Педагогические принципы

Методы реализации принципа доступности

Принцип доступности реализуется в методах, приемах, способах организации материала. При работе с новым материалом используют такие методы:

  • сравнение – поиск общих и различительных характеристик в изучаемых понятиях, явлениях для лучшего понимания;
  • аналогии – поиск аналогов между новыми элементами изучаемого материала и уже известными. Этот метод актуален для изучения иностранных языков, когда в родном и неродном языке устанавливаются связи;
  • беседы используют для установления контакта с учащимися, выяснения их уровня подготовки, фоновых знаний, умений, навыков. Через беседы учителя учатся понимать учащихся, это помогает им в подготовке к урокам, отбору материала и средств обучения;
  • дискуссии используют со старшими школьниками/студентами для выяснений их потребностей, презентации проблемных тем, сложных теоретических вопросов.

Популярные интерактивные методы обучения тоже помогают реализовать принцип доступности: организация работы в парах, микрогруппах, деятельности над общими проектами и презентациями помогает сделать информацию легче для восприятия и понимания.

Характеристика принципов обучения в современной школе

Обучение в современной школе опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации содержания обучения. Данный принцип предполагает уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам учебного процесса. Недопустимо принуждение и применение насилия к личности учащегося. Соблюдение принципа гуманизации осуществляется не только в отношении учащихся, но и в отношении педагогов.

Принцип гуманитаризации содержания обучения. Согласно данному принципу, в процессе обучения основной упор делается на предметы художественно-эстетического и гуманитарного направления. Это связано с тем, что дисциплины данного цикла положительно влияют на социальное развитие личности ребенка, а также на развитие его творческой активности.

Принцип вариативности и инвариантности обучения. Данный принцип предусматривает использование в процессе обучения различных инновационных подходов, разработанных и предложенных в рамках современной педагогики и дидактики. Так же, согласно этому принципу, допустимо применение методов и форм обучения исходя из региональных и национальных особенностей. Однако обязательным является соблюдение основных требований и государственных стандартов образования. Инвариантность обучения предусматривает соблюдение права каждого ребенка на получение минимального уровня образования (дошкольного и школьного). Реализация принципа достигается путем разно уровневого образования, при котором каждый последующий уровень значительно превышает требования предыдущего.

Поступательность как принцип отбора содержания обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения учитывают особенности и потребности каждого возрастного периода. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать его возможности и осуществить процесс обучения с наибольшей отдачей и эффективностью.

Принцип дифференциации содержания обучения. Согласно данному принципу педагог в процессе организации учебного процесса учитывает способности и возможности каждого ребенка, подбирает оптимальный темп обучения для всей группы (класса). То есть, принцип дифференциации обучения предусматривает создание благоприятных условий для обучения и развития всех детей, вне зависимости от их уровня обучаемости.

Принцип интеграции обучения. Данный принцип предполагает такой отбор и содержание учебного материала, который обеспечит целостность восприятия ребенком картины окружающего мира, а также сформирует представление о разнообразных связях между явлениями и объектами. Помимо этого, принцип интеграции обучения, предусматривает равномерное распределение учебной нагрузки с целью оптимального усвоения учебного материала каждым учеников, без потери качества обучения.

Культурологический принцип предусматривает создание таких условий в процессе обучения, при которых происходит развитие общей культуры у детей, а также каждый ребенок получает общее представление о достижениях современной культуры и ее развитии. Во время обучения детей знакомят не только с культурой поведения в различных жизненных ситуациях, но и знакомят с особенностями культуры различных народов. Все это позволяет формировать у ребенка общую картину мира и развивать познавательные процессы.

Принцип демократизации. Данный принцип предусматривает создание условий для развития активности, инициативности и творческого потенциала не только у учащихся, но и у педагогов. Педагогический процесс, организованный согласно данному принципу, становится интересным и познавательным для всех участников учебного процесса.

Принцип патриотичности обучения. Согласно данному принципу обучение в современной школе должно иметь патриотическое направление, которое предполагает формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Категории дидактики

Основными и важными категории дидактики являются:

  1. обучение.

Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающихся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе.

закономерность обучения.

Закономерность обучения — совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие.

преподавание

Преподавание — это управление учебной деятельности обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладевании отношением к окружающему миру и к себе, а также овладевание основными способами мышления.

принципы обучения

Принципы обучения — это главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса.

учебная деятельность (или как ее многие называют — учение)

Это познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладевание основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе.

Дидактика выполняет ряд важнейших функций.

  1. развивающая (то есть развитие и формирование психических качеств личности и их изменение).
  2. воспитательная (то есть связь между отношениями и знаниями. Отношения могут быть как к себе и другим людям, так и к окружающему миру).
  3. обучающая (передача системы знаний, навыков и умений на всех этапах развития личности).

Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:

  1. установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
  2. раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
  3. раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.

Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.

Значение дидактики:

  1. дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
  2. выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
  3. нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.

Частная методология

Определение 3

Частная методология в педагогике — это совокупность методов, приемов, способов, методик исследования педагогических явлений.

Частная методология предполагает определение:

  • закономерностей, методов, принципов воспитания и обучения;
  • неразрывной связи и взаимного проникновения друг в друга развития, обучения, воспитания, образования в процессе педагогической работы;
  • соотношение воздействий педагогов характеру деятельности учеников и их возможностям.

Субъектный фактор и принципы

Субъектный фактор обуславливает своеобразие организации и осуществление субъектом социально-педагогической деятельности. Он важен при выборе индивида для конкретной социально-педагогической деятельность в зависимости от ситуации и требований к уровню ее результативности, а также при оценке процесса и результата данной деятельности. Основными принципами при этом являются:

  • личностная обусловленность,
  • взаимосвязь действенности и профессионализма социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности подразумевает, что личность педагога определяет отношение к его деятельности и к нему самому.

Очень важен принцип взаимосвязи профессионализма социального педагога и эффективности его социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовленность определяется наличием соответствующей компетентности, внутренней потребностью и умением социального педагога реализовать ее в определенных условиях и к конкретному объекту.

7 заблуждений о шизофрении, в которые стыдно верить образованным людям

Презентация на тему: » Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей.» — Транскрипт:

1

Принцип доступности

2

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Что такое принцип доступности ?

3

доступность обучения определяется возрастными особенностями и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; чем выше уровень умственного развития обучающихся и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучающихся; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Закономерности принципа доступности

4

«От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному» Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения. Известны так же классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским

5

1. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития. 2. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствуют, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их. 3. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания. Правила доступного обучения

6

4. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими 5. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения. 6. Не принимайте мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, используйте его как начало познания. 7. На первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

7

8. Доступность не означает легкость обучения, и функция преподавателя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить это и есть будни доступного обучения. 9. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте обучающихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность снижаем барьер доступности обучения

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  2. Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  4. Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  5. Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  6. Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
    1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.

Специальная методология

Определение 2

Педагогическая специальная методология дает возможность формулировать науке собственные закономерности, которые относятся к специфике формирования, развития, функционирования исследуемых феноменов.

Специальная методология базируется на следующем:

  • сформировавшиеся представления о психике и сознании человека, возможностях педагогического воздействия на него;
  • специфика формирования личности в рамках общества и группы в ходе общественно-полезной деятельности;
  • симбиоз воспитания и самовоспитания личности в коллективе;
  • целостное формирование личности в коллективе.

Популярное сейчас

Доступность в информационную эру

Современное образование имеет ряд специфических черт: мобильность, интерактивность, социальная ориентированность. Популярным становится дистанционное обучение, самообучение, альтернативные школы и школы на дому.

Это трансформирует базовые принципы педагогики, расширяет их значение и задачи. Принцип доступности сегодня включает в себя также такие требования и правила:

  • информация, которую получают учащиеся в процессе обучения, должна быть максимально наглядна и практически применяема в жизни. Все, что преподается, должно иметь прямое отношение к действительности;
  • ученики должны иметь доступ к разным информационным ресурсам (библиотекам, электронным репозитариям, Интернету) для того, чтобы проверить, расширить и углубить полученные знания;
  • учителя и преподаватели должны предоставлять учащимся широкий выбор дополнительных материалов: статей, книг, пособий, и помогать им ориентироваться в массивах информации для поиска нужных данных.

Сегодня доступность – это не только соответствие учебных материалов возрастным особенностям учеников и студентов, но и открытость информации, ее вариативность и доступность в более широком смысле слова.

Ведь целью современного образования является не расширение количества знаний, а формирование навыков поиска и использования информации в реальной жизни.

Реализация принципа доступности зависит от всех участников учебного процесса: органов контроля, управления учебных заведений, учителей, методистов, даже учеников. Только диалог между этими звеньями образовательной цепи помогает сделать образовательный процесс доступным для каждого.

В этом видео вы узнаете о доступности высшего образования в регионах России:

Похожие главы из других книг:

Принципы
I. Тайцзицюань и здоровьеЗдесь для начала мы бы хотели рассмотреть одно из привычных утверждений о влиянии тайцзицюань на здоровье. Принято думать, что тайцзицюань условно можно разделить на две разновидности: тайцзицюань как воинское искусство и тайцзи

5.1. Методические принципы
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах, наиболее общих теоретических положениях, выражающих закономерности обучения. Отправные положения, определяющие всю направленность и организацию

3. Принципы «САМБО»
При анализе методики применения и преподавания «Самбо» мы останавливаемся на пяти основных принципах, которые являются ведущими при изучении предмета «Самбо».I. Осмысленность приемов, как основа схватки.II. Умение переходить с приема на прием.III. Умение

Принципы тренировки
Хотя наука не создала сколь-нибудь детальных и гарантированных планов тренировок для многоборья (как, впрочем, и для других видов спорта), ей удалось сформулировать набор указаний, следуя которым вы можете найти свой путь к достижению пиковых

8. Принципы отдыха
Современные программы тренировок предполагают едва ли не ночевку в спортзале. Три дня в неделю считаются абсолютным минимумом, а большинство программ рассчитано на четыре или пять тренировок еженедельно. Тренировки по сплит-системе построены так: два

6-2.

Базовые принципы
Теория центральной линииЦентральная линия (ДЖОАН СИЕН) важнейшее понятие в стиле ВИН ЧУН. Это ядро, на котором основаны все атаки и защиты. Влияние центральной линии видно во всех стойках, положениях рук, сменах стоек, наступлениях и отходах.Боец ВИН ЧУН

2. Принципы боя
Ты должен действовать решительно, максимально быстро и максимально жестоко. Уличный бой – не спортивное состязание и не испытание на глубину укорененности христианских добродетелей. Нет времени долго и со вкусом лупить одного противника – ведь за спиной

Базовые принципы
Теория центральной линииЦентральная линия (ДЖОАН СИЕН) важнейшее понятие в стиле ВИН ЧУН. Это ядро, на котором основаны все атаки и защиты. Влияние центральной линии видно во всех стойках, положениях рук, сменах стоек, наступлениях и отходах.Боец ВИН ЧУН

Принципы тренинга
Основной принцип тренинга – многократное повторение одних и тех же движений и работы мышц. В результате этого у лошади вырабатываются и закрепляются необходимые условные связи и развиваются двигательные навыки и качества. Многократное повторение

X принципы важнее…
В. БАТУРИНСКИЙ (СССР): «Может быть, прав бывший секундант Фишера гроссмейстер Ларри Эванс, высказавший мнение, что Фишер в 1972 году панически боялся проигрыша и поэтому никак не мог сесть в самолет, направлявшийся в Рейкьявик. А может быть, Эванс не прав.

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Определение 1

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»)

Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива

Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Принципы воспитания В. А. Сластенина. Метапринципы

В педагогической литературе существует огромное множество различных принципов воспитания. В. А. Сластенин предложил наиболее развернутую систему классификации, которая включает основополагающие принципы, сформированные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе – метапринципы и частные принципы.

Метапринципы воспитания:

  1. Принцип непрерывного общего и профессионального развития. Является основным в системе гуманистических принципов. Закономерность принципа: чем гармоничнее социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие индивида, тем более творческим и свободным становится человек в осуществлении культурно-гуманистической функции.
  2. Принцип природосообразности воспитания. Основывается на закономерности, которая связана с центрацией воспитательного процесса на развитие личности. Воспитание должно базироваться на научном понимании социальных и естественных процессов, согласовываться с законами развития человека и природы, формировать у индивида ответственность за самого себя и эволюцию ноосферы. Методы, формы, содержание воспитания должны учитывать половую и возрастную дифференциацию, организацию социального опыта.
  3. Принцип культуросообразности воспитания. Основывается на закономерности: развитие личности в соответствии с общечеловеческой культурой определяется ценностными основаниями воспитания. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях и выстраиваться в соответствии с учетом особенностей региональной и этнической культур: приобщение к разным пластам культуры (физической, бытовой, материальной, экономической, политической, нравственной, интеллектуальной, духовной, сексуальной и др.). Содержание, цели, методы воспитания культуросообразны, если учитывают сложившиеся в социуме стиль социализации и традиции.
  4. Принцип деятельностного подхода. Культура способствует развитию личности если она побуждает и активизирует ее к деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее деятельность, значимая для личности, тем эффективнее проходит овладение культурой (общечеловеческой и профессиональной).
  5. Принцип личностного подхода. Процесс социально-нравственного развития приобретает оптимальный характер, когда воспитанник является субъектом воспитания. Принцип основан на закономерности, обуславливающей единство в реализации личностного и деятельностного подходов.
  6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия. Принцип требует адекватного включения в педагогический процесс личностного опыта (эмоций, переживаний, чувств, соответствующих им поступков и действий), а также отказа от ролевых масок.
  7. Принцип диалогического (полисубъектного) подхода. Указывает на то, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях равноправного учебного сотрудничества.
  8. Принцип индивидуально-творческого подхода. Основан на закономерности, предопределяющей, что саморазвитие личности зависит от уровня творческой направленности и индивидуализации воспитательного процесса.
  9. Принцип профессионально-этической взаимоответственности. Основывается на закономерности: готовность участников педпроцесса принять на себя заботы о будущем нашего общества, о судьбах людей предполагает гуманистический образ жизни.

Антропологический подход

Антропологический подход был разработан и обоснован К.Д.Ушинским. Под антропологическим подходом он понимал системное применение данных из всех научных областей о человеке, их учет при реализации педагогического процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector