Речевое развитие ребенка в 1–3 года

Содержательность речи

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно ос­тавалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставля­ют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми зна­ниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих по­словицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Го­ворит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

— какие положения будут развиты;

— что нового вносится в решение вопроса;

— что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

— насколько высказываемые мысли аргументированы;

— какова авторская позиция.

Теории развития речи

Есть несколько теорий по поводу развития коммуникативного инструмента речи. В 1968 году Н. Хомский выдвинул преформистскую теорию, в которой утверждалось, что все языки схожи по структуре. Он доказывал это тем, что в мозг уже заложена начальная форма речи, которая передается генетически. И все же преформисты не отрицали и того, что внешние факторы, например, окружение, тоже играют немаловажную роль.

В конструктивистской теории говорится, что речь зависит от способностей человека с самого рождения воспринимать информацию.

Еще одна популярная теория — релятивистская. Здесь различие языков исследуются со стороны нации и культуры. Также значимую роль играют менталитет человека, среда, в которой он находится.

Речь — это неотъемлемый элемент взаимодействия в обществе. Чем лучше развита речь человека, тем успешнее он строит коммуникации. Следует учиться красиво, понятно и убедительно излагать свои мысли. Курс Викиум «Идеальный русский» поможет улучшить письменную и устную речь.

Характеристика поведения

При такой модели поведения преобладают действия, привлекающие внимания: таким людям свойственно быть в центре всеобщего внимания.

Из них нередко выходят успешные актеры, певцы, музыканты. Экспрессивное поведение характерно для творческой среды.

Также в этом поведении зачастую наблюдается двойственность стандартов: уверенные на публике, такие люди бывают нерешительны в своих реальных действиях, нередко стараясь переложить ответственность на кого-то другого.

Экспрессивность поведения зачастую связана с прямотой и честностью, однако при должном умении поведенческие реакции могут умело симулировать что-либо. В поведении характерно постоянное динамичное стремление: от быстроты движений до скорости принятия решений.

В речи преобладают утвердительные предложения, восклицания — как положительные, так и отрицательные. Предложения строятся из сложноподчиненных конструкций, характерно обилие междометий, предлогов, наречий.

На лице как правило имеются следы мимических морщин, в особенности вокруг глаз, характерно быстрое движение глаз и губ, постоянно меняющееся выражение лица.

Ярким примером экспрессивной личности является герой русских народных сказок Иванушка-дурачок.

Его размашистые движения, упругая походка, быстрая и яркая речь, а также изображение в привлекающих внимание цветах одежды с выразительной улыбкой на лице позволяют составить портрет экспрессивного человека

…и стилей

Современная лингвистика упорядочила само понятие «речь». Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль — строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря — целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.

Значение речевого развития

Процесс овладения речью, который активно развивается в раннем возрасте, является революционным в психическом развитии человека. С помощью речи перестраиваются все психические процессы:

  • память,
  • мышление,
  • воображение,
  • чувства,
  • эмоции.

Именно речь помогает человеку управлять свои поведением, выстраивать воображаемые ситуации, фантазировать и осознавать свои действия. Именно речь освобождает человека от внешней ситуационной привязанности, и строить мир во внутреннем плане личности.

Слово является особым знаком, несущим в себе общечеловеческое значение, которое не просто имеет конкретный предметный смысл, но и включает в себя мысли, образы и абстрактные понятия.

Замечание 1

В процессе овладения речью человек овладевает существующей знаковой системой, которая в последствии становится мощнейшим орудием мышления, саморегуляции и общения в целом.

Passive voice — Таблица

В таблице представлен активный и пассивный залог в английском языке

Сравните два примера, обращая внимание на выделенные слова

Active Voice Passive Voice
Present Simple  They take the photos in Belarus. The photos are taken in Belarus.
Present Continuous They are taking the photos in Belarus. The photos are being taken in Belarus.
Past Simple They took the photos in Belarus. The photos were taken in Belarus.
Past continuous They were taking the photos in Belarus. The photos were being taken in Belarus.
Future Simple They will take the photos in Belarus. The photos will be taken in Belarus.
Present Perfect They have taken the photos in Belarus. The photos have been taken in Belarus.
Past Perfect They had taken the photos in Belarus. The photos had been taken in Belarus.
Future Perfect They will have taken the photos in Belarus. The photos will have been taken in Belarus.
Infinitive + to They used to take the photos in Belarus. The photos used to be taken in Belarus.
Perfect Infinitive They should have taken the photos in Belarus. The photos should have been taken in Belarus.
-ing form They talked about taking the photos in Belarus. They talked about photos being taken in Belarus.
Modals + be +p.p You must take the photos in Belarus. The photos must be taken in Belarus.

Данных форм в пассиве нет: Present Perfect Continuous, Future Continuous, Past Perfect Continuous or Future Perfect Continuous tenses, поэтому не занесены в таблицу времен пассивного залога в английском языке. Это и хорошо. Чем меньше, тем лучше =)

Таблица пассивного залога в английском языке во всех формах можно прочитать подробнее здесь.

Посмотрим еще на несколько примеров:

  • Active voice: Sandra wrote this essay — Сандра написала эссе.
  • Passive voice: This essay was written by Sandra — Эссе было написано Сандрой.

(в этом примере мы видим глагол to be в прошедшем времени was и причастие прошедшего времени written).

Note:

Если предложение начинается со слово ‘no one’ ‘nobody’, то предложение в пассивном залоге будет отрицательным:

— No one turned off the light — Никто не выключил свет. — The light was not turned off — Свет не был выключен.

Note 2:

Если есть предлог между глаголом (verb) и дополнением (object) , то предлог сохранится после глагола:

  • They talked about the issue —> the issue was talked about.
  • Они обсуждали вопрос —> Вопрос обсуждался.

Пример пассивной формы в диалоге

Place of action: market. A woman asks the seller:

Woman: Have all your cakes been sold? Seller: There’s one left. It was freshly baked this morning. Woman: It looks as though it has been eaten by mice. Seller: That’s impossible, miss. The cat’s been lying on it all morning.

В диалоге используются такие временные формы:

— present perfect passive voice — Have all your cakes been sold? — passive voice past simple — It was freshly baked this morning. — present perfect passive voice — it has been eaten by mice.

Изучив таблицу страдательного залога в английском языке и узнав несколько новых исключений, нам предстоит узнать, в каких случаях используется passive voice.

Точность речи

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотреб­ления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говоря­щий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логи­чески мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

— знанием предмета,

— логикой мышления,

— умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в резуль­тате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

— употребление слов в несвойственном им значении;

— не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмыс­ленность;

— смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функ­цию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние

Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, пра­вильно их использовать. Небрежное отношение к языку может при­вести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, сле­зать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они отличаются по значению? Как правильно спросить:

— (на катере) Вы на следующей пристани …?

— (на электричке) Вы на следующей станции …?

— (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей останов­ке …?

Когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом слу­чае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллей­бусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», посколь­ку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паро­нимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами
(para — рядом, onima — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Напри­мер: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт — фактор, описка — отписка, внеклас­сный — внеклассовый.

Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн — Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребы­вании в Индии, рассказывает: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии». В данном случае паронимами будут: Австрия — Австралия, австрийцы — ав­стралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и пись­менной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Вот какие факты смешения паронимов приводит А. М. Горький:

«Верней клади ступень
ноги, советует один поэт, не замечая неко­торого несходства между ступней
ноги и ступенью
лестницы… Про­заик пишет: Он щелкнул щиколоткой
калитки вместо щеколдой
. Ког­да Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом
догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст
и рост
не одно и то же».

Употребление в речи омонимов, т. е. слов, различных по значению, но одинаковых по написанию и звучанию, может так же привести к смысловой неточности, двузначности высказывания. Например, предложение «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов
— фор­ма родительного падежа множественного числа существительного суд
и судов
— форма родительного падежа множественного числа су­ществительного судно
. Возникает вопрос, что упразднили — транс­портные суды или транспортные суда? Неудачное употребление омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «со­вместный отдых, как и труд, спаивает людей» обязательно вызыва­ет нежелательную реакцию.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложе­ния «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Харак­теристика Климова точно соответствовала действительности» заклю­чают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная, Климову или Климовым? По разному может быть воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Артур Миллер

Чем хороша устная речь

Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все «набело», без предварительных поправок.

Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

Пассивный залог в английском языке

Привычная ситуация: вы долгое время обещаете себе взяться за изучение темы «Пассивный залог в английском языке». Школьный запас знаний, вероятно, позабыт, а статьи, которые вы так старательно искали на просторах Интернета, написаны скорее для филологов и тонких ценителей английской грамматики. Возникают вполне ожидаемые вопросы: «А может, я смогу обойтись без использования этого замысловатого залога? Могу ли я общаться, не используя его?»

Теоретически можете. Носитель языка сможет понять общий смысл вашего высказывания, однако ваши фразы будут звучать не вполне естественно и логично. Порой вместо одной лаконичной фразы (в пассиве) вам придется объяснять ситуацию с помощью целой группы предложений в активном залоге. Поэтому давайте, наконец, разберемся с этим загадочным страдательным залогом, чтобы в дальнейшем вы с легкостью использовали его как в устной, так и в письменной речи.

Пассивный (или страдательный) залог в английском языке употребляется в тех случаях, когда факт совершения действия гораздо важнее, чем его исполнитель.

В данном предложении подлежащее обозначает предмет (полотенца), который подвержен действию со стороны какого-то лица (исполнитель нам конкретно неизвестен), а сам при этом ничего не выполняет. Тот факт, что полотенцами не пользовались, куда важнее для говорящего, чем то, кто именно ими не воспользовался.

Помните, если действие осуществляется при помощи какого-либо предмета, инструмента, материала, то используется предлог with.

Если исполнитель действия – человек или группа людей, мы поставим предлог by.

О музыкальной карьере:

Берем пример с других

Еще один способ отыскать занятие по душе – «собезьянничать». Оглянитесь по сторонам, посмотрите, чем в свободное время занимаются родственники, друзья, коллеги. Послушайте их истории: быть может, Вы «заразитесь» чьим-нибудь энтузиазмом и попробуете себя в новой для себя ипостаси.

Так в свое время произошло с моей соседкой по общежитию Мариной. Общая знакомая Таня записалась на занятия сальсой и предложила нам сходить, что называется, «за компанию». Без особого энтузиазма Марина согласилась, и что вы думаете?..

Таня давным-давно бросила эти «танцульки», как она сама их называла, а Марина воспылала к ним всей душой. Более того, освоила другие танцевальные направления и в настоящее время выступает на различных мероприятиях, зарабатывая немалые деньги и получая огромное удовольствие от любимого дела.

Правило №2: берите пример с других. Возможно, чье-то мимолетное увлечение станет Вашим хобби на всю жизнь!

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

  • дружеское письмо;
  • записка.

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.

Официально-деловой стиль:

  • заявление;
  • акт приемки товара.

Публицистический стиль:

  • очерк;
  • полемическая статья.

Стиль художественной литературы:

  • поэма;
  • сказ.

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Что такое хобби?

Функции и цель речи

Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции —  интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.

Передача мыслей — вот главная цель словесных значений, она происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности.

Естественно, обдуманная речь проходит через несколько этапов структурирования. Итак, как устроена речь человека, как происходит ее формирование:

  • внутренняя речь (человек думает, как ему донести определенную мысль);
  • выбор фраз, формирование убеждений;
  • подбор отдельных слов, составление предложений;
  • воспроизведение сформированного текста при помощи звуковых сигналов.

Историки считают, что речь появилась около 2 млн. лет назад, когда у людей сформировался речевой аппарат. Сейчас же есть много отраслей в науке, которые изучают речь. Например, психолингвистика, изучающая взаимосвязь разговора с сознанием и языком.

Термин «речь» был внесен в нашу лексику психологом Дж. Р. Кантором. А когда его ученик, американец Г. Пронко использовал термин в своей статье «Язык и психолингвистика», он стал очень популярным. Также огромный вклад внес Н. Хомский, который описывал работу языка при формировании фраз и предложений.

Отечественный психолог Л. С. Выготский изучил последовательность решений перед озвучиванием слова:

  • мотивация;
  • появления мысли;
  • построение фраз;
  • подбор слов;
  • реализация.

Каузативные конструкции

Когда мы не можем что-то сделать самостоятельно

Англичане выражают это с помощью каузативной конструкции, которая образуется по форме: have/has/had + дополнение + V3. Ex.: Mary cuts her hair. – Mary has her hair cut. – Мери подстриглась.

Подразумевается, что Мери сходила в салон, где ее подстриг парикмахер. Теоретически, она могла подстричься сама, но вышло бы не очень, для качественной стрижки она обратилась к человеку, который умеет делать стрижки хорошо. Рассмотрим примеры детально:

Pr. Simple They need to organize the concert. – Им надо организовать концерт. They have the concert organized. – Им организовали концерт.
Past Simple She paid someone to deliver her dress. – Она заплатила кому-то, чтобы доставить платье. She had her dress delivered. – Ей доставили платье.
Fut. Simple Someone will do her make-up before the wedding. – Кто-то будет делать ей макияж перед свадьбой. She will have her make-up done. – Ей сделают макияж.
Pr. Cont. They are going to ask the baker to make a cake for Sue’s birthday. – Они собираются попросить пекаря сделать торт на день рождения Сью. They are having a cake made. – Им делают торт (имеется в виду на данный момент).
Past Cont. He was repairing his car. – Он ремонтировал свою машину. He was having his car repaired. – Ему ремонтировали машину.
Fut. Cont. She will be making a dinner. – Она будет готовить обед. She will be having a dinner made. – Ей приготовят обед.
Pr. Perf. The florist has arranged the flowers for our wedding. – Флорист оформил цветы для свадьбы. We have had the flowers for wedding arranged. – Нам оформили цветы для свадьбы.
Past Perf. He had asked the gardener to water the plants. – Он попросил садовника поливать цветы. He had had the plants watered. – Его цветы поливали.
Pr. Perf. Cont. She has been typing a text. – Она печатала текст. She has been having a text tipped. – Ей напечатали текст.
Past Perf. Cont. He had been tailoring his suits. – Он подбирал свои костюмы. He had been having his suits tailored. – Ему подбирали костюмы.
Модальные глаголы/Инфинитив We would ask someone to decorate the church hall for the ceremony. – Мы попросили бы кого-нибудь украсить церковный зал для церемонии.

Ask Rita to post the letters. – Попроси Риту отправить письма.

We would have the church hall decorated. – Нам оформили церковный зал.

You have the letter posted. – Твое письмо отправили.

-ing form She prefers paying someone to organize her parties. – Она предпочитает заплатить кому-нибудь за организацию ее вечеринок. She prefers having her parties organized. – Она предпочитает, чтобы вечеринки ей организовывали.

Внимание! Causative отличается в употреблении от Passive. Он встречается в группе времен Perfect Continuous.. Каузатив в Present Simple образует отрицание с помощью вспомогательного глагола do/does, а в Past Simple с помощью did

Ex.: Does he have his suits cleaned every week? – Ему чистят костюму каждую неделю? She didn’t have her nails painted yesterday. – Ей вчера не накрасили ногти

Каузатив в Present Simple образует отрицание с помощью вспомогательного глагола do/does, а в Past Simple с помощью did. Ex.: Does he have his suits cleaned every week? – Ему чистят костюму каждую неделю? She didn’t have her nails painted yesterday. – Ей вчера не накрасили ногти.

Для British English характерна замена глагола have/has в каузативе на глагол get/got. Ex.: Jim must get his phone fixed soon. – Джиму скоро должны установить телефон.

Активный и пассивный залоги в английским языке

Пассивный залог в английском — учим за 5 минут

Содержательность речи

Речь считается содержательной,
если она имеет внутренний смысл.
Не случайно уже в древнерусском 
языке одно из значений слова смысл 
было «разум, рассудок, ум». В таком 
значении оно оставалось известным
и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана
и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился
молчаливо, И смысл и память потерял».
Таким образом, содержательность речи
зависит от степени умственного развития
говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает
и пословица «Красно поле пшеном, а беседа
умом».

Содержательные лекции, выступления,
романы, статьи доставляют человеку наслаждение,
приносят радость, обогащают новыми знаниями,
недаром народ говорит: «Хорошую речь
хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк
ума наберется». Пословицы имеют в виду
не пустословие, а содержательный, умный
разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее
отношение к слову, речи, языку: «Когда
говоришь — думай», «Слово не зря молвится»,
«Не бросай слов на ветер», «Не следует
слова тратить попусту», «Коня на вожжах
не удержишь, а слова с языка не воротишь».
И в этих пословицах озабоченность о содержательной
стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать;
слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает 
в себе пословица «Из пустого 
в порожнее переливать». Пустое дело
подобно пустому разговору. И 
от того и от другого никакой пользы.
«Наговорили, что наварили, а глянь
— ан нет ничего», «Во многословии не без
пустословия», «Говорит день до вечера,
а послушать нечего», «Много наговорено,
да мало сказано». Как видим, пословицы
порицают бессодержательные речи, разговоры,
ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной,
информативной, обогащала слушателей,
привлекала их внимание, важно, работая 
над текстом, осмыслить:

  • какие положения будут развиты;
  • что нового вносится в решение вопроса;
  • что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
  • насколько высказываемые мысли аргументированы;
  • какова авторская позиция.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector