Структура личности по платонову. психология личности
Содержание:
- Развитие личности
- Психологическая структура личности
- Различия цели и мотива
- Примечания
- Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
- Учение о деятельности а.н. леонтьева.. Учение А.Н. Леонтьева
- Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
- Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна
- Какие книги по НЛП можно прочитать?
- Особенности структуры личности по Платонову
- Структура личности по Рубинштейну
- Деятельностная теория в трудах Рубинштейна
- Структура личности по Петровскому (Москва)
- Автобаза Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики
- «Второе рождение» личности
- Структура личности
Развитие личности
Теория Леонтьева в психологии освещает принципиально новые этапы развития личности, не имеющие связи со становлением психических процессов. На первом этапе происходит стихийное складывание, и этот период подготавливает рождение сознающей себя личности. На втором этапе возникает сознательная личность.
Наравне с естественными функциями, существуют и высшие человеческие функции. Они начинают свое становление при жизни, затем делаются индивидуальными и перемещаются из межличностной области во внутриличностную.
Становление личности субъекта в теории развития А. Н. Леонтьева происходит в течение индивидуальной истории, во взаимодействии с окружающими людьми.
Развитие происходит от простого к сложному. Сначала человек действует ради удовлетворения своих врожденных потребностей, влечений, а затем – удовлетворяет потребности, чтобы находиться в действии, выполнять дело своей жизни, реализовывать жизненную человеческую задачу. Таким образом, каузальная структура меняется от действий для потребностей к потребностям для действий. Аспектом становления личности являются задатки. Они влияют на конечный результат, но не предопределяют его. Задатки дают базис для формирования способностей, но в действительности способности формируются в процессе реальной деятельности. Личность представляет собой особый процесс, консолидирующий внутренние предпосылки и внешние условия. Таким образом, ее определяет жизнедеятельность индивидуума.
Концепция личности обозначает единство характеристик, которые формируются вместе с индивидуальным развитием организма человека.
Теория развития психики у Леонтьева также заключалась в том, что личность проходит как бы два рождения. Первый раз это случается в тот момент, когда ребенок становится полимотивированным, то есть у него возникает единовременное наличие нескольких мотивов какой-либо деятельности, а также его действия становятся соподчиненными. Этот период соответствует кризису трех лет, когда в первый раз проявляется иерархия и соподчинение. Второй раз она «рождается» при возникновении уже сознательной личности. Такое рождение соответствует уже подростковому кризису при освоении собственного поведения посредством сознания.
Психологическая структура личности
Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.
Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в конфликт, или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем сознания, обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.
Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания качествами, которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.
Различия цели и мотива
Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Он подчеркивает, что мотив отличается от данного термина, потому что он является тем, для чего совершаются какие-либо действия. Цель же — это то, что планируется сделать для реализации мотива.
Как показывает действительность, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а являются дополнением друг друга. Также, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они являются зависимыми между собой.
Человек всегда понимает какова цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача является осознанной. Получается, человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: подача документов в университет, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.
Мотив почти во всех случаях является для субъекта неосознанным или бессознательным. То есть человек может и не догадываться о главных причинах совершения им какой-либо деятельности. Пример: абитуриент очень сильно хочет подать документы в какой-то конкретный институт — он это объясняет тем, что профиль данного учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, на самом деле основной причиной выбора данного университета является желание быть рядом с любимой девушкой, которая учится в этом ВУЗе.
Примечания
Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
Понятие о деятельности
Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.
В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
В процессе осуществления деятельности:
1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;
2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;
3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;
4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;
5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;
6) осуществляется преобразование окружающего мира.
Деятельность характеризуется
– предметностью. Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;
– социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
– сознательностью. В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.
Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).
Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Потребность | Задача |
Мотив | Цель | Условия | ||
Деятельность | Действие | Операция |
Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.
1. Субъективные условия:
а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;
б)опыт организации и осуществления деятельности;
в)соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
г)эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.
2. Объективные условия:
а)убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;
б)благоприятный нравственно-психологический климат;
в)соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.
3. Ресурсные условия:
а)материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;
б)информационное обеспечение деятельности;
в)кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое деятельность?
2. Перечислите функции деятельности.
3. Какими свойствами характеризуется деятельность?
4. От чего зависит эффективность деятельности?
5. Какова структура деятельности?
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
Учение о деятельности а.н. леонтьева.. Учение А.Н. Леонтьева
Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
Интегральная
индивидуальность
– т.е. сочетание ряда свойств, относящихся
к нескольким иерархическим уровням,
которые подчинены собственным
закономерностям функционирования,
начиная с биохимического уровня и кончая
уровнем личности и коллектива.
Свойства
каждого иерархического уровня отражают
своеобразие связи между уровнями и
образуют закономерную систему. Так,
например, для нейродинамического
уровня
такими показателями свойств являются
сила
и динамичность
нервных процессов; для психодинамического
– экстраверсия/интроверсия
и эмоциональность;
для социально
– психологического
– ценностные
ориентации и межличностные отношения.
Каждое
свойство личности одновременно является
выражением направленности,
характера
и способностей,
оно формируется в деятельности и вместе
с тем в той или иной степени зависит от
наследственных задатков.
Это является одним из ведущих признаков
личности
Истоки
уникальности и неповторимости каждой
личности:
-
Особенности
личности (черты) – сочетание ряда
свойств, относящихся к нескольким
иерархическим уровням, которые подчинены
собственным закономерностям
функционирования, начиная с биохимического
уровня и кончая уровнем личности и ее
отношений в коллективе. -
Во
всякой характеристике любого
иерархического уровня (биохимического,
физиологического, психологического)
есть нечто типичное, общее для людей,
и нечто индивидуально-своеобразное,
неповторимое, присущее только одному
человеку.
Поэтому
основная проблема психологии личности
состоит в том, чтобы определить соотношение
социально-типичных и индивидуально-своеобразных
черт.
Психические
свойства личностивыражают
высоко обобщенное, относительно
устойчивое и постоянное отношение
сознания в целом к определенным
объективным сторонам действительности.
Психологическим
содержанием этих свойств является его
отношениек
объекту деятельности и действительности.
Отношения,
выражающие свойства личности, – это
отношения сознания как целого, а не
отдельных его сторон (отношение к труду,
к людям, к коллективу, вещам и т. п.). Они
представляют собой в высокой степени
обобщенные отношения к определенной
стороне действительности.
Отношения
личностиустойчивы
и постоянны
Поскольку
свойства личности это неразложимые,
обобщенные, устойчивые и постоянные
отношения сознания, то эти отношения
являются выражением и направленности,
и характера, и способностей.
Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна
Каждый человек неосознанно реагирует на внешний стимул совокупностью рефлекторных реакций, но деятельность не входит в число данных раздражителей, так как она регулируется умственной работой индивида. Философы в своей представленной теории рассматривают сознание как определенную реальность, которая не предназначается для самонаблюдения человеком. Оно может проявляться только благодаря системе субъективных отношений, в частности, через деятельность индивида, в процессе которой ему удается развиваться.
Алексей Николаевич Леонтьев уточняет положения, озвученные его коллегой. Он говорит, что психика человека встроена в его деятельность, она формируется благодаря ей и проявляется в активности, что, в итоге приводит к тесной связи двух понятий.
Личность в теории деятельности А. Н. Леонтьева рассматривается в единстве с действием, работой, мотивом, целью, задачей, операцией, потребностью и эмоциями.
Концепция деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна — это целая система, которая включает в себя методологические и теоретические принципы, позволяющие изучать психологические феномены человека. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева содержит такое положение, что основным предметом, помогающим изучать процессы сознания, является деятельность. Этот подход исследования начал формироваться в психологии Советского Союза в 20-е годы двадцатого века. В 1930-ом уже было предложено две трактовки активности. Первое положение принадлежит Сергею Леонидовичу, который сформулировал приведенный выше в статье принцип единства. Вторая формулировка была описана Алексеем Николаевичем совместно с представителями Харьковской психологической школы, которые определили общность строения, затрагивающую внешнюю и внутреннюю деятельность.
Какие книги по НЛП можно прочитать?
Для того чтобы разобраться с методами НЛП, необходимо прочитать литературу, посвящённую этому вопросу. В книгах по НЛП много полезной информации найдут новички, которые только начали интересоваться этим вопросом, а также специалисты, которые не первый год используют психологические техники.
Популярные книги по НЛП:
- Майкл Холл «77 лучших техник НЛП».
В этом произведении собрано множество методов, которые меняют жизнь индивида в лучшую сторону, делают его гением, совершенствуют черты характера. Автор описал техники, которые применимы на практике. Книга меняет взгляд на привычные вещи, помогает измениться и достигнуть поставленных целей.
- Ричард Бендлер «Искусство убеждать».
Книга посвящена искусству торговли. В ней рассказывается, как преуспеть в бизнесе, предлагая клиенту то, что он хочет
Продать человеку свой товар можно, если завладеть его вниманием, разговаривать с ним искренне и любезно, определить его потребности и во время доверительной беседы потихоньку выстраивать свою победную стратегию
- Джон Гриндер «Из лягушек — в принцы».
В книге представлен НЛП-тренинг, который автор проводил вместе с Ричардом Бендлером. Произведение представляет собой запись семинара, посвященного методам НЛП. В книге рассматриваются проблемы поведенческой психологии и социальной коммуникации.
- Джозеф О’Коннор «НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов».
В книге описаны приёмы, которые помогут лучше выстроить отношения с людьми. С помощью специальных приёмов удаётся внушить индивиду нужную установку и воспользоваться этим ради достижения своей цели.
- Анвар Бакиров «Как управлять собой и другими с помощью НЛП».
Произведение легко читается, в нём много смешных моментов. Методы, описанные на страницах этой книги, позволяют управлять эмоциями, вызвать у человека доверие, использовать инициированную ситуацию для получения собственной выгоды. Автор рассказывает, как применяя нехитрые приёмы, удаётся легко выйти из кризисной обстановки и добиться успеха в жизни.
Методы НЛП в психологии помогают индивиду решать свои проблемы с помощью саморазвития и воздействия на психику других людей. Некоторые учёные считают такую дисциплину ненужной и опасной для общества. Ведь она предлагает вмешаться в подсознание индивида и спровоцировать его на определённые поступки. Однако знания по НЛП полезны для обретения уверенности в своих силах и самоусовершенствования. Некоторые психологические НЛП-практики представлены в видео-работах Н.В. Батурина.
Особенности структуры личности по Платонову
В рамках динамической функциональной структуры личности автор выделил 4 подструктуры. Группируя свойства личности, он использовал 5 критериев:
- Отношение между биологическим и социальным;
- Внутреннюю близость черт личности;
- Особенный (основной) вид формирования;
- Иерархическая зависимость подструктур, которая существует объективно;
- Описание подструктур личности, которое исторически сложилось.
В качестве основного критерия здесь выступает иерархическая зависимость, так как в рамках каждой подструктуры в большей мере выражены координационные связи. Наряду с этим во взаимодействии разных подструктур преобладающими считаются каузальные связи субординации. Тем не менее, фактический критерий — это первый критерий. Именно на основе соотношения между приобретенным и врожденным в личности Платонов выделил следующие подструктуры:
- Черты личности, имеющие исключительно социальную обусловленность, включая отношения, направленность и моральные качества;
- Опыт, в том числе знания, навыки, умения и привычки;
- Личностные черты, которые зависят от индивидуальных особенностей психических процессов;
- Биопсихическая подструктура, в которой врожденность резко преобладает над приобретенными чертами.
Формирование первой подструктуры происходит через воспитание, второй — с помощью обучения, третьей — через упражнения, четвертой — посредством тренировки. Взаимодействие видов формирования, являющихся специфическими для каждой подструктуры, способно определять индивидуальные особенности личности.
Платонов видел четкую и объективную каузальную зависимость, характерную для первой подструктуры, отличающейся от второй, их обеих — от третьей, и всех вместе — от четвертой.
Категория «структура» в этой ситуации употребляется в прямом смысле. Она представляет собой единство элементов, их связей и целого. Элементы здесь представлены функциональными свойствами личности, поэтому структуру рассматривают как функциональную. И дальше, поскольку ни отдельные черты личности функциональной структуры, ни личность в целом не способны оставаться неизменными на протяжении жизни, структура личности становится динамической.
Структура личности по Рубинштейну
По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.
Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.
Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.
Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.
Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.
У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.
Деятельностная теория в трудах Рубинштейна
Помимо Леонтьева, деятельностную теорию разрабатывал советский ученый С. Л. Рубинштейн. Они разрабатывали теорию независимо друг от друга, но в их работах много общего, так как они опирались на труды Л. С. Выготского и философию К. Маркса. Поэтому теория деятельности Леонтьева и Рубинштейна является одним из важнейших методологических положений в российской психологии.
С. Л. Рубинштейн сформулировал основной принцип деятельностной теории — «единство сознания и деятельности». Деятельность регулируется сознанием субъекта, в свою очередь сознание познается через систему субъективных отношений и через действия субъекта, способствующих его развитию.
Также ученый выявил общие характеристики деятельности: выделил субъект действия (человек), субъекты в совместных действиях (действия людей осуществляющих совместную деятельность), взаимодействие субъекта с объектом в деятельности (отражает предметный и содержательный характер жизнедеятельности), выявил влияние творческих действий на формирование и развитие психики людей.
Рубинштейн обращает внимание на такое понятие как навыки, которое он характеризует как автоматизированный способ выполнения действия. Благодаря навыкам, сознание человека освобождается от регулирования элементарных актов и может сосредоточится на выполнении более сложных задач
Навыки он приравнивает к операциям, с помощью которых осуществляется действие.
Теория Рубинштейна и Леонтьева объясняет структуру и содержание психологической деятельности, указывает на взаимосвязь жизнедеятельности с потребностями человека
А также приводит к важному пониманию: через исследование внешних действий и поведение можно исследовать внутреннее состояние психики
Структура личности по Петровскому (Москва)
-
характеристики
личности сопоставляются с их социальными
проявлениями -
личность
— продукт социальный, не связанный с
биологическими детерминантами.
Социальное
больше влияет на психическое развитие
индивида.
Развил
идеи
Леонтьева.
«Личность
— системное социальное качество,
приобретаемое индивидом в предметной
деятельности и общении и характеризующее
уровень и качество представленности
общественных отношений в индивиде».
(Учебник «Общая психология» под его
редакцией). Понятия «индивид» и «личность»
не тождественны. Личность — особое
качество, приобретаемое индивидом при
вступлении в общественные отношения.
Это «сверхчувственное» качество, хотя
его носитель — чувственный, телесный
индивид с врожденными и приобретенными
свойствами.
Включенность
индивида в общественные отношения
определяет его деятельность, круг и
способы общения, т.е. особенности его
социального бытия, образа жизни. Образ
жизни индивидов и общества определяется
исторически развивающейся системой
общественных отношений => личность
можно понять только в контексте конкретных
социальных условий. Для личности общество
— не просто внешняя среда. Личность
включена в систему общественных
отношений, опосредованных множеством
факторов. Личность может быть понята
только в системе устойчивых межличностных
связей, опосредованных содержанием,
ценностями, смыслом совместной
деятельности каждого. Межличностные
связи реальны, но сверхчувственны. Они
проявляются в свойствах и поступках
людей, но не сводятся к ним.
Личность
может продолжаться в других людях и со
смертью индивида она полностью не
умирает. В словах «он живет в нас и после
смерти» нет мистики и метафоричности,
это констатация факта идеальной
представленности индивида после
материального исчезновения.
Личность
и индивидуальность образуют единство,
но не тождество. В понятие личность
включают свойства, определяющие
своеобразие индивида, его индивидуальность.
Черты
индивидуальности не представлены в
межличностных отношениях, не существенны
для оценки личности и не развиваются.
В качестве личностных выступают лишь
индивидуальные черты, в наибольшей
степени «втянутые» в ведущую для данной
социальной общности деятельность.
Индивидуальные особенности не проявляются,
пока не станут необходимыми в системе
межличностных отношений личности =>
индивидуальность — лишь 1 из сторон
личности.
Автобаза Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики
«Второе рождение» личности
Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.
Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».
В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.
Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.
Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.
Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.
Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.
Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.
Структура личности
Личность в теории Леонтьева наделена строением. Появляясь постепенно, она проходит становление в течение всей жизни. В связи с этим отдельно существует строение индивида и строение личности, которая характеризуется процессом дифференциации деятельностей.
Личность имеет следующие характеристики:
- Множество действительных отношений человека, которые наполняют его жизнедеятельность. Они составляют реальную основу личности. Однако не каждая деятельность, присутствующая в жизни субъекта, является его частью. Человек может осуществлять множество вещей, имеющих к жизни вторичное отношение.
- Степень развития высших связей действий (мотивов) между собой и их иерархия. Направление становления личности — это в то же время и направление ее упорядочивания.
- Тип строения: моновершинный, поливершинный и т. д. Высшей точкой может стать не любая цель или мотив, потому что необходимо выдержать нагрузку вершины личности.
Таким образом, пирамида будет представлять собой не привычную картину с основанием снизу и постепенным сужением, а перевернутую пирамиду. Жизненная цель, которая находится на вершине, будет нести на себе всю нагрузку. Ведущий мотив будет влиять на то, насколько прочная конструкция, поэтому он должн быть таким, чтобы эту конструкцию выдержать.
Леонтьев утверждал, что исключительно воображение является источником поиска и выстраивания механизмов, которые позволят человеку постигнуть свое собственное поведение.