Преподавание и учение как две стороны процесса обучения

Модернизированные виды обучения в педагогической науке

Постепенно старые методы уступают новым технологиям

В разные периоды развития общественность предъявляет высокие запросы к рабочей силе.

Это вызывает потребность улучшения системы образования.

Одним из способов развития являются нововведения в области технологий, то есть способы и методы взаимодействия учеников и учителя.

Инновации в педагогике осуществляются с помощью средств системы образования, также огромное значение имеют новые обеспечение и технологии.

Синтезирование двух путей эволюции систем педагогики позволяет применять объединенные инновации, строящиеся на границе различных по своей структуре педагогических подсистем.

Основные направления и объекты нововведений в педагогике:

  • построение задумки и поведения в развитии учебно-воспитательных учреждений;
  • корректировка сущности образовательной системы;
  • видоизменение и улучшение новых технологий для обучения;
  • внесение коррективов в систему управления образовательными учреждениями;
  • совершенствование специализации педагогов, а значит и повышение квалификации;
  • планирование ранее не используемых моделей образования;
  • обеспечение полной безопасности учеников;
  • появление новых учебников и пособий.

Вывод: на сегодняшний день, не учитывая проводимые ранее реформы сферы образования, изменяются только лишь количественные показатели, но не было предпринято попыток видоизменить сущность, то есть ядро образования, которое на самом деле имеет огромное значение.

Учебно-воспитательные программы, существующие на данный момент, перенасыщены ненужной информацией, плохо влияющей на детское сознание, но в то же время в них недостает необходимых знаний.

Виды и формы обучения, применяемые сегодня, очень отстают от потребностей современных детей.

В этом видео вы узнаете о видах и формах обучения в России:

Похожие термины:

  • управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направ

  • упорядоченная деятельность педагога по реализации цели художественного обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения художеств

  • дидактический принцип организации обучения, провозглашающий неразрывность и взаимозависимость характера и качества преподавания учителя и учения учащегося. Принцип исходит из понимания обучен

  • индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

  • один из приемов познания, мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков изучаемых явлений процесса преподавания изобразительного искусства, выделение общих и существенных. Т

  • (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из сторон познания, заключающаяся в мыслительном выделении и самостоятельном рассмотрении тех или иных свойств явлений процесса преподавания изобразительного

  • определяются требованиями реформы школьного (и иных уровней) образования в РБ, логикой развития методики как науки, а также практическими потребностями, накопленными современной школой: дидактич

  • отрасль педагогической библиографии, описания книг. Задачи Б.: изучение, аннотирование, классификация издаваемых книг и статей, составление тематических списков литературы, указаний к поиску лит

  • исследовательский центр РАО, в задачи которого входит комплексное педагогическое обеспечение функционирования русского языка как государственного языка России, сохранения и укрепления его поз

  • один из важнейших методов исследования, представляющий собой активную исследовательско-практическую деятельность экспериментатора по изучению причинно-следственных связей в педагогических яв

  • методический (педагогический) эксперимент и методы наблюдений, изучения и обобщения передового опыта учителей и коллективов, метод бесед с учащимися, учителями, родителями, метод анкетирования и

  • важнейший вид эксперимента (в отличие от поискового, ориентирующего, контрольного и др.), в процессе которого проверяются новая методика, новые приемы, новые пособия и пр. Цель этого вида экспериме

  • 1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и

  • тип пособий для учителей, студентов, методистов, аспирантов по истории, теории и практике методики. Содержит небольшие статьи, посвященные авторам-методистам, их портреты и отрывки из трудов. Стат

  • Группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального вза

  • Методика представляет собой отрасль педагогической науки – дидактики и базируется на данных таких наук, как педагогика, психология и искусствознание. Психология дает познание путей, закономерно

  • Один из методов исследования, широко используемый в преподавании иностранных языков. История методики знает немало примеров, когда в результате научного обобщения опыта преподавания были выделе

  • оборудуется в институтах повышений квалификации (усовершенствования) учителей (педагогических кадров), в педагогических институтах и университетах, колледжах, педагогических училищах, а также в

  • наиболее общие, основополагающие (базисные) понятия, составляющие ее теоретический фундамент. В качестве К. в методике используют: 1) базисные понятия педагогики (воспитание, обучение, преподавани

  • (лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся) – один из приемов познания, включение изучаемого явления процесса преподавания изобразительного искусства через абстрактное понятие в многообр

Основные компоненты структуры обучения

Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.

Замечание 1

Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.

Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.

Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.

Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.

Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:

  1. Целевые
  2. Стимулирующе-мотивационные
  3. Содержательные
  4. Операционно-деятельностные (включают методы, способы, приемы и формы обучения)
  5. Контрольно-регулировочные
  6. Оценочно-результативные.

Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.

Замечание 2

Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.

Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике

Приемы обучения — структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Кроме того, некоторые приемы могут считаться самостоятельным методом.

Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.

Приемами словесного метода обучения могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут, например, пересказ и описание,  которые выполнят функции продуктивных методов.

Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, преподаватель сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.

Понятие процесса обучения, его цели и функции

В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:

  1. Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
  2. Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
  3. Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.

Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.

Замечание 1

Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.

Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.

Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:

  • целенаправленный
  • целостный
  • двусторонний
  • подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
  • обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
  • имеющий организацию и управление данным процессом.

Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.

Основные принципы процесса обучения

Обучение строится на нескольких принципах, отсутствие которых может снизить эффективность процесса:

  1. принцип научности – передача информации, содержащей элементы фантастики, исказит мировоззрение и создаст тем самым вероятные трудности в дальнейшей жизнедеятельности человека. Например, если на уроке физики рассказывать детям, что гравитации не существует, последствия могут быть весьма плачевными;
  2. принцип доступности – знания должны соответствовать психическому уровню развития учеников, предоставляться в полном объеме;
  3. принцип взаимосвязи жизни и обучения (зачем коту знать, как работает перфоратор?);
  4. систематичность и последовательность – одни знания должны вытекать из других. В противном случае, обучающийся не сможет сформировать полную, связную картину (при варке супа сначала в кастрюлю наливается вода, а не сыпется свежая зелень);
  5. принцип прочности – знания должны быть усвоены надолго, становясь частью личности и проявляясь в ее поведении. Для этого необходима мотивация со стороны последней, ее активная деятельность в самом процессе;
  6. наглядность процесса – материал должен предоставляться во всех возможных формах (мало объяснить ученикам, как делается табурет, трудовик должен показать это на деле). Чем больше органов чувств задействовано, тем эффективнее обучающий процесс;
  7. учет ученических особенностей – информация должна соответствовать возрасту ученика, его индивидуальным способностям и особенностям (умственно-отсталые дети учатся в коррекционных классах).

Похожие термины:

  • высший координационный центр научной жизни России в 1919 — конце 20-х гг. Образован по Декрету СНК РСФСР 4 марта 1919 в составе Наркомпроса РСФСР. В 1923-25 входил в состав Академического центра Наркомпроса

  • выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство высшим учебным заведением.

  • основное звено в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. С. у. с. создаются по решению Высшей аттестационной комиссии Украины в высших учебных заведениях III

  • совещательный орган при ректоре и под его председательством, создаваемый для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза; учебно- воспитательной работы, проведения научных исследований, во

  • доплата, которая введена постановлением Совета Министров РФ от 04.11.93 г. № 1139 и выплачивается работникам, занимающим штатную должность в научных учреждениях (организациях) и высших образовательных

  • официальное подтверждение научной квалификации специалиста и его роли в учебно-воспитательном процессе в высшем учебном заведении, присуждение степеней и присвоение званий – форма аттестации н

  • периодические издания, объединяющие научные труды сотрудников вуза или НИИ, возможно, по разной проблематике, но в пределах одного научного направления или цикла научного знания (по гуманитарным

  • кандидат наук; доктор наук. До 2014 г. У. с. присуждали специализированные ученые советы на основании публичной защиты диссертации. Решения специализированных ученых советов о присуждении У. с. Утвер

  • старший научный сотрудник; доцент; профессор. У. з. старшего научного сотрудника на основе решения Ученого (научного, научно-технического, технического) совета, действующего в системе министерства

  • формальные и неформальные каналы, по которым научные сотрудники получают основную информацию, необходимую для их профессиональной деятельности.

  • система доведения научно-педагогической информации до ученых отрасли; проводится главным образом с помощью библиотечно-библио-графического обслуживания. Специалистам по их требованию выдаются

  • свод правил установленных Правительством Российской Федерации о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий.

  • потребности ученых в получении информации, касающейся избранной исследовательской тематики. Информационные потребности ученых определяются в ходе самого исследования. Этим они существенно отл

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Понятие, сущность принципов морали

Принцип морали — принцип автономной саморегуляции индивидом своих отношений к себе и к другим, к миру, своего поведения (внутреннего и внешнего).

Принципы моральные — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выpaжaютcя нaибoлee oбoбщeннo. Ecли нopмa морали пpeдпиcывaeт, кaкиe кoнкpeтнo пocтyпки чeлoвeк дoлжeн coвepшaть, a пoнятиe мopaльнoгo кaчecтвa xapaктepизyeт oтдeльныe cтopoны пoвeдeния и чepты xapaктepa личнocти, тo принципы морали в oбщeй фopмe pacкpывaют coдepжaниe тoй или инoй нpaвcтвeннocти, выpaжaют выpaбoтaнныe в мopaльнoм coзнaнии oбществa тpeбoвaния, кacaющиecя нpaвcтвeннoй cyщнocти чeлoвeкa, eгo нaзнaчeния, cмыcлa eгo жизни и xapaктepa взaимooтнoшeний мeждy людьми.

Oни дaют чeлoвeкy oбщee нaпpaвлeниe дeятeльнocти и oбычнo cлyжaт ocнoвaниeм для бoлee чacтныx нopм пoвeдeния. Пoмимo принципов морали, pacкpывaющиx coдepжaниe тoй или инoй нpaвcтвeннocти, нaпpимер, индивидyaлизм и aльтpyизм, кoллeктивизм и гyмaнизм, cyщecтвyют тaкжe фopмaльныe принципы, pacкpывaющиe ocoбeннocти cпocoбa выпoлнeния мopaльныx тpeбoвaний (нaпpимер, coзнaтeльнocть и ee пpoтивoпoлoжнocти — фeтишизм, фopмaлизм, дoгмaтизм, aвтopитapизм, фaнaтизм, фaтaлизм). Xoтя эти принципы и нe oбocнoвывaют никaкиx кoнкpeтныx нopм пoвeдeния, oни тeм нe мeнee тecнo cвязaны c пpиpoдoй тoй или инoй нpaвcтвeннocти, пoкaзывaют, нacкoлькo oнa дoпycкaeт coзнaтeльнoe oтнoшeниe чeлoвeкa к пpeдъявляeмым eмy тpeбoвaниям.

Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их — иногда даже как бы против воли — совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Честный человек просто не может, скажем, украсть что-нибудь: у него не поднимется рука на это. Даже под гипнозом люди отказываются совершать действия, которые они считают для себя нравственно недопустимыми. Таким образом, нравственные принципы, в отличие от прочих норм и правил мышления и поведения, укореняются в психике и входят в саму структуру личности как ее собственные, внутренние мотивационные факторы.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей. Хотя они в повседневной практике обычно выступают как «неписаные правила» поведения, их значение в жизни общества можно сравнить со значением конституции — основного закона жизни государства, которому должны подчиняться все действия и правовые акты граждан и организаций.

Всякий раз, когда какие-либо ценности или регулятивы вступают в противоречие с нравственными, выбор необходимо делать в пользу последних. Приоритетность нравственных принципов перед всеми другими распространяется на любые человеческие взаимоотношения и действия. В этом смысле нравственным принципам подчинены все сферы человеческой жизни и деятельности. Безнравственность недопустима ни в быту, ни в производстве; ни дома, ни в школе; ни в спорте, ни в науке; ни в экономике, ни в политике. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Уверенность в том, что оказавшийся рядом человек придерживается тех же нравственных принципов, позволяет предвидеть общую направленность его действий, полагаться на него и доверять ему. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, можно заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает поведение их предсказуемым.

Ответим на ваш вопрос!

ФИО

Электронная почта

Ваш вопрос

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Отправить

Понятие и сущность учения

Определение 1

Учение – это вид человеческой деятельности, связанной с получением, освоением, переработкой и последующим применением различной информации, а также приобретением определенных навыков.

Учение связано с выработкой индивидом различных форм поведения, ориентированных на получение новых знаний и навыков в той или области деятельности.

Учение стало следствием развития трудовой деятельности человечества. Поскольку, труд стал более совершенным и развитым, то знаний и умений, заложенных человеку природой, стало недостаточно для выполнения самостоятельных трудовых операций. Возникла необходимость обучения выполнению различных действий и операций, усвоения исторического опыта развития предыдущих поколений. Так стало развиваться учение.

Существуют две основные разновидности учения:

  1. Учение, ориентированное на получение конкретных знаний и умений.
  2. Учение, происходящее в процессе выполнения различного рода деятельности, при которой человек осваивает какие-то новые процессы, получает новые знания и навыки деятельности.

Учение может носить организованный характер т.е. реализовываться в специализированных образовательных заведениях, а может быть результатом получения знаний и навыков в различных сферах жизнедеятельности человека. Таким образом, оно выступает в качестве дополнительного достижения по итогам какой-то деятельности.

Замечание 1

Учение является процессом двустороннего взаимодействия, связанного с передачей знаний и умений одной стороной, их принятием и освоением – другой.

Учение в современном обществе имеет важное значение для личностного развития. Оно ориентируется на раскрытие творческого потенциала личности, стимулирования ее познавательной заинтересованности

Без учения невозможно психическое развитие личности. Все психические процессы ориентированы на непрерывное развитие за счет учебной деятельности.

Рисунок 1. Учение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своей структуре, процесс учения состоит из следующих компонентов:

  1. Получение знаний о мировом устройстве, функционировании природы и общества, необходимых для выполнения различных видов практической деятельности, а также научных и интеллектуальных работ;
  2. Развитие навыков выполнения конкретных действий и операций, необходимых для выполнения того или иного вида деятельности;
  3. Получение знаний и навыков практического применения информации о мире в различных сферах жизнедеятельности и ориентированных на определенные цели и задачи.

Процесс учения является важнейшим видом деятельности человека. Его сущность сводится к получению знаний и навыков решения разнообразных задач.

Учение необходимо для развития и совершенствования своих познавательных процессов. Оно является еще и активной мыслительной работой, в ходе которой происходит преодоление сложностей, возникших из-за различного рода проблем.

Процесс учения отражает внутреннюю сторону педагогического процесса. Он включает в себя разнообразные приемы и способы получения жизненного опыта, его практического применения и передачи между поколениями.

Эффективность методов обучения в педагогике

Эффективность методов обучения — показатель, который отвечает за качество усвоения материала и достижения образовательных целей.

Особенности работы человеческого мозга определяют, насколько хорошо мы усваиваем разного рода материал. Например, в большинстве случаев человеку легче запомнить увиденное, чем услышанное. Ряд проведенных экспериментов привели к конкретным цифрам, которые показывают, какие методы обучения способствуют лучшему запоминанию.

Спустя 2 недели после получения информации в голове человека остается:

  • 90% того, что мы делаем и говорим (ролевая игра, имитация реального опыта и реальная работа);
  • 70% того, что мы говорим (беседы и дискуссии);
  • 50% того, что мы видим и слышим (презентации, кинофильмы, наблюдение за демонстрационным и реальным процессами);
  • 30% того, что мы видим (просмотр иллюстраций);
  • 20% того, что мы слышим (прослушивание выступлений);
  • 10% того, что мы читаем.

Это подтверждает более эффективное влияние активных методов (50% и выше)

Пассивные форматы позволяют запомнить не больше половины полученного, но позволяют предоставить большое количество материала в кратчайшие сроки, поэтому в учебном процессе важно компоновать методы из разных групп

Формы педагогических знаний

Теоретическая форма включает в себя ряд понятий, которыми оперирует ученый, изучая педагогические явления на теоретическом уровне — принципы, закономерности, теории, понятия, технологии и др. В результате рождаются предположения, описания, гипотезы, требующие систематизации и своего подтверждения или опровержения практическим путем (например, экспериментально). То есть в процессе познания появляются новые знания.

Практическая форма — это опытные или эмпирические знания, получаемые в результате непосредственной работы с объектами педагогической деятельности. Для их получения используется множество методов, отбираемых с учетом конкретных условий, целей и задач, особенностей объекта воспитания.

Знания в педагогике — это тесное переплетение их научно-теоретической и эмпирической форм. Такой «союз» теории и практики порождает новые педагогические теории и концепции, направления и технологии.

Что такое процесс обучения

Одним из главных понятий в педагогике является понятие «процесса обучения». Процесс обучения преследует главную цель – активизировать потенциал учащихся, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.

Замечание 1

Процесс обучения является двусторонним. В нем принимают участия два главных элемента- педагог, который предоставляет знания, и ученик, который овладевает званиями. Для того что бы цель процесса обучения была достигнута, необходимо активное сотрудничество этих двух элементов.

Помимо взаимодействия в процессе обучения важную роль играет организация, активизация и стимулирование познавательной деятельности.

Процесс обучения предоставляет собой комплексную систему. Состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Сюда входят:

  • цели обучения
  • деятельность педагога
  • деятельность учеников
  • результаты

В процессе обучения неотъемлемыми являются следующие элементы:

  • учебный материал
  • педагогические методы
  • учебные (наглядные, технические) пособия
  • ТСО
  • организационные формы обучения

Определение 1

Из всего вышесказанного вытекает следующее определение понятия «процесс обучения» — это определенным образом организованная деятельность обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения.

Прием обучения в педагогике: определение и характеристики понятия

Если учитель использует словесный метод для подачи новой темы, при этом, периодически демонстрируя визуальные изображения, то предоставление такой иллюстрации является приемом. Напротив, иногда рассматривание фото является основным способом получения информации. Тогда комментарии учителя – это прием, здесь методом является наглядность. На основании этого педагогический метод чаще всего используют с приемами, но это не сухое суммирование. Приемы определяют взаимодействие учителя с учениками, задают общий стиль действий. Методика совмещения всегда индивидуальна.

Наглядность всегда в приоритете

Дидактическое правило – это норматив, описывающий образ работы, которому нужно следовать, чтобы подобрать оптимальный прием для используемого метода. Это предписание, диктующее, как действовать в течение процесса преподавательской деятельности.

Насколько будет эффективен процесс обучения, по большей части зависит от методик и их комбинаций с приемами. Современный прием обучения – это в педагогике определение коллективного труда преподавателя и учащегося, который стремится к выполнению задачи получения знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector