Цель и задачи социального воспитания

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;

  2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

  3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:

    • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
    • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
    • Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  4. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.

  5. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Основные институты, определяющие уровни социализации ребенка

Важными общественными группами, влияющими на вхождение личности в социум, являются семья, дошкольные учебные заведения, школа, вузы, трудовые коллективы. Также институтами социализации в отдельных случаях выступают политические партии, союзы и религиозные организации.

Определение уровня социализации зависит от степени влияния родителей на ребенка. Первичным коллективом в жизни человека является семья или группа, ее заменяющая. Именно здесь ребенок приобретает первые навыки взаимоотношений. Американский социолог Чарльз Кули утверждал, что первичные группы – фундамент для формирования социальной природы и поведения человека. А известный немецкий психоаналитик Эрих Фромм считал семью психологическим посредником между человеком и обществом.

Следующей ступенью в формировании уровней социализации является школа, а точнее, учебно-воспитательный процесс. Здесь индивид приспосабливается к отношениям и порядку, которые существуют в обществе. В современном социуме существуют противоположные тенденции социализации молодых людей. С одной стороны, морально-этические ценности (добросовестно трудиться, быть честным и порядочным) еще имеют место. Но рыночная экономика уже диктует свои правила и устои (например, стремление к наживе любым путем). Таким образом, перед современной молодежью стоит непростой выбор. В таких сложных условиях и формируются уровни социализации подростков.

Последующие институты (трудовые и религиозные организации, союзы, кружки и т.д.), в которых человек продолжает приобретать общественные нормы, влияют на личностное сознание в меньшей степени, чем первичные коллективы. Однако и они играют важную роль в формировании социализированной личности.

Полезные статьи

Как достичь любой цели: универсальная инструкция

Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Конструкция

Факторы и средства социализации

На процесс социализации оказывают влияние многие факторы. Перечислим следующие из них:

  • Микрофакторы;
  • Мезофакторы;
  • Макрофакторы.

Микрофакторы присущи первичной социализации в рамках малой социальной группы. Сюда следует отнести распределение ролей в рамках семейных отношений, а также распределение ролей в коллективе как в учебном процессе, так и на работе. Таким образом, микрофакторы затрагивают более узкие сферы жизнедеятельности индивида. Что касается мезофакторов, то они проявляются в социализации личности в рамках средней группы общества. Это могут быть этнические особенности индивида, его религиозные предпочтения, а также среда или место проживания, которое также влияет на его жизненные ориентиры.

Переходя к макрофакторам, хотелось бы отметить, что они в большей степени влияют на социализацию индивида, когда тот принадлежит к более обширной социальной группе. Это может быть государство, в котором привязываются культурные и иные ценности, поддерживаемые большинством населения. Все перечисленные факторы осуществляются благодаря ряду механизмов. Например, это может быть идентификация (определение или отождествление самого себя с другими членами конкретной социальной группы), копирование или подражание – стремление быть похожим на отдельных людей, желание может быть в копировании модели поведения как сознательного, так и несознательного толка.

Социальный контакт между личностями, а также между отдельной личностью и социальной группой обеспечивается благодаря некоторым средствам социализации. Во-первых, это язык как основной инструмент социализации. При помощи языка человек принимает информацию, анализирует ее, обобщает и передает другим членам общества. также с помощью языка он может выражать свои эмоции, заявляет о своей позиции и отстаивает ее. Во-вторых, средством социализации становятся ценности. Ценности – это идеальные представления, а также принципы, с которыми человек соотносит свои собственные поступки. Чтобы понять, соответствуют ли эти поступки общему мнению, человек ориентируется на нормы. Норма как еще одно средство социализации – это усвоенный личностью образ мышления, а также общения и поведения, который в идеале должен поддерживаться большинством, чтобы в обществе сохранялся баланс и не происходили глобальные конфликты.

Еще одним средством социализации является опыт, а также навыки и умения. Это образцы деятельности человека, к которым он стремится. Осваивая их, человек может считаться профессионалом в определенной сфере деятельности. Свой опыт в дальнейшем он может передавать другим людям, своим последователям и ученикам, усовершенствуя его и внося коррективы в соответствии с собственным видением. Навыки и умения играют не только поведенческую роль, но и дидактическую функцию. Это значит, что они позволяют обучаться на протяжении всей своей жизни. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыки и умения позволяет гораздо быстрее и, что самое главное, увереннее и эффективнее овладевать уже более новыми навыками и умениями. Таким образом, социализация играет важную роль в жизни человека, а ее средства и механизмы могут определять, как и с какими особенностями будет протекать вышеупомянутый процесс.

Изучение социализации в трудах ученых — социологов и психологов

Одной из современных трактовок процесса приобщения человека к обществу является интеракционистский подход американского исследователя Джорджа Мида. Американский социолог рассматривал возможность развития межличностных отношений через социальное взаимодействие. Данный процесс является фактором формирования индивидуальных качеств человека. Владение языком помогает приобрести достаточный уровень социализации для полноценной жизни в обществе.

Согласно теории интеракционизма возрастание данного процесса напрямую зависит от степени социальной отзывчивости личности. Здесь имеется в виду способность человека воспринимать себя как действующую единицу общества. Личность во взаимодействии с окружающими берет на себя определенную социальную роль, которую проживает в два этапа. На первой стадии человеческое «я» формируется под влиянием установок и суждений других индивидов – партнеров по взаимодействию. Вторая стадия предполагает и воздействие моральных установок той общности, в которой обитает человек. Так формируются ценности и принципы самой личности, которая в результате и становится конструктором своей жизни.

Примерно начиная с 1930-х годов Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие исследователи стали основателями советской культурно-исторической школы психологии. По мнению ученых, характер человека является результатом влияния общества на его психику. В своем анализе поведения и жизнедеятельности личности Лев Семенович Выготский для понимания внутреннего мира личности предлагал рассматривать ее внешнее окружение. Общественный опыт может изменить смысл психических процессов человека и навязать ему свои ценности и принципы. Формирование уровней социализации личности зависит от усвоения ею социально-культурных форм деятельности.

В свою очередь, Ж. Пиаже отводил главную роль когнитивному развитию человека. Для успешной социализации, по мнению ученого, необходимо формирование интеллектуальной стороны индивида. Последующая перестройка когнитивных возможностей происходит под влиянием социального опыта человека.

Современная западная социология выделяет Т. Парсонса как общепризнанного теоретика вопросов социализации. По мнению ученого, основная проблема взаимоотношений общества и личности лежит в усвоении, развитии и утверждении в процессах жизненного цикла действия. Перед социальной средой лежит задача удовлетворить все потребности своих членов. Как считает Т. Парсонс, уровни процесса социализации зависят от единого процесса, через который человек становится членом общества и всеми своими действиями поддерживает этот статус. Для успеха такого взаимодействия личности и окружения необходима строгая мотивация социального и культурного обучения. Иными словами, первичная потребность общества по отношению к его членам – это мотивация их участия согласно принятым нормам и требованиям.

Суть социализации – три уровня, выделяемые ученым, которые касаются нужд личности:

  • Верность религиозным ценностям общества.
  • Ранняя стадия формирования личности базируется на эротическом комплексе и подобных интимных взаимоотношений.
  • Высший уровень социализации связан с услугами инструментальной деятельности.

Все этапы процесса Т. Парсонс ассоциировал с суперэго, ид и эго, пользуясь при этом классификацией З. Фрейда. Первичная социализация индивида происходит в семье. Далее ведущая роль в процессе отводится школе и профессиональным коллективам.

Учеными, выделяющими уровни социализации, являются и бельгийские исследователи М.-А. Робер и Ф. Тильман. Согласно теории процесс взаимодействия человека с обществом делится на четыре этапа:

  • Оральная фаза – от рождения до 18 месяцев. Сосательный рефлекс ребенка движет всем его поведением.
  • Анальная фаза – 18 месяцев – 2,5 года. Действия ребенка начинают подчиняться самоконтролю. Здесь формируется ощущение собственного «я».
  • 2,5-6 лет – фаллический этап развития личности. Здесь формируются чувственные взаимоотношения ребенка с семьей. Любой внутрисемейный конфликт становится травмой для психики малыша и может существенно повлиять на дальнейшее поведение человека.
  • Фаза взрослости – от 6 лет до зрелого возраста. На этом этапе происходит автономность личности и наступает ощущение свободы.

Возникновение и развитие социальной экологии

Основные виды социальных факторов

К основным видам социальных факторов относят:

  1. Макрофакторы.
  2. Мезофакторы.
  3. Микрофакторы.

Макрофакторы

Определение

Макрофакторы — параметры адаптации личности к природной и социальной среде обитания, обусловленные нахождением индивида в крупной социальной общности.

В наиболее широком смысле к макрофакторам социализации можно отнести:

  1. Вселенную.
  2. Планету Земля.
  3. Человеческое общество
  4. Страну, как территорию.
  5. Государство, как политическую систему.
  6. Природу, как географический фактор.
  7. Общество.

Вселенная и планета Земля

Каждый человек в какой-то момент своего становления начинает осознавать себя как жителя планеты Земля. Но при этом необходимо отметить, что понятие процесса социализации личности предполагает не только осознание себя членом какой-то общности, но и противопоставление ценностей своего сообщества ценностям членов других социумов. Вряд ли сегодня можно серьезно говорить о том, что любой живущий на Земле человек противопоставит себя представителю другой планеты, поэтому такие макрофакторы, как Вселенная и Земля, оказывают ничтожное влияние на процесс социализации личности. 

Человечество и природа

Это факторы, формирующие экологическое сознание индивида. Природа является и географическим фактором социализации, то есть способствует тому, что определенный ландшафт и люди, населяющие его, воспринимаются индивидом в качестве родины, отечества.

Многие социальные психологи высказывают мнение, что осознание человеком причастности к некой социальной общности начинается именно с восприятия природного окружения. Поэтому страну как территорию, имеющую определенные границы, на которой проживает социум, также относят к географическим факторам социализации. Особенности и уровень развития страны в экономическом, технологическом и культурном плане определяют то, как будет проходить социализация индивида в конкретном регионе мира.

Государство

Государство как политическая система выступает одним из важнейших факторов социализации личности. Его можно рассматривать с нескольких сторон:

  • как фактор стихийной социализации, так как государственная идеология и особенности политической системы детерминируют условия жизни граждан;
  • как фактор направляемой социализации, так как законами государства предусмотрены правила взаимодействия людей в обществе и меры наказания за их нарушение, доступность и качество образования, критерии вступления в брак и т.п.;
  • как фактор контролируемой социализации, поскольку частью государственной структуры являются такие учреждения, как детские сады и школы, колледжи, училища и вузы, которые выступают проводником государственной идеологии.

Общество

Общество как носитель культурных и цивилизационных ценностей формирует совокупность моральных установок, норм, правил и табу, которыми руководствуются все его члены. Если индивид не соблюдает нравственные законы или намеренно их нарушает, он становится изгоем. Культурные ценности социума оказывают воздействие на все стороны жизни его членов: работу и досуг, приготовление и прием пищи, коммуникацию, искусство и т.д.

Мезофакторы

Определение

Мезофакторы — факторы социализации личности, обусловленные включением человека в социальные группы средней величины.

К мезофакторам социализации можно отнести:

  1. Национальный признак.
  2. Место поселения.
  3. Принадлежность к определенной аудитории.

Национальный признак

Национальный признак социализации личности обусловлен осознанием принадлежности индивида к определенному народу (этносу).

Определение

Этнос — это исторически сложившаяся группа людей, объединенная по территориальному и экономическому признакам, характеризующаяся единством языка, религии, культуры и традиций, а также осознанием отличий своей группы от других социальных общностей.

Тип поселения

Тип поселения (деревня, село, город или мегаполис), где проживает индивид, определяет особенности его социализации: особенности речи, степень вовлеченности в жизнь поселения, количество установленных социальных связей и активность коммуникации зависят от места жительства человека.

Аудитория

Средства массовой информации, точнее, принадлежность индивида к определенной радио-, теле- или интернет-аудитории — в современном мире очень важный фактор социализации личности. СМИ могут выступать проводником официальной государственной идеологии или выражать оппозиционное мнение, а могут вообще не соотносить свой контент с политикой, делая упор на развлечения, спорт и т.п. То, какие каналы получения информации предпочитает индивид, и обуславливает, в конечном итоге, направление его социализации.

Понятие социализации

Определение 1

Личностью и субъектом деятельности человек становится в процессе социализации. Социализация – это, во-первых, усвоение индивидом социальных норм, а во-вторых, освоение им социальных ролей, которые приняты в данном обществе.

Начинается социализация с рождения ребенка и заканчивается в старости, т.е. продолжается в течение всей жизни человека. Именно социализация объясняет как человек, являясь биологическим существом, превращается в существо социальное.

Социализация не поддается манипулированию или искусственному управлению, её нельзя ускорить. В ходе этого кумулятивного процесса происходит накапливание социальных навыков и знаний.

Социализация делится на две стадии по степени своей завершенности – это социализация начинающаяся и завершающая. Первая стадия социализации в основном область приписываемых статусов, а вторая стадия – это сфера достигаемых.

Выделяют первичную и вторичную социализацию, которые связывают с первой и второй половиной жизни и с формальными и неформальными институтами. Подобное деление процесса социализации получило название формально-хронологического.

Ряд ученых считает, что первичная социализация тоже продолжается всю жизнь, и нет смысла делить этот процесс по половинам жизни.

Существует и вторая точка зрения, которая является более убедительной. Американский социолог Ч. Кули в начале XX века ввел два термина – «первичная группа» и «вторичная группа», если первая группа – это знакомые люди, то вторая группа – люди незнакомые.

В первичных группах люди, как правило, знают друг друга, имеют доверительные неформальные отношения – это, прежде всего, семья, а также группа ровесников. Вторичную социальную группу представляют: армия, институт, школа, суд и др. (т.е. это сфера социальных, деловых, формальных отношений).

Формальные отношения регулируются каким-нибудь документом и, понятно, что при неформальных отношениях таких документов нет, например, неформальные отношения членов семьи.

Надо сказать, что те и другие отношения человеку необходимы, особенно для полноценной социализации. Процесс социализации будет тем более полноценным, чем более разнообразным будет опыт общения и взаимодействия индивида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector