Познавательные психические процессы

Свойства личности

Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными.

Познавательные процессы и их функции

Психика, если понимать ее как содержание нашего внутреннего мира – очень сложное образование. Все психические явления делятся на 3 группы: процессы, свойства и состояния. Правда, деление это условное, так как все происходящее в нашем сознании взаимосвязано

Внимание и память зависят от воли, эмоциональных состояний и мотивов, мышление влияет на формирование потребностей, а образы воображения способны порождать эмоции не менее сильные, чем реальные явления. И все это так или иначе связано с деятельностью и накоплением опыта

Место познавательных процессов в психике человека

Несмотря на единство и взаимосвязь психических явлений, можно выделить несколько сфер, в том числе познавательную, в которую входят соответствующие процессы. Их еще называют когнитивными (cognito – с латыни «знание»).

Содержание психики – это результат отражения реальности, ее идеальный, субъективный образ. Обеспечивают процесс отражения мира и формирования идеальных образов в нашем сознании когнитивные процессы. Уровень их развития определяет эффективность взаимодействия человека с окружающим миром, а также его психическое и во многом физическое здоровье. То есть проблемы, связанные с познавательными процессами, могут сделать человека неполноценным, умственно отсталым или просто помешать нормально адаптироваться в мире.

Функции познавательных процессов

Когнитивные процессы эволюционно являются самыми «молодыми» психическими явлениями. Даже центры этих процессов находятся в неокортексе – новой коре – самом позднем образовании нашего головного мозга

Исключение составляют более древние внимание и память, которые имеются даже у довольно примитивных живых существ. Но несмотря на молодость, познавательные процессы выполняют важные функции:

  • Прием и дифференциация сенсорной информации, поступающей из внешнего мира. В соответствии с каналами восприятия все внешние сигналы распределяются между зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым анализаторами.
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение полученной информации.
  • Установление связи между разными областями сенсорного опыта, образами, понятиями, когнитивными конструктами, между новой информацией и уже имеющейся в опыте.
  • Создание абстрактных понятий и знаков, выявление закономерностей внешних процессов и явлений. Использование знаковой функции для коммуникации (речь).
  • Формирование стратегии поведения и его мотивов.
  • Целеполагание, создание перспективных задач деятельности.
  • Прогностическая функция – способность предвидеть результаты деятельности и планировать свое поведение.

Совокупность этих функций когнитивных процессов принято называть познавательными или умственными способностями. Чем более эффективно эти процессы выполняют свои функции, тем выше уровень интеллекта человека.

Структура познавательных процессов

Когнитивная сфера имеет разветвленную структуру, что связано со сложностью самого процесса познания мира, который состоит из нескольких этапов:

  • получение информации и первичная обработка данных;
  • анализ, сравнение, обобщение и синтез;
  • запоминание и сохранение информации;
  • создание нового знания в виде образов и понятий;
  • сложные операции с информацией на высшем уровне сознания и формирование стратегии познания.

В человеческом познании есть своя иерархия, в которой можно выделить высшие и низшие уровни когнитивных процессов. К высшим относится сенсорно-перцептивная сфера, а к высшим – мышление, воображение и знаковая функция, то есть речь. Наряду с этим выделяют еще два познавательных процесса, которые выполняют обслуживающую функцию и не имеют собственного содержания

Это внимание и память

Детский сад: забота

Познание и интеллект

Познавательные психические процессы иногда именуют интеллектуальными, что порой вводит в заблуждение некоторых людей. На самом деле эти понятия тесно взаимосвязаны. Что же касается содержания данного явления, то оно достаточно обширное.

1. Ощущение. Это психическое отражение определенных особенностей и состояний окружающего мира, которые воздействуют на наши органы чувств. Они считаются чем-то тонким и первичным, ведь изначально они не поддаются анализу мышления.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

Ощущения указывают на различные особенности конкретных вещей, что и помогает увидеть общую картину. К ощущениям относят впечатления от цвета, запаха, понимание погодных условий, улавливание вибрации от каких-то объектов и т.п.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Восприятие. Это психический процесс формирования представлений об объектах и событиях окружающего мира. В отличие от ощущений, оно неделимо и конкретно. Восприятием считают не только сам процесс, но и конечный его результат.

Стоит отметить, что особенности психических процессов индивидуальны. К примеру, у вас и вашего собеседника могут быть абсолютно разные восприятия, что может привести к конфликту. Различия могут возникать из-за типа личности или имеющихся у человека знаний о конкретном предмете или ситуации.

Что интересно, так это то, что мышление не считается чем-то особенным и уникальным, ведь им обладают даже насекомые. К тому же переработка информации может приводить как к интересным мыслям, так и к полной бессмыслице.

Рекомендуем: Подсознание человека

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Сознание. Это способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам. То есть какие-то чувства и ощущения определяют последующую реакцию на что-то. Основные психические процессы можно назвать частью сознания.

Осознанные поступки и решения не могут быть случайными, ведь они являются результатом обдумывания. Единственное, что следует подчеркнуть: психика и воля – это ни в коем случае не синонимы, как считают многие, не стоит их путать.

5. Речь. Это умение коммуницировать с другими благодаря словам и звукам. Она может иметь абсолютно разный характер. Иногда речь успокаивает, иногда злит, а иногда радует и вдохновляет.

6

Внимание. Данный процесс представляет собой сосредоточение зрения или мозга на каком-то определенном событии или объекте

Внимание помогает нам отсеивать лишние сведения или знания, оставляя самое главное.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Основы общей психопатологии

Кстати, этот процесс может быть произвольным и непроизвольным. Второй вариант относится ко всему отвлекающему, но неинтересному. То есть мозг человека реагирует на это, но не специально, ведь иногда просто эмоционально сказанные слова постороннего человека привлекают нас, пусть и на одно мгновение.

7. Память. Это умение сохранять определенные события, а также способность их извлекать в нужное время. Кстати, функция забывания тоже относится к предмету памяти, так как является фильтром от ненужной информации.

8. Воображение. Способность создавать какие-то события мысленно, используя взятые из памяти картинки и образы. Благодаря воображению индивид может перемещаться во времени или делать то, чего никогда не умел. Все это происходит в некотором внутреннем мире, куда нет доступа другим личностям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Кстати, некоторые знаменитые ученые пользовались воображением не только для отвлечения от работы, но и в процессе нее. Например, Никола Тесла эксплуатировал его как блокнот, где хранил свои чертежи и наброски.

Виды

Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.

Познавательные

С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.

Ощущение

Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.

Восприятие

Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.

На формирование общей картинки предмета или явление влияют:

  • настроение;
  • ожидание;
  • сила желания;
  • первичные данные о субъекте;
  • фантазии.

Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.

Представление

Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.

Воображение

Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.

Мышление

Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.

Память

Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.

Внимание

Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:

непроизвольное — человек обращает внимание на яркие цвета, громкие звуки, быстрые движения;
произвольное — выбор цели, на которую необходимо обратить внимание, выполняется самостоятельно.

Эмоциональные

Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.

Активные

К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.

Они являются доминантными, подавляют остальные психические процессы, навязывают стереотипные способы решения сложившейся ситуации.

Пассивные

К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.

Волевые

Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.

Решение

Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.

Чтобы начать действовать, он ищет любые адекватные варианты решения.

Исполнение

Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.

Усилие

Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.

Ощущения.

Ощущение —
отражение в сознании человека отдельных
свойств и качеств предметов, непосредственно
воздействующих на органы чувств.

Ощущение
не дает человеку целостной картины
отражаемых объектов. Если, например,
человеку завязать глаза и предложить
прикоснуться кончиком пальца к незнакомому
ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу),
то ощущение даст ему знание лишь отдельных
свойств предмета (например о том, что
это предмет твердый, холодный, гладкий
и т.п.).

Физиологической основой
ощущений выступают процессы, протекающие
в анализаторах.

Анализатор
состоит из 3 частей:
— рецепторов
(органов чувств), расположенных на
поверхности тела, внутри организма и в
мускулах, именно они воспринимают
раздражение;
— проводящих путей
(нервов), по которым возбуждение,
возникающее в рецепторах, передается
в соответствующие участки коры больших
полушарий головного мозга человека;

отделов мозга соответствующих участков
коры головного мозга (анализаторов),
перерабатывающих нервные сигналы,
поступающие от рецепторов.

Рецепторы
преобразуют энергию раздражителя в
нервные импульсы, которые затем поступают
в мозг и преобразуются в ощущения света,
звука, вкуса и т.д.

Основные
свойства анализаторов:
Высокая
чувствительность к адекватным
раздражителям
.
Количественной мерой чувствительности
является пороговая интенсивность, то
есть наименьшая интенсивность
раздражителя, воздействие которого
нарушает ощущение.

Адаптация
— способность
анализаторов приспосабливать уровень
своей чувствительности к интенсивности
раздражителя. При входе в темную комнату
мы вначале ничего не видим. Но через
некоторое время начинаем различать
предметы. Глаз адаптируется к темноте
в течение 4-5 минут частично, 40 минут —
достаточно и 80 минут полностью. Это
особенно необходимо учитывать при
вождении автомобиля в ночное время.

Тренируемостъ
анализаторов — повышение чувствительности
и ускорение адаптационных процессов
под влиянием самой сенсорной деятельности.

Последовательные
образы
— способность
анализаторов некоторое время сохранять
ощущение после прекращения действия
раздражителя.

Постоянное
взаимодействие

анализаторов в условиях нормального
функционирования. Например, след от
взгляда на солнце сохраняется некоторое
время и после закрытия глаз.

Минимальный
порог ощущений

наименьшая сила раздражителя, вызывающая
ощущение (нижняя граница ощущения высоты
звука составляет 15 гц, света-0,001 свечи).

Максимальный
порог ощущений

определенный предел величины и силы
раздражителя, сверх которого он перестает
адекватно ощущаться. (Звуковое колебание
силой более 120 дцб ощущается уже как
болевое).

Порог
различия
— наименьшее
изменение силы раздражителя или отличие
одного раздражителя от другого, которое
замечается органом чувств. (Величина
прибавки силы раздражителя, необходимая
для ощущения едва заметной разницы,
составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении
1/30 исходной величины).

Диапазон
чувствительности определяет пропускную
способность анализатора. Он равен
«рабочей зоне», лежащей между минимальным
и максимальным порогами ощущений.
Каждому человеку свойственен свой
диапазон чувствительности. При помощи
соответствующих тренировок он может
расширяться. В процессе профессиональной
деятельности он также может либо
расширяться, либо сужаться.

Синестезия
— процесс одновременного возникновения
нескольких ощущений при действии одного
раздражителя. Например, композитор
Скрябин воспринимал разные нотные звуки
окрашенными в разные цвета.

Сенсибилизация
— повышение чувствительности в результате
взаимодействия анализаторов и
соответствующих тренировок. (Слабый
звук обостряет зрение).

Для
характеристики ощущений используются
такие их свойства, как качество,
длительность, интенсивность и др.

Ощущения
возникают с некоторой (очень малой)
задержкой после действия раздражителя.
Это запаздывание называется латентным
(скрытым) периодом ощущения.

Он
влияет на пропускную способность
анализаторов и взаимодействие между
ними. Это влияние носит как положительный,
так и отрицательный характер. Исходя
из этого, можно сделать вывод о том, что
наша психика
«не работает в режиме
реального времени». Это зачастую
обуславливает так называемый «человеческий
фактор» абсолютного большинства аварий
и техногенных катастроф.

Как
правило, снижение чувствительности
одного из анализаторов влечет за собой
повышение чувствительности других. У
людей, потерявших полностью или частично
зрение, как правило, обострены слуховые,
тактильные ощущения, обоняние. Это
механизм компенсации.

Упражнения для развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры.

Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.

Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.

Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их

Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно

Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Понятие психических процессов

Определение

Психические процессы представляют собой определенные структурные элементы, которые могут быть выделены из психики в целом; динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Особенность психических процессов в их кратковременности.

Виды психических процессов

Все психические процессы можно разделить на познавательные, эмоциональные и волевые.

Что входит в состав каждого раздела, мы можем увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1. «Виды психических процессов»

Рассмотрим наиболее подробно каждый их видов.

Познавательные психические процессы:

  1. Ощущение — определенный процесс отражения отдельных свойств внешнего мира. Ощущение является простейшим психическим процессом. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Механизм формирования ощущений будет рассмотрен в подразделе 4.3. «Информационная структура нервных процессов и психические образы».
  2. Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность.
  3. Представление – процесс отражения явлений внешнего мира, воссоздающихся на основе прежнего опыта. Основные свойства представлений:
  • фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты;
  • неустойчивость;
  • изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений. Простейшая классификация воображения: продуктивное и репродуктивное.
Мышление — высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные виды мышления:

  • предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности;
  • наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов;
  • абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

К основным мыслительным операциям относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация (или классификация).

  1. Память – форма психического отражения, основными функциями которого являются: закрепление, сохранение и воспроизведение опыта.
    К процессам памяти относятся следующие:
  • запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
  • сохранение – процесс переработки и удержания информации;
  • воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
  • забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Внимание – определенная сосредоточенность психической деятельности на объекте восприятия.

Эмоциональные психические процессы представляют собой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Волевые психические процессы — психические процессы сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Таким образом, мы рассмотрели основные виды психическим процессов. В данном разделе главную роль будет играть ощущение как психический процесс.

Интеллект

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект».

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям

Для некоторых интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана “с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека…».

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

Основание черепа

Такой удар может вызвать повреждения позвоночника. Наносите его только в крайнем случае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector