Итоговое сочинение 2020-2021
Содержание:
- Аргумент из текста
- «В ухе звенит»
- Password recovery products for computers and mobile devices
- Шпионские страсти на экзамене
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
- В. Гюго, «Отверженные»
- Так же в нашем журнале
- Новые направления 2020-2021 года
- Как и когда проходит?
- Языковые средства выразительности
- Время на вашей стороне
- Д. Киз, «Цветы для Элджернона»
- Готовы ли вы рискнуть?
- Основная часть
Аргумент из текста
Здесь нужно написать, как это понятие проявляется в тексте:
- «В тексте “автора” мы находим проявление этого чувства. В предложениях “номера предложений” рассказывается о… (далее описывается ситуация, иллюстрирующая понятие)»
- «“Автор” затрагивает тему/говорит о “понятии”. В предложениях “номера предложений”… (далее описывается ситуация, иллюстрирующая понятие)»
- В конце абзаца нужно еще раз подчеркнуть, что приведенный Вами пример иллюстрирует нужное определение:
- «Эта ситуация/этот момент (тут можно конкретнее – «эти отношения», «эта картина», «этот поступок») – пример “понятия”…»
Пример Вы можете увидеть в сочинении по тексту Горького или в сочинении по тексту Вигдоровой.
«В ухе звенит»
В разгар экзаменационной кампании хирурги из Красноярска буквально завалили соц-сети историями о том, как им приходится спасать пациентов с застрявшими в ушах микронаушниками.
Микронаушник – высокотехнологичный прибор, используемый сотрудниками спецслужб для скрытого прослушивания информации. Несмотря на её совершенную секретность, такую технику можно купить в любом городе на любом блошином рынке. Другое дело, что «спецов» учат ею пользоваться, а нерадивых школьников – нет.
Так вот, десять великовозрастных бездельников, не утруждавших себя учёбой в течение школьных лет в надежде на высокие технологии, не сумели самостоятельно извлечь из уха помещённый туда прибор. Но им ещё повезло – врачи смогли помочь неинвазивными методами. А у пятерых в результате нахождения в слуховом проходе инородного тела развился отёк. Им понадобилась настоящая хирургическая операция.
О том, помогли ли такие жертвы сдать ЕГЭ, красноярские хирурги в своих постах умалчивают.
Password recovery products for computers and mobile devices
Шпионские страсти на экзамене
О том, что гаджеты можно использовать для списывания на экзамене, наслышаны не только ученики, но и педагоги. Поэтому телефоны отбирают еще на входе в учебное заведение, а в аудиториях устанавливают блокираторы сигналов. Смекалка помогает справиться и с этой трудностью.
Как списать на экзамене с телефона
Если путь на экзамен лежит через рамки металлодетектора, шансы пронести мобильник практически нулевые. Это следует сделать заранее и спрятать устройство в коридоре или в туалетной кабинке. А в день испытаний просто отпроситься в туалет и забрать смартфон. Также можно попросить кого-то передать его через открытое окно (например, на 1 этаже той же уборной).
Чаще телефон просто отбирают на входе в аудиторию. В этом случае его можно пронести:
- привязав тонким ремнем под одежду;
- девушкам – в подвязках к чулкам;
- зимой – в высоком сапоге или ботинке.
Во избежание подозрений обязательно возьмите с собой второй мобильник и сдайте его перед началом испытаний. Вторая важная задача – как списать с телефона на экзамене? Замаскируйте его под разрешенные предметы:
- инженерный калькулятор – выньте из последнего всю «начинку» и разместите вместо нее сотовый;
- шоколадку – обернутый фольгой телефон вполне сойдет за лакомство, но будет сильно шуршать при попытке развернуть его.
Чтобы незаметно списывать с телефона, положите его на экзамене между ног. Учитель ничего не заметит, а если станет к вам подходить – прикройте гаджет ногами. Не забудьте отключить звук и убавить яркость экрана.
Можете спрятать устройство просто в рукав пиджака. Главное – доставать его аккуратно и списывать только тогда, когда учитель от вас далеко.
Наушники
Билет номер девять. Прием! Способ, который «по-черному» сослужил герою известной киноленты, используется и теперь. Но он стал более совершенным.
Сегодняшние умники для списывания на экзамене используют Handsfree – один наушник с миниатюрным микрофоном на проводе, подключаемый к телефону. Ученик заранее созванивается с «подельником» и держит его на проводе. Выбрав билет, садится за парту и тихонько шепчет вопрос. Помощник находит ответ и диктует его экзаменуемому.
Это неплохой вариант, но при условии, что телефон не отобрали еще до начала экзамена. Больше он подходит девушкам с длинными волосами – в них они могут замаскировать провод с микрофоном.
И помните: профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём-мм. Перед началом экзамена убедитесь в наличии связи в аудитории.
«Умные» часы
Смарт-часы – пока единственное изобретение для списывания на экзамене, о котором знают не все учителя. Внешне это обычные наручные электронные часы, которые, как и положено, отображают время. Но внутри них встроена флеш-карта. Сбрасываете на нее подготовленные ответы с компьютера – и готово! При определенном наклоне текст шпаргалки появляется на дисплее, а при необходимости (преподаватель подошел слишком близко) отключается тревожной кнопкой.
Некоторым изобретательным личностям для списывания на экзамене достаточно взглянуть и на обычные наручные часы. Секрет в том, что вместо внутреннего механизма в них вставлен небольшой свиток и два ролика для его прокручивания. Чтобы уменьшить риск обнаружения, бумагу для шпаргалки подбирают в тон часам.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
«Отцы и дети» И.С. Тургенева – роман, в котором главный герой способен противостоять обществу, доказать свою точку зрения, увлечь других своим мастерством говорить и выражать свои идеи. Он открыто заявлял, что является нигилистом, и отрицал общепринятые нормы морали и нравственности, отрицал чувства привязанности, пока сам не влюбился. Базаров – настоящий лидер, способный донести свои идеи так, чтобы у них появлялись последователи. В беседах он никогда не отступал от своих принципов, часто пытаясь навязать свою мнение другим. Но делал он это весьма аргументированно и убедительно.
В. Гюго, «Отверженные»
«Отверженные» Виктора Гюго тоже повествуют о социальных конфликтах, которые являются следствием расслоения общества, резкого разделения на богатых и бедных, на сословия и классы. Студенты подняли бунт против правительства, но другие слои населения не поддержали их, потому что всем было страшно бороться с существующей системой, а в таких ситуациях перемены невозможны.
Так же в нашем журнале
Новые направления 2020-2021 года
Будущих абитуриентов уже со школьной скамьи готовят к традициям обучения в высшем учебном заведении: сначала допуск к экзамену, а затем непосредственно само экзаменационное испытание. Так для того чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку, одиннадцатиклассник должен написать в декабре итоговое сочинение по литературе. Это морально приблизит ученика к сдаче Единого государственного и окажется определенной репетицией будущего экзамена.
На сайте ФиПи утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
- Забвению не подлежит
- Я и другие
- Время перемен
- Разговор с собой
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Также к каждому направлению предоставлены комментарии: о чем писать?
В направлении «Забвению не подлежит» ученику предлагается поразмышлять о таком событии или человеке, которого невозможно забыть. О ком же следует помнить? Это могут быть важные исторические события, великие люди, чей вклад в науку, культуру или другие сферы поднял цивилизацию еще на одну ступень развития. Если определиться, к какому событию или деятелю привязать это направление, то останется выбрать художественные произведения, публицистику, мемуарную литературу, критику или книги философской направленности, из которых уместно будет привести пример.
Направление «Я и другие» предполагает размышление по вопросам самоопределения и взаимоотношения с другими людьми. Как человек видит себя в этом мире, в обществе? Какие конфликты могут возникать в социуме и как их разрешать? Множество произведений художественной литературы имеют в своей основе именно конфликт, проанализировав который можно сделать выводы о том, как человек взаимодействует с другими людьми. Помимо этого, самопознание и углубление в собственное «Я» поможет найти точки соприкосновения с другими и описать свой опыт по данному направлению.
«Время перемен» — то направление, где ученику необходимо подумать об изменчивости мира. Изменения происходят буквально на наших глазах, поэтому следует поразмышлять о причинах, которые приводят к переменам, какие последствия возникают, когда меняется мировоззрение человека, культура, социальная жизнь? Примером может послужить произведение художественной литературы, публицистика, мемуары, в которых описаны изменения, происходящие вокруг, взлеты и падения, если это автобиография, смена государственного строя, перемены в жизни общества.
В направлении «Разговор с собой» речь пойдет о человеке как личности. Здесь можно говорить о словах с приставкой само-, то есть о самоопределении, самопознании, саморазвитии, самоидентификации. Это поиск глубинных, подсознательных и осознанных связей, размышлений. В качестве примера можно смело брать нехудожественную литературу (нонфикшн), которая специализируется на саморазвитии, психологии личности. Не менее подходящей будет и художественная литература, если взять конкретного героя, о жизни которого можно рассказать с позиции понимания его как личности: его порывов, устремлений, установок. Здесь подойдут и мемуары, и дневниковые записи.
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» — направление, в котором предстоит задуматься о современном мире и людях, что живут здесь и сейчас. Каков уровень его культуры, что он знает, что любит читать, с какими проблемами сталкивается? Здесь разговор пойдет о нравственных ценностях и духовных ориентирах молодого поколения. Можно сравнить существование современного общества и жизнь человека с предыдущим поколением, можно поразмышлять о том, чем наши потомки будут разительно отличаться от нас. В помощь придут примеры из современной художественной литературы, публицистики. Возможно, трудно говорить о себе в разрезе реального времени, даже среди ученых и журналистов эта тема носит дискуссионный характер, а для ученика написание сочинение по данному направлению – отличный способ сформулировать свое мнение по этому вопросу и попытаться выразить его, подкрепляя собственными аргументами.
По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ.
Новые направление описаны нами здесь во всех подробностях.
Как и когда проходит?
Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2020-2021 году даты итогового сочинения таковы:
- 2 декабря 2020 года. Это основной этап, когда сдаются все одиннадцатиклассники;
- 3 февраля 2021 года. Это Ваш шанс пересдать экзамен или же попасть на него впервые (если в первую волну Вы не попали по уважительной причине);
- 5 мая 2021 года. Это последняя попытка войти в игру, дальше только следующий год.
Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…
- Не явился по уважительной причине;
- Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
- Не получил зачет.
warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.
В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.
За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.
Порядок написания
Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:
- Участников сажают в порядке шахматных клеток;
- Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
- Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
- Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
- Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
- Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
- За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
- Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.
Правила
Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…
- Форсить инфу в интернете;
- Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
- Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
- Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
- Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.
Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…
Языковые средства выразительности
Фонетические средства выразительности
- Аллитерация — это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Например: Город грабил, грёб, грабастал.
-
Ассонанс — повторение гласных. Например:
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…(Б.Пастернак)
-
Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:
Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.
Лексические средства выразительности (тропы)
- Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Например: золотая роща, весёлый ветер
- Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
- Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве. Например: Ситец неба голубой.
- Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например: Спит черёмуха в белой накидке.
- Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Например: Я три тарелки съел.
- Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотребление целого вместо части (и наоборот). Например: Швед, русский колет, рубит, режет…
- Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости
- Гипербола — преувеличение. Например: Двести лет тебя не видел.
- Литота — преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.
- Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку. Например: Царь зверей (лев).
-
Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА: «За проезд какая ТАКСА?» А водитель: «Денег с ТАКС Не берем совсем. Вот ТАК-С!»
- Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов. Например: звонкая тишина, горячий снег
- Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. Например: зарыть талант в землю.
- Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
- Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго.
- Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
- Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять. Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
- Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы. Например: Как заработать миллион?
- Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение. Например: Кто ж не сможет его догнать?
- Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций. Например: О Море! Как же я скучал!
- Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк. Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
- Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
- Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.
-
Анафора — единоначатие. Например:
Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте.
-
Эпифора — повтор конечных слов. Например: Лес не тот!
Куст не тот! Дрозд не тот!
- Парцелляция — разделение предложения на части. Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4
- Решай задание 26 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Время на вашей стороне
Вот что я всегда любил, так это технологический прогресс. Каждый год выходят всё более новые устройства, гаджеты и девайсы, которые делают нашу жизнь многократно проще. И всё тоже самое вполне применимо и в отношении страдальцев, кому предстоит держать ответ перед суровыми экзаменаторами. Вот, допустим, такая странная штука, как «умные часы». Казалось бы, ну кому они, кроме спортсменов, вообще могут быть нужны? Оказалось, что сдающим ЕГЭ.
Итак, в наши дни любые «умные часы» оснащены сенсорным дисплеем и синхронизируются с мобильным устройствами через Bluetooth. При этом выглядят как самые обычные часы, то есть так просто человек из старшего поколения, коими обычно и являются преподаватели, отличить их не сможет. Польза очевидна — вы просто приходите на урок, заранее забив в них нужную информацию, и спокойно списываете, поставив подсветку экрана на минимум. Вывод: технологии — это наше будущее.
Д. Киз, «Цветы для Элджернона»
«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза – роман о том, как другие люди относятся к человеку, который отличается от них своими умственными способностями. В начале произведения главный герой Чарли становится подопытным в научном эксперименте. Чарли от рождения был умственно отсталым, и ему всегда хотелось стать умным. Он соглашается на опыт, который должен будет сделать его интеллектуалом. Эксперимент проходит удачно, и Чарли действительно становится гением. Но приносит ли это счастье главному герою? Становятся ли его отношения с окружающими от этого лучше? Сначала у Чарли возникают гнев и подозрительность к окружающему миру, на смену этим чувствам приходит скрытность. Любовь к женщине не приносит ему радости, потому что он обладает таким интеллектом, до уровня которого возлюбленная не дотягивает, хотя раньше он учился у нее читать и писать. Всё это порождает в душе Чарли ненависть и злость к другим людям, он понимает, что общение с ним является пыткой для других людей, которые не обладают теми же знаниями, что и он. Чарли понимает, что у него не осталось ничего общего с его окружением, и становится очень одиноким.
Готовы ли вы рискнуть?
Мы приведем несколько причин, почему успешно воспользоваться вспомогательными ресурсами на ЕГЭ не получится или, по крайней мере, сделает это очень затруднительным:
- Металлоискатели. Приборы, реагирующие на мобильные телефоны, стоят при входе в пункт проведения экзамена. В некоторых случаях начальники пунктов проходят по аудиториям с мини-устройствами в поисках нарушителя. Это происходит редко, и не все об этом знают. Кстати, фольга, в которую принято оборачивать смартфоны, перестала быть эффективной.
- Глушители. Если вам посчастливилось – вы смогли пронести мобильник, то воспользоваться им все равно не получится. По всему пункту установлены глушители радиочастот.
- Камеры. Во всех классах устанавливают системы видеонаблюдения. Записи в реальном времени просматриваются проверяющими, которые тщательно следят за тем, чтобы участники ЕГЭ не пользовались шпорами и не переговаривались, учителя им не помогали и нарушался порядок проведения.
- Сопровождение. Казалось бы, что мешает школьнику выйти в туалет и найти забытый кусочек теории? Его будет сопровождать преподаватель, поэтому задержаться надолго не получится. Если у сопровождающего возникнут подозрения, то школьника попросят вернуться за парту.
Основная часть
В этой части нужно сформулировать 1 тезис (= основную мысль сочинения) и проиллюстрировать его с помощью 1 художественного произведения (= 1 аргумент).
Из чего состоит аргумент?
обращение к литературе, конкретному произведению. Нужно назвать ФИО автора и его произведение. Также желательно назвать жанр, но если Вы не помните (не уверены, не знаете), то гадать и ошибаться здесь не нужно, пропустите этот пункт, указания автора и названия произведения будет достаточно.
анализ литературного произведения. Эксперты, проверяющие работу, ждут, что Вы будете анализировать произведение, обратитесь к конкретному эпизоду или сюжету в целом, и это позволит Вам охарактеризовать героя (героев). Будет не лишним несколько раз упомянуть автора, используя клише
Важно: пересказ произведения никому не интересен, поэтому не пересказывайте сюжет, пересказ не является анализом.
Клише для основной части
Варианты тезисов:
- «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
- «Я считаю, что ответить на этот вопрос можно разными способами. Для меня очевидно, что…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
- «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
Примеры аргументов (обращений к произведению):
- «Темы (искусства, войны, человечности и т.д.) раскрывается в произведении (автор, название, жанр)…»
- «Так, драматург (ФИО) в романе «Название» обращается к теме…»
- «Мысль о необходимости защищать детей выражена в стихотворении «Название» поэта (ФИО)…»
Анализируем произведения:
«Писатель размышляет о…»
«Поэт показывает, что…»
«Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…»
«Автор повествует о…» и т.д.
Если у Вас есть время и желание, Вы можете сформулировать второй тезис и аргументировать его вторым (другим) литературным произведением. Но эксперту достаточно видеть одного тезиса и одного литературно аргумента, чтобы поставить Вам зачет (конечно, если Вы все сделали и написали правильно). Также не забывайте: чем больше Вы пишете, тем выше вероятность допустить ошибку.