Социология личности

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение индивида в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой личности и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения

Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Вводная информация

Социально-демографические характеристики позволяют выбирать целевые группы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Например, компании, долго присутствующие на рынке, изучили своего потребителя значительно лучше, чем любые нанятые консультанты и исследователи. Конечно, если они фиксировали полученные данные

Чему же уделяется внимание? Конкретные выбираемые социально-демографические характеристики зависят от преследуемых целей. Но среди них следует упомянуть те, что пользуются особенной популярностью

Это:

  • пол;
  • возраст;
  • география;
  • образование;
  • занятость;
  • профессиональный и семейный статусы;
  • дети;
  • род занятий.

Прежде, чем выбирать интересующие позиции, необходимо составить описание целевой группы. Впоследствии оно уточняется рядом параметров. Прежде, чем проводить изучение целевой группы, необходимо описать типичного представителя, опираясь на информацию, доступную в данный момент. Это может быть, как реальный, так и предполагаемый человек. Конечно, если приходиться изучать группу, то здесь без создания усредненного портрета никак не обойтись.

Типологии личности

Личностная активность и отношение к социальной действительности – основа типологии личности. При этом разработка единственного, наиболее адекватного типа личности не представляется возможным. В связи с этим выделяют несколько типологий личности. Например, возможно критически и некритически относиться к социальной реальности, а в связи с этим выстраивается модель собственного поведения.

Некритические конформистский тип – человек-прагматик, активно достигающий поставленных целей, следуя принципу: максимум пользы, минимум неудобства. Еще один вариант данного типа личности – эскейпизм, то есть сознательное избегание общества. Такой человек социально пассивен, нейтрально относится к моральным и политическим ценностям, стремится максимально ограничить общественные связи.

На основании критического отношения к социальной реальности выделено четыре типа поведения личности:

  • нигилист;
  • реакционер;
  • реформатор;
  • революционер.

Нигилисту характерно пренебрежительное отношение к ежедневным делам и ситуациям, оценка их с точки зрения или идеализированного будущего, или прошлого. В связи с этим он внутренне готов быть тотально разрушенным для построения нового порядка, который должен осчастливить все человечество.

Реакционер цель и мотив своей деятельности видит в стремлении сохранять или возрождать патриархальные ценности, препятствуя различным новациям.

Революционер стремится преобразовать бытие, но сначала разрушает его. Профессиональным революционерам свойственная высокая ответственность, постоянная мобилизация, высокая организованность и героизм.

Реформатор – тип личностной ориентации на реализм при оценивании ситуации и цели, а также средств ее преобразования. Он характеризуется склонностью к компромиссам, решительности и ответственности за выполнение поставленных целей.

Р. Дарендорф – известный представитель конфликтологического направления в социологии, выделял следующие типы человеческой личности:

человек трудящийся – личность, наделенная важной общественной функцией;
человек массовый – современный потребитель, то есть личность, сформированная под воздействием масс;
человек универсальный – занимается разными видами деятельности, способный заниматься всевозможным занятием;
человек, зависимый от государства.

Д. Рисменом, социологом из США была разработана своя концепция одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывает информационно-социальные стереотипы и формирует упрощенные схемы черно-белого взгляда на проблемы.

В современном обществе на людей смотрят как на одномерных, воспринимающих происходящее через примитивные альтернативы и противоречия, то есть личностями, с упрощенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.

В соответствии с этой моделью основными чертами современного человека считают:

  • открытость экспериментам и изменением, что может быть выражено различными формами – от готовности принимать новый препарат или пользоваться новым маршрутом до принятия новой разновидности обучения;
  • способность признать существование альтернативных точек зрения, то есть готовность к изменению собственного видения мира;
  • ориентировка на настоящее и будущее, но не на прошлое;
  • экономия времени;
  • пунктуальность;
  • уверенность в возможности подчинить природу, контролировать политические, экономические и прочие социальные проблемы;
  • планирование будущих действий, необходимых для достижения поставленных целей, как в общественной жизни, так и в личной;
  • высокая ценность образования;
  • уважение достоинства других – включая людей статусом ниже или не обладающих властью.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.

Виды социальной роли

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);
  • и так далее.

В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Социальная роль и ее отличие от статуса

Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью , хотя эти понятия разные. Объясню на примере портного.

То есть если вы приходите к портному (статус), то ожидаете от него предоставления услуг по пошиву и ремонту одежды (роль) и не станете настаивать на массаже или лечении зубов.

Такое несоответствие подрывает упорядоченность и предсказуемость человеческих отношений.

И это есть хорошо – система социального взаимодействия будет в сохранности. Например, никто не похвалит пьяного священника – служителя Господа. Это оскорбит массу верующих, вызовет волну возмущений и приведет к изгнанию служителя из церкви.

С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок. Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.

Методологические проблемы социологического исследования процессов социального развития и социализации молодежи

Укрытие на зиму

Сорт Mary Rose устойчив к зимним морозам, но лучше будет его укрыть после обрезания. Растение обычно связывают пучком и накрывают спанбондом или лутрасилом. Процедуру укрытия проводят, когда температура опускается до -5 °С, а открывать его можно весной, когда температура воздуха будет 0 °С.

Хорошей идеей будет устроить тоннельную зимовку — укрыть максимальное количество роз одним тоннелем, так как они лучше всего зимуют вместе. Розы нужно пригибать, однако не стоит переусердствовать — на местах сгиба во время морозов они могут треснуть. Можно помочь хорошо перезимовать розам, если засыпать землю под ними стружкой, перегноем или сухими листьями.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Типология

Как уже было сказано, понятие личности в социологии довольно широко. И если говорить на эту тему, то стоит рассмотреть её во всех аспектах. И первое, что нужно затронуть – это понятие типа личности в социологии. Так, каждый человек, который имеет отношение к системе общественных отношений, обладает множеством межличностных связей, а также исполняет несколько ролей. Мало кто об этом задумывается, однако здесь и заключается истина. Интересно то, что всё бесчисленное многообразие этих свойств почти нереально. Да и на самом деле не нужно. Понятие личности социология рассматривает не как что-то индивидуальное. В этой науке намного большую роль играют социальные качества людей. То есть те, которые являются характерными для многих индивидов, находящихся в одинаковых условиях. Именно поэтому для более понятного исследования ученые делят личности, которые обладают повторяющимися и схожими качествами, на типы.

Заметки

Отличие бытового пьянства от алкоголизма

Хронический бытовой пьяница ― не алкоголик. Между этими понятиями существуют значительные различия. Но первое со временем обязательно приводит ко второму, поэтому расслабляться не стоит.

Признак

Алкоголик

Пьяница

Периоды трезвости

Не может провести ни дня без алкоголя, начинает чувствовать себя плохо.

Дает организму восстановиться, спокойно  не пьет.

Алкогольная интоксикация

Отсутствует, организм привык к спиртному.

Присутствует, если больной перебрал, его начинает тошнить.

Контроль над ситуацией

Дорвавшись до рюмки, пьет неограниченно.

Контролирует себя, редко употребляет до потери сознания.

Чувства наутро

Ни о чем не жалеет, хочет выпить еще.

Стыдится, обещает себе завязать.

Лидерство в социальных группах

В любом объединении (в том числе и социальном) всегда есть явный или неявный лидер. Далее описаны понятие и типология лидерства в социальной группе.

Разберемся в термине. Лидер — это участник общности, выдвигающийся на основании взаимодействия индивидов внутри группы. Он обладает более высоким уровнем вовлеченности, участия, принятия решения в рамках определенной достигаемой задачи.

Кратко опишем типологии лидерства.

По содержанию лидерской деятельности:

  1. Деловое лидерство (решает организационные задачи, обладает деловым авторитетом).

  2. Эмоциональное лидерство (вызывает доверие, внушает уверенность, создает атмосферу психологического комфорта).

  3. «Информационное» лидерство (эрудит, обладает повышенным уровнем знаний, может оказать помощь в поиске нужной информации).

По исполняемым ролям:

  1. Организатор (групповая интеграция).

  2. Инициатор (выдвижение новых идей и решений).

  3. Генератор эмоционального настроя (формирует настроение группы).

  4. Эталон (пример, кумир).

  5. Мастер (специалист в определенном виде деятельности).

  6. Эрудит (обладатель обширных знаний).

Это основные классификации. Их существует еще несколько. Главное — социальная группа должна пройти следующие стадии формирования лидера: 1) выявление; 2) его развитие; 3) учет интересов группы; 4) неформальное лидерство; 5) устранение деструктивного лидера.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С

Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector