Политическая социализация

Понятие социализации

Определение 1

Личностью и субъектом деятельности человек становится в процессе социализации. Социализация – это, во-первых, усвоение индивидом социальных норм, а во-вторых, освоение им социальных ролей, которые приняты в данном обществе.

Начинается социализация с рождения ребенка и заканчивается в старости, т.е. продолжается в течение всей жизни человека. Именно социализация объясняет как человек, являясь биологическим существом, превращается в существо социальное.

Социализация не поддается манипулированию или искусственному управлению, её нельзя ускорить. В ходе этого кумулятивного процесса происходит накапливание социальных навыков и знаний.

Социализация делится на две стадии по степени своей завершенности – это социализация начинающаяся и завершающая. Первая стадия социализации в основном область приписываемых статусов, а вторая стадия – это сфера достигаемых.

Выделяют первичную и вторичную социализацию, которые связывают с первой и второй половиной жизни и с формальными и неформальными институтами. Подобное деление процесса социализации получило название формально-хронологического.

Ряд ученых считает, что первичная социализация тоже продолжается всю жизнь, и нет смысла делить этот процесс по половинам жизни.

Существует и вторая точка зрения, которая является более убедительной. Американский социолог Ч. Кули в начале XX века ввел два термина – «первичная группа» и «вторичная группа», если первая группа – это знакомые люди, то вторая группа – люди незнакомые.

В первичных группах люди, как правило, знают друг друга, имеют доверительные неформальные отношения – это, прежде всего, семья, а также группа ровесников. Вторичную социальную группу представляют: армия, институт, школа, суд и др. (т.е. это сфера социальных, деловых, формальных отношений).

Формальные отношения регулируются каким-нибудь документом и, понятно, что при неформальных отношениях таких документов нет, например, неформальные отношения членов семьи.

Надо сказать, что те и другие отношения человеку необходимы, особенно для полноценной социализации. Процесс социализации будет тем более полноценным, чем более разнообразным будет опыт общения и взаимодействия индивида.

Понятие и уровни политической социализации личности

Субъектом и объектом политики одновременно является личность, одни личности проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи стараются быть от неё подальше.

Одни люди стремятся утвердить существующий политический строй, а другие предпринимают меры на его ниспровержение, поэтому демонстрируют деструктивную позицию. Но, есть ещё и третья категория людей, легко приспосабливающаяся.

Политическое поведение людей очень разнообразно и зависит от характера политической социализации.

Замечание 1

Под политической социализацией личности понимается процесс активного воспроизводства политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности. Говоря другими словами – это процесс формирования определенной политической картины мира.

Она имеет две фазы:

  1. политическая адаптация, что означает интеграцию индивида в политическое сообщество с помощью опыта предыдущих поколений;
  2. политическая интериоризация, т.е. включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

Таким образом, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. Политическая социализация является процессом двусторонним, с одной стороны личность на себе испытывает воздействие политических субъектов, а с другой стороны сама может оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическая социализация включает различные уровни, механизмы и факторы, самым широким из которых является международный уровень. Он охватывает международные сообщества и организации.

На международном уровне на личность оказывают воздействие те ценности, которые приняты в международном сообществе. К ним относятся запрещение распространения ядерного оружия, международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и др.

На социальном уровне политическая социализация охватывает общество в целом. На личность в этом случае оказывается государственное, правительственное воздействие, а также уровень преступности, безработица, социально-экономические кризисы и др.

Самый низкий уровень политической социализации – личностный. На личность воздействуют те, кто входит в круг её общения и, естественно, оказывает непосредственное на неё влияние. В этом случае механизмами политической социализации можно назвать подражание, внушение, заражение, помогающие человеку адаптироваться и сформировать политическую идентификацию.

Критерии политической социализации

Выделение и исследование критериев политической социализации является целью работ многих авторов, как отечественных, так и зарубежных. В качестве критериев выбираются разные показатели, мы представим их в виде нескольких основных групп.

Процессы усвоения личностью политического опыта, который складывался в течение многих десятков лет (В.Н. Иванов, Г.Ю. Семигин, В.П. Пугачев). Их работы коснулись политической социологии в общем, а также политологии и ее предпосылок ее исторического развития с самых древних времен и до наших дней.

Уровень осознания индивидом норм и ценностей (К.С. Гажиев). Его работа затрагивает концептуальный аспект политической культуры и каждого ее элемента (нормы, ценности, мировоззрение, установка, понимание целей и задач политической деятельности в неразрывной связи с культурным наследием).

Наличие собственных взглядов на политические события (Н.Б. Пугачева). Автор одна из первых рассмотрела как теоретическую, так и практическую стороны политической социализации личности. Она выделила много теоретических элементов, эмпирических предположений, которые затем напрямую применила на практике, проведя ряд социально-политических исследований.

Наличие потребности в участии в политических процессах и решениях (Б.Н. Бессонов). Автор опирается на понятие «гражданское общество». Именно на основе своих изысканий он рассматривает духовное развитие личности в процессе принятия важных решений, которые будут оказывать влияние не только на его жизнь, но и на жизнь всего народа.

Наличие установок, с помощью которых личность может влиять на политическую систему (Е. Б. Шестопал). Рассматривается понятие «личность», ее место в политике и политической деятельности. Работа весьма критически рассматривает западные концепции, предлагая свой взгляд на политическую социализацию на примере советского общества (поскольку была написана и издана в 1988 году, во времена СССР).

Интернаты III и IV типа

На сегодняшний момент в России наблюдается нехватка подобных учреждений. Согласно классификации, представленной в коррекционной педагогике, существуют школы для слепых и для слабовидящих. Но на практике чаще организовывают совместное обучение. То есть в таком учебном заведении круглосуточно находятся незрячие, слабовидящие дети, а как же дети и подростки с амблиопией и косоглазием.

Задания[править | править код]

Подобно Янусу, один лик которого обращен и в прошлое, а другой в будущее, политический процесс связан с прошлым, направлен на то, что будет в будущем, но все действия совершаются в настоящем. Политический процесс, в целом, это ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей. Без прошлого нет будущего. Корни событий и политических процессов лежат в прошлом и если их не решать в настоящем, они переходят в будущее. Наглядным примером может служить Перестройка в РФ в 90-е годы. С одной стороны, это «вход» в новый политический режим — демократию, становление гражданского общества, политический плюрализм; «лицо» перестройки обращено в будущее, так как это начало строительства новой России, страны сильной в условиях глобализации, открытой экономики.

С другой стороны, перестройка — это выход из тоталитарного режима, с монополией политической власти. Лицо обращенное в прошлое символизирует то, что власть должна всегда опираться на опыт неудач, случившихся с экономикой и строем в целом.

На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его стадии.

Охарактеризуем стадии политического процесса на примере развития российского государства последних веков:

  1. Конструирование полит. системы общества (сначала монархия, а затем коммунизм изжил себя, поэтому пришлось искать новые методы управления государством. Этот процесс происходит непрерывно).
  2. Воспроизведение компонентов и признаков полит. системы (сейчас в России регулярно проводятся прямые, тайные, свободные выборы, являющиеся неотъемлемыми признаками демократического государства: выборы президента, проводимые через каждые 6 лет).
  3. Принятие и исполнение политико-управленческих решений (от принятия которых зависит устойчивость полит. системы общества. Они должны отвечать интересам народа, а не личным целям субъектов власти).
  4. Контроль над функционированием и направлением развития полит. системы (координация, распределение властных полномочий среди органов гос. власти, их взаимное регулирование, ответственность друг перед другом и обществом в целом: власть в РФ делится на 3 ветви: законодательная (Фед. Собрание), исполнительная (Правительство) и судебная).

Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее Ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Политическую активность вызывают:

  • осознание заботы о всеобщем благе, так как человек расценивает свою уникальную роль в этом процессе
  • недоверие к власти, которое подкрепляется желанием от нее избавиться
  • осознание социально-экономических и политических интересов, ведь человек знает чего желает и устремляется получить это
  • рвение повысить свой соц статус, если человек устремляется угодить главенствующему политическому режиму

Политической активности мешают:

разочарование в эффективности политической системы, человек осознает, что власть персонифицирована, коррумпирована и базирована на кумовстве, и он никак не может повлиять на принятие каких-либо решений, которые могут сделать лучше его положение
крушение господствующих ценностей, если человек ратовал на демократические университеты, но единожды сообразил, что все университеты были псевдодемократическими
не имея политических знаний и убеждений, человек не знает о важности высочайшей политической активности либо ему все равно, он аполитичен
политико-правовой нигилизм распространен в России: человек не доверяет ни государству, ни праву, потому старается жить аполитично и не участвовать в политической жизни сообщества.

Что такое политическая социализация (ПС)

Это процесс формирования в сознании человека взглядов и убеждений применительно к общественно-политическому строю страны, в которой он живёт.

Важно! Человек на протяжении всех жизненных этапов может выбрать определённые позиции по всем вопросам, касающимся норм политкультуры, становясь полноценным гражданином. Ребёнок с трёхлетнего возраста, при поддержке родителей, начинает определяться со своими суждениями об окружающем мире

Ребёнок с трёхлетнего возраста, при поддержке родителей, начинает определяться со своими суждениями об окружающем мире.

Что играет определяющую роль

Определяющими институтами в ПС личности являются следующие:

  • первичные;
  • вторичные.

Первичными являются семья и предшкольные учреждения, они закладывают фундамент ПС. Главным инструментом из этого набора, определяющим формирование у личности основных понятий ПС, является школа. Именно в ней должна идти целенаправленная работа над этим процессом.

Одним из средств, влияющих на развитие ПС, является предмет «обществознание», который позволяет школьникам изучать основы общественных наук.

Внимание! Функция обществознания, как школьной дисциплины, заключается в том, чтобы помочь молодёжи пройти социальную адаптацию, ознакомиться с гражданскими правами и обязанностями. Она помогает научиться жить в обществе и определить свою гражданскую точку зрения

Общественные науки

К вторичным институтам относятся СМИ, армия, место работы и само государство с его социальным строем.

Институты социализации

Образец краткого перечня таких факторов может включать в себя следующее:

  • образ жизни и социально-экономическая ситуация индивида;
  • национально-этнические традиции;
  • общественные обстоятельства.

Примерами общественных обстоятельств можно представить такие ситуации, как:

  • безработица;
  • задержка заработной платы;
  • политика государства или государственные проекты, которые не оправдали надежд граждан и разрушили их представления о демократических преобразованиях.

К примеру, пенсионная реформа в России, начатая с 2019 года и рассчитанная на постепенное увеличение пенсионного возраста до 2028 года, принята вопреки мнению большинства россиян.

Школа-интернат для детей I типа

Главная составляющая учебного процесса в таких учреждениях – это формирование и развитие устной и письменной речи. В таких школах обучаются и дети, не полностью лишенные слуха. Задача педагогов – научить их использовать для восприятия речи остатки слуха с применением специальной аппаратуры. В интернате регулярно проводятся индивидуальные и групповые занятия. Обучение ведется на жестовой речи.

Этапы политической социализации (по принц личного участи или не участия):

включения
его в систему школьного образования,
заклад основы усваемой полит культуры.
Первичная.

(Д.Истон,
Дж.Деннис) 4 стадии:

«политизации»
(полит власть важнее власти родителей),
«персонализации» (ч/з фигуры крупных
полит лидеров, полиция), «идеализации»
(более устойчивое отношение к полит
системе) и «институализации»
(усложнение полит представлений

Усвоение
на эмоц-ом уровне т к ещё не понимает
всей сути. Политич и непотичи (семья,
школа, как дисциплины и в соответсвии
от хар-ра полит системы; внесемейное
окружеие- негритянские гетто, chinatownж;
СМИ) агенты политической социализации.

Партиципаторный —
начинается еще на дотрудовой стадии
общей социализации и посуществу
охватывает несколько циклов человеческой
жизни — овладение профессией, служба в
армии, трудовая деятельность, создание
семьи. В целом ряде стран учащиеся
старших классов и студенты принимают
участие в политической жизни общества.
Это довольно сложный период становления
личности. В этом возрасте происходит
осознание собственного «Я» как
осмысления своего места в жизни,
сопровождающееся подчеркнутым стремлением
к независимости и самостоятельности,
непослушанием взрослым, в том числе и
родителям. В результате выстраивается
параллельная система ценностей, не
пересекающаяся с взглядами родителей,
а частично и с взглядами сверстников.

Для
этого этапа характерна так называемая
«вторичная» политическая социализация.
Ее особенности заключаются в том, что
индивид уже освоил приемы переработки
информации и модели политического
поведения и способен противостоять
групповому воздействию. Поэтому главную
роль начинает играть так называемая
обратная социализация, которая
характеризуется тем, что человек сам
может выбирать и усваивать определенные
политические ценности и установки.
Таким образом, индивид становится
субъектом собственной политической
социализации. В силу этого вторичная
политическая социализация выражает
непрерывную само коррекцию человеком
своих ценностных представлений,
предпочтительных способов политического
поведения.

На
партиципаторной стадии число агентов
политической социализации расширяется.
В формировании политических взглядов
индивида важную роль начинают играть
политические партии и движения,
общественные организации, церковь,
деловые круги, армия.

Постпартиципаторный —
начинается у разных индивидов и социальных
групп в различные периоды жизни, чаще
всего в пенсионном возрасте. Он
характеризуется значительным ослаблением
политической социализации. В этом
возрасте люди, если не происходит
каких-либо экстраординарных событий в
личной жизни или в жизни общества, обычно
не меняют сложившихся и устоявшихся
политических взглядов.

Особенности политической социализации в современной Украине.

Ситуация в Украине оказалась особенно
сложной, так как системные

трансформации 90-х годов сопровождались
развалом государственной системы,

всей инфраструктуры общества. В процессе
этих социальных катаклизмов

старая коммунистическая идеология была
дискредитирована, но на смену ей не

пришла новая, перспективная, социально
популярная, которая могла бы и

повела бы за собой миллионы граждан,
которая бы заполнила идеологический

вакуум и облегчила бы морально-психологическую
адаптацию молодежи к

новым условиям. Последовательно
возникающие версии в виде украинского

национализма, или некоего социального
государства быстро

дискредитировались примитивно
грабительской политикой правящих
кланов. В

такой ситуации молодому человеку трудно
поверить в единство украинского

народа. Действительность его убеждает
ежедневно в обратном.

Кроме идеологического краха, украинское
общество столкнулось с

острейшим экономическим кризисом.
Падение ВВП в 2-3 раза, разграбление,

наглый хищнический захват общественной
собственности привело к

социальной деградации, к бедности и
нищете около 70% населения страны.

Массовая открытая и скрытая безработица
охватила не менее 25%

трудоспособного населения. Положение
имеющих работу можно определить

как тяжелое или очень тяжелое. Мизерные
зарплаты не выплачивались

месяцами. Экономический кризис нанес
тяжелую морально-психологическую

травму особенно молодым гражданам.
Оказаться в нищете в то время, как в

центральных районах городов открываются
дорогие магазины, клубы,

рестораны, мелькают дорогие иномарки
— все это, конечно, негативно

воздействует на моральные стереотипы,
особенно подрастающего поколения.

Проблема усугубилась интенсивной
криминализацией общества. Активно

внедрялась чуждая бандитская культура,
понятия, устанавливались новые

жестокие, бесчеловечные традиции. В
грязном мутном болоте моральной,

политической анархии и вседозволенности
уродовалась психика не только

молодых людей, но и граждан старшего
возраста. В такой ситуации опыт

предыдущих поколений уже не имел
практического значения и социальной

притягательности. В определенном смысле
можно говорить о разрыве связи

времен. Новое поколение оказалось
брошено на произвол судьбы и частично

стихийно, под влиянием внешних факторов
постепенно формировало свою

политическую культуру.

Конечно же трудно говорить о единой
политической культуре поколения

90-х. Слишком глубока дифференциация в
молодежной среде. И дело тут не

только в неравенстве экономического
положения. Возникли кричащие

контрасты в уровне интеллектуального
развития, различия в моральных нормах

усвоенных молодежью. Нами не изучены,
в полной мере, последствия 15 лет

политической и идеологической анархии,
развала системы образования и

фактической ликвидации целостной
системы воспитания, совершенно

бесконтрольного обвала информации,
нерегулируемого потока идей, взглядов,

религий, моральных инноваций.

Все исследования показывают резкое
падение популярности идей

патриотизма, рост неверия, цинизма.
Современной молодежи присущи злоба,

ненависть, исключительно практичный,
до примитивизма, подход к жизненным

ценностям и установкам. Значительная
часть молодежи откровенно негативно

относится к попыткам вовлечь себя в
социальные действия, сознательную

активность по формированию демократической
системы. Гуманистические

идеалы взаимного уважения, главной
ценности человека, его жизни, взглядов,

индивидуальности остаются пустым звуком
рассеивающимся под ветром

мрачной действительности и повседневной
социальной практики.

В связи с этим, проблема политической
социализации молодежи требует

особого внимания исследователей.
Тщательному анализу должны быть

подвергнуты факторы влияющие на
формирование политической культуры:

семья, школа, вузы, работа, социальное
окружение, средства массовой

информации (телевидение, радио, газеты,
видео)

Особое внимание следует. уделить воздействию новых
информационно-коммуникативных технологий

уделить воздействию новых
информационно-коммуникативных технологий.

Функции политической социализации

Политическая социализация, как и многие другие процессы, обладает рядом своих ключевых функций:

  1. Вовлечение индивида в систему общественной и политической самореализации личности.

    Это значит, что каждому гражданину при рождение уже отдается свой статус, но зависит он не только от политического строя государства, где он родился и вырос, но еще и от происхождения его семьи. Например, если ребенок родился в просто семье, то при рождении у него есть только один статус – будущий избиратель (по достижению совершеннолетия). Если ребенок родился в семье политических деятелей, то, вероятнее всего, в будущем он пойдет по стопам своих родителей – станет политиком, и теперь не только сам будет отдавать голос за какого-то кандидата, но и сможет баллотироваться на высокие должности и получать поддержку от остальных. Тем не менее, даже находясь на разных ступенях социальной лестницы, каждый обладает своими ценностями, которые должны также соответствовать ценностям государства, в котором они проживают.

  2. Формирование способностей и свойств индивида, которые необходимы для выполнения ими ключевых общественных функций.

    Этот аспект означает, что функции одной сферы могут напрямую влиять на успешное функционирование остальных систем. Всем известно, что каждый элемент в обществе связан с остальными, и успех или неудача в одном будет оказывать воздействие на жизнедеятельность других (принцип домино).

  3. Замещение индивидами социальных позиций в системе политических отношений. Человеку дается своя роль в политической системе (политический деятель, избиратель, кандидат).

Также в ходе политической социализации происходит демократизация политических отношений, а также сохранение целей и ценностной системы общества, их трансляция. Эта функция принадлежит не только политической социализации, но и первичной (в рамках семьи), а затем в процессах социализации, происходящих в других социальных институтах.

В целом, процесс политической социализации сводится к механизму освоения предписанной политической роли. Она, как правило, не учитывает способность личности определять свое отношение к ней: то есть, человек может неосознанно принять то, что противоречит его внутренним соображениям морали. Таким образом, есть смысл затронуть проблему объективности и субъективности.

Объективно человек всегда должен принимать на себя те роли, которые соответствуют его взглядам и мнению, но политическая социализация зачастую происходит под воздействием сторонних факторов. Среди них, например, мнение семьи, авторитетное мнение родителей, влияние друзей, коллег, руководства с места работы.

Замечание 1

Политическая социализация зависит от того, в каком обществе человек проходит ее. Это может быть страна, где правит монархия, а значит и критерии социализации будут выстраиваться в одном порядке. Если это демократическое государство, то порядки, ценности, законы будут другими, то же касается и коммунистических стран, где правят свои ценности и мировоззрение.

Понятие политической социализации

Политическая социализация представляет собой усвоение гражданином политических идей, ценностей. Ее результатом должно стать формирование у гражданина политического сознания и осознанного политического поведения. То есть человек должен ориентироваться в политической сфере, понять, какие политические силы вызывают у него доверие и почему.

Вот, к примеру, скоро будут выборы в Парламент и затем выборы Президента. Понимают ли люди, что голосуя за действующую власть, они осознают, что существующая политика в отношении твоих учителей, врачей, в отношении развития промышленности будет продолжена?

Как происходит политическая социализация? На формирование у гражданина политического сознания влияют так называемые агенты политической социализации. Раньше, в советское время, главным агентом выступало государство. В школах шло формирование не только нравственных ценностей, но и отношения будущих граждан к своей родине, земле, власти.

В советское время общество и государство выступало агентом политической социализации

В последние 25 лет государство ушло от политической социализации граждан. Эти функции были переданы (делегированы) другим силам: семье, средствам массовой информации, сети Интернет, социальным сетям и прочим силам.

В условиях, что сегодня главная идеология — это идеология либерализма, то есть потребления и мнимой свободы, сегодня граждане в плане политической социализации предоставлены сами себе. При этом пожилое поколение продолжает активно ходить на выборы. Более того, я ни разу не слышал от пожилых людей, в отличие от молодежи, что «все куплено» и «мы ни на что все равно не повлияем». Думаю такая позиция пожилых людей, позиция на активное участие в политической жизни связана с их политической социализацией в молодости.

Функции политической социализации

Важнейшей функцией политической социализации является формирование политической культуры. Надеюсь, вам известно, что она бывает подданнической, парокиальной и партиципаторной. Если вам этого не известно… то, тогда не знаю, как вы готовились к экзаменам. Вам тогда нужен наш видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов», да и практикум к нему не повредит.

Вторая функция политической социализации — формирование правосознания и политического участия. Гражданин должен выбрать ту или иную политическую силу для своей поддержки, или создать такую силу.

Третья функция — рекрутирование элит. Если люди осознали свои интересы в политике, они участвуют в распределении власти, то есть в рекрутировании элит.

Ну а про такие функции политической социализации как формирование общественного мнения, политического поведения я вообще молчу, вы это должны лучше меня знать. Если до сих пор не знаете, то что делать уже в курсе:

Поделиться в соц. сетях

Политическая социализация и её типы

В общем плане тип политической социализации определяют стандарты политической жизни общества. Эти стандарты диктуют личности способ политического поведения, соответствующий культуре этого общества. В результате в обществе наблюдается политическая стабильность и преемственность.

Состояние общества зависит от господствующего типа политической социализации личности в этом обществе. На основании норм политического поведения, принятых в обществе, современная политология выделяет следующие типы политической социализации личности:

  • Гармонический тип характеризуется уважительным отношением к государству, где личность рассматривается как добровольный участник политической жизни;
  • Плюралистический тип социализации – это тип толерантный по отношению к другим людям, их ценностям и убеждениям. Девизом этого типа является «единство в многообразии». Здесь основанием и реальностью свободы личности выступает право, которое дает гарантию, что плюрализм не перерастет в гегемонию;
  • Гегемонистский тип социализации личности характерен для общества закрытого типа. В данном типе политическая социализация возможна на ценностях и нормах своей группы, класса, общности;
  • Тип конфликтный, при котором происходит борьба между разными политическими группировками общества. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность вынуждена будет присоединиться к какой-то группе, классу и др., потому что другого пути для неё не существует. Характерной особенностью для конфликтного типа политической социализации является недостаточный уровень экономического развития страны, закрытость общества, большая социально-экономическая и культурная дифференциация. Принципом политического взаимодействия является лозунг – «кто не с нами, тот против нас». Данная модель сохраняется в тех странах, где сильны социально-политические элементы традиционного хозяйства или существуют агрессивные религиозные организации.

Микрофакторы

Определение

Микрофакторы — группа факторов социализации, детерминированная воспитанием и обучением индивида в малых группах.

К микрофакторам социализации относятся:

  1. Семья.
  2. Общественные нормы.
  3. Государственные, общественные учреждения.

Микрофакторы определяют бытовое устройство и качество жизни человека и основное влияние на формирование личности оказывают на этапе первичной социализации.

Семья

Важнейшим институтом социализации личности является семья. До достижения определенного возраста эта малая группа выступает для индивида единственным источником получения информации об окружающем мире, а также единственным фактором, оказывающим на него влияние, дающим опыт социального взаимодействия и формирующим его жизненный опыт.

Общественные нормы

Именно в семье человек впервые сталкивается со следующим микрофактором социализации — с общественными нормами как базовыми правилами взаимодействия с окружающим миром. В той или иной мере человек будет овладевать этими правилами на протяжении всей жизни, но самые главные из них закладываются в малых группах и формируются под влиянием воспитания — в семейном и дружеском окружении, в детских и учебных, позже — в трудовых коллективах.

Государственные, общественные учреждения

Немаловажными факторами социализации личности выступают государственные и общественные (в том числе религиозные) учреждения. Знакомство с ними происходит в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад, досуговые учреждения, спортивные секции. Здесь он впервые может столкнуться с чем-то, что отсутствует в жизни его семьи или даже противоречит прививаемым ему нормам и правилам.

Взаимодействуя с другими членами коллектива, человек расширяет круг своего общения, наращивает социальные связи, постигает особенности ролевых отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector