Психические познавательные процессы

Развитие представлений о первичных и вторичных процессах

Теория о первичных и вторичных процессах были сформулированы Фрейдом в конце девятнадцатого века в период активного становления психоанализа в психологической науке. Эти представления были описаны Фрейдом в работе «Проект научной психологии». Дальнейшее свое развитие они получили в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений», в котором под первичным процессом Фрейд описал психический процесс, самостоятельно допускаемый системой бессознательного, а под вторичным процессом — процесс, который совершается под воздействием системы сознания человека.

По мнению Зигмунда Фрейда, целью первичного процесса является прохождение раздражения и образование идентичности восприятия, а цель вторичного процесса – образование идентичности мышления человека. Первичный процесс соотносился Зигмундом Фрейдом с принципом удовольствия, вторичный процесс с принципом реальности.

Проводя разграничение между данными процессами, Фрейд руководствовался не только соображениями иерархии, но и сформированными представлениями об имеющемся соотношении данных процессов во времени.

Формулируя свои представления о первичных и вторичных процессах Фрейд исходил из идей о том, что осуществление первичных процессов происходит благодаря высвобождающейся энергии из сферы бессознательного. В основном данные процессы находят свое проявление в сновидениях и истерических симптомах.

В отличие от первичных процессов, вторичные характеризуются высвобождением такой энергии, которая связана со сферой сознания человека, контролируема им и управляется сознательными проявлениями человека. Данные процессы находят свое проявление в сознательном установлении отсрочки удовлетворения желаний и приспособлением к реальности благодаря сознательной мыслительной деятельности человека.

Описанные выше представления Фрейда о первичных и вторичных процессах являются основной составной частью его психоаналитического учения, которое описывает процесс функционирования человеческой психики. Позднее в терминологии Фрейда понятие первичных и вторичных процессов были заменены на понятия бессознательного и сознательного процесса. В процессе выдвижения структурной точки зрения Фрейда он пришел к выводу о том, что «не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным» и в соответствии с этим защитные механизмы, присутствующие у человека являются тесно связанными именно с первичными процессами, а не с вторичными.

Типы ощущений

Ощущения как познавательные процессы делятся на:

  • Внешние,
  • Внутренние,
  • Двигательные.

Внешние ощущения включают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Используя этот спектр ощущений, индивид получает возможность познавать свойства предметов, находящихся снаружи. Рецепторы таких ощущений внешнего плана располагаются на поверхности человеческого тела (в органах чувств).

Если более подробно остановиться на некоторых видах ощущений данного типа, можно охарактеризовать их. Обоняние представляет собой тип чувствительности, который порождает специфические ощущения запаха. Для вкусовых ощущений присущи 4 базовые модальности (сладость, соленость, кислота и горькое). Осязание является кожной чувствительностью или результатом сложнейшего комбинирования четырех более простейших типов ощущений, включая давление, боль, тепло и холод.

Внутренние ощущения включают голод, жажду, тошноту, изжогу и т. д. Данные ощущения способны давать сведения от рецепторов органов чувств, расположенных внутри организма.

Двигательные ощущения представлены ощущениями движения и положения тела в пространстве. Для рецепторов двигательного анализатора характерно расположение в мышцах и связках. Это так называемые кинестезические ощущения, призванные обеспечивать управление движениями подсознательного уровня (автоматические движения).

Что такое психическое состояние человека

Определение

Психическое состояние — это целостная характеристика сознательной деятельности за определенный период времени, которая показывает специфику процессов психики, зависящей от явлений окружающей среды, а также индивидуальных свойств личности человека.

Особенностью состояния психики является включенность субъекта в общественную активность, что предполагает взаимодействие с социумом. Данная характеристика постоянно меняется и сопровождает человека на протяжении разных видов деятельности.

Определение психического состояния позволяет выделить его свойства:

  1. Изменчивость (человек постоянно находится в динамичном развитии, что влияет на изменение сознания).
  2. Целостность (специфика психической активности состоит из взаимосвязанных компонентов, отражающих сознательную деятельность на протяжении определенного периода времени).
  3. Полярность (поведение личности может выражаться в 2 противоположных явлениях. Например, бодрость противопоставляется вялости, интерес — безразличию).

Для психических состояний характерны следующие функции:

  1. Регулятивная — заключается в интеграции психических процессов в единую систему психического устройства человека. 
  2. Адаптивная — обеспечивает связь между существующими потребностями и желаниями личности и внешними условиями, которые могут быть как благоприятными, так и препятствующими для их реализации. Данная связь способна оценить собственные ресурсы и возможности для реализации целей.

Проявление психического состояния происходит с помощью сочетания следующих элементов:

  • степень восприимчивости к сигналам извне;
  • сознательные процессы личности;
  • степень возбудимости;
  • работоспособность;
  • уровень психической организации;
  • периодичность однообразия психического состояния;
  • превалирующие индивидуальные черты личности.

Примечание

В отличие от процесса сознательной активности, состояние психики характеризуется повышенной устойчивостью и целостностью. При этом психические процессы могут преобразоваться в более стабильные состояния благодаря индивидуальным свойствам личности.

Например, человек читает художественное произведение (процесс восприятия), но яркое впечатление от усвоенной информации способствует превращению процесса в усточивое и продолжительное состояние психики (осмысление новой информации, изменение привычных установок и взгляда на мир).

Основные типы подшипников

По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:

  • подшипники качения;
  • подшипники скольжения;

К подшипникам скольжения также относят:

  • газостатические подшипники;
  • газодинамические подшипники;
  • гидростатические подшипники;
  • гидродинамические подшипники;
  • магнитные подшипники.

Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения.

Процесс воображения

Воображение – это процесс погружения личности во внутренний мир, создание внутри образов, изображений и представлений.

К свойствам его относят:

  1. Предвосхищает будущее и содержит видение результата работы.
  2. Позволяет оживить ранее прожитые моменты.
  3. Представляет собой мысленный выход за рамки непосредственного восприятия личности.

К основным функциям воображения относят:

  1. Управление эмоциональным состоянием. Оказывает психологическую поддержку личности, оптимизирует внутреннее состояние, гармонизирует взаимоотношения и взаимодействие с социальной или природной средой.
  2. Регуляция деятельности индивида. Помогает составить план и проработать стратегию для решения жизненной проблемы, а также достижения поставленной цели.
  3. Репрезентация реального мира в форме образов. Отражает в виде ярких образов действительность.

Познание и интеллект

Познавательные психические процессы иногда именуют интеллектуальными, что порой вводит в заблуждение некоторых людей. На самом деле эти понятия тесно взаимосвязаны. Что же касается содержания данного явления, то оно достаточно обширное.

1. Ощущение. Это психическое отражение определенных особенностей и состояний окружающего мира, которые воздействуют на наши органы чувств. Они считаются чем-то тонким и первичным, ведь изначально они не поддаются анализу мышления.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

Ощущения указывают на различные особенности конкретных вещей, что и помогает увидеть общую картину. К ощущениям относят впечатления от цвета, запаха, понимание погодных условий, улавливание вибрации от каких-то объектов и т.п.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Восприятие. Это психический процесс формирования представлений об объектах и событиях окружающего мира. В отличие от ощущений, оно неделимо и конкретно. Восприятием считают не только сам процесс, но и конечный его результат.

Стоит отметить, что особенности психических процессов индивидуальны. К примеру, у вас и вашего собеседника могут быть абсолютно разные восприятия, что может привести к конфликту. Различия могут возникать из-за типа личности или имеющихся у человека знаний о конкретном предмете или ситуации.

Что интересно, так это то, что мышление не считается чем-то особенным и уникальным, ведь им обладают даже насекомые. К тому же переработка информации может приводить как к интересным мыслям, так и к полной бессмыслице.

Рекомендуем: Подсознание человека

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Сознание. Это способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам. То есть какие-то чувства и ощущения определяют последующую реакцию на что-то. Основные психические процессы можно назвать частью сознания.

Осознанные поступки и решения не могут быть случайными, ведь они являются результатом обдумывания. Единственное, что следует подчеркнуть: психика и воля – это ни в коем случае не синонимы, как считают многие, не стоит их путать.

5. Речь. Это умение коммуницировать с другими благодаря словам и звукам. Она может иметь абсолютно разный характер. Иногда речь успокаивает, иногда злит, а иногда радует и вдохновляет.

6

Внимание. Данный процесс представляет собой сосредоточение зрения или мозга на каком-то определенном событии или объекте

Внимание помогает нам отсеивать лишние сведения или знания, оставляя самое главное.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Основы общей психопатологии

Кстати, этот процесс может быть произвольным и непроизвольным. Второй вариант относится ко всему отвлекающему, но неинтересному. То есть мозг человека реагирует на это, но не специально, ведь иногда просто эмоционально сказанные слова постороннего человека привлекают нас, пусть и на одно мгновение.

7. Память. Это умение сохранять определенные события, а также способность их извлекать в нужное время. Кстати, функция забывания тоже относится к предмету памяти, так как является фильтром от ненужной информации.

8. Воображение. Способность создавать какие-то события мысленно, используя взятые из памяти картинки и образы. Благодаря воображению индивид может перемещаться во времени или делать то, чего никогда не умел. Все это происходит в некотором внутреннем мире, куда нет доступа другим личностям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Кстати, некоторые знаменитые ученые пользовались воображением не только для отвлечения от работы, но и в процессе нее. Например, Никола Тесла эксплуатировал его как блокнот, где хранил свои чертежи и наброски.

Характеристики процессов

Психические процессы — это актуальный отклик личности на происходящее вокруг. Им характерны следующие особенности:

  • Возникают из-за воздействия раздражителей (внутренних или внешних).
  • Оживляют организм, одушевляют его.
  • Имеют свое начало, развитие и конец.

Выделение психических процессов – условное разделение психики на составные части, которые появились по причине значительного влияния механистических представлений на психологов в период становления научной психологии.

Динамичность

Данная характеристика напрямую зависит от состояния индивида, от режима работы его мозга: возбуждение, стресс, усталость.

Динамика восприятия заключается в увеличении точности данного процесса. В 21 год возникает пик восприятия человека, а в 55 начинается деградация.

В период развития мышления увеличивается гибкость, точность и скорость упомянутого процесса, также он становится более организованным, произвольным и осознанным.

Динамика памяти имеет такое же развитие, как и восприятие. По мере взросления повышается скорость образования ассоциаций, объем памяти, прочность и точность запоминания, длительное хранение. После 55 лет у индивида может наблюдаться деградация памяти. Можно выделить и качественные изменения: так речь становится более организованной и осознанной.

Динамика воображения достигает пика в 33 года. Начало закладывается еще в дошкольном возрасте, что позволяет ребенку строить планы и наглядные модели. В разном возрасте воображение играет различную роль. Так, например, в дошкольном возрасте формируется воссоздающее и творческое воображение, далее динамика снижается и повышается только в подростковом возрасте из-за потребности самовыразиться.

Внимание натурально в самом начале, затем происходит организация и осознанность, пик возникает в юношестве, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность, ускоряется переключение между объектами наблюдения. После 55 лет начинается регресс

Динамика эмоций становится более устойчивой с возрастом, теряя эту черту лишь в определенные периоды на непродолжительное время.

Воображение

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

    1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
    2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
    3. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
    4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

    • Образное представление действительности.
    • Регулирование эмоциональных состояний.
    • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
    • Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения

    1. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
    2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
    3. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Замороженные ягоды на зиму — подготовка, правила заморозки

Сенсорно-перцептивная сфера

Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.

Ощущения

Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.

Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.

  • Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
  • Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
  • Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.

Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.

Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления

А отвечает за это другой процесс – восприятие.

Восприятие

Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.

Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.

Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.

Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:

  • обнаружение воздействия;
  • различение – собственно восприятие;
  • идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
  • опознание – создание целостного образа.

Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.

Виды мышления

В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное). Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий. При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.

В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.

По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.

По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.

По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector