Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии

Где используется интерактивность

В самых различных сферах жизнедеятельности человека применяются такие технологии, их становится все больше с развитием общества. Сейчас интерактивность наиболее востребована в информатике, программировании, телекоммуникациях, социологии, образовании, дизайне. Рассмотрим несколько примеров взаимодействия.

2.Функция общения – регулятивно-коммуникативная функция (Общение как взаимодействие – интерактивная сторона общения).

Направлена
на организацию взаимодействия между
людьми, а также
на коррекцию человеком своей деятельности
или состояния

Эта функция призвана
соотносить мотивы, потребности, намерения,
цели, задачи, предполагаемые способы
деятельности участников взаимодействия,
корректировать ход выполнения намеченных
программ, регулировать деятельность.
В ходе ее для участников чрезвычайно
важно не только обменяться информацией,
но и организовать «обмен действиями»,
спланировать общую стратегию

Показатель
эффективности реализации этой функции
общения служит степень
удовлетворенности

совместной деятельностью и общением,
с одной стороны, и их результатами

с другой.

Типы
взаимодействий
.

  • Кооперация,
    или кооперативное взаимодействие,
    означает
    координацию единичных сил участников
    (упорядочивание, комбинирование,
    суммирование этих сил). Атрибутами
    кооперации являются такие процессы,
    как взаимопомощь участников, их
    взаимовлияние, их включенность во
    взаимодействие. Кооперация – необходимый
    элемент совместной деятельности. Две
    основные черты: а) разделение единого
    процесса деятельности между участниками;
    б) изменение деятельности каждого, так
    как результат деятельности каждого не
    приводит к удовлетворению его потребности.

  • Конкуренция
    отождествляется
    с негативными характеристиками этого
    процесса даже с враждой, но более
    внимательный анализ позволяет наделить
    его и позитивными чертами. В ряде
    исследований вводится понятие
    продуктивная
    конкуренция
    ,
    характеризуемая как гуманная, честная,
    справедливая, в ходе которой у партнеров
    возникает конкурентно-созидательная
    мотивация.

    В этом случае во взаимодействии хотя
    и сохраняется единоборство, но оно не
    перерастает в конфликт, а обеспечивает
    лишь подлинную состязательность.

Различают
несколько степеней продуктивной
конкуренции:

а)
соревнование,
когда партнер не несет угрозы и проигравший
не гибнет;

б)
соперничество,
когда только победитель оказывается
безусловно выигравшим, а другой партнер
в оказывается в абсолютном проигрыше;

в)
конфронтация,
когда со стороны одного участника
взаимодействия возникает намерение
нанести другому ущерб.

Границы
между этими степенями, конечно, условны,
но важно, что последняя степень
непосредственно может перерасти в
конфликт. Конфликт
иногда
рассматривается как особая форма (или
вид) взаимодействия и определяется как
наличие противоположных тенденций у
субъектов взаимодействия, проявляющихся
в их действиях

Процесс,
в котором два (или более) индивида или
группы активно ищут возможность помешать
друг другу достичь определенной цели,
предотвратить удовлетворение интересов
соперника или изменить его взгляды и
социальные позиции.
Основные
элементы
– конфликтная
ситуация, позиции участников
(оппонентов),
объект,
«инцидент»
(пусковой
механизм),
развитие
и разрешение конфликта

Конфликт
иногда
рассматривается как особая форма (или
вид) взаимодействия и определяется как
наличие противоположных тенденций у
субъектов взаимодействия, проявляющихся
в их действиях. Процесс,
в котором два (или более) индивида или
группы активно ищут возможность помешать
друг другу достичь определенной цели,
предотвратить удовлетворение интересов
соперника или изменить его взгляды и
социальные позиции.

Основные
элементы
конфликтная
ситуация, позиции участников

(оппонентов),
объект,
«инцидент»

(пусковой
механизм),

развитие
и разрешение конфликта

Разновидности
конфликтов
:

а)
Деструктивный.
Именно такого типа конфликт ведет к
рассогласованию взаимодействия, к его
расшатыванию. Для него характерно
специфическое развитие, а именно
расширение количество вовлеченных
участников, их конфликтных действий,
умножение негативных установок,
выражаемых в адрес друг друга.

б)
Продуктивный
конфликт чаще возникает в том случае,
когда столкновение касается не
несовместимости личностей, а порождено
различием точек зрения на какую-либо
проблему, на способы ее решения.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.

Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Они несут регулятивную функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка постигнуть ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, вследствие чего осуществляется построение стратегии собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, размышлениях, способностях, установках и др. Кроме этого также вырабатывается представление об отношениях, связующих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, вследствие чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при выработке плана взаимодействия каждому беседующему приходится брать в расчет одновременно потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров в ходе оценивания другого, стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной жизни индивиды не понимают реальных причин поведения остальных людей или понимают, но недостаточно. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим индивидам причины поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по коммуникации и грамотно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективному аргументированию, нахождению нужных доводов, что приводит к результативности беседы.

Основные стороны процесса общения служат для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания аспектным сторонам коммуникационного взаимодействия, связанным с характеристикой !рефлексии и взаимоотношений, которые складываются в процессе взаимодействия и влияния субъектов коммуникации друг на друга.

Формы интеракции и её влияние на человека

Интеракция предполагает, что люди, в группе постоянно взаимодействуют между собой. Свои отношения они могут строить по разным причинам и принципам. Социальная психология делала неоднократные попытки создания дробной структуры для описания взаимоотношений, попытки выделения форм интеракций.

Наиболее популярная схема создана Робертом Байлзом – американским психологом, который объединил совместные действия членов группы в 12 категорий, распределив их по трем осям:

  1. дружелюбие и враждебное отношение к другим участникам группы;
  2. доминирование и подчинение;
  3. совместная работа и нежелание брать на себя какие-либо полномочия.

Данную схему подвергли критике, аргументом для которой стало то, что внимание акцентировалось только на формальных критериях интеракции, что не учитывало содержание групповой деятельности. Среди других классификаций также была представлена классификация по 4-м областям, где две оси представляли эмоциональную сферу, а другие две оси – постановку проблем и способы их решений

Среди других классификаций также была представлена классификация по 4-м областям, где две оси представляли эмоциональную сферу, а другие две оси – постановку проблем и способы их решений.

Общение между людьми – это всегда взаимовлияние, происходящее не на равных позициях, как правило, в любой группе есть доминирующие личности, что значит, в группу психологического анализа попадает интеракция, имеющая элементы манипуляции.

Такое скрытое управление идет против воли человека – к таким манипулятивным действиям относится суггестия или внушение, а также введение в транс. Вовлечь партнера в игру можно на чувстве вины или страха. Лесть тоже является манипулятивной техникой.

В середине XX века в социальной психологии сформировалось интеракционистское направление. По мнению представителей этого направления поведение человека ориентируется на социум и является результатом взаимодействия людей. Ребенок, взаимодействуя с взрослыми людьми в процессе своего развития, приобретает человеческие формы поведения. Для малыша, не умеющего ещё говорить и ходить, сложные виды деятельности пока недоступны, только повзрослев, он следует нормам и стереотипам поведения, которые сформировались в процессе интеракции.

Частью поведения человека становятся простые и привычные действия, усвоенные с детства – утренний подъем, санитарно-гигиенические процедуры, завтрак – так принято в социуме, так человек и делает.

Даже если для человека характерно что-то индивидуальное, только ему присущее, то и в этом случае источником будут известные и усвоенные им нормы поведения.

Проявляется сущность интеракции в зависимости индивида от социальных отношений.

В основе формирования и развития общества и социальных групп лежит взаимодействие людей. С самых древних времен группы рождались из потребностей в совместной деятельности для достижения общих целей. Группа дает защиту и уверенность, возможность решать сложные задачи. Даже самые маленькие группы будут существовать до тех пор, пока существуют интерактивные процессы, т.е. существует потребность во взаимодействии, общее дело. Как только интерактивные процессы исчезают, распадаются браки, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, затухает крепкая юношеская дружба.

Замечание 2

Главным фактором, влияющим на успех интеракции, является психологическая совместимость.

Основные понятия:

Интеракция —взаимодействие,
обусловленное индивидуальными
особен­ностями субъектов, социальной
ситуацией, доминирующими стратегия­ми
взаимодействия, целями участников,
возможными противоречиями, возникающими
в процессе деятельности и общения.

Конфликтострое столкновение
противоположно направленных целей,
интересов, позиций, мнений или взглядов
оппонентов или субъектов взаи­модействия,
характеризующееся сильными эмоциональными
пережива­ниями и элементами агрессивного
поведения.

Конфликт внутриличностныйсостояние неудовлетворенности челове­ка
какими-либо обстоятельствами его жизни,
связанное с наличием про­тиворечащих
друг другу интересов, стремлений и
потребностей.

Вербальная коммуникация

Существует вербальная и невербальная коммуникация. Первый вид использует человеческую речь, основанную на двух принципах: лексике и синтаксисе. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения. Эта сторона коммуникации имеет высокую степень культурной детерминированности. Речь является коммуникативным инструментом, рассмотрим процесс коммуникации по следующей схеме:

Рисунок 1. Передача и восприятие информации

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Коммуникация как процесс в обязательном порядке предполагает обратную связь. Речь возникает в ответ на что-то.

Рисунок 2. Схема диалога

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Классификация форм обучения

В дидактике (разделе педагогики и теории образования, посвященном проблемам обучения) нет общепринятой типологии форм организации обучения, однако на практике принято выделять следующие категории и виды:

По количеству учащихся

Индивидуальная. Подразумевает занятия преподавателя с одним учеником (репетиторство, гувернерство)

Преподаватель уделяет все время и внимание единственному ученику, что позволяет осваивать более глубокие, чем во время групповых занятий, знания за тот же период времени.

Групповая. Обучение в группах, создаваемых на основе различных критериев и состоящих, как правило, из 6-8 человек

Данная форма обучения широко применяется как комплементарная ввиду того, что позволяет преподавателю гибко подстраивать сложность и объем заданий в зависимости от состава группы. Кроме того, групповая работа выполняет функцию социализации учащихся, мотивирует их к взаимодействию и совместному поиску решения поставленной задачи.

Фронтальная. Данный вид является наиболее распространенным в большинстве образовательных организаций, так как позволяет эффективно реализовывать задачу государства по обеспечению всеобщего среднего образования. При этом глубина и объем знаний учащихся могут разниться в зависимости от их желания и способностей – во время групповых занятий у преподавателей зачастую нет возможности искать индивидуальный подход к каждому ученику.

По месту обучения

  1. Классная. Подразумевает нахождение учащегося (-ихся) в одном и том же месте: в классе, школе, аудитории, колледже, вузе и т.д.
  2. Внеклассная. Учащимся предоставляется возможность осваивать теоретические знания или практические навыки за пределами образовательного учреждения: на экскурсиях, предприятиях, мастер-классах, в учебных лагерях, выездных школах и т.д.

Каждая из представленных форм имеет свои достоинства и недостатки. Так, находясь в классе, учащиеся в спокойной обстановке имеют возможность получать теоретические знания и понимание, как работают, например, физические законы в лабораторной среде. Однако внеклассные мероприятия позволяют не только применить полученные знания, но также развить практические навыки и увидеть, где и как в действительности применяются те или иные объекты изучения. Данные формы обучения являются комплементарными относительно друг друга – теория без практики бесполезна, а практика без теории невозможна.

По содержательно-процессуальным характеристикам

  1. Урок – наиболее распространенная форма организации фронтальных занятий. Применяется в классной системе обучения и проводится для относительного устоявшегося коллектива (класса).
  2. Лекция – учебное занятие, подразумевающее устное изложением материала преподавателем, а также в некоторых случаях ответы на вопросы учащихся. 
  3. Лабораторная работа – общее название для практических занятий по тому или иному изучаемому курсу. Наиболее характерна для естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии и прочих.
  4. Мастер-класс (творческая мастерская, воркшоп) – формат обучения, в рамках которого проводится занятие по обучению тому или иному профессиональному навыку или его совершенствованию. Преподавателями, как правило, выступают специалисты в своей области. Мастер-классы практически не имеют ограничений по тематике.
  5. Семинар – в рамках учебно-практических занятий учащиеся обсуждают результаты выполненных ими работ. В большей мере речь идет о докладах, рефератах и иных исследовательских работах. Учащийся презентует свою работу – преподаватель и другие учащиеся дают комментарии и задают вопросы – формат вопрос-ответ перерастает в живую дискуссию освещаемой докладчиком проблематики.
  6. Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей,  музеев и прочих важных с культурно-исторической точки зрения мест с учебными или просветительскими целями. В школьной среде наиболее популярны классные походы в исторические музеи и театры.

Преимущества того или иного формата организации образовательного процесса выделить достаточно сложно, так как они применяются на разных уровнях получения образования: уроки и экскурсии более характерны для школы, в то время как лекции, семинары и лабораторные работы – для вузов, а мастер-классы зачастую и вовсе являются способом самообразования. Так, мы не можем объективно оценить эффективность лекций в средней школе и классических уроков в университете.  

Поведенческие стили

Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:

  • Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
  • Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
  • Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
  • Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.

Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

Интересные факты из истории

Первые самые древние признаки такого общения были обнаружены в Африке, поэтому косвенно принято считать, что именно там зародился первый язык. Но, к сожалению, неизвестно конкретно, что это за язык и родственником какого из современных является. Можно сказать, что все последующие находки: написание, значение слов были похожими, но со временем языки утратили свою близость и стали более сложными и индивидуальными.

На сегодня насчитывается около семи тысяч языков, не считая наречий. С каждым годом в наше общение приходят все новые и новые слова, делая наш лексикон разнообразней. Только русский язык по подсчетам состоит из ста пятидесяти тысяч слов. Так вот средний человек в постоянном общении использует до пятидесяти тысяч слов в разных вариациях. И это необходимо для того, чтобы Вас понимали.

Ещё на начальных этапах люди сталкивались с различными разногласиями и различными взглядами на вещи. Древне греческие мыслители рассказывали в своих летописях про войну умов. Уже тогда стало понятно,что общее мнение объединяет людей в группы. Эти группы могут учитывать различные интересы: религиозные, политические, культурные. Из-за разных убеждений и нежелании или неумении договариваться, начались войны. Теоретически любой конфликт можно назвать войной, и между людьми появлялись конфликты на различных почвах. Что в своё время привело к способности их сглаживать и уступать друг другу. Умение договариваться привело нас на такой уровень.

Основные стороны общения

Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:

  • коммуникативная — передача информации между людьми;
  • интерактивная — взаимодействие между субъектами;
  • перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.

В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:

  • контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
  • информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
  • побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
  • координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
  • функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
  • амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
  • функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.

Коммуникативная сторона общения

Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.

Коммуникативная сторона общения отвечает за:

  • передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
  • обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
  • правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.

Перцептивная сторона общения

Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.

Перцептивная сторона общения отвечает за:

  • познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
  • познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
  • организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
  • формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
  • становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.

Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:

  • восприятие физических характеристик собеседника;
  • оценка вербальной и невербальной информации;
  • составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
  • формирование восприятия на эмоциональном уровне;
  • развитие эффективного взаимодействия.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия

То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности

Существует три основных вида взаимодействия:

  • кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
  • конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
  • конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.

Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:

  • учет планов всех сторон;
  • анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
  • осмысление степени включенности все субъектов.

Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:

  • соблюдать нормы этикета и морали;
  • придерживаться установленным правилам взаимодействия.

Подпишись на официальный канал Лайфхакера

Интерактивное общение в современном мире

В наши дни возможность быть на связи и всегда владеть новой информацией огромна. Если ещё пол века назад такие слова как: интернет, мобильный телефон, скайп, гугл, ввели бы в ступор. На сегодня эти инновации играют важную роль в нашей жизни и используются как для работы так и для бытового общения. Благодаря этим новинками мы всегда поддерживаем связь с нужными людьми и при необходимости решаем все вопросы одним видео звонком, даже если собеседник находится на другом краю света

Это даёт нам преимущества в работе, интерактивное общение с клиентами очень важно, и даёт вам возможность привлекать клиентов сервисом. Например, получить информацию о препарате онлайн, это облегчает жизнь больному , отпадает надобность идти в аптеку тратить своё время, и даёт вам возможность проинформировать клиентов о ближайших акция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector