15 упражнений для развития феноменальной памяти

Содержание:

Виды зрительной памяти

Действие зрительной памяти обеспечивает зрительный анализатор, благодаря которому мы получаем информацию из внешнего мира. Зрительную память можно разделить на такие виды:

  1. Иконическая (если информация нам не нужна, мы тут же ее забываем).
  2. Кратковременная (увиденные образы могут храниться в памяти до 30 секунд).
  3. Долгосрочная (сведения хранятся месяцы и годы).

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности

Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука

При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

7 советов от Forbes

Смотрите на кучу визитных карточек, и не можете связать их ни с одним лицом? В последние месяцы вы встретили так много людей, что сейчас не знаете, кто есть кто? Знакомая ситуация? Нельсон Деллис – профессиональный консультант из Майами, занимающийся вопросами тренировки памяти. Несколько лет назад он стал чемпионом США по запоминанию. На это действо съезжаются люди, ежедневно тренирующие мыслительные способности. Участники конкурса должны запомнить 99 имен, которые они услышали впервые в жизни или стихотворение, которое никогда раньше не читали, или именно упомянутый выше набор визитных карточек.

Нельсон Деллис раскрыл журналу Forbes несколько техник, которые он использует. Они основаны на научных исследованиях. Над способами улучшения памяти он работает с нейробиологом Университета Джона Хопкинса Маджидом Фотухи.

Как запомнить имена и лица

Согласно доктору Фотухи, для людей наиболее характерна именно проблема запоминания имен. Первый шаг в ее устранении – сосредоточение на том, когда кто-то называет свое имя в первый раз. При необходимости переспросите, уточните, как правильно произносится имя. Так вы его повторите впервые. Можно также спросить, что означает имя, откуда происходит (если звучит экзотично). Лучше всего вы запомните имя, если представите нового знакомого кому-то другому. Или, если будете называть его по имени. Это проявление вежливости, способ разрушения личного барьера, и метод запоминания.

Как лучше запомнить вещи в долгосрочной перспективе

Если вам кажется, что не помните столько вещей, как раньше, возможно, речь идет о физиологической особенности. Мозговые способности ежегодно уменьшаются примерно на 0,5%. Это связано не только с возрастом, но и с напряжением, ожирением, отсутствием витаминов, многими другими факторами. Но этот процесс не одинаковый у всех людей. Существует простой способ его предотвратить.

«Наиболее эффективный метод поддержки и развития ментальной памяти – физическая активность», – говорит Маджид Фотухи. Сам он ходит в горы, занимается спортом не реже 5 раз в неделю, спит 8 часов в сутки. Кроме того, д-р Фотухи соблюдает «мозговую» диету, употребляя много свежих фруктов и овощей, содержащих антиоксиданты (например, клубника). Также его рацион включают большое количество ненасыщенных жирных кислот (в особенности, рыба).

Как запомнить, где оставлены ключи

О ключах или очках человек забывает, потому что кладет их куда-то неосознанно, говорит чемпион по памяти Нельсон Деллис. Сам он, ложа ключи в определенное место, пытается активировать свой мозг. «Я пытаюсь сделать что-то, что полностью выходит за рамки повседневной деятельности. Я говорю что-то глупое, стучу себя по лбу, выдаю странный звук», – говорит м-р Деллис.

Помогает движение, например, топанье ногами. Если при этом вы издадите странный звук, произнесете необычное слово, мозг создаст ассоциацию, которую вы не забудете. Вы, конечно, будете выглядеть несколько глупо, но в домашней обстановке это не имеет значения. «Чем больше чувств вы задействуете, тем больше шансов на запоминание», – говорит д-р Фотухи.

Рассмотрим еще несколько советов от Forbes и неврологов, направленных на управление мышлением и развитие памяти. Они очень просты, подходят для повседневного применения.

Преобразование информации в визуальную форму

Большинство сведений, таких как различные имена или цифры, являются абстрактными. Но если вы ассоциируете их с соответствующим изображением, мозг лучше их запомнит. Например, если вы паркуете автомобиль в секторе N13, можете представить себе торт на день рождения с 13 свечами.

Храните информацию во «дворце памяти»

Информацию, уже содержащуюся мозгу, нужно также быстро и легко найти. Один из методов – создать «дворец памяти», представленный как некоторое пространство, например, ваш дом. Заполняйте его изображениями, связанными с определенной информацией. Проходя по «дворцу», вы сможете легко найти информацию там, куда она была помещена.

Учитесь постепенно

Совет психологов: если предстоит большое событие, на котором вам надо будет запомнить много вещей (речь или презентация), не пытайтесь поглотить всю информацию сразу. При постепенном повторении, с паузами, она сохранится в коре – части мозга, где размещается долговременная память.

Займемся своеобразной аэробикой для мозга.

Упражнения для мозга занимают по нескольку минут, их можно выполнять практически повсюду.Не понадобятся какие-нибудь приспособления, и по большей части никто не поймет, чем вы занимаетесь.

Итак,начнем с разминки и разогрева.

Разогрев мозга позволит вам действовать более эффективно, когда это на самом деле понадобится. Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь таким функциям мозга, как память, способность схватывать смысл, выбор приоритета, визуализация образов.

Приведение мыслей в порядок.

Время: 5 — 10 минут после пробуждения.

Положение тела: удобно сидя или лежа. Все семь упражнений произносятся вслух

Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитать в обратном порядке от 100 до одного.

Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово (А — абрикос, Б — банка), причем как можно быстрее. Если Вы задумываетесь над какой — то буквой дольше 30 сек., пропустите ее и двигайтесь дальше.

Упражнение 3. Произнесите 20 мужских имен (опять же, как можно быстрее), нумеруя каждое из них (1 — Филипп; 2 — Александр и т. д.).

Упражнение 4. Проделайте то же самое, но теперь с женскими именами.

Упражнение 5. То же, что и в упражнение 2 и 3, но на этот раз вам придется нумеровать 20 видов пищи, автомобилей и т.д.. (1 — яблоко, 2 — котлета, и т. д.).

Упражнение 6. Выберите одну букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее, нумеруя их так же, как вы это делали прежде (и снова как можно быстрее) — (1 — мороз, 2 — мать, 3 — массаж, …).

Упражнение 7. Если ваши глаза были открыты во время этих упражнений, это прекрасно, но теперь закройте их. Сосчитайте до 20 и откройте. Ваш мозг разогрелся и готов к трудностям предстоящего дня.

Мозговой спринт.

Выполните это упражнение перед началом работы, которая требует особенной остроты ума.

Время: 5 минут.

Принадлежности: ручка, бумага, будильник или кухонный таймер.

Положение тела: сидя.

Возьмите любой печатный текст и выберите первое попавшееся слово в нем, например, слово «дождь» в газетном прогнозе погоды.

Установите таймер на 5 минут.

В верхней части листа бумаги напишите слово, которое вы выбрали. В течение следующих 5 минут, напишите как можно больше фраз, в котором содержится это слово. Не останавливайтесь и не задумывайтесь. Ваша задача — «победить» таймер и писать так быстро, как вы можете, даже если ваши ассоциации выглядят глупо. Через пять минут остановитесь, сосчитайте до 20 и продолжайте работу.

Фитнес и острота ума.

Время 10 минут.

Принадлежности: книга, журнал или газета.

Положение тела: сидя.

Возьмите ваш текст, переверните его вверх ногами и читайте вслух. Скорость чтения резко уменьшится, так как ваш мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это означает, что ваши умственные способности усиливаются.

Используйте ежедневно простые упражнения для разогрева мозга.

Как разогнать моз с помощью простых приёмов

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи – это неотъемлемая часть развития речи

Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Цель тренировки памяти

Память является одним из свойств мозга

Поэтому работа над ее улучшением развивает внимание, мышление и восприятие. Различают кратковременную и долговременную память

Первая предназначена для хранения информации в течение короткого промежутка. Позволяет запомнить номер телефона, адрес, список покупок в магазине. Все, что хранится мозгом дольше, становится объектом долговременной памяти. Она составляет основу жизненного опыта человека. Для ее тренировки необходимы техники запоминания.

Дошкольники не понимают, как работать с памятью, не видят способов воздействия на нее. Она носит выборочный характер. Навык управления появляется на следующих этапах онтогенеза. В дошкольном возрасте упражнения и игры, стимулирующие работу мозга, должны быть инициативой родителей.

Для приобретения знаний и освоения новой информации необходимо тренировать оперативную память, без которой невозможно развитие долговременной. Техники, направленные на улучшение памяти, влияют на развитие внимания и наблюдательности. Нужно научиться получать информацию, анализировать. Выделять необходимое для запоминания, именно это сохраняется в памяти. В будущем можно воспроизводить необходимую информацию, сопоставлять новую с ранее полученной. Так строится процесс обучения, познания.

Развитие памяти игры. Игры и упражнения на развитие памяти

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6-летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Факторы, влияющие на развитие памяти

На эффективность запоминания влияют возраст и состояние здоровья. Со временем память ухудшается. После 30 лет нужно прилагать больше усилий, чтобы сохранить функции запоминания и сообразительность в пожилом возрасте.

Пожилая женщина читает

Важно! Стресс, переутомление, тревожность отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии, оказывают влияние на способность быстрого запоминания информации. Ухудшают память некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кофеин в неконтролируемых количествах

Информация лучше усваивается, если:

  • Она вызывает интерес, процесс познания идет легко, с удовольствием;
  • Связана с яркими положительными эмоциями, впечатлениями;
  • Используется на практике;
  • Понятна, подается легко доступным языком;
  • Часто встречается.

Подаваемая информация должна быть логически построена, именно это позволит ее анализировать и запечатлеть надолго. Человек может прибегать к механическому запоминанию, когда в памяти остаются данные в том виде, в котором преподносились, зазубриваются. Такая информация не останется в распоряжении человека надолго. Нужно обдумывать услышанное, уметь выделять главную мыль, прослеживать связь и логику. Тогда в памяти отложатся основные моменты, передающие суть повествования.

Упражнения развивающие память и внимание

Как развить память и внимание у взрослого при помощи упражнений? Выполнять их регулярно

Также важно подобрать упражнения, которые бы вам нравились и не вызывали интуитивного отторжения. Если вы будете пытаться улучшать память, одновременно страдая и оказываясь в состоянии стресса – занятия будут выводить вас из себя и ничего не выйдет

Мы подобрали для вас несколько наиболее эффективных, по мнению специалистов, упражнений

Если вы будете пытаться улучшать память, одновременно страдая и оказываясь в состоянии стресса – занятия будут выводить вас из себя и ничего не выйдет. Мы подобрали для вас несколько наиболее эффективных, по мнению специалистов, упражнений.

Таблицы Шульте

Они помогают не только улучшить память, но и освоить скорочтение. Наибольшее распространение получила таблица Шульте, представляющая квадрат с 25 клетками, в которой в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. Необходимо беззвучным счетом найти все числа по порядку максимально быстро. Для каждой тренировки нужно использовать новую таблицу с другим расположением чисел.

Метод Айвазовского

Сложно представить, как Айвазовскому удавалось мысленно останавливать движение волны и переносить его на картину. Ваша задача изначально будет более простой: в течение нескольких моментов смотрите на объект, после чего закрывайте глаза и пытайтесь представить его во всех деталях. Постепенно усложняйте задачу: если для начала вы решили запомнить электрический чайник, то после нескольких тренировок постарайтесь воспроизвести в памяти сложные барельефы здания, которое вы увидели воочию или на фотографии.

Кинолента

Суть этого упражнения заключается в ежедневных попытках вспомнить все, что происходило с вами за день. Обеспечьте тишину, разбейте день на временные отрезки (для начала на часы, потом на каждые 10-15 минут). Не пропускайте отрезки сразу – прилагайте максимум усилий, чтобы вспомнить каждый телефонный звонок и каждое чаепитие.

Игра в отличия

Помните детские развивающие игры, в ходе которых ребенку предлагают найти отличия на двух картинках? Оказывается, что они максимально эффективны для развития памяти и внимания. Причем масса таких упражнений ориентирована на взрослых – найти отличия здесь невероятно сложно. Вы без труда найдете их в сети на профильных ресурсах и даже в мобильных приложениях.

Запоминание блоков информации

Не только упражнение, но и частая необходимость. Это случаи, когда нам необходимо запомнить блок информации, например, в ходе подготовки к экзамену

Здесь важно задействовать механическую память. Соответственно слова и фразы рекомендуется изображать, показывать жестами

При этом информацию необходимо проговаривать или переписывать. Важно, чтобы в ходе запоминания вы меняли обстановку – например, переходили из комнаты в комнату, из одной аудитории в другую и так далее.

Тренируем память и интеллект: метод Цицерона

Данный способ был назван в честь древнеримского оратора и государственного деятеля Цицерона, однако согласно некоторым источникам, еще до него методикой с успехом пользовался древнегреческий лирик Симонид. Так или иначе, способ является одним из древнейших на сегодняшний день.

Смысл его заключается в том, что единицы информации, подлежащие запоминанию, необходимо вообразить в хорошо знакомом помещении, расставленными в определенном порядке. Перед тем, как использовать данный метод, следует определиться, какой именно последовательности визуального «обхода» комнаты будет придерживаться запоминающий. Иными словами, следует определить последовательность тех точек, на которых будет размещаться каждый блок информации или предмет.

Если вообразить это сложно, то, запоминая последовательность элементов при помощи данного способа, можно попробовать пройтись по реальной комнате, одновременно расставляя нужные предметы в воображении. Именно так поступал Цицерон. Если же помещение хорошо знакомо, то достаточно и ее визуального представления. Для запоминания предметов можно пользоваться образом всей квартиры или дома, или же давно знакомых жилищ родственников или друзей.

Связывать отдельные элементы необходимо при помощи ассоциаций. Сначала можно составить на бумаге список всех элементов комнаты – они будут играть роль «крючков», за которые будут цепляться запоминаемые элементы.

Например, необходимо запомнить ряд предметов в определенном порядке: ручка, чашка, сахарница, ложка, печенье, щенок. Размещать их следует последовательно, по той схеме жилища, согласно которой будет происходить запоминание. Примеры должны быть как можно более необычными – это улучшит процесс запоминания. Например, ручка кладется на полку для обуви, рядом ставится чашка. В шкаф помещается сахарница, на кухонный стол – ложка и печенье. Щенка можно «посадить» на стул.

Компоненты успеха

Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект. Условия развития идеальной памяти следующие:

Условия развития идеальной памяти следующие:

Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
Полноценный сон.
Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий

При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.

Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.

Возрастные особенности развития памяти

Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.

Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить «запомни», постепенно поймёт — и информация отложится на подкорке головного мозга.

Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память — это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.

Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются — регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.

Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).

Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания — обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.

Запоминайте, а не «зубрите»

Важно учиться логически запоминать материал, а не «зазубривать», это мешает творческому развитию и не даёт эффективности развития умственных способностей в будущем. Особенности развития памяти проявляются и в подростковом возрасте, когда возникает повышенная потребность в овладении знаниями

На первое место выходит логическая память, механическая проявляется в меньшей степени, поэтому непонятный материал плохо усваивается.

В этом возрасте память уже более интеллектуальная, проявляются различные методы мнемоники, понимая необходимость развития своего потенциала к запоминанию. В более старшем возрасте особенности развития памяти проявляются хорошим запоминанием, так как есть потребность освоения своей профессии, специализации, происходит адаптация в обществе. Люди могут получать по несколько образований или учиться заочно.

В преклонном возрасте часто проявляются расстройства памяти, что связано с нарушениями в работе головного мозга, часто такие люди хорошо помнят события далёких лет, забывая ближайшее прошлое. Это связано с ухудшением работы оперативной памяти на фоне ясности долговременной.

Причины забывчивости могут быть, как физиологическими (расстройства нервной системы, болезнь Альцгеймера), так и психологические — депрессивные состояния. Необходимо контролировать эти процессы, советоваться с врачами для улучшения ситуации, меньше переживать, положительные эмоции способствуют крепкому здоровью.

Таким образом, рассмотрели основные виды памяти, особенности развития мышления и памяти у разных людей в зависимости от восприятия жизни, возраста, основные способы улучшить запоминание информации, поделились знаниями о новых системах. Надеемся, что смогли пролить свет на тайну памяти человека.

Желаем всем иметь прекрасную память на долгие годы и быть счастливыми!

Книги

  1. Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб.
  2. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память.
  3. Думчев А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти.
  4. Кавашима Р. Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти.
  5. Кац Л. Не дай своим мозгам засохнуть. 83 упражнения нейробики.
  6. Лоберг К., Байстер М. Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное.
  7. Мюллер С. Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр.
  8. Пугач Ю. К. Развитие памяти. Система приемов + 126 упражнений по развитию памяти.
  9. Сайп Р. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей.
  10. Фоер Дж. Эйнштейн гуляет по луне. Наука и искусство запоминания.

Развитием памяти нужно заниматься не только детям, но и взрослым. Все вышеназванные способы позволят приостановить процессы старения, которые приводят к её ухудшению. Они смягчают или вовсе устраняют пагубные последствия нездорового образа жизни, черепно-мозговых травм, тяжёлых инфекционных заболеваний и других вредных факторов, из-за которых гибнут клетки головного мозга и рушатся нейронные связи. Всего 10-15 минут ежедневных тренировок и всё это можно минимизировать, чтобы уже к 40 годам не страдать от старческого склероза.

Вам также может быть интересно:

Средства

Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.

Медикаментозные препараты

Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.

Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.

Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).

Народные средства

То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.

Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.

Специализированные техники

Основные принципы и правила хранения информации в памяти, описанные выше, являются неотъемлемой частью следующих методов запоминания. Эти принципы основаны на мнемотехнике (системе методов, облегчающих запоминание и увеличивающих диапазон памяти), используемой древними греками. Для удобства хранения информации используются основные принципы – движение, юмор, цвет и др.

Система соединения

Основная технология памяти, использующая воображение — это система соединения, в которой одна вещь соединяется с другой. Необходимо вовлечь воображение, использовать свои чувства: объединить эмоции, юмор, движение, цвета, эротизм. Главное, надо все визуализировать – представить всю картину, как будто вы ее действительно видите.

Этот метод идеально подходит для запоминания списка терминов, набора изображений, а также короткой презентации, нескольких аргументов, списка покупок. Например, вы планируете покупать следующие продукты: хлеб, яблоки, яйца, молоко, мука. Сохранить этот список в памяти можно, связывая каждый элемент с красочной историей – чем больше фантазий, абсурда, эмоций, тем лучше.

Применение техники – запоминание короткой простой информации.

Римская система LOCI

Начальный этап этой системы – создание собственной конструкции в сознании, которая впоследствии будет заполняться информацией. Если вам предстоит произнести речи, читать лекцию, представьте себе свой дом, разместите в нем идеи, связанные с основными темами. Чем более странными и забавными они будут, тем лучше вы их запомните. Эта техника использовалась ораторами в старом Риме.

Метод хорош для запоминания последовательных (не связанных между собой) элементов, сюжетной или временной последовательности. Первый шаг – определение места, которое вам хорошо знакомо (спальня, дорога в школу, на работу, собственное тело).

Тщательное знание места – это необходимое условие. Впоследствии вы можете запомнить столько пунктов, сколько подсказок содержит место в сознании. Каждая подсказка ассоциируется с одной концепцией, которую надо запомнить. Затем вы постепенно проходите по созданной конструкции и вспоминаете уложенные вещи.

Техника действует на основе создания самых интригующих ссылок на места и концепции, предназначенные для запоминания. Чем более абсурдная и необычная связь создается, тем больше увеличивается вероятность воспоминания

Важно задействовать разные чувства, представить все ясно в уме. Чем ярче картина, тем лучше

Применение техники: создание путей позволяет хранить в памяти неограниченное количество вещей. Попытайтесь создать несколько путей, тренировать ассоциации. С увеличением опыта эти пути могут использоваться для более сложной информации (презентации, аргументы, списки, экзамены).

Система числовых ссылок

Эта техника основана на арифметике, полезна для запоминания чисел. Реальные вещи мы помним лучше, чем цифры. Поэтому каждая цифра заменяется предметом, который его напоминает. Например, 1 = флаг с палкой, 2 = лебедь и т.д.

Применение техники: для запоминания цифр и простой информации.

Master system

Master system – это метод, используемый специалистами. Он был изобретен около 300 лет назад и до сих пор совершенствуется. Эта система позволяет запоминать неограниченное количество понятий, чисел, дат, имен и т.д. Она применяется игроками для запоминания карт. Основа – присвоение букв цифрам. Эти буквы впоследствии могут использоваться для составления слов, помогающих запоминать цифры с помощью разных историй.

Применение техники: Master system имеет универсальное применение, используется для запоминания цифр, неограниченного количества информации в точной последовательности.

Видео Тренировка мозга | Упражнения для тренировки памяти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector