Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Тренировка звуков: з, ш, щ, ч, ж, с

Шипящие звуки трудно произносить четко и членораздельно. Скороговорки с ними считаются одними из самых тяжелых. Однако систематические тренировки позволят добиться идеального произношения.

Наиболее удачные скороговорки:

  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Саша шапкой шишку сшиб.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
  • Идет с козой косой козел.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Неправильное или нечеткое произношение свистящих звуков усугубляется тем, что их воспроизведение нарушается комплексно. Дикция становится невнятной, а в большинстве случаев совсем непонятной. Для исправления такого дефекта придется тренироваться годами, причем с квалифицированным логопедом. Самостоятельные упражнения скороговорками могут стать дополнительной нагрузкой, но не основой терапии.

— Скороговорки на букву Ж

________

* * * Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

* * * Жужжит над жимолостью жук. Тяжёлый на жуке кожух.

* * * Встретил в чаще ёж ежа: — Как погода, ёж? — Свежа! И пошли домой, дрожа, Горбясь, ежась, два ежа.

* * * У ежа- ежата, у ужа- ужата.

* * * Жил- был жук, жук жил- был.

* * * Журавль жабе не жених.

* * * Жутко жуку жить на суку.

________

Правила развития дикции с помощью скороговорок

При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:

  • На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
  • Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
  • Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
  • Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
  • На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
  • В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
  • Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.

Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.

Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.

Рекомендуемые правила для занятий скороговорками

Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:

  1. Темп произношения наращивают постепенно, начиная с медленной скорости. По мере усовершенствования речи, предложения произносят быстрее.
  2. Четко выговаривают окончания каждого слова, активизируя согласные буквы.
  3. Стараются проговаривать чистоговорки на одном дыхании.
  4. Периодически меняют интонацию голоса, меняя детский, женский и мужской тон.
  5. Хороший результат дает сочетание произношения словосочетаний с физическими упражнениями, такими как бокс, танцевальные движения, приседание, бег на месте.
  6. Присоединение творческой составляющей — воспроизведение скороговорки, накладывая ее на какую-либо мелодию.

Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.

Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.

18 удивительных предметов, которые гораздо больше похожи на совершенно другие вещи, чем на самих себя

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.


Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.


Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Как заниматься

До начала занятий необходимо детально ознакомиться с теорией их проведения.

  1. Тренировка всегда проводится поэтапно. Вначале текст необходимо произнести медленно, по слогам, проговаривая каждый звук.
  2. Темп озвучивания скороговорки нужно увеличивать постепенно, не форсируя событий. В противном случае человек будет запинаться, и пользы такие занятия не принесут.

Скороговорки для взрослых надо проговаривать, контролируя артикуляцию и дикцию.

Дополнительные рекомендации будут следующими:

Начиная занятия, понравившиеся скороговорки нужно проговаривать несколько десятков раз за день. Длительность одного «урока» не меньше 5 минут.
Выбранные скороговорки необходимо распечатать достаточно крупным текстом на отдельном листке бумаги. Разместите их в самых видных местах – например, на холодильнике, компьютерном столе и т.д

– чтобы они постоянно привлекали внимание человека.
Скороговорки необходимо заменять другими – полностью весь список – каждые 10 – 12 дней. Это позволит внести разнообразие в занятия и исключит привыкание артикуляционного аппарата к однообразному произношению.
Скороговорки должны обязательно содержать проблемные звуки, которые необходимо исправить и закрепить.

Скороговорки для развития речи взрослых достаточно сложные, и чтобы не ухудшить имеющуюся проблему, пытаться произнести текст быстро не стоит. Слова желательно проговаривать неспешно и максимально ритмично

Важно понимать смысл озвучиваемого текста

  • Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
  • Протокол протоколом запротоколировал.
  • Цапля с цыпленком цепко сцепились.

Наращивание темпа проходит постепенно. Человек должен стремиться к тому, чтобы произносить скороговорку на одном дыхании

Очень важно четко озвучивать окончания слов, делая акцент на согласных звуках

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя

Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Сложные скороговорки на букву «Р» для взрослых

Картавость – проблема не только маленьких детей, но и многих взрослых. Раньше не уделялось столько внимания этому вопросу в детском возрасте: не все родители знали, что с таким недостатком можно бороться. Хотя для некоторых людей такое произношение буквы «Р» стало настолько привычным, что не вызывает неприязни со стороны окружающих, а даже придает шарм. Но для тех, кто испытывает неудобства при общении, существуют не только легкие, но и сложные скороговорки с буквой «Р». Некоторые из них сложно прочитать с первого раза. Приступать к тренировкам с ними следует после того, как будут освоены несколько самых простых чистоговорок на букву «Р».

Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!». На раскраске Карасенка – три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят!

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

***

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

***

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

***

Дробью по перепелам да по тетеревам.

***

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

***

Перед коровой короб корок.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Обрадован баран – у барана – барабан. И баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

***

Лорд Карл украл у Клары три коралла. Кораллы лорда Клара не крала!

***

Привез Пров Егору во двор дров гору.

***

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

***

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. До норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

***

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

***

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Клара-краля кралась к Ларе.

***

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.

***

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

***

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь. Но заскороговошившись, выскороговорил – что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

***

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

***

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
– Сено грабь граблями, краб.

***

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет

Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Детская скороговорка на звук Р 

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Скороговорка для детей на звук Р 

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели. 

Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Детская скороговорка для автоматизации звука Б 

Белые бараны били в барабаны.

Смешная скороговорка для детей: звук Б 

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне. 

Скороговорка для детей на звук Б 

Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка. 

Читай также: Выговариваем звук «З»

Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш 

Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Детская скороговорка для автоматизации звука Ж 

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Скороговорка для детей: звук Ж

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.

Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.

Скороговорка на звук Х 

Вкусная халва – мастеру хвала.

Детская скороговорка на звук Щ 
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Скороговора для детей на звуки Р и Ч

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Читай также: Учимся рычать букву «р»

Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Скороговорка для детей на звук Л 

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Детская скороговорка для автоматизации звука Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.

Скороговорка на звуки З и С

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Детская скороговорка на звук З 

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Скороговорка для детей на звук З 

За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.

Простая детская скороговорка: звуки С, Ц

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д

Странные вещи творятся на свете 
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете 
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру 
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете 
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!

Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка. 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.

Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к

  • Бобры добры ушли в боры.
  • Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
  • Баран-буян залез в бурьян.
  • Бублик, баранку, батон и буханку.
  • Пекарь из теста испёк спозаранку.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Вылили мыло в ванну.
  • И вымыли мылом Ваню.
  • Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
  • Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
  • Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  • Гули-голуби гуляли, голубику собирали.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.

           Дровоколорубы рубили дубы.

  • Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
  • В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
  • Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
  • Розовые розы замерзают в морозы.
  • Зимним утром от морозе.

           На заре звенят берёзы.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

          Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

          Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.

  • Коси, коса, пока роса
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  • Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
  • В голубятне голуби, а на дубе желуди.
  • Мыла Мила мишку мылом,

            Мыло Мила уронила,

            Уронила Мила мыло —

            Мишку мылом не домыла.

  • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • На мели мы лениво налимов ловили.

            И меняли налимов вы мне на линя.

            О любви не меня ли вы мило молили,

            И в туманы лимана манили меня.

Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.

  • Пекарь Пётр пёк пироги.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  • Повар Пётр и повар Павел,

            Пётр пёк, а Павел парил,

            Парил Павел, Пётр пёк,

Смотрите еще:

  • Как побороть страх
  • Как развить память
  • Упражнения для развития речи и дикции

            Повар Пётр и повар Павел.

Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!

            Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
  • Слон сломал случайно стенку.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
  • Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Ткет ткач ткани на платки Тани.

Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ

  • Филипп к печке прилип.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
  • Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  • Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
  • В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.
  • На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
  • Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  • У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Наварила щука щей, угощала двух лещей.
  • Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Но почему их обычно разучивают дети?

Наталья шутит: все-таки игру придумали взрослые, чтобы потешаться с детьми. Но можно найти и более серьезное объяснение.

— Сейчас мы живем в эпоху, где все очень динамично, информационные технологии набрали очень активный рост и утрачена связь и преемственность поколений между людьми. Современные бабушки и дедушки уже не передают или мало используют фольклорный опыт: пестование (самые простые формы игры с младенцем, когда ребенка пеленали, мыли, кормили, мама ему маленькими стишками, приговаривая, доносила о том как он ей нужен), потешки (шуточные песенки, которые сопровождались движениями. Необходимы для привлечения внимания ребенка к речи и общению), сказки с повторяющимся сюжетом, чистоговорки, скороговорки. Чудесно, если в доме активно играют в настольные игры, — отмечает логопед.

Фото: unsplash.com

Речь взрослых более сложная по своей форме. Мы используем, кроме диалога, еще и монолог, и письменную речь, например, при общении в мессенджерах — и необходимо, чтобы дети также пришли к такому уровню развития речи:

— Уже к возрасту 6−7 лет речь ребенка считается созревшей во всех ее компонентах. Дальше идет только ее усовершенствование и активный переход от устной формы к формированию более сложных форм речи — письменной, развернутой, монологической речи. На этих умениях речи строится академическое образование на всех ступенях ее развития, начиная от школы и до высших ступеней. Взрослея, мы больше используем монолог, нежели диалог. Например, когда пишем диктанты, сочинения, пересказы, составляем описания чего-либо, отвечаем на экзаменах.

Скороговорка в этот ряд «не вписывается»: это более простая, заученная форма.

— Она построена на повторении, и работа с такой формой больше подходит детям или взрослым с профессиями, в которых важна работа с голосом и дикцией, — объясняет логопед. — Хотя, конечно, значение этой формы, мне кажется, недооценено.

Эзотерический сонник

Сложные скороговорки

Используются для тренировки дикции. Особой значимостью наделен текст чистоговорок, применяемый для совершенствования речи дикторов. В любом языке имеются слова, которые даже по слогам произнести сложно. Здесь на помощь приходят скороговорки. Повторение фразы с труднопроизносимым сочетанием звуков с максимальной скоростью поможет со временем произносить неподдающиеся слова автоматически, чисто и красиво.

  • Налево нас рать. Направо нас рать. И битвою мать Россия спасена.
  • Муж в Тверь, жена в дверь.
  • На холме стоят кули, выйду на холм куль поправлю.
  • Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Примером написания сложной скороговорки для взрослых служит содержание песни Гарри Топор Упражнения для дикции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector