Память. типы и виды памяти. нейрофизиологические механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти

Твердотельные накопители (SSD)

Это еще одно устройство хранения данных. Что выбрать лучше — SSD или HDD? Это очень популярный вопрос и многие давно уже ответили на него

Тут важно понимать назначение системы и ее работоспособность. Чтобы определиться в этом вопросе, стоит в сравнении с жестким диском рассмотреть твердотельный накопитель

Не так давно появился SSD. Считается, что устройство пришло на смену жесткому диску. Но до сих пор не сумело его полностью заменить. И все в нем хорошо, кроме цены.

Это немеханическое ЗУ, которое работает на базе микросхем. Именно благодаря этому удалось добиться высокой скорости работы. В сравнении с винчестером, твердотельный накопитель имеет компактные размеры и меньший вес.

Его главное достоинство — скорость. Если средним показателем произвольного доступа в HDD является 8-10 мс, то в SSD она равен 1 мс. Соответственно устройство быстрее в 8-10 раз. И это нельзя не заметить во время работы с ним.

Основными достоинствами этого современного устройства хранения данных считается:

  • бесшумная работы;
  • механическая стойкость;
  • стабильность;
  • скорость чтения и записи;
  • низкое энергопотребление;
  • компактные размеры и т. д.

Но не все так гладко. Несмотря на явные преимущества, есть у твердотельного накопителя и недостатки:

  • ограничение в количестве циклов записи;
  • стоимость;
  • сложность восстановления данных;
  • вероятность выхода из строя электронных элементов;
  • бюджетные модели имеют низкую производительность и т. д.

Классификация видов памяти

Память классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные из них.

По продолжительности

Это критерий, определяющий, как надолго информация задерживается в мозге. Выделяют следующие виды памяти:

Оперативная. Это поверхностная и непродолжительная память. Ее еще называют рабочей. На этом уровне запоминания срок хранения информации ограничивается периодом ее использования. Например, чтобы понять, о чем это предложение, вы запоминаете значения слов, написанных в нем. Дочитав предложение до конца, вы уже не сможете воспроизвести его дословно, а передадите своими словами. Так, как поняли сами. Самое интересное, что мозг даже не стремится запоминать эту информацию. Однако объем оперативной памяти можно увеличить с помощью тренировок.

Сенсорная. Первая ступень в процессе запоминания информации. Она относится к физиологическому уровню, поскольку запоминает сигналы, поступающие от органов чувств. Информация хранится не дольше 4 секунд. Самыми известными видами сенсорной памяти являются слуховая и зрительная
Лишь незначительная часть информации, принимаемой с помощью слуха или зрения, привлекает наше внимание. Но когда это происходит, то она уже переходит со стадии сенсорной памяти на уровень кратковременной.

Кратковременная
Этап запоминания, на котором начинается сознательный процесс обработки информации. На этом уровне информация, которая нас заинтересовала, хранится не дольше 30 секунд

За это время мозг обрабатывает полученные данные и определяет степень их важности. Важная информация дублируется, а ненужная – удаляется

В кратковременной памяти вмещается не более семи не связанных между собой элементов. Чтобы запомнить такую информацию на длительный срок, необходимо сосредоточиться на ней и несколько раз повторить. Иначе она будет замещена другими данными.

Долговременная. Этот вид памяти характеризуется огромным объемом и практически неограниченным сроком хранения. Чтобы информация дошла до этого этапа, ее необходимо осмыслить, детально проанализировать и провести ассоциации с уже имеющимися сведениями. Простое заучивание здесь не поможет. Но даже если вы запомнили информацию правильно, ее может быть непросто извлечь из долговременной памяти, потому что она редко используется.

По психическим процессам

В мозг информация поступает через различные каналы. В зависимости от этого выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная. Наибольший объем информации хранится у нас в виде образов, полученных посредством органов чувств. Здесь различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую память. Этот вид памяти первый, который начинает работать еще у новорожденных. А еще встречаются случаи запоминания информации с феноменальной точностью, вплоть до малейших деталей. Такую особенность запоминания называют фотографической памятью.
  2. Двигательная. Она относится к одним из самых древних способов запоминания информации, возникших в процессе эволюции. Моторная память играет очень важную роль, причем не только в спорте. Без нее ребенок не сможет научиться ходить, бегать, прыгать, рисовать, а взрослый человек даже чаю себе не нальет.
  3. Эмоциональная. Этот вид памяти активизируется, когда мы испытываем сильные чувства, яркие эмоции. Первая любовь, рождение ребенка, горечь обиды, радость от встречи после долгой разлуки с близкими и т.д. Такая информация всегда носит ассоциативный характер. Поэтому достаточно появиться какой-то маленькой детали, чтобы мы снова окунулись в этот водопад давно пережитых эмоций. Правда, они уже никогда не достигнут той первоначальной силы.
  4. Словесно-логическая. Это самый молодой вид памяти. Он присущ исключительно человеку, поскольку носит осознанный характер. Мы запоминаем информацию не как набор звуков или символов, а как осмысленный фрагмент. Именно этот вид памяти требует для своего улучшения целенаправленной тренировки.

7.1. Общая структура памяти персонального компьютера

Компьютерная
память предназначена для обеспечения
длительного хранения информации.
Вместе с центральным
процессором,
компьютерная память (запоминающее
устройство, ЗУ) ЗУ являются ключевыми
звеньями, архитектуры
фон Неймана.

Память компьютера
построена из двоичных запоминающих
элементов — битов, объединённых в группы
по 8 битов, которые называются байтами.
Все байты пронумерованы. Номер байта
называется его адресом. Байты могут
объединяться в ячейки, которые также
называют словами. Для каждого компьютера
характерна длина слова — два, четыре
или восемь байтов.

Как правило в одном
машинном слове может быть представлено
либо одно целое число, либо одна команда.
Однако, допускаются переменные форматы
представления информации.

Широко используются
и более крупные производные единицы
объёма памяти: Килобайт, Мегабайт,
Гигабайт, а также, в последнее время,
Теребайт и Петабайт.

Современные компьютеры
имеют много разнообразных запоминающих
устройств, которые отличаются между
собой по назначению, временным
характеристикам, объёму хранимой
информации и стоимости хранения
одинакового объёма информации.

Различают два вида
памяти: внутреннюю и внешнюю.

В
основе работы запоминающего устройства
может лежать любой физический
эффект,
обеспечивающий приведение системы к
двум или более устойчивым состояниям.
В современной компьютерной
технике
часто используются физические свойства
полупроводников,
когда прохождение тока через полупроводник
или его отсутствие трактуются как
наличие логических сигналов 0 или 1.
Устойчивые состояния, определяемые
направлением намагниченности,
позволяют использовать для хранения
данных разнообразные магнитные материалы.
Наличие или отсутствие заряда в
конденсаторе
также может быть положено в основу
системы хранения. Отражение или рассеяние
света от поверхности CD, DVD или Blu-ray-диска
также позволяет хранить информацию.

Следует
различать классификацию
памяти и
классификацию
запоминающих устройств
(ЗУ). Первая классифицирует память по
функциональности,
вторая же — по технической
реализации.
Здесь рассматривается первая — таким
образом, в неё попадают как аппаратные
виды памяти (реализуемые на ЗУ), так и
структуры
данных,
реализуемые в большинстве случаев
программно.

Процессор – это
основная рабочая часть компьютера,
который выполняет арифметические и
логические операции, управляет
вычислительным процессом и координирует
работу всех устройств компьютера.
Общение процессора с памятью осуществляется
через шины данных, шины адресов и шины
управления. Шина адреса предназначена
для передачи адреса устройства или
ячейки памяти, к которой обращается
процессор. По шине данных передается
вся информация при записи и считывании.
Процесс взаимодействия процессора и
памяти сводится к двум операциям: записи
и считывания информации. При записи
процессор по шине адреса передает адрес
в двоичном коде, по управляющей шине –
управляющий сигнал в двоичном коде и
по шине данных передает записываемую
информацию также в двоичном коде.

Общий вид памяти
представлен на рис.7.1. На нем показаны
различные типы запоминающих устройств,
не все обязательно входят в состав ЭВМ
и характер связей может отличаться.

Рис.7.1. Состав памяти
компьютера

Энергонезависимая
память
 — память, реализованная ЗУ, записи
в которых не стираются при снятии
электропитания. К этому типу памяти
относятся все виды памяти на ПЗУ и ППЗУ;

Энергозависимая
память
— память, реализованная ЗУ, записи в
которых стираются при снятии электропитания.
К этому типу памяти относятся память,
реализованная на ОЗУ, кэш-память.

Последовательный
доступ —
ячейки памяти выбираются (считываются)
последовательно, одна за другой, в
очерёдности их расположения.

Произвольный
доступ
 — вычислительное устройство может
обратиться к произвольной ячейке памяти
по любому адресу.

Реальная
или физическая
память  —
память, способ адресации которой
соответствует физическому расположению
её данных;

Виртуальная память
 — память, способ адресации которой
не отражает физического расположения
её данных

Что такое оперативная память

Это понятие хорошо известно современному человеку в отношении умной техники, но мало кто знает, что и к человеческому мозгу данное определение тоже относится. Такое явление, как оперативная память, – это в психологии вид запоминания, работающий на сохранение информации на какой-то определенный срок, ради совершения конкретной задачи. Этот процесс называют еще рабочей памятью.

Например, люди держат в уме что-то здесь и сейчас, потому что это требуется для совершения определенного дела. Поставленная задача будет выполнена, и ставшая ненужной информация тут же забудется.

За функционирование рабочей памяти отвечает отдельная зона мозга – верхняя лобная извилина. Учеными доказано, что травмы, задевшие эту долю, вызывают длительный дефицит оперативной памяти у человека, который в зависимости от степени травмирования не всегда удается компенсировать.

Где находится верхняя лобная извилина

Интересно. По своему принципу работы оперативная память очень похожа на кратковременную. Они обе хранят поступающую информацию недолго. Все же операционная память выделяется отдельно. Следует ли ее считать лишь частью кратковременной или выделять в обособленный вид, ученые еще не определились.

Мнемонические приёмы запоминания

Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.

Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.

Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.

Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.

Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами

Способы для запоминания последовательности действий

  • Способ карманов ( мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
  • Матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
  • Запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
  • Приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
  • Табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).

Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».

Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.

Алгоритм запоминания:

  1. Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
  2. Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
  3. Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
  4. Запоминание, сканирование, пересказ.

Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:

  • Ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
  • Использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).

В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.

Способы воздействия на запоминание информации

Особенности развития памяти долгое время изучаются учёными, при этом они обратили внимание на непроизвольную память. Почему мы помним отдельные фрагменты жизни, забывая другие? Было установлено — человек запоминает не то, что часто видит и встречает в жизни, а те события, что впечатлили сильнее или заставили приложить усилия, достигая результатов

Зная о таких свойствах памяти, учителя на занятиях могут не просто просить изучить параграф учебника, а дать следующее задание: составить план или пересказать прочитанное — что значительно сложнее

Есть и другой способ заострить внимание — недосказанность, предположение продолжения, когда смотрим фильм или читаем статью фраза «продолжение следует» стимулирует запоминание до следующего выпуска, продолжения сюжета

Конечно, важное значение имеет эмоциональное состояние, настрой на определённый вопрос, известно, что интересная информация запоминается лучше. Это сказывается и на успеваемости: что-то хватается на лету, а другие предметы проходят мимо, не запоминаясь

Важно учитывать интересы, увлечения при выборе будущей профессии.

Произвольное запоминание — это прерогатива человека, ни один другой вид живых существ на Земле не способен усилием воли запомнить нужную информацию. До трёх лет ребёнок пользуется непроизвольной памятью, после — может самостоятельно запоминать необходимые данные.

Особенности развития памяти в детском возрасте принято стимулировать путём механического запоминания — повторяя многократно информацию, перечитывая, заучивая. При этом одному человеку проще воспринимать данные на слух, другому — зрительно

Стоит обратить на это внимание и использовать в обучении, запоминании. Выделяют визуальный, аудиальный и кинетический тип памяти (ощущения, движения)

Методика Симонида

Учёные заметили, что текст со смыслом можно запомнить в 20 раз эффективнее, чем лишённый смысла. Основал методику запоминания ещё в Древней Греции в 5 веке до нашей эры поэт Симонид, принципы его до сих пор актуальны:

При необходимости запомнить большой объём информации, её стоит дробить на части;
С целью запоминания, данные нужно повторить многократней, чем нужно для первичного повторения знаний;
Через полчаса информацию нужно повторить, так как спустя шестьдесят минут -остаточная память пятьдесят процентов, на следующий день — тридцать процентов, поэтому перед занятиями часто повторяют материал

А кто-то может выучить даже на перемене всё и рассказать лучше.
Важное правило — 30 повторений на протяжении 30 дней лучше, чем 100 — за один день. Чтобы информация запомнилась надолго необходимо её повторять каждый день, перечитывать;
Старайтесь использовать комбинацию различных видов памяти для запоминания (зрение, слух, движение)

Так, детям рекомендуют изучение иностранных языков в игровой форме, используя игрушки, проигрывая сюжеты, действия.

Особенности развития памяти предполагают её тренировку, возможность совершенствования путём запоминания стихов, повторения иностранных слов, тренировкой внимательности. Вот, несколько простых способов для развития зрительной памяти:

  1. Метод Айвазовского — посмотрите в течение нескольких секунд на предмет, человека, картину, постарайтесь запомнить детали. Воспроизведите с закрытыми глазами увиденное, полностью со всеми нюансами. Если сложно, посмотрите ещё раз на объект и повторите упражнение.
  2. Спички — для начала используйте 4 спички, бросьте их на стол и сохраните в памяти расположение, представьте их, закрыв глаза. Регулярно занимаясь, можно увеличить количество до четырнадцати спичек.

Для развития слуховой памяти используйте следующий способ, который развивает внутреннюю память — мысленно назовите цепочку простых математических примеров, постарайтесь запомнить, подсчитайте. Это потребует возврат к цепочке, словам.

В конце дня полезно вспоминать события, новых людей, имёна, детали общения для тренировки памяти. Старайтесь воссоздать чёткие образы в хронологическом порядке, описание должно быть словами, действиями. Психология, индивидуальные особенности памяти и её развитие всегда вызывали интерес, однако требуются определённые усилия для достижения результатов, которые окупятся в будущем новыми достижениями в различных сферах жизни.

Перейдём к рассмотрению современных методик развития памяти.

Что это такое?

Люди, имеющие память, связанную с запоминанием образов, считаются талантливыми. Однако некоторые специалисты полагают, что такой талант скорее отклонение, чем преимущество. Чтобы разобраться в данном вопросе, узнаем, что обозначает слово эйдетический. Этот термин появился в нашем языке от греческого слова, означающего «внешность» или «образ». Поэтому-то и память, которая способна воспроизводить в зрительном плане объекты, называется эйдетической.

Если быть точным, то данная память позволяет человеку запоминать и удерживать в сознании определенные образы. Это могут быть картинки, цифры или слова. Когда человеку приходят на ум подобные образы, то он видит их так, как будто его вернули в прошлое и открыли перед ним красочную страницу. Эйдетик с легкостью может описать все увиденное до мельчайших деталей или переписать текст, не пропустив ни одного слова.

И это еще не все. Во время воспоминаний срабатывают сенсорные модальности. Они подключают к картинке тактильные, обонятельные, двигательные или вкусовые воспоминания. Данные вещи индивид хранит в своем сознании долго (может пройти несколько лет) и воссоздает при необходимости. И переживания все еще будут довольно яркими и подробными.

Описываемая память характеризуется детализацией зрительных образов. Чтобы это понять, необходимо привести пример. Многие смотрели фильм «Аватар». Однако мало кто помнит, во что был одет главный герой, когда он сошел с межгалактического корабля. Трудно вспомнить также и различные мелочи, которые присутствовали в кадре. А человек, наделенный фотографической памятью, без труда вспомнит все подробности. Даже опишет цвета и издаваемые звуки.

Прочитав некоторую информацию, вы уже захотели стать эйдетиком? Тогда начинайте тренировать свою память, так как времени на это понадобится очень много. Возможно, вам придется потратить на это целую жизнь.

Хотя встречаются и такие люди, которые получили этот дар при рождении. Их с легкостью можно отнести к категории прирожденных гениев. Вот в чем разница между трудолюбивым человеком и тем, кто с самого начала был наделен способностями.

В психологии принято опираться на характеристики. Поэтому рассмотрим их более подробно, а заодно узнаем, на что опирается фотографическая память, и как она работает.

Сначала включается визуализация. Как бы невзначай появляются образы, а уже за ними тянутся вторичные составляющие. Как это работает? Человек с фотографической памятью воспринимает картинку, а потом в его воображении отпечатываются все остальные подробности, которые идут следом. Например, если человек увидел аварию, то сначала он запомнил картинку в целом, а потом в памяти отпечатались номера машин, цвета, звуки и т. д.

Потом идет детализация образов. Человек вспоминает такие подробности, которые обыкновенный обыватель обязательно упустит из вида. Например, он может вспомнить и описать одежду пострадавших и даже цвет и форму пуговиц, которые были пришиты на пиджак пострадавшего

Создается такое впечатление, что эйдетик смотрит на картинку и постепенно описывает ее.

Человек-уникум не пытается запомнить события, которые сильно привлекли внимание. Они в его сознании откладываются как бы невзначай, независимо от его желания

Это называется непроизвольное удержание. Исключением здесь являются люди, которые специально развивают фотографическую память.

Вспомнить нужные события эйдетик может с легкостью, так как обладает непроизвольным воспроизведением.

Те, кто родился с фотографической памятью, могут запоминать очень большие объемы информации. Они цитируют стихи, знают разные подробности прошедших событий и даже разговаривают на разных языках.

Человек, имеющий обычную память, зачастую не может вспомнить подробностей. А эйдетик вспомнит все до мельчайших деталей, даже если пройдет 20 или 30 лет.

Физические принципы

Эта классификация повторяет соответствующую классификацию ЗУ.

Вид Среда, хранящая информацию Принцип чтения/записи Примеры
Полупроводниковая память (англ. semiconductor storage) сформированные в полупроводнике элементы, имеющие 2 устойчивых состояния с различными электрическими параметрами включение в электрическую цепь SRAM, DRAM, EEPROM, Flash-память
Магнитная память (англ. magnetic storage) Намагниченность участков ферромагнитного материала (доменов) Магнитная запись Магнитная лента, магнитный диск, магнитная карта
Оптическая память (англ. optical storage, laser storage) последовательность участков (питов), отражающих или рассеивающих свет чтение: отражение либо рассеяние лазерного луча от питов;запись: точечный нагрев, изменяющий свойства отражающего слоя CD-диск, DVD, Blu-ray, HD DVD
Магнитооптическая память (англ. magnetooptics storage) показатель преломления участков информационного слоя чтение: преломление и отражение луча лазера запись: точечный нагрев и электромагнитный импульс CD-MO, Fujitsu DynaMO
Магниторезистивная память с произвольным доступом (англ. Spin Torque Transfer Random Access Memory, STT-RAM) магнитные домены В STT-RAM электрическое поле воздействует на микромагниты, заставляя их менять направление магнитного поля (спин). В свою очередь направление магнитного поля (справа — налево или сверху — вниз) вызывает изменение в сопротивлении (логические 0 и 1). MRAM
Память с изменением фазового состояния молекулы халькогенида использует изменение фазового состояния халькогенида — вещества, способного под воздействием нагрева и электрических полей переходить из непроводящего аморфного состояния (1) в проводящее кристаллическое (0). В ней применены диоды вертикального типа и трехмерная кристаллическая структура. Не требует предварительного удаления старых данных перед записью новых, не требует электропитания для сохранения своего состояния PRAM
Ёмкостная память (англ. capacitor storage) молекулы халькогенида (chalcogenide) подача электрического напряжения на обкладки DRAM

Разновидности полупроводниковой памяти

  • NOR
  • NAND
  • NVRAM
  • SRAM
  • DRAM
  • FB-DIMM
  • EEPROM
  • Flash

Разновидности магнитной памяти

  • Память на магнитной ленте (англ. magnetic tape memory) — представляет собой пластиковую узкую ленту с магнитным покрытием и механизм с блоком головок записи-воспроизведения (БГЗВ). Лента намотана на бобину, и последовательно протягивается лентопротяжным механизмом (ЛПМ) возле БГЗВ. Запись производится перемагничиванием частиц магнитного слоя ленты при прохождении их возле зазора головки записи. Считывание записанной информации происходит при прохождении намагниченного ранее участка плёнки возле зазора головки воспроизведения.
  • Память на магнитных дисках (англ. magnetic disk memory) — представляет собой круглый пластиковый диск с магнитным покрытием и механизм с БГЗВ. Данные при этом наносятся радиально, при вращении диска вокруг своей оси и радиальном сдвиге БГЗВ на шаг головки. Запись производится перемагничиванием частиц магнитного слоя диска при прохождении их возле зазора головки записи. Считывание записанной информации происходит при прохождении намагниченного ранее участка возле зазора головки воспроизведения.
  • Память на магнитной проволоке (англ. plated wire memory) Использовалась в магнитофонах до магнитной ленты. В настоящее время по этому принципу конструируется большинство авиационных т. н. «чёрных ящиков» — данный носитель имеет наиболее высокую устойчивость к внешним воздействиям и высокую сохранность даже при повреждениях в аварийных ситуациях.
  • Ферритовая память (англ. core storage) — ячейка представляет собой ферритовый сердечник, изменение состояния которого (перемагничивание) происходит при пропускании тока через намотанный на него проводник. В настоящее время имеет ограниченное применение, в основном в военной сфере.

Разновидности оптической памяти

Фазоинверсная память (англ. Phase Change Rewritable storage, PCR) — оптическая память, в которой рабочий (отражающий) слой выполнен из полимерного вещества, способного при нагреве менять фазовое состояние (кристаллическоеаморфное) и отражающие характеристики в зависимости от режима нагрева. Применяется в перезаписываемых оптических дисках (CD-RW, DVD-RW).

Как развивать оперативную память

Американские ученые из университета Нью-Джерси доказали прямую связь между оперативной памятью и интеллектуальным развитием. Они подтвердили эту догадку посредством опыта на мышах. Грызуны подвергались специальным тренировкам, вследствие чего их рабочая память развивалась. После этого тестирование их интеллектуальных способностей показало лучшие результаты, чем до тренировок. Представленный эффект для человека тоже описывается как благотворный.

Объем рабочей памяти у человека изначально составляет порядка 5-7 ячеек. Это значит, что, услышав простой телефонный номер, люди могут его тут же воспроизвести, набрав и позвонив по нему. Но мобильный номер телефона, содержащий 11 цифр, так с ходу запомнить уже трудно. Этого объема мало, часто его не хватает для запоминания нужных сейчас данных. Это еще одна причина развивать оперативную память как личностную характеристику.

Развитие проводится так:

  1. Разделение на группы. Любой человек отмечал про себя хоть раз, что телефонные номера запоминаются не просто как ряд чисел, а разбиваются на подгруппы. Например, 900-123-45-67 вместо 9001234567. Дело в том, что каждая такая подгруппа вместо 2-3 ячеек рабочей памяти занимает всего одну. Итого объем нагрузки снижается. Для проведения этой тренировки нужно представить себе разделение всего объема информации на легче усваиваемые фрагменты, причем в отношении всего вокруг.
  2. Мнемотехника. Это замена абстрактного определения на нечто, о чем человек уже имеет представление, или связывание, накладывание сложного для запоминания понятия на уже известную интересную информацию. Причем мнемотехника включает в себя все: от визуального объекта до запаха и эмоции. Так, для лучшего запоминания можно придумать уже известные ассоциации, после при ответе представлять их, восстанавливая нужную информацию. Тренироваться с помощью мнемоники можно так: когда что-то нужно запомнить, заучивать информацию стоит не просто так, а в ритме, к примеру, любимой мелодии.

Примеры мнемотехники

  1. Питание и образ жизни. В норме человек должен получать с пищей комплекс минералов и витаминов, нужный для функционирования всего организма. Но так как современная экология оставляет желать лучшего, может возникать дефицит важных микроэлементов. Для хорошей работы памяти (причем не только рабочей, но и кратковременной, долгосрочной) обязательно нужно употреблять витамины группы В, антиоксиданты С и Е, Омега-3 жирные кислоты. Кроме этого, следует отказаться от алкоголя, сигарет, кофеина и рафинированного сахара. Эти продукты убивают необходимые для функционирования мозга витамины. С никотином даже проводилось исследование: способность запоминать после выкуренной сигареты существенно снижалась.

Важно! Память требует ежедневных тренировок, как и мускулы спортсмена. Потому заниматься ее развитием нужно ежедневно

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector