Лекция по психологии общения на тему «социальная роль как модель поведения»

Виды социальных ролей

Различие социальных ролей обусловлено множеством социальных групп, форм деятельности и взаимодействий, в которые вовлечён человек, и в зависимости от которых социальные роли могут быть индивидуальными и межличностными.

Индивидуальные социальные роли взаимосвязаны со статусом, профессией или деятельностью, которой занимается человек. Они являются стандартизированными безличными ролями, строящимися на основе обязанностей и прав, вне зависимости от самого исполнителя. Такими ролями могут быть роли мужа, жены, сына, дочери, внука и т.д. – это роли социально-демографические. Роли мужчины и женщины – это биологические определённые роли, которые предполагают особые поведенческие шаблоны, закреплённые социумом и культурой.

Межличностные социальные роли взаимосвязаны с отношениями между людьми, регулирующимися на эмоциональном уровне. К примеру, человек может занимать играть роль лидера, обиженного, кумира, любимого, осуждаемого и т.п.

В реальной жизни, в процессе межличностного взаимодействия все люди выступают в какой-либо доминирующей роли, типичной для них и привычной для окружающих. Изменить же устоявшийся образ может быть очень сложно, причём как для человека, так и для его окружения. И чем дольше существует конкретная группа людей, тем более привычными становятся для её членов социальные роли каждого, и тем сложнее подвергнуть изменению устоявшийся поведенческий стереотип.

Основные типы социальных ролей

Значимость роли для человека, способность идентификации себя с предписываемой ролью, определяется индивидуальными особенностями личности и её внутренней структурой. Социальные роли делятся на несколько основных типов, в зависимости от ценностей, норм и ожиданий, предписываемых им:

  • Представляемые роли являются совокупностью ожиданий индивида и определенных социальных групп;
  • Субъективные роли являются представлениями индивида о том, как ему надлежит действовать по отношению к лицам с другими социальными статусами;
  • Играемые роли представляют собою поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Замечание 1

Ролевой идентификацией называют сильное восприятие индивидом своей роли. Однако бывает и наоборот, когда человек пытается максимально дистанцироваться от своей социальной роли. В случае, когда актуальная социальная роль не осознается объективно субъектом в качестве таковой, то это провоцирует развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Понятие

Социальная роль — это ожидаемая модель поведения, ориентированная на данный статус. Ключевым словом в понимании этого термина выступает словосочетание «модель поведения». То есть как себя человек ведет — это и есть роль? Не совсем! Как человек себя ведет, и соотносится ли такое поведение с его положением в обществе, соответствует ли оно ему. То есть это как бы реализация социального статуса.

Таким образом, в социологической науке есть еще одно понятие: социальное соответствие. Приведем пример. Предположим есть дворник Григорий, который устроился на работу и работает по этой профессии. Дворник — это статус. А вот, что он делает, как себя ведет — социальная роль. Так вот эта роль должна соответствовать месту человека в обществе — он должен подметать улицу, приводить ее в порядок по мере своих сил.

Обычно дворники себя так и ведут. При этом дворник — статус, и дворник — роль называются одинаково. Вряд ли человек, работающий по этой профессии будет как-то по иному себя вести: например вместо подметания двора поставит шлагбаум и будет деньги собирать за проезд во двор  

Или, к примеру, преподаватель (статус). От него требуется исполнения своих обязанностей: вести лекционные и семинарские занятия в вузе, составлять рабочие программы по преподаваемым дисциплинам, организовывать какую-то внеаудиторную работу со студентами, заниматься научной деятельностью и т.д., и т.п. Но есть разные преподаватели: одни действительно всем этим занимаются, другие нет. Пока я работал в системе образования, то повидал многое. Даже такое, когда преподаватель просто ночью подрабатывала охранницей в магазине, а приходя на занятия, давала задание просто прочесть и законспектировать главу из учебника, сама же ложилась спать… Ну в смысле, сидя на стуле, ложилась спать, облокотившись на стол, по крайней мере так рассказывали студенты )

Многообразие социальных статусов и ролей

Во втором случае, понятно, ни о каком социальном соответствии речи быть не может. Таким образом, социальная роль является динамичной составляющей социального статуса. Динамичной, потому она может измениться. Она также показывает общественную оценку значимости того положения, которое занимает человек в обществе.

Например, директор большой корпорации будет вести себя иначе чем дворник Петя, подметая улицу. Директор будет ходить в дорогом деловом костюме, ездить на шикарной, представительной машине. А дворник будет ходить пешкарусом и скорее всего — в обычных джинсах и футболке.

Думаю, вам уже стало понятно, что ролей может быть несколько: например статус женщины в современном обществе может быть обременен и ролями матери, жены, сестры, подруги и пр. 

Благодаря тому, что социум развит, мы знаем, чего ожидать от незнакомых нам людей, поведение других более-менее становится предсказуемым, обыденным. Кассир в магазине должна отбить вам товар на кассе, получив от вас плату, кондуктор в автобусе эту плату забрать, преподаватель — прийти и прочитать какую-то интересную лекцию и пр. Когда статус же не соотносится с социальной ролью, то окружающие просто не знают как реагировать.

Можно, кстати провести эксперимент: сделать какое-то действие, которое не предусмотрено в данной ситуации. Например, выходя из автобуса протяните билет обратно кондуктору, он не поймет, чего вы от него хотите. Именно такой, кстати, растерянностью и пользуются мошенники, создавая ситуации, на которые человек просто не «запрограммирован» с детства.

Часто также бывает так, что человек должен исполнять в одной и той же ситуации две разные роли: например учитель в школе, у него сын или дочь учится в классе, где он преподает. Будут трудности. Такая ситуация называется ролевой напряженностью.

Поделиться в соц. сетях

Виды социальных ролей, мои социальные роли

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Сейчас я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, итак кто же я?

Мои первые социальные роли – дочь своих родителей, внучка бабушек и дедушек, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Также я еще подруга и приятельница. Я человек коммуникабельный, легко завожу знакомства. Мне везет в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студентка, в недавнем прошлом ученица. Мне нравиться учиться, хотя я не отличница, но зато, если мне необходимо выполнить что-то по учебе, как минимум, я всегда получаю положительные результаты.

Моя главная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так это статусная или должностная роль, которая приобретается тогда, когда человек начинает работать.

Итак, подведу итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, исполняемых личностью, образует ролевой набор личности. Формирование ролевого набора является результатом социализации, в процессе которой мы усваиваем новые роли.

Виды ролей. Классификация социальных ролей

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются более глубокие и всеобъемлющие отношения; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни ребенка.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.

Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение ипризнание. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Классификация ролей. В настоящее время существует достаточно много классификаций видов ролей. Так выделяют социальные роли, обусловленные место индивида в системе объективных социальных отношений (роли профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические и др.), и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, предпочитаемый и др.).

В отличие от социальных ролей, права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, зависят только от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. Т. Шибутани указывает, что в зависимости от условий деятельности, личность может выполнять различные роли. Так, в ситуациях сотрудничества это могут быть следующие роли — коллега, партнер, помощник, клиент, соратник.

При распределении же в группе авторитета и власти – лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции — соперник, союзник, арбитр. Выделяют также роли институциализированные (официальные, конвенциальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Нередко роли разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (например, мать—дочь, преподаватель—студент, продавец—покупатель, врач—пациент, священник—прихожанин); такие роли называются реципрокными.

Социальные роли современной женщины

Дорогой друг! Если ты используешь информацию для реферата или диплома – пожалуйста, посмотри еще информацию здесь на похожую тему: Социальные и гендерные роли человека и еще тут: Социальное различие мужчин и женщин

Для начала разберёмся, что такое роль? Ролью называют то, что описывается социальным набором правил, принятых в обществе (то есть, норм). Мы можем разрешить себе использовать эти понятия в наиболее удобной нам форме или же, наоборот, нарушать их сознательно или бессознательно. Д. Майерс называл социальные роли «источником сильного влияния». Мужские и женские роли – это все, что надо в качестве образца действия для обоих полов.

Нужно отметить, что в разных обществах, в разных культурах и странах, понятия социальных ролей может быть разным. Например, в России – одно, в Японии – другое Хотя, конечно, общие правила для гендерных ролей будут примерно одинаковыми. Понятие мужской роли в одних странах может сильно отличаться от того, что приято в другой стране. Таким образом, роль мужчины и женщины в обществе – это не только набор определенных качеств, данных от рождения и воспитанных с детства, но еще и то, как именно позиционирует себя человек в социуме. От чего это зависит? Для ответа на данный вопрос можно прибегнуть к учению Дарвина. В ходе эволюции человека, исторически уже было сформировано разделение ролей между мужчиной и женщиной.

Мужчина и женщина: социальные роли

Социальная роль женщины в обществе заключалась в том, что ей приходилось загонять животных, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве еды, для чего необходимо было в начале убить добычу, эту роль должен был выполнять мужчины, возможно, достаточно низкая эмоциональность мужского пола, по сравнению с женским полом, находит свои корни именно здесь.

Женщина же, главным образом ухаживала за детьми, и в процессе эволюции у нее формировалась отзывчивость, нежность, эмоциональность, она не обладает большой физической силой по сопоставлению с мужчиной, потому что от нее этого не требовалось. Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина, социальные роли которых разные, исторически были вынуждены их выполнять в ходе эволюции человека. Что же насчет современного общества?

Как определить свою позициюp

Сделать это довольно просто. Достаточно постараться «вписать» себя в систему отношений с обществом. Помните, что понятие начинается там, где присутствуют конкретные обязанности:

  • От ребенка требуют слушаться родителей, а от взрослых – помогать детям.
  • Пешеходу следует учитывать сигналы светофора, ходить по пешеходной части, а водителю – соблюдать правила дорожного движения, выдвигаемые законодательством.
  • Учащийся обязан посещать лекции, сдавать сессии и правильно себя вести на занятиях.
  • От друга ожидают поддержку, разделение увлечений и интересов.

Из-за разнообразия амплуа индивиду постоянно следует менять модель собственного поведения. Так, профессор в университете должен быть строгим и всезнающим, а приходя домой и превращаясь в супруга и отца, он проявляет заботу и любовь. Эти требования противоречивы и зачастую многим сложно на 100% соответствовать занимаемым им положениям.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Определение и характеристики

Существование социальной роли жизненно важно для функционалистского и интеракционистского понимания общества. Это понятие предполагает следующее:

  1. Разделение труда в социуме оборачивается формой взаимосвязи разных специализированных позиций, которые называются ролями. Они включают в себя соответствующие разрешённые формы поведения и действия, руководствуясь общеизвестными социальными нормами.
  2. Роли заняты индивидами, которых называют актёрами (по классификации унифицированного языка моделирования).
  3. Когда люди одобряют социальное положение (т. е. считают его законным и конструктивным), они будут нести расходы, чтобы соответствовать определённым нормам, а также отвечать за наказание тех, кто нарушает приписанные ему правила поведения.
  4. Изменение условий может сделать социальную функцию устаревшей или нелегитимной, в этом случае общественное давление способно привести к её изменению.
  5. Ожидание вознаграждений и наказаний, а также удовлетворение от просоциального поведения объясняют, почему люди соответствуют ролевым требованиям.

Это понятие рассматривается в обществознании, социологии и теории организации. Классификация социальных ролей включает в себя следующие категории:

  • культурные;
  • социальная дифференциация;
  • специфичные для конкретной ситуации;
  • биосоциологические;
  • гендерные.

В своей жизни люди сталкиваются с разными социальными функциями. Иногда им приходится выполнять несколько ролей одновременно в различных сценариях. Существует эволюция социальных ролей: некоторые исчезают, а другие изменяются.

Они могут быть достигнуты, приписаны или случайно присвоены в разных ситуациях. Достигнутую позицию занимают добровольно, она отражает личные навыки, способности и усилия, приписанная же — это должность, обычно навязываемая человеку. Она назначается отдельным лицам или группам без учёта их заслуг из-за определённых черт вне их контроля.

Типичные социальные роли личности могут быть полупостоянными или временными. К первой категории можно отнести студентов, подростков, матерей, потребителей. Хорошей иллюстрацией является пример социальной роли больного, сформулированный Толкоттом Парсонсом в конце 1940-х годов. В этом преходящем положении человек освобождается от своих обычных функций, но ожидается, что он будет соответствовать временным поведенческим стандартам — выполнять указания врачей и пытаться выздороветь.

Для многих положений люди должны соответствовать определённым условиям, биологическим или социологическим. Например, маленький ребёнок или подросток обычно не может взять биологическую роль матери.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?

Утрата привычного социального статуса — тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше — вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.

Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.

В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.

Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.

В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.

Список использованной литературы

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.

2. Иванов Д. В., Иванова Д. В. Социология. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 326 с.

3. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.

4. Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.

5. Общая социология : учеб. пособие /под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2002.- 653 с.

6. Парсонс, Т.О социальных системах /Т. Парсонс.- М., 2002.- 600 с.

7. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. – М.: Форум, 2007. – 336 с.

8. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.- 342 с.

9. Фролов С. С. Социология. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с.

10. Платонов Ю. П. Социальные статуты и социальные роли http://www.elitarium.ru/2007/03/23/socialnye_statusy_i_socialnye_roli.html

Социальная структура общества

Социальные классы и слои образуют иерархическую систему в обществе, которую можно представить себе как пирамиду, слоеный пирог, состоящий из нескольких прослоек, сменяющие друг друга слои почвы. Такая система называется социальным неравенством, показывает неравное положение различных общественных групп.

Социальная структура современного общества представлена высшим, средним и низшим классом. У представителей разных общественных слоев разные образы жизни, манеры поведения, уровни образования. Высший класс составляет лишь небольшой процент людей, занимающих главенствующее положение в обществе, обычно это миллиардеры, олигархи. Остальное большинство людей относится к среднему либо низшему классу.

() 

Основными критериями социального класса, позволяющими различать классы между собой, являются:

  • Уровень доходов – количество денежных средств, поступающих к человеку за некоторый промежуток времени. Обычно эти денежные средства идут на оплату коммунальных услуг, пропитание, отдых и одежду, а все, что останется после расходов откладывается, превращается в денежные накопления. Чем больше у человека денежных накоплений (неизрасходованных денег), тем более высокое положение он занимает в обществе.Однако не только количество денег определяют статус человека, свою роль играет также его доступ к власти, престиж занимаемой должности.
  • Доступ к власти. В социуме власть между людьми распределена неравномерно. Кто-то стоит во главе государства, другие возглавляют ведомства и министерства, третьи являются начальниками на производстве. Чем большей властью обладает индивид, тем на более высокой социальной ступени он находится.
  • Престиж. Независимо от власти и уровня доходов представители некоторых профессий являются престижными, уважаемыми, к другим относятся с меньшим уважением. Уважением в обществе пользуются профессии: политик, банкир, учитель, военный, врач. Непрестижной считается работа дворника, электрика, сантехника.

Социальная структура общества построена таким образом, что распределение всех благ и ресурсов происходит неравномерно. Но социальное неравенство не представляет серьезной проблемы, пока средний класс общества является самым многочисленным, составляет более 60 % от остальной части населения. Если же в социуме большинство людей принадлежит к низшему классу, то назревает всеобщее недовольство, которое со временем может перерасти в революцию.

Сущность социальной роли и ее примеры

Понятие социальной роли прямо связано с той функцией, которую индивид должен выполнять в обществе. Также социальная роль зависит от прав и обязанностей индивида перед окружающими его людьми.

Определение 2

По сути, социальная роль – это модель поведения, которая ориентирована на социальный статус, который поддерживается индивидом в конкретном сообществе и в конкретной социальной ситуации.

Социальные роли могут быть представлены в нескольких отраслях жизни человека:

  1. Семейно-бытовые социальные роли;
  2. Профессиональные социальные роли;
  3. Общественно-политические роли;
  4. Ситуационные роли.

Рассмотрим примеры социальных ролей на примере школы. В ней находятся учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен быть хорошо осведомлен в своем предмете, а также уметь объяснять его, доносить эти знания до учащихся. При этом, он также готовится к каждому учебному занятию, бывает требовательным или лояльным к учащимся с учетом их особенностей и потребностей. У учителя есть определенные задачи, он выполняет предписанные ему функции, которые определяют специфику его деятельности и профессиональные навыки в целом. И от того, насколько хорошо у него получается выполнять свои обязанности и функции, зависит его социальный статус и общая социальная роль личности.

Учащийся – это индивид, который отправляется в школу для получения определенных знаний и первичных навыков ведения деятельности. учащийся должен понимать, что, находясь в школе, он должен носить школьную форму, проявлять определенные формы поведения в отношении других учеников и учителей. Цель учащегося – получить знания, уметь отразить их на практике, воспринимать некоторые формы жизнедеятельности и воспроизводить их в повседневной жизни.

Особое разнообразие социальных ролей мы можем проследить в подростковом возрасте, ведь именно в это время человек пытается понять, что ему действительно нужно, что близко ему, что может овладеть его интересом и удовлетворить его потребности. Человек может достаточно долго разбираться в том, как они связаны друг с другом, с его социальным статусом, с престижем и реакцией общества на некоторые формы и манеры поведения.

В одном и том же человеке всегда могут сочетаться самые различные роли, которые либо делают его гармонично развитой личностью, либо вызывают ролевой конфликт. В семье человек принимает на себя роли отца и мужа, в дружеской компании он же – рубаха-парень, «душа компании», на работе он может быть начальником отдела или ответственным сотрудником, работающим в компании. Все эти роли всегда складывают более полный образ, личностные характеристики человека. В целом, от социальных ролей и от социального статуса зависят многие факторы жизни человека: его образовательный и профессиональный статус, определенность в семейном положении, стремление к саморазвитию и актуализации своей личности в соответствии с интересами и потребностями.

Сегодня социальные роли и социальные статусы становятся важнейшими объектами социологической науки. Исследователи уделяют им повышенный интерес, поскольку в трансформирующемся обществе роли и статусы могут как взаимодополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В любом случае, социальные роли и социальные статусы вызывают повышенную исследовательскую активность, авторы предлагают множество разнообразных формулировок для определения данных понятий и для выявления взаимосвязей между этими социологическими категориями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector