Метод контент-анализа: примеры использования. пример 1 контент-анализа исследование программ республиканской и демократической партии в их динамике по. — презентация

Содержание:

Инструкция для кодировщика

Важнейшим этапом проведения контент-анализа можно назвать разработку и внедрение инструкции кодировщика. Это система правил и пояснений для человека, занимающегося сбором эмпирической информации путем регистрации заданных единиц анализа. В инструкции детально изложен порядок действий кодировщика, дано точное определение категорий и единиц анализа, общие правила их кодировки, приведены примеры контент-анализа текстов, которые являются объектом для изучения, оговаривается решение спорных ситуаций и т.д.

Процесс расчета при количественном контент-анализе очень схож со стандартными техниками сортировки по определенным параметрам разделения и измерения ассоциации.

Стандартные способы перемотать диалог в ВКонтакте

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению

Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

Психология отношений

Сфера применения

Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований и связей с общественностью.

С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.

Функциональный анализ в социологии

Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую ​​обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.

Функциональный анализ важен для когнитивной науки, поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.

Рубрикация

Постоянные рубрики:

  • «Наши дни» — художественно – аналитические материалы в формате лонгридов об актуальных явлениях в окружающей действительности.
  • «Интервью» — беседы с деятелями контркультуры и представителями маргинальных, закрытых кругов (проститутки, сутенеры, порноактрисы, webcam-модели и т.д.).
  • «О литературе» — литературная критика и литературоведческие статьи.
  • «Библиотека» — художественная литература.
  • «Хроники» — исторические очерки.
  • «Подкасты» — радио-проекты: аудиокниги в уникальном переводе, передачи о музыке и литературе.
  • «Кино» — рецензии на кинофильмы.
  • «Музыка» — рецензии на музыкальные альбомы.
  • «Искусство» — художественно – аналитические материалы, посвященные живописи.
  • «Игры» — журналистские материалы о компьютерных играх.

Все материалы из вышеперечисленных рубрик рассортированы по четырем большим разделам, в которых они сгруппированы по дате публикации:

  1. «Настоящее» — публикации из рубрик «Наши дни», «Интервью», электронные тесты на знание литературных произведений и репертуаров музыкальных групп.
  2. «Культура» — художественная литература, переводы художественной литературы, публикации из рубрики «Библиотека».
  3. «Мнения» — публикации из рубрик «Кино», «Литература», «Музыка», «Искусство», «Хроники», «Игры».
  4. «По подписке» — все публикации, которые изъяты из свободного доступа.

История метода

Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности. Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США. Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж. Кайзер.

Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.

В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.

Дальнейшие действия

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы. Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.

Что такое IQ?

IQ определяется и количественно выражается при помощи тестов, это показатель способностей человека мыслить.

Половина людей показывает в среднем iq от 90 до 110, четвертая часть – свыше 110, а показатель ниже 70 баллов свидетельствует об умственной отсталости.

Видео репортаж Как стать умнее

Читайте также

Игры для влюбленных пар на расстоянии. Топ 7 идей для свидания на расстоянии
Влияние регулярного секса на организм.

Баловать себя — это хорошо или плохо?

Как стать хитрой женщиной. 70 способов стать женственнее
Любите себя, любите себе достойных.

Как вылечить травму колена + 2 безопасные асаны.

Рейтинг

Сообщить об опечатке

Учебный процесс

Статус

Редкий, эндемичный восточносибирский подвид золотого карася, представленный на Северо-Востоке России и в ЧАО краевыми популяциями на вос­точном пределе ареала.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

Качественный контент-анализ

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он ещё называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.

Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений

При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания

В результате такого анализа чаще получаются куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимые.

Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждого сообщения в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.

Стадии контент-анализа

В практическом использовании и разработке контент-оценки существует несколько этапов.

Изначально стоит сформулировать гипотезы и задачи исследования. Затем необходимо определить категории анализа — это самые общие, ключевые понятия, которые соответствуют задачам разбора материала. Система категорий выполняет функцию анкетирования и помогает найти ответы на поставленные в тексте вопросы.

Отечественную систему аналитического исследования отличают присущие исключительно ей понятия: знаки, ценности и цели, герой, автор, тема, жанр и т. д. Все чаще встречаются примеры контент-анализа сообщений СМИ, которые основываются на парадигматическом подходе, изучающем отличительные признаки текстов как единую систему. К этим признакам относятся: содержание и суть задачи, причины, из-за которых она возникла, объект, образовавший проблему, а также уровень напряженности и пути решения возникших в ходе обзора материала вопросов.

Пример контент-анализа рекламы. Анализ контекстной рекламы

Конкуренция в контекстной рекламе «Яндекс.Директ» и Google Ads иногда зашкаливает, поэтому важно знать об используемых ключевых словах и качестве рекламных объявлений у конкурентов. Такой анализ поможет выявить:

какие призывы к действию используют конкуренты, на чем акцентируют внимание в объявлениях;

используют ли дополнительные расширения для работы с контекстной рекламой;

какие идеи можно позаимствовать и переделать под себя;

какие примерные затраты у конкурентов на рекламу.

Вот несколько программ и сервисов, которые помогут провести исследование:

DirectEditor – программа для редактирования и анализа рекламных кампаний Яндекс.Директа. Особого внимания заслуживает функция «Конкуренты», с помощью которой можно провести анализ конкурентов в Яндекс.Директ по всем ключевым словам выбранного уровня. Данные дополняются также прогнозом стоимости бюджета контекстной рекламы от Яндекс.Директ с учетом реальных позиций.

SpyWord – анализирует количество и качество ключевых слов конкурентов. Для этого необходимо ввести домен конкурента или ключевое слово.

Прогноз бюджета «Яндекс.Директа» позволяет не только оценить будущие затраты на рекламу, но и посмотреть рекламные объявления конкурентов по введенным вами ключевым словам:

Serpstat – многофункциональная SEO-платформа. В разделе «Анализ ключевых фраз» можно посмотреть, какие именно страницы получают трафик из контекста и сколько объявлений настроено на конкретную страницу.

Чем отличается икра горбуши и кеты?

Многие задаются вопросом — какую икру выбрать. Ценный продукт получают от разных рыб: горбуша, нерка, кета, кижуч, форель. Все они в равной степени полезны, но отличаются внешне и по вкусу.

Икра горбуши – самая распространённая и популярная. Горбуша – рекордсмен по количеству икры. Икринки имеют «универсальный» вкус и нравятся как истинным ценителям, так и просто любителям деликатеса. Небольшие икринки бледно-оранжевого цвета.

Икру кеты

издавна величали «царским» кушаньем. Крупные икринки идеально круглой формы янтарного цвета с нежным вкусом. Этот вид икры не каждому по вкусу, так как имеет прочную оболочку.

Красная икра форели

мелкая, в диаметре 2-3 мм. Икринки специфического цвета – желтого или ярко-оранжевого. На сегодняшний день этот продукт стремительно завоевывает российский рынок и любовь потребителей.

Икра нерки

— нечастый гость на прилавках магазинов, так как это редкая рыба, находящаяся на грани истребления.

Икра кижуча

мелкая с легкой горчинкой бордового оттенка, что отличает ее от остальных видов.

Невозможно однозначно ответить на вопрос, какая икра лучше – большинство отдают предпочтение икре горбуши и кеты, которые имеют отменный вкус и янтарный цвет с легким блеском. Мы предлагаем купить красную лососевую икру высокого качества, произведенную на рыбоконсервном заводе в городе Петропавловск-Камчатский. Закажите курьерскую доставку икры по Москве и наслаждайтесь ее непревзойденным вкусом. Красная икра традиционно подается к блинам, картофельным драникам и как дополнение к крепким напиткам.

Как выбрать действительно качественный продукт? Какая икра полезнее и лучше? Какая вкуснее горбуши, нерки, кеты, чавычи или кижуча? На что стоит обращать внимание при покупке красной икры?

Не редко эти вопросы возникают у покупателей, стоящих у витрины и теряющихся в многообразии деликатесов. Для принятия правильного решения, стоит оценивать икру лососевых по ряду параметров.

Работы Берелсона

Но не стоит предполагать, что компаньон Лассуэлла все это время сидел сложа руки. Именно Б. Берелсон провел полную систематизацию их совместных работ, подытожив результаты в собственной книге «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях», которую написал в 50-х годах. Он не только определил непосредственный алгоритм действий, но и подробно описал его различные виды, а также вывел специальные критерии и единицы.

Неудивительно, что произведение Берелсона до сих пор используется специалистами в любой области, где хотя бы теоретически требуется контент-анализ. Как метод исследования он стал чрезвычайно распространен, так что в последние годы его активно берут на вооружение даже те научные отрасли, где ранее эта методика не использовалась.

Так, Ч. Осгуда в 1959 году создает методику «связанности символов», согласно которой и поныне ученые выявляют те моменты в выступлениях и печатных изданиях, которые не несут общего смысла, являясь чужеродными элементами.

Контент анализ в истории. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Необходимость широкого применения измерения и количественного анализа при работе с нарративными источниками, атрибутивными признаками изучаемых явлений и процессов привела к разработке специального метода формализации и измерения таких признаков. Этот метод получил название «контент-анализ». Он применим при изучении простых и сложных качественных признаков и особенно эффективен при анализе больших по объему и разнообразных по содержанию различных видов и комплексов нарративных исторических источников. К ним относятся и материалы периодики и прессы, и различные материалы делопроизводства, например наказы, жалобы и прошения в Государственную думу, протоколы заседаний, различного рода анкетные материалы и др.

«Фронтальный» и «рейдовый» контент-анализ.

Контент-аналитические исследования можно разделить на два больших класса, которые, пользуясь вышеупомянутой «военной метафорой», можно назвать фронтальными и рейдовыми. Задачей фронтального контент-аналитического исследования является составление максимально более полного представления об информационном потоке – либо на моментальном срезе, либо на протяжении некоторого периода с целью оценки динамики. Это, так сказать, попытка получить объективизированный ответ на вопрос «Что пишут?» Единицы такого анализа в принципе могут быть любыми, но чаще всего в таковом качестве выступают либо тематические единицы, либо ключевые слова, реже оценки и пропозиции и еще реже макроструктурные единицы.

Такой анализ обычно носит сугубо прикладной характер и ведется в режиме мониторинга. Поскольку целью его является составление общего представления о содержании СМИ и через него – об общественном сознании, он должен в идеале стремиться к возможно более широкому охвату информационного потока. На практике, однако, полный охват чаще всего бывает невозможен, да зачастую и не нужен. Тем самым на повестку дня контент-аналитического исследования встает проблема составления репрезентативной выборки – традиционная проблема эмпирического социологического исследования, которая при неудачном решении может полностью дискредитировать его результаты. Решается она в случае контент-анализа традиционными социологическими методами.

Рейдовый анализ, в противоположность фронтальному, ориентирован на решение частных и порой довольно экзотических задач, вытекающих, как правило, из каких-то скорее исследовательских, нежели прикладных интересов, и применительно к нему проблема выборки решается в связи формулировкой этих исследовательских целей и определением единиц анализа

Обоснование выборки при этом производится с учетом стандартных социологических критериев, но может допускать и их нарушение; важно лишь, чтобы факт этого нарушения осознавался и необходимость нарушения специальным образом обосновывалась

Учи на память стихи или прозу

Возможно, ты не любишь учить отрывки наизусть. А это затратное по времени и нервам занятие отлично развивает мозг. И в школе дети учат стихи или прозу не просто для хорошей отметки, а для тренировки интеллекта, чтобы им было проще решать задания по математике, русскому и другим учебным предметам. Поэтому не бросай учить стихи после школы. Находи интересующие тебя отрывки и старайся заучивать хотя бы по одному в неделю-две.

Категории контент-анализа

Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования. Все виды исследования должны быть взаимоисключающими, то есть одинаковые компоненты не являются частями разных категорий. Они должны быть надежными, исключать разногласия по поводу принадлежности определенной составляющей содержания к той или иной категории, и, разумеется, уместными, то есть соответствующими поставленной задаче и содержанию аналитического обзора.

Анализируя примеры контент-анализа статей, можно сделать вывод, что некоторые крайности в этой сфере неблагоприятны для конечного результата, например выбор излишне дробных и многочисленных включений, детально повторяющих текст. Нежелательно использование избыточно обширных категорий, приводящих к примитивному и неполному анализу

Необходимо принять к сведению отсутствующие элементы материала, имеющие важное значение для контент-анализа

Ссылки

История появления контент-анализа

Первые примеры контент-анализа в социологии начали появляться в социальных дисциплинах начиная с 30-х гг. прошлого века в США. Изначально контент-анализ использовался в изучении литературы и журналистике. Значительный вклад в развитие этого метода сделали ученые X. Лассуэлл и Б. Берелсон.

Г. Лассуэлл применял контент-анализ в конце 1930-х годов для изучения политики и пропаганды. Он привнес различные новшества в этот вид исследования, появились новые процедуры и категории, а также такое понятие, как квантификация данных.

С масштабным развитием массовых коммуникаций увеличилось количество контент-аналитических исследований в области медиа. Государственные учреждения США и Англии применяли контент-анализ во время Второй мировой войны для того, чтобы изучить эффективность пропагандистской деятельности, а также в разведывательных целях.

За двадцать лет активного изучения и применения накопилось достаточно материала для написания Б. Берелсоном книги «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
  • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
  • частота появления сообщений;
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:

  • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
  • она должна легко идентифицироваться;
  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.
  • Новая тема возникает, если происходит смена:
    • воспринимающего,
    • действующего,
    • цели,
    • категории.

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвёртый этап

Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч..

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.

Обычно составляются таблицы вида:

Единицы анализа Единицы анализа Единицы счёта Единицы счёта
Категории Подкатегории Частота упоминания абсолютная, раз Частота упоминания относительная, %
1 Категория 01 подкатегория 15 32
02 подкатегория 7 15
03 подкатегория 25 53
Итого: 47 100

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Main menu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector