благоприятные условия для сохранения жизни на Земле. В эту категорию входят:
  • земля;
  • недра;
  • почва;
  • Мировой океан;
  • атмосфера и околоземное космическое пространство;
  • флора и фауна.

Общая характеристика примеров конфликтологии

Определение 1 Примеры конфликтологии это различные концепции или подотрасли общей конфликтологии, выделяемые исходя из объективного существования разных видов социальных конфликтов.

С учетом изложенного примеры конфликтологии целесообразно рассматривать исходя из предлагаемых в науке подходов к дифференциации видов конфликтов. Так, например, в рамках одной из наиболее распространённых концепций в качестве видов конфликтов исходя из сферы их проявления, принято называть:

  1. Конфликты в сфере экономических отношений: в основу возникновения конфликтов названной группы положено противоречие между экономическими интересами противоборствующих сторон, обусловленное тем, что удовлетворение потребностей одной группы субъектов происходит в ущерб имущественным интересам другой;
  2. Конфликты социально-политического характера (также могут называться собственно политическими конфликтами), возникающие из-за существования противоречий между субъектами политики относительно распределения и осуществления власти в стране;
  3. Идеологические конфликты, обусловленные объективными расхождениями в ценностях, установках, а также взглядах на отдельные социальные явления и процессы, присущих отдельным индивидам и группам;
  4. Социально-психологические конфликты, в структуре которых могут обнаруживаться элементы аналогичные конфликтам иных групп, однако ключевой причиной конфликтов рассматриваемой категории выступают межличностной и межгрупповой несовместимости.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Примеры конфликтологии 410 руб.
  • Реферат Примеры конфликтологии 270 руб.
  • Контрольная работа Примеры конфликтологии 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector