Методы обучения по фгос

Содержание:

Упражнения

Упражнением называют многократное выполнение практического или умственного действия, с целью доведения его до надлежащего уровня или даже автоматизма. Этот метод применяется учителями вне зависимости от предмета и возраста обучающихся. По своему характеру, упражнения могут быть: письменными, устными, графическими и учебно-трудовыми.

По степени самостоятельности выделяют воспроизводящие и тренировочные упражнения. В первом случае ученик закрепляет знания путем многократного повторения известного действия, а во втором – применяет знания в новых условиях. В случае, если ученик комментирует свои действия, упражнения называется комментируемыми. Они помогают учителю обнаружить ошибки и внести в его действия необходимые коррективы.

Устные упражнения помогают развить логическое мышление, память, речь и внимание ученика. Они динамичнее письменных, так как не требуют затрат времени на записи

Письменные упражнения применяются для закрепления и выработки новых умений. Их использование развивает логическое мышление, самостоятельность и культуру письменной речи. Такие упражнения вполне хорошо сочетаются с устными и графическими.

Графические упражнения предполагают составление учениками схем, чертежей, графиков, альбомов, плакатов и прочего. Обычно они решают те же задачи, что и письменные упражнения. Их использование помогает ученикам лучше усвоить материал и способствует развитию пространственного мышления.

Учебно-трудовые упражнения позволяют не только зафиксировать полученные знания на листе, но и воспользоваться ими в реальной жизни. Они прививают ученикам аккуратность, последовательность и исполнительность.

Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС

Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.

Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.

Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:

фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем

Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая

Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.

Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.

Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.

Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.

К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.

Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения. 

Формы обучения по ФГОС

Фронтальная

 

Групповая

Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания)

Кооперативно-групповая

(группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания)

Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний)

Индивидуальная

 

Методы обучения по ФГОС

Словесные

Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов)

Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения»)

Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений)

Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы)

Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует);

Работа с литературой

Наглядные

 

Практические

Упражнения

Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся)

Лабораторно-практические работы

Методы проблемного обучения

 

Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Для чего нужен конспект урока?

Этот документ нужен, прежде всего, самому учителю, а не только директору или завучу школы, как полагают некоторые учителя, особенно начинающие. Дело в том, что любой урок требует подготовки, и даже тщательно готовясь к занятию, учитель может что-либо упустить, забыть то, что хотел сказать из-за текущей ситуации в классе. Очевидно, что это влияет на ход занятия, и далеко не в лучшую сторону.

Так, например, учитель всегда может положить конспект урока на стол и даже в том случае, если что-то ненароком «вылетело» из памяти, посмотреть в этот лист и найти там «подсказку». Следовательно, такой план – неотъемлемый элемент учебного процесса. Хотя, с другой стороны, действительно, он является и официальным документом, свидетельствующим о том, насколько эффективно выполняется учебная программа, правильно ли ведется преподавание, нет ли со стороны педагога методических недочетов и ошибок.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Куртки на синтепоне снова в моде (50 фото)

Классификация методов обучения по ФГОС

Согласно ФГОС выделяют следующие виды методов обучения:

Пассивные методы обучения – форма взаимодействия между педагогом и учащимися, при которой педагог берет на себя ведущую роль и определяет ход урока, в то время как учащимся отведена роль пассивных слушателей, вынужденных выполнять указания педагога.

Данный метод обучения, согласно ФГОС, предусматривает использование следующих форм общения между педагогом и учащимися: опросы, письменные работы, тесты и т.п.

Согласно современным исследованиям, данный метод является одним из наименее эффективных. Использование пассивного метода показывает низкую результативность в усвоении учебного материала. Однако у него есть и ряд преимуществ:

  • низкие затраты сил и времени, со стороны педагога на подготовку к занятиям;
  • за отведенное урочное время педагог способен выдать большой объем учебного материала.

Основная форма учебных занятий, организованных с использованием пассивного метода – это лекции. Чаще всего лекции используются в вузах и сузах, так как там обучаются уже сформировавшиеся личности, которые пришли в учебные заведения для получения знаний по конкретному направлению.

Активные методы обучения – это форма взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой, при этом учащиеся выступают в качестве активной стороны образовательного процесса, а педагог, напротив, в качестве пассивной.

Отличительными особенностями активных методов обучения являются:

  • Главная роль в процессе учебного занятия отводится не педагогу, как это было при пассивном методе обучения, а учащимся. Задача педагога – организовать образовательной процесс и проконтролировать его течение, согласно поставленной обучающей цели.
  • Стиль общения между педагогом и учащимися – демократический. В отличие от пассивных методов обучения, где основной стиль общения авторитарный.

Замечание 2

Активные методы обучения большинства педагогами и специалистами отождествляются с интерактивными методами обучения. Это связано с тем, что интерактивные методы воспринимаются ими как усовершенствованная форма активных методов.

В соответствии с ФГОС, современные школы в большей степени ориентированы на использование активных методов обучения. Ключевым моментом активных методов является направленность на эффективность образовательного процесса, развитие творческого потенциала и активности детей.

Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:

  • Дидактические игры;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Решение проблемных задач;
  • Обучение по алгоритму;
  • Мозговая атака и пр.

Таким образом, активные методы обучения могут быть охарактеризованы как особая форма ведения и организации образовательного процесса. Главной целью данных методов является оказание максимально возможного стимулирования учебной и познавательной деятельности учащихся, посредством организационно-управленческих и педагогических средств.

Интерактивные методы обучения – взаимодействие между педагогом и учащимися осуществляется в режиме диалога или беседы.

Разница между активными и интерактивными методами общения заключается в том, что интерактивные призваны обеспечить максимально широкое взаимодействие «педагог – учащиеся» или «учащиеся – учащиеся». Интерактивные методы обучения направлены на стимулирование активности учащихся в образовательном процессе.

Вызвать интерес к обучению можно при помощи улучшения форм и методов обучения, а также и формы организации и управления образовательного процесса.

Лекция

Как метод организации урока, лекция представляет собой изложение преподавателем темы или вопроса, при котором он может раскрывать теоретическую часть, сообщать факты и события, связанные с темой, и давать их анализ. В основном этот метод применяется в высших учебных заведениях, где теоретические и практические занятия проводятся отдельно. Лекция является самым коротким путем получения обучающимися информации по той или иной теме, так как в ней педагог в обобщенном виде подает опыт, почерпнутый из большого количества источников, для обработки которых нужно гораздо больше времени. Кроме всего прочего, такой метод обучения учит студентов составлять логическую последовательность раскрытия темы.

Форма организации урока, в которой весь класс (группа) слушает преподавателя на протяжении долгого времени, является весьма сложной, прежде всего, для самого преподавателя. Чтобы лекция получилась эффективной, стоит тщательно готовиться к ней. Хорошая лекция начинается с обоснования актуальности конкретной темы и идет по четкому плану. Она должна содержать 3-5 вопросов, каждый из которых вытекает из предыдущего. Изложение теории должно осуществляться в тесной связи с жизнью и сопровождаться примерами.

Во время лекции педагог должен следить за тем, чтобы ученики внимательно его слушали. Если уровень их внимания падает, ему стоит принять соответствующие меры: обратиться к аудитории с парой вопросов, рассказать забавную историю из жизни (желательно, связанную с темой разговора) или просто поменять тембр голоса.

Как помогает консультация семейного психолога?

Центр психологической помощи

Отсутствие соответствующей нормативной документации

Отсутствие критериев
оценок работы на перевернутом уроке, а также норм для организации домашнего
задания усложняет работу учителя-новатора. Например, если все учителя будут
работать по технологии перевернутого обучения, то ученики будут перегружены
домашним заданием, связанным с проведением достаточно долгого времени за компьютером.

Кроме того,
некоторые положения из действующих нормативных документов и вовсе запрещают,
пусть и косвенно, организацию перевернутого обучения.

Выдержка из
Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь
(для 2017–2018 уч

года).

Обращаем внимание на то, что
основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Основная
функция домашнего задания – закрепление знаний и умений

Для домашнего задания
может предлагаться только тот материал, который освоен на учебных занятиях.

С другой стороны,
согласно новым учебным программам на уроке должны быть сформированы ключевые и
специальные компетенции, например, креативная, проектная, исследовательская. Формирование
данных компетенций в рамках традиционного урока практически невыполнимая
задача. Реализовать данную задачу успешно можно на перевернутом уроке,
используя продуктивные методы и формы обучения.

Деловые игры

Такая форма организации учебного процесса может быть использована в рамках изучения любого предмета, но лучше всего она подходит для уроков по математике и экономике. При этом игрокам предоставляется возможность смоделировать ситуацию, при которой необходимо определиться с правильной стратегией поведения, выбрать оптимальное решение.

В рамках математических деловых игр учащиеся имеют возможность примерить на себя роль человека той или иной специальности, понять, какое значение для его работы имеет математика. При этом ученик может не только овладеть теоретическим материалом, но и попробовать применить его на практике. Кроме того, такие игры важны в качестве профориентации.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Структура урока

Структуру урока составляют его элементы, обеспечивающие целостность и сохранность ключевых черт при всевозможных вариантах.

Традиционно выделяют такие структурные элементы урока, как:

Организационный момент (2 минуты)
Его задача состоит в том, чтобы привлечь внимание ребят, заинтересовать их темой урока, поставить задачи.
Повторение пройденного, проверка домашнего задания (3 минуты). Перед началом новой темы учитель должен проверить, насколько учащиеся усвоили предыдущий материал, а затем подготовить их к восприятию новой информации.
Изучение нового материала (20 минут)
Учитель излагает информацию с научной точки зрения, но при этом увлекательно и доступно для детей. Они, в свою очередь, не только внимательно слушают, но и могут задавать интересующие вопросы.
Закрепление знаний (5 минут). Здесь уже вполне можно применять упражнения и особые задания с целью наиболее полного усвоения новой темы. Также необходимо провести беседу с целью выработки умений и внедрения знаний.
Подведение итогов (2 минуты)

На данном этапе важно выяснить, чему научились дети на уроке, что узнали нового. Информация о домашнем задании (3 минуты)

Учитель подробно объясняет, что учащимся предстоит выполнить дома, при этом важно, чтобы задание было понятно всем и записано в дневник.

Типы уроков

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Однако первую наиболее популярную и применяемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов. Он выделил следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).
  2. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).
  3. Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).
  4. Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).
  5. Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).

У классических уроков есть свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам относятся:

  • организационная чёткость педагогического процесса;
  • системный характер обучения;
  • эмоциональное воздействие учителя на учащихся;
  • изобилие информации, внедрение технических средств и наглядности.

Из минусов стоит назвать следующие:

  • педагог ограничен временными рамками;
  • сложность реализации индивидуального подхода при большом количестве учащихся;
  • в связи с опорой на формирование умений и навыков, мало внимания уделяется развитию познавательной сферы детей.

Требования к проведению урока и анализу

Современные общие требования к проведению любого урока рассматриваются в трех аспектах:

  1. Дидактические:
  • чёткое определение места конкретного урока среди остальных уроков;
  • соотношение содержания урока и учебной программы;
  • учёт основ целостного педагогического процесса;
  • выбор подходящих методов, более действенных средств и приёмов обучения;
  • наличие межпредметных связей.

Воспитательные и развивающие методы:

  • развитие памяти, внимания и мышления школьников;
  • воспитание моральных характеристик личности;
  • развитие познавательного интереса;
  • соблюдение учителем педагогического такта;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание проблемной ситуации.

Организационные требования к уроку:

  • составление продуманного проекта урока;
  • чёткость проведения урока;
  • поддержание рабочей дисциплины;
  • внедрение разнообразных средств обучения и информационных технологий;
  • динамичность урока;
  • логическая завершённость урока.

Уроки необходимо анализировать с целью выявления ошибок, недочетов и последующего их устранения. При проведении анализа необходимо опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Анализ должен быть полным, глубоким и всесторонним: оценка урока с учетом связи всех его компонентов и их дидактической обусловленности, обсуждение его в связи с прошлыми уроками изучаемой темы, упор на более значимые моменты, учет специфики учебного предмета

При анализе важно дать объективную, научно обоснованную оценку урока, а также подчеркнуть выводы и оставить необходимые рекомендации

Структура уроков разного типа

Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

  • уроки введения («открытия») нового знания (ОНЗ);
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.

Новые стандарты обучения — нестандартные уроки

Обычные уроки проходят по всем известной стандартной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов. Многим ученикам становится скучен и неинтересен мир знаний из-за скучного подхода к процессу обучения.

Чтобы разнообразить серые школьные будни учащихся, были придуманы нестандартные уроки. Необычно и креативно провести можно не только урок, но даже контрольную работу. При помощи проектора разнообразить процесс обучения и вовсе не составить труда.

Учитель также может прибегнуть к играм, конкурсам, театральным сценкам. Здесь все зависит от воображения и уровня креативности педагога. Рассмотрим несколько примеров нестандартных уроков:

  • урок в форме игры. Особенно эффективны такие занятия в младших классах, где детям нужно объяснить материал максимально доступно. Сюда можно отнести забеги по станциям, игру в «КВН», конкурсы. Для старшеклассников отлично подойдут игры-соревнования на уровень знаний;
  • творческий урок. Многие дети любят проявлять творчество. Для этого учитель может организовать конкурс стенгазет или плакатов, попросить придумать какой-нибудь рассказ или сказку. Творчество можно проявлять абсолютно в разных направлениях;
  • метод проектов. Учитель предлагает своим ученикам создать проект на одну из предложенных тем. Такой подход позволит учащимся раскрыть свой потенциал и применить свои практические знания, научиться чему-то новому, развить навыки. Проект может быть в виде диаграммы, таблицы, рисунка, графика, подделки и так далее.

Нестандартные уроки позволяют школьникам посмотреть на процесс обучения с другой стороны. Такие занятия должны вызывать интерес и желание получать знания.

Спросите толкователя к чему снится Муж с девушками

Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний

Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме

Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты. 

На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.

Методы обучения, применимые в СПО

Для решения проблемы выбора актуальных методов для преподавания в ссузах необходимо ориентироваться в общих методах обучения. 

Далее мы расскажем о возможных методах, методиках и средствах обучения, выделяя наиболее подходящие для СПО.

Разделение методов преподавания по принципу активности:

  • Пассивные методы обучения (когда учитель говорит, а ученики слушают);
  • Активные методы обучения (когда учитель говорит с учениками, ученики говорят с учителем);
  • Интерактивные методы обучения (когда учитель говорит с учениками, ученики говорят с учителем и друг с другом).

В контексте СПО наиболее подходящими методами являются активные и интерактивные, так как именно они позволяют осваивать профессию не только в теории, но и на практике.

Подробнее:

Современные методики преподавания:

  • Лекции с применением информационных технологий;
  • Семинары с применением информационных технологий;
  • Тренинги;
  • Коучинг;
  • Case-study;
  • Работа по образцу;
  • Косалтинг;
  • Работа в парах;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Ротации;
  • «Лидер–ведомый»;
  • Мозговой штурм;
  • Обсуждения и дискуссии;
  • Обмен;
  • Дистанционное обучение.

Для освоения практических навыков в рамках получения СПО наиболее логично использовать выделенные методики.

Подробнее:

Современные средства преподавания:

  • Печатные средства обучения;
  • Электронные средства обучения;
  • Демонстрационные средства обучения;
  • Наглядные (плоскостные) средства обучения;
  • Аудиовизуальные средства обучения;
  • Учебные приборы;
  • Тренажёры;
  • Учебная техника.

Для СПО подходят те средства, которые обеспечивают максимальный уровень «прикосновения» к реальной профессии.

Подробнее:

Помните: для каждой специальности, изучаемой в ссузе, разработан свой ФГОС среднего профессионального образования — федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС отражает требования к структуре образовательной программы и её объёму, к условиям реализации учебного процесса (с учётом кадровых, финансовых, материально-технических и прочих условий), а также к результатам освоения студентами программ обучения.

Каждый стандарт учебной деятельности можно скачать на официальном сайте

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет. 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Видеть во сне

Найдено схем по теме — 4

Гороскопы на сегодня

Классификация форм обучения

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования: очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе «Об образовании» предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.
  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.
  • Второй вариант смешанного обучения — профильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.
  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.
  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:
    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.
    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

4. По количеству педагогов:

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.
  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока. Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

Работа с литературой

Данный метод организации урока является крайне важным. Он учит искать и систематизировать информацию. Знать и уметь все на свете невозможно, а вот знать где и как найти нужную информацию – вполне.

Существует несколько приемов самостоятельной работы с литературой:

  1. Конспектирование. Краткое письменное изложение прочитанной информации, без упоминания второстепенных деталей и подробностей. Конспектирование может вестись от первого или третьего лица. Желательно, чтобы перед составлением конспекта был составлен план. Конспект может быть как текстуальным (состоит из выписанных предложений), так и свободным (авторская мысль передается своими словами).
  2. Составление плана. Чтобы составить план, нужно прочитать текст и поделить его на заголовки. Каждый из заголовков и будет пунктом плана, указывающим на тот или иной фрагмент текста.
  3. Цитирование. Представляет собой дословную выдержку из текста.
  4. Тестирование. Также краткое изложение главной мысли, только своими словами, в виде тезисов.
  5. Рецензирование. Написание небольшого отзыва о прочитанном.

Классификация форм уроков

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
  • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет,суд.
  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
  • Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector