Принципы развивающего обучения

Что такое принципы обучения

Принципы обучения — это методы и средства, используемые для достижения различных образовательных целей и развития личности. Направлены на организацию и реализацию эффективного обучения, сохранение его целостности. Представляют собой теоретическое построение учебного процесса и применение системы на практике.

Цели, для достижения которых принципы обучения применяются, бывают весьма разнообразны. Несмотря на это, все принципы объединены в одну систему и не могут существовать друг без друга. В образовательном процессе одновременно могут быть задействованы сразу несколько принципов, очень редко встречается применение только одного.

В педагогике

В повседневной жизни принципами обучения сознательно пользуется очень маленький процент общества, причем они слабо выражены и практически не выделяются на фоне остального воспитания. В педагогике идеальной моделью является регулярное применение таких принципов. Их изучение — обязательная часть педагогического образования. Понимание психологии каждого принципа и его применение делает процесс обучения эмоционально легче как для ученика, так и для преподавателя. Это как раз и увеличивает эффективность образования.

Что такое сознательность?

Сознательность – это осознанная ответственность за все сферы своей жизни, как внешней, так и внутренней. Это очень просто понять, если представить себе образ сознательного и несознательного человека. Чем они отличаются? Сознательный человек понимает, что он делает и какие последствия несут его дела, тогда как несознательный человек не осознаёт ни последствий, ни того, чем он занимается.

Для сознательного
человека жизнь представляет собой
структурированный и понятный поток. Он
понимает своё место в нём и свой путь,
по которому ему предстоит идти.
Сознательность позволяет человеку
воспринимать реальность такой, какая
она есть. Без иллюзий, без розовых очков
и прочих искажающих реальное восприятие
мира факторов. Сознательность даёт
человеку понимать границы дозволенного
и недозволенного.

Несознательный
человек перекладывает всю ответственность
на других. Для такого человека вина в
его проблемах и проблемах общества
лежит на ком-то другом: на соседе, друге,
жене, правителе. Кто-то виноват в отличие
от него самого. Однако бытует авторитетное
мнение, что в подавляющем большинстве
своих бед виноват сам человек. Конечно,
мы киваем головой, когда слышим это, с
этим сложно поспорить человеку, у
которого есть хоть небольшая толика
разума. И, всё же, даже понимание этого
принципа не гарантирует нам полную
сознательность.

Сознательность
приобретается по мере зрелости человека,
по мере роста и укрепления его внутреннего
стержня и познания себя. Очевидно, что
только ребёнок переносит всю ответственность
на других, мол, это не он, просто весь
мир так живёт. Рассматривая наше общество
с точки зрения сознательности, мы живём
в обществе детей, которые не несут
ответственность за свои дела, поступки
и образ жизни. Если у них что-то получается
– они молодцы, а если не получается –
всегда найдется виноватый.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Соус «Дары лета»

Категория:
Заготовки Соус на зиму

Просто не знала, как назвать! И на кетчуп похожий, и на лечо, и на овощную икру!!! Получилось всё спонтанно. Закрывать тоже не хотела, а пришлось- столько быстро нам вдвоём не съесть. Изначально хотела просто баночку сварить, как говорится, «на разок».

Помидоры «Ча»

Категория:
Салаты Салаты из мяса Салаты из говядины

Этот салат я открыла для себя совсем недавно на одном из форумов. Затем смотрела способ приготовления на различных кулинарных сайтах, здесь помидорный салат с таким названием не обнаружила, поэтому решила поделиться и проиллюстрировать рецепт. Я подкорректировала пару ингридиентов, которые были указаны в оригинале, но и так вышло довольно вкусно!

Принцип доступности обучения

Принцип доступности обучения предполагает, что занятия строятся в соответствии с возрастными и умственными возможностями учеников. Для этого педагог подбирает наиболее подходящие методы и формы обучения, подбирает материал, который будет усвоен учениками без лишних усилий

При этом важно, чтобы получаемый в ходе обучения материал строился на уже существующих знаниях об окружающем мире, предмете изучения. Для этого необходимо использовать аналогии и сравнения, сопоставлять новую информацию с уже известной

Материал необходимо подавать по принципу «от простого к сложному».

Основные принципы обучения

Основные принципы обучения сформировались, исходя из практики и опыта работы таких педагогов и психологов, как Я.А. Коменский, В.В. Давыдов, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Каждый их ученых предлагал свою классификацию принципов, делал упор на ту или иную особенность человеческой психики, возможностей разума. Но, как оказалось, все они взаимосвязаны и не могут полноценно функционировать друг без друга.

Современная педагогическая наука выделяет следующие принципы обучения: сознательности и активности, наглядности научности, систематичности, прочности, эмоциональности, доступности, связи обучения с жизнью, индивидуальности подхода к обучению. Именно на них необходимо опираться при обучении.

Принцип активности и сознательности

Принцип сознательности и активности в воспитании – один из ведущих в обучении. Именно он определяет направление познавательной деятельности учеников, что позволяет управлять ею.

Осуществлению принципа сознательности способствует разъяснение целей и задач процесса обучения, его значения для решения жизненных проблеом.

Для реализации данного принципа необходимо активное участие учеников в процессе обучения, положительное отношение к учебе, интерес к материалу, системность в обучении, возможность дифференциации заданий, использование современных технических средств обучения, умение учителя учитывать состояние и настроение учащихся, знание особенностей возраста. Как видите, принцип сознательности и активности учащихся реализуется через использование других принципов обучения.

Принцип предусматривает:

  1. Понимание учениками цели обучения.
  2. Знание того, как достичь поставленной обучением цели.
  3. Понимание фактов и закономерностей развития науки и возникновения различных явлений.
  4. Усвоение знаний и активное их применение.

Виды наглядности

Дидактика изучает обучение без привязывания к конкретному предмету, поэтому рассматривает общие виды наглядности:

  • Естественная или натуральная наглядность демонстрирует явления и объекты, которые можно встретить в действительности. Например, на уроке биологии при изучении растения демонстрируют его образец.
  • Изобразительная наглядность демонстрирует модели или макеты устройств, графические пособия (рисунки, плакаты, схемы), экранные средства (диафильмы) и другие наглядные пособия.
  • Словесно-образная наглядность – специфический вид, к которому относят яркие рассказы и словесные описания, звуковые устройства.
  • Практический показ действий – предполагает демонстрацию обучающим различных действий. Это работа с инструментом на уроках труда, физические упражнения на уроках физкультуры, практические задания в профтехучилищах.

Эти виды наглядности часто дополняют таким своеобразным видом как внутренняя наглядность. При нем в процессе обучения учащимся предлагают представить ситуацию, опираясь на свой прежний опыт. Например, на уроке физики чтобы вывести формулу расчета сопротивления проводника, учащимся не демонстрируют разного сечения проводники, а предлагают представить абстрактный проводник и подумать логически, от чего будет зависеть его сопротивление.

Сущность принципа сознательности и активности в педагогике

Принцип сознательности и активности в педагогике предполагает осознанного процесса усвоения учащимися знаний и умений, в результате осуществления активной практической и познавательной деятельности.

Сознательность обучения – это положительное (позитивное) отношения учащихся к процессу обучения, понимании значения получаемых знаний, сущности изучаемых проблем, осознания необходимости и важности обучения. Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий:

Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий:

  • мотив обучения;
  • характер и уровень познавательной деятельности;
  • организации педагогического процесса;
  • применяемых педагогом методов, средств и приемов обучения.

Определение 2

Активность учащихся – это интенсивная практическая и умственная деятельность учащихся во время педагогического процесса.

Активность является предпосылкой и одним из условий уровня сознательности усвоения знаний, умений и навыков.

Сознательность в процессе обучения проявляется при осмыслении образовательных целей и задач, понимании учебного материала, проникновении в сущность изучаемого, умении осознанно использовать полученные знания в практической деятельности. В основе сознательности лежит мыслительная и речемыслительная активность детей. Так же большое значение имеет волевая и физическая активность.

Активность в процессе обучения находится в тесной взаимосвязи с умениям самостоятельно мыслить и действовать по обстоятельства. Кроме того, активность оказывает большое влияние на умение принимать решения, отстаивать собственную точку зрения и т.п.

Замечание 1

Таким образом, в основе данного принципа заложены такие закономерности как ценность образования, осмысленность получения знаний и умений.

Основными качествами личности учащегося, необходимыми для реализации принципа сознательности и активности выступают:

  • навык самообразования и саморегуляции;
  • сознательная умственная деятельность;
  • познавательная активность личности.

Данные качества оказывают значительное влияние на овладение учащимися знаний и умений, прочность и глубину их усвоения, а также темпа освоения и уровня обучаемости.

Замечание 2

Таким образом, активность и сознательность оказывают большое влияние на эффективность педагогического процесса и усвоение учебного материла. Опора на данный принцип является одним из основных показателей успешности реализуемого воспитательно-образовательного процесса.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Основные принципы обучения

Основные принципы обучения сформировались, исходя из практики и опыта работы таких педагогов и психологов, как Я.А. Коменский, В.В. Давыдов, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Каждый их ученых предлагал свою классификацию принципов, делал упор на ту или иную особенность человеческой психики, возможностей разума. Но, как оказалось, все они взаимосвязаны и не могут полноценно функционировать друг без друга.

Современная педагогическая наука выделяет следующие принципы обучения: сознательности и активности, наглядности научности, систематичности, прочности, эмоциональности, доступности, связи обучения с жизнью, индивидуальности подхода к обучению. Именно на них необходимо опираться при обучении.

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации

Принцип благоприятного эмоционального климата и положительной мотивации управляет коммуникативной стороной обучения, определяет характер отношений в коллективе, предусматривает сотрудничество и сотворчество между педагогами и учащимися, создает атмосферу доверия и благожелательности, товарищеские отношения, поддерживает здоровую конкуренцию между учениками. Одновременно с этим принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения поддерживает организационную составляющую учебного процесса. Эти две формы обучения обладают своим потенциалом развития и достаточными ограничениями. Полная индивидуализация обучения, и только коллективный способ обучения исключают разнообразие общения и возможность учиться формам эффективного взаимодействия. Сочетание этих форм обучения способствует выработке групповой дифференцированной работы, основанной на самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.

Второй уровень функционирования системы включает два парных принципа, которые характеризуют внутренние условия эффективного овладения знаниями:

  • принцип сознательности и активности обучаемых,
  • принцип наглядности, доступности и прочности.

Объединение трех принципов наглядности, доступности и прочности в один не случайно, в таком сочетании этот принцип регулирует:

  • сбалансированное сочетание популярности и понятности с познавательными трудностями, которые не выходят за пределы «зоны ближайшего развития» и определяют степень трудности в обучении;
  • организацию вариативного повторения в различных ситуациях;
  • переход познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому с параллельным изменением наглядности от чувственно-конкретной к абстрактной и символической.

Первоначальное познание естественной наглядности, выраженной в натуральных предметах и объектах реального мира, служит основой для последующего познания изобразительной наглядности, выраженной в рисунках, фотографиях и т.д., переходящей к освоению абстрактно-символической наглядности, то есть схем, таблиц, графиков и символов. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении формируется неотрывно от принципа наглядности, служит его логическим продолжением. Данный принцип выражает смысл деятельностного подхода в обучении. Он заключается в овладение знаниями и развитием через собственную активную деятельность учащихся, порождающую сознательность и понимание целей деятельности. В процессе обучения должны стимулироваться все уровни активности учащихся, для того чтобы творческая активность ребенка не угасала к окончанию обучения под давлением увеличивающегося объема информации.

Третий уровень системы принципов обучения включает принципы, раскрывающие содержание учебной деятельности, предмет и характер деятельности. К этим принципам относятся:

  • принцип научности и взаимосвязи теории и практики,
  • принцип систематичности и системности.

Принцип научности структурирует содержание образования в его трансформации от описания к объяснению, от объяснения к прогнозу, от фиксации фактов к обобщению, от симбиоза логического анализа и конкретно-исторического подхода к переработке познанного и овладению методами научного исследования. Данная структура позволяет постигать теоретические закономерности познания мира от теории к практике и от практики к теории. Такое движение основывается на разнообразных формах работы: знакомства с фактами и событиями, выполнение практических работ, упражнений и экскурсий. Наука представляет собой систему знаний и требует систематической работы, которая включает в себя оперирование теоретическими понятиями и практическими способами преобразования действительности. В связи с этим план учебной деятельности должен опираться на принцип системности. Принцип системности состоит из логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому следующему этапу базироваться на предшествующем и продолжать его. Существуют определенные приемы, которые позволяют повысить уровень системности знаний, основываясь на:

  • выделения главного;
  • структуризации и синхронизации;
  • компактной целостной подачи учебного материала.

Четвертый, уровень системы представлен ведущими принципами, о которых говорилось выше, на их достижение направлена вся система принципов. Описанная последовательность принципов в их системности показывает их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, вместе с тем регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса в соответствии с реальными условиями его реализации.

Принцип наглядности в обучении

Принцип наглядности предусматривает использование наглядных пособий на занятиях – картин или рисунков, схем, карт, графиков, муляжей. С их помощью дети усваивают информацию не только с помощью слуха, но и с помощью еще одного канала получения информации – зрительного, что значительно увеличивает вероятность усвоения материала.

Относится к наглядности и проведение различных опытов и экспериментов, в особенности на уроках химии, биологии и физики.

Сегодня в распоряжении педагогов появились и совершенно новые виды наглядности – фильмы, видеоролики, компьютерные программы. Их использование на уроках позволяет не только увеличить шансы на запоминание и усвоение материала, но и реализовать принцип сознательности и активности, заинтересовав ребят в изучении того или иного предмета.

Общие положения о развивающем обучении

Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс передачи знаний обучающимся, который чаще всего происходит по объяснительно-иллюстративному типу (учитель рассказывает, ученик слушает). Развивающее же обучение, основанное на исследованиях советского психолога Льва Семеновича Выготского, предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.

Замечание 1

Л. С. Выготский: «Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».

Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка.

В развивающем обучении знания детей делятся на три вида:

  • То, о чем учащиеся не знают;
  • Знания, уже полученные обучающимися;
  • «Зона ближайшего развития», расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь – иначе говоря, его возможности.

Развивающее обучение фокусируется на последнем виде, утверждая, что обучение на более трудном уровне способствует развитию способностей ученика. В детях нужно формировать теоретическое мышление, дающее возможность применять полученные знания на практике. При развивающем обучении развитие происходит во всех направлениях и касается мышления, речи, чувств и движений, мотивации и воли.

В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.

Развивающее обучение строится на индивидуальном образовательном подходе. Вместо того, чтобы сравнивать детей и заставлять их соревноваться друг с другом, люди, поддерживающие подобный подход, предлагают приглядываться к ним и смотреть на них, как на личностей.

В развивающем обучении часто используются образовательные методы, как правило считающиеся «нетрадиционными»: уроки-дискуссии, уроки-семинары, игры и так далее.

Важно помнить о том, что любой процесс обучения так или иначе ведёт к развитию, однако обучение носит развивающий характер только в том случае, если своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения

Принцип прочности усвоения умений, навыков и знаний

Признак данного принципа – глубокое и осознанное усвоение изучаемых фактов и понятий, законов, идей, понимание их. Реализуется с помощью повторения изученного, активизации усвоенных знаний с помощью наводящих вопросов, сравнения изученных ранее явлений с новыми, классификация и обобщение.

Именно благодаря этому принципу перед тем, как провести контрольную по теме, ученики проходят урок систематизации полученных знаний, разбирают свои ошибки. В конце года обязательно повторение всего изученного материала, точно так же, как и повторение в начале года. Кроме того, старшая школа во многом построена именно на принципе прочности знаний, так как в течение обучения ученики повторяют изученный в 5–9 классах материала и углубляют его.

Понятие системности мышления

Системность
мышления заключается в установлении
ассоциаций, т. е. связей между изучаемыми
явлениями и предметами. То же самое
происходит и при параллельном изучении
различных предметов по школьной
программе, между ними устанавливаются
так называемые межпредметные связи,
которые являются одним из важнейших
условий реализации принципа систематичности
и последовательности в учебном процессе.
Для межпредметных связей необходимо
выделять так называемые «сквозные
объекты», как рекомендуют психологи.
Это наиболее важные явления, которые
изучаются в разных учебных предметах
(например, уровень развития культуры
какой-то исторической эпохи, особенности
которого изучаются и на уроках истории,
и на уроках литературы). Между такими
предметами, как история и литература,
математика и физика, черчение и трудовое
обучение, должны постоянно осуществляться
межпредметные связи, должны поддерживаться
повседневные контакты между учителями
(взаимное посещение уроков, совместное
перспективное планирование, выделение
«сквозных тем» и т.д.). В последние годы
отдельными учителями разрабатываются
авторские интегративные программы по
комплексному изучению определенных
разделов учебных предметов.

Подготовка

  • Проверьте, что ваши планки находятся в рекомендуемых слотах DIMM (обычно 2 и 4).
  • Перед разгоном памяти убедитесь, что ваш процессор полностью исправен, так как нестабильный процессор может привести к ошибкам памяти. При повышении частоты с жесткими таймингами, ваш процессор может начать работать нестабильно.
  • Убедитесь, что используется актуальная версия UEFI.
  • С помощью утилиты Thaiphoon определите тип микросхем вашей оперативной памяти. От него зависит, на какую частоту и тайминги можно рассчитывать.
  • Протестируйте память с помощью MemTestHelper или аналогичного тестера. Утилита Karhu RAM Test (платная) также неплоха. Я бы не советовал тест памяти AIDA64 и Memtest64, поскольку обе они не очень хорошо умеют находить ошибки памяти.
  • TM5 с экстремальными настройками от anta777, кажется, работает быстрее, чем Karhu RAM Test при поиске ошибок. Один пользователь тщательно тестировал эту утилиту, и ни одна ошибка не ускользнула от него.
  • Обязательно загрузите конфиг. При успешной загрузке должно быть написано «Customize:Extreme1@anta777».
  • Благодарность: u/nucl3arlion
  • Утилиты для просмотра таймингов в Windows:
    • Intel: (работает с большинством материнских плат, за исключением EVGA).
    • AMD:
      • Ryzen 1000/2000: Ryzen Timing Checker.
      • Ryzen 3000: Ryzen Master.
  • Бенчмарки (тесты производительности):
    • AIDA64 – бесплатная 30-дневная пробная версия. Мы будем использовать тесты кэша и памяти (находятся в разделе Tools), чтобы посмотреть, как работает наша память. Щёлкнув правой кнопкой по кнопке запуска теста, можно выбрать запуск только тестов памяти, пропустив тесты кэша.
    • MaxxMEM2 – бесплатная альтернатива AIDA64, но тесты пропускной способности выглядят намного слабее, поэтому полностью сравнивать с AIDA64 не стоит.
    • Super Pi Mod v1.5 XS – еще одна чувствительная к памяти бенчмарк-утилита, но я не использовал её так часто, как AIDA64. 1-8M значений будет вполне достаточно для быстрого теста. Вам лишь нужно посмотреть на последнее (общее) время, которое чем меньше, тем лучше.
    • HWBOT x265 Benchmark – говорят, эта утилита также хорошо тестирует память, но я сам лично ей не пользовался.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector