Профессиональные коммуникации: средства, функции, принципы организации процесса

Средства делового общения

Профессиональная коммуникация — это осмысленное желание одного человека или же целой группы людей мотивировать одного сотрудника или весь коллектив к действию, способному хоть каким-то образом изменить возникшую ситуацию или повернуть разговор в иное русло.

Для осуществления намеченного имеется ряд инструментов. Так, к средствам профессиональной коммуникации можно отнести:

  1. Обычную почту. Из всех средств делового общения она является самым древним. И в связи с этим у традиционной почты имеется ряд недостатков. Заключаются они в низкой скорости передачи сообщений, более сложном оформлении писем (в сравнении с другими видами коммуникаций) и т. д. И это не говоря о том, что работает данная система далеко не всегда на должном уровне. Но обычная почта все же и сегодня используется в качестве средства профессиональных коммуникаций. Основным ее преимуществом является весьма приемлемый способ передачи между партнерами важных документов. В деловых отношениях может быть использован и такой способ, как передача телеграмм. Такая услуга также предоставляется почтой.
  2. Телефонная связь. Это весьма оперативное средство делового общения. Однако ведение переговоров по телефону не обладает юридической силой. Этот момент стоит учесть при применении профессиональных коммуникаций, задействовав при этом другие средства.
  3. Электронная почта. Это сравнительно новое средство делового общения пользуется заслуженной популярностью. Одним из основных его преимуществ является совмещение формы письменных коммуникаций (зафиксированный текст) с теми качествами, которыми обладает устное общение, в виде скорости передачи информации и возможности получения практически мгновенного ответа. Подобные качества позволяют сделать электронную почту одним из основных средств, применяемых для передачи сообщений неофициального характера.
  4. Факс. Используя специальный аппарат, можно очень быстро передать партнеру копию любого документа. Скорость является несомненным преимуществом факсимильной связи. Однако документы, переданные подобным способом, не имеют юридической силы, ведь на них нет подлинных подписей и печатей. Именно поэтому в большинстве случаев факс как средство коммуникации находит свое применение лишь для оперативной передачи документов. К исполнению они могут быть приняты лишь в том случае, когда следом за ними будут обычной почтой отправлены подлинники. Стоит иметь в виду, что с помощью факсов запрещено передавать документы с грифами «Для служебного пользования» или «Секретно».

ИКТ в образовании

Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:

  1. Изучение и использование информации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
  2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:

Правила для эффективной коммуникации

Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или «Скайпу» заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

Типы восприятия межкультурных различий в процессе коммуникации. Барьеры межкультурной коммуникации.

Типывосприятиямежкультурныхразличий
(ПоБеннету) :

1.
Отрицание
различий культур

тип восприятия, основанный на уверенности
в том, что все
люди в мире разделяют
(или
обязаны разделять) одни и те же убеждения,
установки, нормы поведения, ценности.
Это типичная позицияобывателя,
убежденного, что все должны думать и
поступать так же как он.

2.
Защита
собственного культурного превосходства

— тип восприятия, в основе которого
лежит признаниесуществования
других культур
,
но при этом складывается устойчивое
представление о том, что ценности
и обычаи
чужой культуры представляютугрозу
привычному порядку вещей, мировоззренческим
устоям, сложившемуся образу жизни. Это
достаточно активная (порой агрессивная)
позиция.

3.
Минимизация
культурных различий.
Ею
характеризуют признание
возможности существования инокультурных
ценностей
,
норм, форм поведения и поиск
общих объединяющих черт.

4.
Принятие
существования межкультурных различий

— тип межкультурного восприятия,
характеризующийся знанием
другой культуры
,
в целом благожелательным к ней отношением,
не предполагающим
вместе с тем активного
проникновения в инокультурную среду.

5.
Адаптация к
новой культуре

позитивное
отношение к другой культуре
,
восприятие ее норм и ценностей, умение
жить и действовать по ее правилам при
сохранении
собственной культурной идентичности.

6.
Интеграция и
в родную, и в новую культуры

тип реакции поликультурной
личности
,
интериоризирующейинокультурные нормы
и ценности в такой степени, в которой
они начинают восприниматься как свои
собственные, родные.

Этапы:

1)
«Медовый
месяц»
, когда
знакомство с новой культурой, ее
достижениями или представителями
рождает оптимизм, приподнятое настроение,
уверенность в успешном взаимодействии.

2)
«Культурный
шок»
. Это
период крушения надежд, когда положительный
эмоциональный настрой сменяется
депрессией, смятением и враждебностью.
Шок возникает в первую очередь в
эмоциональнойсфере,
однако важнейшую роль играют такие
социальные факторы, как неприспособленность
и неприятие
новых обычаев, стиля поведения и общения,
темпа жизни, изменений в материальных
условиях жизни, инфраструктуре жизни
и ценностях.

3)
Третий этап предполагает выработку
разныхстратегийповедения.

3.1
«адаптация»,
когда формируется новая
реалистическая оценка ситуации
,
возникает адекватное понимание
происходящего, возможность эффективно
добиваться собственных целей;

3.2
«бегство»
полное
отвержение новой культуры

и неизбежное в этом случае отступление,
бегство как в переносном смысле («уход
в себя»), так
и прямом, физическом смысле.

Межкультурныебарьеры:

1)
Языковыебарьеры.
Проблемы лингвистического характера
часто становятся первыми затруднениями
при общении с представителями других
культур.

2)
Невербальныебарьеры.
Используемые невербальные знаки и
символы могут иметь различное значение
для участников взаимодействия. Их
несовпадение может оказывать влияние
на эффективность общения.

3)
Барьеры
стереотипов и предрассудков:

наблюдаемая
тенденция к этноцентризму-
склонность негативно оценивать
представителей другой культуры сквозь
призму стандартов

собственной;

стереотипизация
этнического сознания, проявляющаяся
в формировании упрощенных образов
представителей своей и других культур;

предрассудки
как результат селективных (избранных)
включений в

процесс
межкультурных контактов, в том числе
чувственного восприятия,

негативного
прошлого опыта и т.п.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Что лечит Бисопролол?

Так как препарат дает хороший гипотензивный эффект, то у пациента нормализуется высокое артериальное давление.

Благодаря антиангинальному действию, устраняются проявления стенокардии, а также снижается частота сокращений сердца.

Лекарство часто назначают для комплексного лечения патологий щитовидной железы, особенно если у больного развился тиреотоксический кризис и гипертиреоз.

Основные показания для назначения данного препарата — это ишемическая болезнь сердца, болезненные ощущения в области грудины, приступы стенокардии, острый период инфаркта миокарда, артериальная гипертензия на любых стадиях развития, не осложненная и осложненная, вторичная и эссенциальная гипертензия.

Бисопролол назначают при разных нарушениях ритма сердца, особенно если у пациента развилась тахикардия или присутствует учащенное сердцебиение.

Примеры вербального общения

Вербальная коммуникация окружает человека постоянно. Некоторые акты общения более длительные и информационно насыщенные, некоторые — более краткие.

Например, при походе в супермаркет коммуникационный акт состоит в приветствии, сумме покупки, прощании. Даже в таком коротком общении, которое состоит из нескольких предложений, реализуется как минимум две функции коммуникации. Приветствие и прощание представляют собой фатическую функцию, а информация о сумме покупки, которую сообщает кассир, — познавательную.

Когда человек делится впечатлениями о прочитанной книге, через экспрессивную функцию он рассказывает о своих эмоциях, мыслях, которые возникали у него по ходу прочтения, через убеждающую функцию он будет рекомендовать своему собеседнику прочитать ее.

Разберемся в терминологии

В толкованиях значений слов «общение» и «коммуникация» много похожего, но есть и различия:

  1. Общение чаще происходит как речевой акт на личностном уровне, с передачей партнеру не только сухой информации, но и эмоционального отношения к предмету разговора.
  2. Коммуникация менее ориентирована на чувства и переживания участников и предполагает деловые отношения в процессе обмена какими-либо сведениями.

Таким образом, различие в этих понятиях кроется в том, что первое из них отражает психологические аспекты взаимодействия людей, а второе относится к технической стороне взаимного информирования.

В результате общения и получения разнообразнейшей информации извне через различные каналы человек развивается как личность, познает мир и учится пользоваться его благами, устанавливать, говоря научным языком, коммуникативные связи с окружающими в собственных интересах.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Разновидности коммуникации

В коммуникациях, по средствам её осуществления принято выделять следующие основные её виды:

  • вербальная коммуникация
  • невербальная коммуникация, или коммуникация, осуществляемая в паралингвистическом дискурсе:
    • коммуникация с помощью знаков
    • коммуникация с помощью жестов
    • коммуникация с помощью символов
    • коммуникация с помощью других паралингвистических средств (например, мимики, поз, и др.)

По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:

  • межличностная коммуникация — вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений
  • межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений
  • публичная коммуникация — вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.
  • массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.

Осведомлен – значит вооружен

Что такое «Глазник»? Аппарат физиотерапевтический для лазерной стимуляции функции зрения. О нем могут встречаться как положительные, так и отрицательные отзывы. Это и так понятно, поскольку основная причина, по которой прибор не может оказать положительного желаемого воздействия – это банальный недостаток информации о его действии. Зачастую это может иметь место в тех ситуациях, когда человек просто стал жертвой рекламы, которая имеет всего лишь одну основную цель – это заставить поверить в то, что прибор необходим и купить его.

Основные принципы

Профессиональные коммуникации протекают на основе:

  1. Межличностностности. Подобное общение характеризуется многоплановостью, открытостью взаимодействия людей. Основан данный принцип на личном интересе друг к другу. И это несмотря на то, что общение имеет деловую направленность. Подобная коммуникация неминуемо несет в себе черты межличностного контакта.
  2. Целенаправленность. Данный принцип профессиональных коммуникаций является многоцелевым, ведь процесс делового общения одновременно с намеченной информационной нагрузкой несет в себе и подспудную цель. Например, руководитель, сообщая коллективу об имеющихся у него статистических данных, желает указать на проблемные моменты того или иного направления деятельности. При этом, вероятнее всего, на неосознаваемом уровне он стремится продемонстрировать присутствующим свое красноречие, эрудицию и интеллект.
  3. Непрерывность. Это еще один из принципов профессиональных коммуникаций. Заключается он в том, что, попадая в поле зрения своего делового партнера, мы становимся инициаторами непрерывного контакта с ним. При этом общение происходит не только на вербальном уровне. Партнер постоянно получает и поведенческие сообщения, из которых он может делать соответствующие выводы.
  4. Многомерность. В ходе проведения профессиональных коммуникаций реализовываются как минимум два аспекта межличностных отношений. Первый из них представляет собой передачу деловой информации и поддержание созданного контакта. Второй является трансляцией эмоционального отношения к партнеру (оно бывает позитивным и негативным).

Социально ориентированное общение

Этот тип коммуникативной деятельности отличается от личностно ориентированного по следующим параметрам: в основе лежат социально направленные отношения, которые диктуются объективными, а не субъективными факторами.

Цель социально ориентированного общения — прямое или опосредованное воздействие на членов общества с помощью принятых норм и правил. Такой тип взаимодействия существует между членами трудового коллектива, между руководителями и подчиненными и может осуществляться в прямых контактах и опосредованно через письменные распоряжения, приказы, уведомления, докладные.

Соблюдение служебного этикета требует выбора вербальных и невербальных средств общения, его стиля, целей, длительности, учета обстановки. Социальная коммуникативная ситуация отношений подчиненного с начальником, например, исключает фамильярность, допустимую иногда в неформальной обстановке, но требует краткости и четкости изложения проблемы, использования профессиональных терминов.

На совещаниях и общих собраниях требуется соблюдение регламента выступлений, их практической обоснованности.

Руководство, заботящееся о социально-коммуникативном развитии, о социальной ситуации в своем коллективе, находит возможности для повышения культуры его членов в области служебного и межличностного общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector