Виды памяти

Содержание

Содержание

Классификация по психической активности

Специфические особенности человеческой памяти заключаются в том, что она участвует в мыслительных процессах. Индивид способен мечтать, комбинировать понятия или образы. У человека есть воображение и эмоции. Людям бывает очень трудно забыть неприятные воспоминания. Психические свойства личности способствуют воспроизведению отдельных переживаний прошлых событий.

Для мысленного восстановления фактов и сведений субъекту необходимо оживить все воспоминания, припомнить нужные ассоциации и обстановку времён происходящих действий.

Человек может восстановить давно прошедшие события искажённо. В отличие от него компьютер воспроизводит внесённые данные очень точно. Файловая система не даёт ошибиться электронике. Различия в обработке информации у людей и энергозависимых устройств наблюдаются в том, что электроника кодирует сведения с помощью процессора, а человек передаёт данные по нервным клеткам.

У людей в голове творится некий беспорядок. Им надо выискивать среди множества мелькающих мыслей одну, относящуюся к нужной теме. Мозг не хранит ничего в готовом виде. В отличие от человеческой памяти энергозависимые запоминающие устройства могут сохранять содержимые данные только при наличии напряжения питания.

При условном разделении на основные разновидности по характеру психической активности психологи принимают во внимание рецепторы и анализаторы, участвующие в восприятии, обработке и сохранении получаемых данных

Образная

Акт запоминания производится путём восприятия образов через какие-то сенсорные системы. Воспроизведение осуществляется в форме представлений. Субъект запоминает картинки природы, жизненные явления, звуки, запахи, вкус. Индивид способен восстановить в памяти отсутствующий предмет по отпечатавшемуся в голове образу, детально охарактеризовать его. Он может представить себе запах и вкус только что приготовленного шашлыка, аромат чайной розы, трель соловья.

Двигательная

Младенец наделён условными двигательными рефлексами, которые постепенно перерастают в моторную память. Она начинает формироваться у малыша в первые месяцы жизни. Держание головы, ползание, первые шаги осваиваются посредством двигательного запоминания. В дальнейшем фиксация и воспроизведение двигательных операций принимает сознательный характер. Ребёнок учится одеваться, умываться, чистить зубы, держать ложку, стричь ногти, застилать постель, причёсываться. Среди этих действий находится ходьба, бег и письмо. Запоминаемые движения формируют основную базу трудовых навыков и практических двигательных операций. Молодые специалисты постепенно осваивают профессиональные умения. Движения со временем доводятся до автоматизма. Этот вид запоминания очень важен для спортсменов и танцоров.

Эмоциональная

Наиболее надёжным и прочным хранилищем любых сведений является архив памяти, сформированный на базе различных чувств: радость, огорчение, страх. Это могут быть нанесённые обиды, которые невозможно забыть, или стыд за собственные поступки. Пережитые и сохранённые эмоции выступают в качестве сигналов, побуждающих к действиям или удерживающих от них. К концу первого года жизни данный вид запоминания ярко проявляется у детей. Ребёнок может рассмеяться или расплакаться, увидев доставившую ему радость вещь или предмет своего страдания. Субъект может начисто забыть какие-то события, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, а впечатления и чувства остаются в хранилище головного мозга. Закреплённые в мозговых структурах фрагменты могут воспроизводиться в мельчайших деталях мгновенно в виде ярких фотовспышек. Этот тип запоминания оказывает огромное воздействие на личность. Эмпатия и сочувствие к людям базируется на эмоциональной памяти.

Словесно-логическая

Основу данной разновидности памяти составляют слова и мысли. Эти два понятия взаимосвязаны: слова возникают в результате размышлений, а мысли воплощаются с помощью различных языковых форм. Основной смысл материала, полученного в результате мыслительного процесса, передаётся в буквальном словесном оформлении. Форма подачи информации зависит от понимания текста, от способности находить важные и второстепенные части, от уровня речевого развития.

Причины непроизвольного запоминания

Можно наблюдать закономерности непроизвольного запоминания в ситуациях, когда деятельность человека неожиданно для него прерывается. Если он поглощён решением определенной задачи, то при прерывании более вероятно, что данная деятельность будет запоминаться непроизвольно.

Любые действия должны быть вызваны соответствующей потребностью индивида. Действие человека вызывается определенным напряжением. По этой причине он стремится довести до конца действие, вызывающее это напряжение, соответствующее некоторой потребности (квазипотребности). При завершении действия, происходит разрядка напряжения, а человек перестаёт стремиться к выполнению действий. Тем не менее, если действие не выполнено и напряжение не разрядилось, то сохраняется тенденция выполнять действие. Это ведет к тому, что действие должно остаться в памяти. Таким образом, тенденция и представляет собой один из механизмов памяти, который создает препятствия для забывания действия.

1.1 Исследования непроизвольного запоминания А.А. Смирновым

Смирнов неожиданно
для испытуемых просил их вспомнить 
все, что они запомнили по дороге
из дома на работу, или же (во второй
серии опытов) предлагал им рассказать,
что происходило в течение научного совещания,
на котором они присутствовали за неделю
до опытов. Был сделан вывод о зависимости
непроизвольного запоминания от основной
линии деятельности, в ходе которой оно
осуществлялось, и от мотивов, определяющих
эту деятельность. Испытуемые чаще всего
вспоминали то, что делали (а не о чем думали),
что способствовало или препятствовало
достижению цели, а также нечто странное,
необычное. Запоминались и те положения
из выступлений, которые были тесно связаны
с кругом знаний и интересов испытуемых.
Зинченко при изучении непроизвольного
запоминания предлагал испытуемым выполнять
задания, требующие разной интеллектуальной
активности. Он установил, что эффективность
запоминания зависит от того, является
ли запоминаемое целью деятельности или
лишь средством ее выполнения. Другой
фактор — это степень, уровень интеллектуальной
активности. Высокая интеллектуальная
активность необходима для того, чтобы
компенсировать отсутствие мнемической
направленности. Именно поэтому, например,
непроизвольно лучше запоминались числа
из задач, которые придумывал сам испытуемый,
а не те, которые были в задачах, предлагаемых
для решения в готовом виде.

Обзор видов

Человеку свойственно забывать многие факты, но в хранилище мозговых структур долго сохраняется информация, поддерживающая его убеждения, взгляды и увлечения. Избирательное запоминание проявляется в том, что только часть воспринимаемых сведений остается в голове. Из огромного потока информации мозг автоматически сохраняет только факты, интересующие в данный момент личность.

Интервальное запоминание подразумевает поэтапную фиксацию в памяти каких-то данных, повторение их через определенный промежуток времени. Например, важную информацию фиксируют на листке и пытаются воспроизвести в памяти через 2 недели. Затем записывают забытые факты. Через полмесяца восстанавливают в памяти всю информацию. Если какие-то сведения не удалось вспомнить, то их снова переписывают, повторяют и оставляют на 2 недели. И так продолжается до тех пор, пока весь текст не будет усвоен. Метод интервальных повторений применяют при изучении иностранных языков.

Иногда люди с целью удержания в голове большого объема информации прибегают к зубрежке. Основу механической фиксации материала составляют ассоциации по смежности без осознания логической связи между фрагментами получаемой информации. Этот вид преднамеренного запоминания отличается зазубриванием без осмысления, поэтому он неэффективен. В отличие от него смысловое запоминание основывается на четком понимании логических цепочек между отдельными фрагментами осваиваемой информации, поэтому она запоминается лучше.

Осознанное

Целенаправленное удержание в голове событий и фактов представляет собой особый и сложный мыслительный процесс, подчиненный задаче запомнить. Осмысленное закрепление материала с использованием ассоциативных рядов, логичных рассуждений, систематического повторения относят к произвольному запоминанию.

Преднамеренная фиксация информации в структурах головного мозга требует волевых усилий. Обычно субъект ставит перед собой конкретную задачу запоминания определенных данных. С этой целью он использует специальные приемы, производит определенные действия. Например, многократное повторение необходимых данных происходит до полного их усвоения.

Неосознанное

Фиксация информации может происходить случайно, без затраты индивидом определенных волевых усилий. Такое автоматическое действие умственного процесса именуют непроизвольным запоминанием. Непреднамеренное запечатление каких-то данных сохраняет определенный след в коре головного мозга. Жизненно важная информация сохраняется в памяти лучше всего. Хорошо запоминаются сведения, связанные с интересами и потребностями субъекта.

Где зимой найти ротана

Разумеется, если рыболов впервые пришёл на водоём, причём, когда воду уже сковал лёд, то ему будет практически невозможно определить, в каких местах была зелень. В этом случае зимняя ловля ротана может быть удачной в таких районах, где:

  • Имеются какие-то захламлённые участки: виднеются коряги или ветки, лежат поваленные деревья, имеется мусор и т.д.
  • Через лунки можно наблюдать чёткие границы между растительностью на дне и её отсутствием.
  • Области, в которых впадают ручейки либо бьют ключи.

Ротан отдаёт предпочтение донным местам, где его без проблем можно найти в любое время года.

Какой бывает память по ведущему анализатору?

Наиболее активное участие в процессе запоминания играют органы чувств.

Зрительная

Неслучайно существует поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Индивид способен запоминать и воспроизводить визуальный образ: лица знакомых людей, обложки любимых книг, конкретные фрагменты текстов. Отпечаток остаётся в воображении длительное время после окончания воздействия воспринятой картинки на органы чувств. Эта разновидность памяти необходима художникам и инженерам. На ней основан процесс запоминания и восстановления информации.

Слуховая

Данный вид удержания информативных следов помогает человеку запоминать речевые и музыкальные звуки. Субъект, который быстро и точно фиксирует и воспроизводит разнообразные звуки, способен воспринять и запомнить большой объём услышанной информации: шум морского прибоя, трель соловья, рокот реактивного самолёта, голос любимого человека, звучание музыкального произведения. Такая особенность обычно присуща музыкантам, акустикам и переводчикам-синхронистам.

Осязательная

Существует память на прикосновения. Она позволяет человеку сохранить информацию о внешнем мире. Некоторые люди при одном лишь касании какого-то предмета способны воспроизвести произошедшее много лет назад событие в мельчайших деталях. Шероховатая обложка книги, нежная материнская рука, мягкая пушистая кошка, прожилки зелёных листиков способны вызвать массу приятных воспоминаний.

Обонятельная

Нередко ароматы вызывают у людей воспоминания. В воображении всплывают картины из прошлых лет: лица знакомых, обстановка квартиры, природные явления, звуки и эмоции. Субъект с прекрасной обонятельной памятью может без труда представить дым костра, запах речной прохлады, аромат любимой душистой воды. Способность фиксировать в памяти различные запахи необходима парфюмерам и дегустаторам.

Вкусовая

Деятельность вкусового анализатора направлена на запоминание вкуса. Индивид способен ощутить горечь острого перца, сладость кондитерских изделий, кислоту лимона. Не каждому человеку удаётся на вкус распознать ингредиенты, присутствующие в каком-либо блюде. Попробовать определённую пищу и точно определить, из чего она состоит, вплоть до узнавания всех специй, может только субъект с хорошо развитой вкусовой памятью. Это незаменимое качество для поваров и дегустаторов.

Виды памяти и их характеристика в видео ниже.

Ссылки

49.Виды памяти и их особенности.

В
зависимости от деятельности хранения
материала выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную,
долговременную и генетическую память.
Мгновенная
(иконическая) память
представляет собой непосредственное
отражение образа информации, воспринятого
органами чувств. Ее длительность от 0.1
до 0.5 с. Кратковременная
память
сохраняет в течение короткого промежутка
времени (в среднем около 20 с.) обобщенный
образ воспринятой информации, ее наиболее
существенные элементы. Объем кратковременной
памяти составляет 5 — 9 единиц информации
и определяется по количеством информации,
которую человек способен точно
воспроизвести после однократного
предъявления. Важнейшей особенностью
кратковременной памяти является ее
избирательность

Из мгновенной памяти
в нее попадает только та информация,
которая соответствует актуальным
потребностям и интересам человека,
привлекает к себе его повышенное
внимание

Оперативная
память

рассчитана на сохранение информации в
течение определенного, заранее заданного
срока, необходимого для выполнения
некоторого действия или операции.
Длительность оперативной памяти от
нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная
память

способна хранить информацию в течение
практически неограниченного срока, при
этом существует (но не всегда) возможность
ее многократного воспроизведения. На
практике функционирование долговременной
памяти обычно связано с мышлением и
волевыми усилиями.

Генетическая
память

обусловлена генотипом и передается из
поколения в поколение. Очевидно, что
влияние человека на этот вид памяти
очень ограничено (если оно, вообще,
возможно). В
зависимости от преобладающего в процессе
функционирования памяти анализатора
выделяют двигательную, зрительную,
слуховую, {осязательную, обонятельную,
вкусовую}, эмоциональную память
.

За
сохранение и воспроизведение зрительных
образов отвечает зрительная
память
.
Она напрямую связана с развитым
воображением: то, что человек зрительно
может себе представить, он, как правило,
легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая
память

— это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков,
например, музыкальных, речевых. Особую
разновидность речевой
памяти

составляет словесно-логическая, которая
тесным образом связана со словом, мыслью
и логикой. Двигательная
память

представляет собой запоминание и
сохранение, а при необходимости и
воспроизведение с достаточной точностью
многообразных сложных движений. Она
участвует в формировании двигательных
умений и навыков. Ярким примером
двигательной памяти является рукописное
воспроизведение текста, подразумевающее,
как правило, автоматическое написание
когда-то изученных символов. Эмоциональная
память

— это память на переживания. Она участвует
в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти основана
прочность запоминания материала: то,
что у человека вызывает эмоции,
запоминается без особого труда и на
более долгий срок.

В
процессе запоминания (воспроизведения)
информация претерпевает разнообразные
изменения: сортировку, отбор, обобщение,
кодирование, синтез. По характеру участия
воли в процессе запоминания и
воспроизведения материала память делят
на произвольную
и непроизвольную
.
В первом случае перед человеком ставится
специальная мнемоническая задача (на
запоминание, узнавание, сохранение и
воспроизведение), осуществляемая
благодаря волевым усилиям. Непроизвольная
память

функционирует автоматически, без особых
на то усилий со стороны человека.

Как с помощью игр развить произвольную память

Как развить произвольную память у детей. Не так редки жалобы
родителей на детей, что те с трудом запоминают стишки, буквы, цифры

От памяти
зависит мышление человека, поэтому развивать ее в детстве крайне важно. Память так же важна, как и усидчивость и
даже больше

Наверняка все замечали, как дети быстро усваивают
иностранные языки и намного быстрее учат стихи, чем взрослые. Отнюдь это не
означает, что дополнительные занятия им не нужны. Однако дети неусидчивы и
непосредственны. Заставлять их часами сидеть не эффективно, следовательно,  обучение ребенка нужно начинать с помощью игр.

Ребята как известно не сидят на месте. Развивать произвольную память в момент подвижных игр вполне возможно. Игры пригодятся и дома, когда ребенок отдыхает, и во время прогулки и в детском саду.

SOURCE

Перечень документов

Поменять ИНН при смене фамилии через Госуслуги не представляется возможным без:

  • документа, удостоверяющего личность и подтверждающего существующие изменения в сведениях;
  • официальной бумаги, являющейся причиной изменений в документах – свидетельство о браке, его расторжении или др.;
  • старого налогового номера.

Различия оперативной и кратковременной памяти

Кратковременная и оперативная память очень похожи. Обе сохраняют информацию на короткий срок. Отличаться они всегда будут следующим:

Кратковременная память – сортировочный центр

Она получает информацию от внешнего мира или от организма, после чего распределяет ее дальше: то, что нужно здесь и сейчас, отправляется в оперативную память, что важно и полезно, уходит в долгосрочную, ненужные данные вскоре забываются

Мультик «Головоломка» хорошо пояснит работу разных видов памяти

Рабочая память – конечный пункт информации. Данные из нее можно только использовать и забыть.

Мозг человека – орган, от которого зависит человеческое существование, он довольно сложный, чтобы изучить его так подробно, как и костный скелет. Именно поэтому до сих пор ведутся дискуссии на тему, является ли оперативная память отдельным видом памяти или всего лишь состоянием кратковременной. Большинство ученых и врачей склоняется ко второй версии.

Если предположить, что оперативная память – состояние кратковременной, то можно отследить следующую закономерность. Во время использования рабочей памяти возможность человека удерживать в уме нужные данные получается улучшить, зато в отместку страдают критическое мышление, возможность обдумывать, «записывать» информацию в долгосрочную память. Единого мнения нет, но можно сделать предположение, что такое переключение запускает напряжение. Когда результат нужен безотлагательно, сроки ограничены, мозгу легче переключиться в режим рабочей памяти, решить проблему и вернуться к нормальному функционированию.

На примере домохозяйки с кучей задач: у нее одно, второе, пятое, десятое дела, помнить о которых ей помогает оперативная память, работающая динамично. В итоге теряются из памяти довольно важные вещи: солила ли женщина суп или куда положила расческу

Именно поэтому рекомендуется не затягивать с важными делами, если важно не количество, а качество

Домохозяйка со множеством дел

Способы повышения

Если восприятие нового материала затруднено из-за имеющихся проблем с запоминанием, надо выбрать правильную стратегию. Следует настроить себя на усвоение информации. Любые сопоставления, вычленения главных идей, подсчеты улучшают процесс заучивания. Психологи рекомендуют с целью улучшения усвоения учебного материала производить какие-нибудь действия с запоминаемыми сведениями.

Всем обучающимся в среднем или высшем образовательном учреждении для эффективного усвоения учебного материала необходимо пересказывать изучаемую информацию своими словами. Стоит всегда связывать ее с приобретенными ранее знаниями, проводить между ними параллели, строить ассоциативные ряды с фактами и сведениями, полученными в результате личного опыта. Надо как можно реже пользоваться шпаргалками и интернетом для получения нужного материала. Следует опираться на собственную память, применять весь имеющийся потенциал своего мышления.

Готовясь к выступлению, запоминайте канву речи, а не весь текст. Лучше всего сохраняются в памяти начало и конец текста или запоминаемого ряда. Эта особенность называется «эффектом края». Этот факт следует учитывать при подготовке речи. Найдите интересные примеры, запишите опорные слова.

Повышает запоминание информации техника чередования. Она подразумевает после частичного выполнения заданий по одному предмету переключение на другую образовательную дисциплину с последующим возвращением к предыдущему материалу

При чередовании предметов важно четко структурировать все сведения, тогда не произойдет хаотического нагромождения различных событий

На опосредованное запоминание конкретных и абстрактных понятий нацелена методика пиктограмм. Она предполагает запоминаемые слова заменять рисунками. Школьники обычно быстро придумывают образы, лаконично символизирующие нужное понятие, и изображают их графически. Восстановление в памяти зафиксированных в виде рисунков слов не вызывает затруднения. Есть много специальных техник, рассчитанных на запоминание лиц, имен, отчеств, фамилий. Некоторые из методик предлагают связать образ с литературным или сказочным героем.

3.1 Эксперимент Зейгарник

Половину видов 
деятельности, выполняемой испытуемыми 
в эксперименте, разрешалось продолжать
до завершения (или выполнения задания),
а оставшаяся половина прерывалась 
экспериментатором на том или ином ее этапе.
После окончания эксперимента сеанса
все задания — как завершенные, так и незавершенные,
— убирались экспериментатором, чтобы
испытуемые не могли их видеть, и испытуемых
просили кратко записать то, чем они занимались.
Результаты этого исследования подтвердили
первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество
вспомненных незаконченных или незавершенных
заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось
значительно выше количества завершенных
заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем,
испытуемые, принимавшие участие в исследования
Зейгарник, вспоминали в два раза больше
незавершенных заданий, чем завершенных.

1) Название методики: Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика п.И. Зинченко)

2)
Возрастной диапазон:
13-15
лет

3)
Цель методики:
выяснить
зависимость продуктивности непроизвольного
запоминания от характера деятельности
человека, определить объем зрительной
памяти

4)
Оборудование:
16 картинок, которые
легко классифицируются на 4 группы.
Кроме изображения на каждой картинке
(в правом верхнем углу) написано двузначное
число

5)
Инструкция:
Эксперимент состоит
из двух серий. Все испытуемые делятся
на две подгруппы 1-я серия. Первой группе
предъявляется следующая инструкция:
«С вами будет проведен эксперимент, в
котором проверяется умение классифицировать
предметы по их общим признакам. Ваша
задача состоит в том, чтобы расклассифицировать
в уме все картинки на четыре группы».
После окончания серии эксперимента его
участникам предлагают письменно
воспроизвести в любом порядке сначала
названия картинок, а затем числа.

2-я
серия. Второй группе испытуемых
предлагается тот же стимульный материал.
Им предъявляется следующая инструкция:
«Ваша задача – расположить в уме все
числа, имеющиеся на картинках, строго
по ряду номеров от наименьшего к
наибольшему». После окончания серии
эксперимента испытуемому предлагается
сначала воспроизвести числа, а затем
предметы.

6)
Обучающая помощь:
При затруднении
испытуемых следует проговорить
инструкцию, приводя примеры классификаций.

7)
Анализ результатов:
1. Определить
среднее число правильно воспроизведенных
картинок и чисел в обоих опытах для
каждой группы испытуемых.

2.
Записать полученные средние значения
в таблицу:

3.
На основании анализа данных, представленных
в таблице, сделать выводы об условиях
продуктивности непроизвольного
запоминания.

4.
Установить обстоятельства, которые
способствовали запоминанию в отдельных
случаях предметов и чисел в ситуациях,
когда они выступали фоновыми раздражителями.

8)
Оценка результатов:

Высокий
– испытуемый 1 гр. без затруднений
классифицирует предметы, воспроизводит
числа с минимумом ошибок. 2 гр. воспроизводит
числа и предметы без особых затрудений,
не затрачивая много времени

Средний
– испытуемый 1 гр. испытывает сложности
в классификации предметов, с трудом
воспроизводи числа к предметам. 2 гр.
затрудняется в воспроизведении
правильного порядка чисел и предметов,
затрачивает больше времени, допускает
ошибки

Низкий
– испытуемый 1 гр. испытывает трудности
в классификации предметов и не может
воспроизвести числа к предметам. 2 гр.
не может запомнить порядок чисел,
требуется много времени, не может
соотнести числа в предметами

Практикум
по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева,
Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 139 с.

7

История

Герман Эббингаус

Герман Эббингауз (1850–1909).

Герман Эббингаус родился в 1850 году в Бремене, Германия. Он был первым, кто применил принципы экспериментальной психологии к изучению памяти. Он особенно известен своим введением и применением бессмысленных слогов в изучении памяти, изучение которых привело его к открытию кривой забывания и эффекта интервалов, двух из его самых известных вкладов в эту область. Эббингауз был также первым, кто попытался описать непроизвольную память, заявив, что «часто, даже спустя годы, психические состояния, однажды присутствующие в сознании, возвращаются к нему с очевидной спонтанностью и без какого-либо волевого акта; то есть они воспроизводятся непроизвольно. . » Далее он объясняет, что эти ментальные состояния когда-то были пережиты, что по определению превращает их будущее спонтанное появление в сознание в акт запоминания, хотя мы не всегда можем осознавать, где и как мы испытали эту информацию в первый раз. Эббингауз также сделал ключевое замечание о том, что эти непроизвольные воспроизводства не являются случайными или случайными; вместо этого «они вызываются посредством других непосредственно присутствующих ментальных образов» по ​​законам ассоциации. Это отражает соответствие теории Мейса и Линтона о непроизвольных воспоминаниях как побочных продуктах других воспоминаний, как обсуждалось выше.

Марсель Пруст — Память Пруста

Пруст в 1900 году

Марсель Пруст был первым человеком, который ввел термин «непроизвольная память» в своем романе À la Recherche du Temps Perdu ( В поисках утраченного времени или воспоминания о прошлом ). У Пруста не было никакого психологического опыта, и он работал в основном как писатель.

Пруст рассматривал непроизвольную память как содержащую «сущность прошлого», утверждая, что она отсутствует в произвольной памяти. В своем романе он описывает случай, когда он ел пропитанный чаем торт, и ему «открылись» детские воспоминания о том, как он ел пропитанный чаем торт с тетей. Из этого воспоминания он затем вспомнил о доме детства, в котором он был, и даже о самом городе. Это становится темой в « В поисках утраченного времени», с ощущениями, напоминающими Прусту о предыдущих переживаниях. Он назвал эти «непроизвольные воспоминания».

1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Запоминание без 
мнемической направленности, без 
намерения запомнить называют непроизвольным.
Оно обеспечивает сохранение большей 
части нашего опыта, однако стало 
изучаться позже произвольного 
и долгое время считалось неточным,
непрочным, запечатлевающим «случайные» факты, не вошедшие
в поле внимания. Действительно, есть немало
данных, которые, на первый взгляд, подтверждают
такое мнение. Например, при инсценировке
драки было получено лишь 47% правильных
ответов от наблюдавших ее детей. Или человек,
повторявший каждый день вслед за женой
молитву и произнесший ее около 5000 раз,
не смог прочитать ее наизусть, когда его
попросили это сделать, но выучил текст
молитвы после этого за несколько повторений.
Хорошо известны также неполнота, неточность
и противоречивость свидетельских показаний,
что впервые было описано и проанализировано
В. Штерном еще в начале XX в. Однако проведенные
позже исследования П.И. Зинченко и А.А.
Смирнова показали, что проблема эффективности
или неэффективности непроизвольного
запоминания намного сложнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector