Структура личности в психологии по фрейду, юнгу, берну, перлзу

Психоанализ: двуликий сфинкс

Теория развития личности Фрейда легла в основу многих психологических течений нашего времени. Фрейд родился более 160 лет назад. Но посмотреть на его труды современным взглядом и дать им хотя бы сколько-нибудь однозначную оценку практически невозможно. Еще один выдающийся человек – Чарльз Дарвин – выпустил свой фундаментальный труд «Происхождение видов» в 1859 году. Тогда Фрейду было всего три года. Но если работа Дарвина определила мышление всех последующих поколений (не считая радикально настроенных против его теории верующих), то с принятием воззрений Фрейда дело обстоит совершенно иначе.

Мнения о его теории настолько расходятся, что компромисс практически невозможно установить. Приверженцы воззрений Фрейда считают его выдающимся ученым. Его заслугу они видят в том, что он смог увидеть очевидные факты, по каким-то причинам остававшиеся непонятными для других психологов. Есть и другая категория ученых – те, что считают его не просто заблудившимся среди собственных измышлений, но и расценивают Фрейда как мошенника и лжеца. Какую сторону принять относительно открытого Фрейдом психоанализа – каждый волен решать для себя сам.

Концепция Дарвина не подвергается такой жесткой критике, как теория развития личности Фрейда. Ведь в пользу ее есть множество доказательств. В научном мире она давно считается общепризнанной, не считая некоторых фанатиков, которые пытаются протащить религиозные взгляды в сферу науки. Но аргументация психоанализа нередко сложна для понимания. Разум человека противится всем доказательствам, которые приводит в своих трудах Фрейд.

Структурная модель психической жизни по Фрейду

Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.

Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.

«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».

Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.

Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.

У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.

Фрейд считал, что ключом к сексуальному комплексу, тяготеющему над каждым мужчиной, является греческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Испытывая влечение к матери, мальчик видит в отце соперника, который одновременно вызывает у него страх, ненависть, восхищение. Ему хочется быть похожим на отца и хочется его смерти, а отсюда боязнь и чувство вины перед отцом. Сексуальное влечение к матери преодолевается страхом кастрации, т.е. преодолением эдипова комплекса и появлением «Сверх-Я», содержащим ценности и нормы, совместимые с окружением человека.

«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».

В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.

Замечание 2

Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.

Детство и формирование личности самого Фрейда

Немного биографии

Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрайбург в Моравии. Родители будущего отца психоанализа были евреями. Мать, Амалия Натансон, была второй супругой Якова Фрейда, который торговал шерстью и тканями. В 1860 году семейство Фрейдов переезжает в один из бедных районов города Вены. Тогда этот город был похож на медаль, с одной стороны которой были вальсы, кафе и развлечения, а с другой – глубокая нищета.

Известен случай, когда Якоб Фрейд рассказал своему сыну историю. «Один представитель нееврейской национальности кинул мою шляпу в грязную канаву и крикнул: «Эй, ты! Спасайся, пока цел!» «И что же ты сделал в ответ?», — спросил Фрейд у отца. «Да ничего. Я просто достал свою шляпу и пошел дальше». Маленький Зиги был удивлен покорностью отца. Неужели он не «сильный» человек? Эта картина очень уязвила воображение юного Фрейда.

Услышав унизительную историю от отца, Фрейд с той поры внутренне стал мечтать о мести. Он отождествлял себя со всемогущим семитом Ганнибалом, поклявшимся отомстить за Карфаген. С юных лет Фрейд умел сдерживать свой гнев, выносить собственные суждения и бесконечно уважать еврейский народ. Развитие личности самого Фрейда происходило на довольно благоприятной почве. Несмотря на двоякое отношение будущего отца психоанализа к родителям, они очень любили сына и питали относительно него немало честолюбивых надежд. С юных лет Фрейд посвящал время чтению трудов великих философов – Канта, Гегеля, Ницше. При этом он также интересовался изучением иностранных языков – даже латынь давалась ему легко.

Теория Фрейда: психоанализ

Зигмунд Фрейд был врачом австрийского происхождения, который посвятил большую часть своей карьеры изучению и попыткам понять сложный человеческий разум. Он признан отцом психоанализа и благодаря своим теориям начал придавать значение методам лечения психического здоровья..

Психоаналитическая теория: резюме

Психоанализ — это дисциплина психологии, направленная на изучение не только видимого поведения. Эта теория утверждает, что личность является результатом взаимодействия между внутренними конфликтами и внешними требованиями. Кроме того, психоанализ утверждает, что есть импульсы и мысли вне нашего сознания (бессознательного), которые направляют и определяют наш характер.

Фрейд утверждал, что разум состоит из разных уровней или слоев. Эти уровни названы сознательный, предсознательный и бессознательный. Каждый слой имеет определенную информацию о нашей личности и нашем поведении с другими, также, чем глубже слой, тем больше скрытой информации.

  • сознательная: Это наиболее видимый уровень наших мыслей, мы можем получить к нему доступ посредством упражнений на рефлексию, сознательная часть нашего ума охватывает наши желания и более явные идеи.
  • предсознательный: Этот слой человеческого разума считается мостом между прямыми мыслями и самыми субкосмическими импульсами. На этом уровне вы найдете мысли о доступе немного сложнее. Один из инструментов психоаналитической терапии основан на доставке содержимого бессознательного в подсознание для доступа к нему..
  • бессознательный: для Фрейда бессознательное — это неизвестное и недоступное человеческому разуму, мы не знаем с уверенностью, что происходит в этом слое нашего мяты, однако психоанализ утверждает, что оно сильно влияет на нашу личность. Бессознательное включает в себя содержание, связанное с пережитыми переживаниями, личными травмами и побуждениями животных..

Теория психоанализа направлена ​​на объяснение всего функционирования человека, от наиболее видимых форм поведения до наиболее подавленных эмоций, посредством психологических травм и расстройств, которые начали документироваться с момента рождения этой дисциплины..

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Структура личности

Функция Особенности
ИД (или ОНО) Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я) Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я.
Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я) Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО:
• совесть;
• самонаблюдение;
• формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.

Структура личности

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

1.2 Взгляды С. Л. Рубинштейна на структуру личности

Первое, на что специально обращает внимание С. Л

Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности . По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности

Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий . Раскрывая это положение, С

Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения :

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются’,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

· Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

· Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

· Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Структура сознания по в. П. Зинченко

Бытийно-деятельностный
слой

Рефлексивно-созерцательный
слой

Биодинамическая
ткань действия

Чувственная
ткань образа

Значение

Смысл

В. П. Зинченко
(1991) указывает, что следует воздержаться
от характеристики бытийного и рефлексивного
уровней сознания в терминах «высший –
низший», «главный – подчиненный». Каждый
из уровней выполняет свои функции и при
решении различных жизненных задач может
доминировать либо один, либо другой.
Бытийный и рефлексивный слои сознания
находятся в тесной взаимосвязи. В
рефлексивном слое, в значениях и смыслах
присутствуют элементы бытийного слоя.
Смысл – это всегда смысл чего-то: образа,
действия, жизни. Из них он извлекается
или в них вкладывается. Выраженное
словом значение содержит в себе как
образ, так и действие. В свою очередь,
бытийный слой сознания несет на себе
следы развитой рефлексии, содержит ее
истоки и начала.

Самосознание –
осознание человеком самого себя, своих
собственных качеств. Л. С. Выготский
много внимания уделял анализу отношения
человека с самим собой. Обычно самосознанием
он называл определенный этап в развитии
сознания человека, отделяя при этом
самосознание как сторону, аспект
сознания. Оно понималось им как более
высокий психический синтез, проявляющийся
в образовании новых связей между
различными функциями – третичных высших
функций. Новизна их обусловлена тем,
что в основе лежит рефлексия, отражение
собственных процессов в сознании
(В. В. Столин, 1983).

Специальное
внимание в психологии уделялось
исследователями структуре самосознания.
Анализ современных взглядов исследователей
не позволяет определить единую точку
зрения на структуру самосознания. Одни
исследователи в качестве структурных
компонентов рассматривают три
составляющие: самопознание,
эмоционально-ценностное отношение к
себе и саморегулирование поведения
(И. И. Чеснокова, 1974, 1977), другие –
четыре: сознание своей тождественности,
сознание собственного «Я», осознание
своих психологических свойств и
определение системы социально-нравственных
самооценок (В. С. Мерлин, 1970), а
третьи – шесть: самочувствие, самопознание,
самооценка, самокритичность, самоконтроль
и саморегуляция (И. С. Кон, 1978, 1986).
Обычно же выделяют два основных компонента
самосознания: знание себя и отношение
к себе в их единстве

Самосознание
характеризуется продуктом – представлением
о себе. Близко, по смысловому значению
понятия самосознания, стоит понятие
Я-концепции.

Я-концепция –
динамическая система представлений
человека о самом себе, включающая:

а) осознание
своих физических, интеллектуальных и
прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное
восприятие влияющих на собственную
личность внешних факторов.

Соотношение
Я-концепции и самосознания точно не
определено. Существует тенденция
рассмотрения Я-концепции как результата,
итогового продукта самосознания.

Я-концепция –
совокупность всех представлений индивида
о себе, сопряженная с их оценкой.
Я-концепция, в сущности, определяет не
просто то, что собой представляет
индивид, но и то, что он о себе думает,
как смотрит на себя и свои возможности
в будущем.

Сущность понятия «фрейдизм»

Определение 1

Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».

Данный термин имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.

Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.

Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.

Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.

Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.

Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.

Замечание 1

Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.

Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:

  • природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
  • дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
  • в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.

Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства

Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

Вид Определение
Эдип (Электра) Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
Неполноценности Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
Ионы Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Комплекс неполноценности

Теория развития личности: генетическая модель

Генетическая модель Зигмунда Фрейда стремится понять личность через психологическое и сексуальное развитие. Согласно этой теории, на поведение людей будет сильно влиять стремление к удовольствию в детстве в разных эрогенных зонах тела. В соответствии с эволюционной стадией, в которой находится ребенок, эрогенная зона будет отличаться. Аналогичным образом, если на определенном этапе возникает слишком много удовлетворения или чувство внезапного разочарования, особый тип личности будет развиваться в зрелом возрасте..

Этапы личности

  1. Устный этап: На этой начальной стадии эрогенная зона — это рот. Это установлено от рождения до после первого года. Разочарование на этом этапе может породить агрессивную и реактивную личность.
  2. Анальный этап: этот этап включает в себя от первого года до четырех лет. Он характеризуется экспериментированием с задержкой и удалением фекалий и концентрирует свое удовольствие на заднем проходе. Проблема на этом этапе может сформировать очень замкнутого человека или, наоборот, слабый и расточительный.
  3. Фаллическая стадия: Согласно этой теории, между четырьмя и семью годами ребенок получает удовольствие от фаллоса и половых органов. Первые акты мастурбации начинаются, и разочарование во время этого процесса может развить знаменитый Эдипов комплекс и комплекс Электра..
  4. Этап задержки: На этом этапе (между семью годами до подросткового возраста) нет особой эрогенной фокусировки удовольствия, Фрейд полагал, что сексуальное влечение оставлено в стороне, чтобы позволить человеку правильно изучать окружающую среду..
  5. Генитальная стадия: наконец, на этом этапе ребенок достаточно вырос и позволяет сексуальному влечению завладеть его личностью. Именно на генитальной стадии люди экспериментируют с сексуальностью и подтверждают себя как мужчины или женщины (согласно их теории).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector