Кризис среднего возраста

Как проявляется кризис: причины и симптоматика

Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.

Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.

Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем

То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения

Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.

Причин кризиса личности подростка много:

  • Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
  • Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
  • Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
  • Самоутверждение. Постигая собственное «Я», не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
  • Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может «затеряться», поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.

Какова симптоматика кризисного состояния подростка:

  • Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
  • Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.

Что такое пубертатный период

Пубертатный скачок означает перестройку организма и подготовку его к началу взрослой жизни. После минования этого периода юноша или девушка становятся половозрелыми и приобретают способность к деторождению.

Важно, чтобы в такой момент формировались не только органы и системы, но и психика. Готовность к продолжению рода означает физиологическое и психологическое созревание с полноценным развитием личности и готовностью принять на себя ответственность за собственную судьбу и свое потомство

Быстрый рост органов и систем может сопровождаться диспропорциональным их развитием и присоединением функциональных заболеваний. Подростки, переживающие сложный период своей жизни, должны наблюдаться медиками и педагогами. Чуткая и квалифицированная помощь способна сделать пубертатный период менее болезненным. В подростковом возрасте обязательны диагностика и лечение функциональных заболеваний, так как без должной коррекции они могут трансформироваться в органическую патологию.

Когда начинается взросление

Начало перехода к взрослой жизни носит индивидуальный характер. В последнее время наблюдается тенденция к более раннему половому созреванию. У девочек пубертатный период начинается в среднем с 11-13 летнего возраста и завершается в 15-17 лет. Мальчики обычно взрослеют позже, для них нормально начало созревания в 14-15 лет. Завершение периода может наступить в 17 или 20 лет.

Нередко наблюдается слишком раннее или позднее половое созревание. Тревогу следует бить, если оно наступает раньше восьми лет или позже шестнадцати. В такой ситуации необходимо исключить патологические изменения в гипофизе, которые сопровождаются пубертатно-юношеским диспитуитаризмом. Болезненное состояние может стать следствием инфекционных процессов в тканях головного мозга, а также травм и новообразований. Проявления гипоталамического синдрома носят серьезный характер и свидетельствуют о нарушении формирования половой сферы. Снижение гормонального фона сопровождается отсутствием вторичных половых признаков и нарушением метаболических процессов в форме ожирения. Гормональная терапия назначается по строгим показаниям после обследования у детского эндокринолога. Безосновательный прием половых гормонов может привести к дисбалансу гормонального фона.

Гормоны и их влияние

В пубертатном периоде под влиянием гипофиза начинают активно функционировать половые гормоны. У девочек повышается продукция эстрогенов, а у юношей интенсивно выделяется андрогены, в частности тестостерон. Под влиянием изменений начинают активно формироваться вторичные половые признаки.

Гормональная активность сопровождается развитием вторичных половых признаков уже в препубертатном периоде. В допубертатном году у девочек увеличиваются молочные железы, появляется растительность в подмышечных впадинах. Наступление первой менструации (менархе) означает начало пубертатного периода.

У мальчиков под влиянием мужских половых гормонов начинается интенсивное увеличение скелета (скачок роста), увеличивается в размере мошонка и половой член. Ночные эротические сновидения сопровождаются поллюциями, появление выделений спермы служит точным сигналом начала полового созревания. Рост гортани и голосовых связок сопровождается ломкой голоса, во время которой низкие тона могут чередоваться с высоким тембром.

Особенности взросления девочек

В пубертатном периоде у девочек начало месячных редко сразу приобретает регулярный характер. В первый год менструации носят спонтанный характер, выделения могут быть скудными. Про кровотечения в пубертатном периоде можно думать, если девочка использует больше четырех гигиенических прокладок в течение дня.

Многих девушек перед менструацией развивается предменструальный синдром, который характеризуется тянущими болями внизу живота и перепадами настроения. Появление раздражительности и плаксивости обусловлено изменениями гормонального фона. Родители и педагоги должны быть осведомлены, что в этот период снижается работоспособность и концентрация внимания.

Особенностью пубертатного периода у девочек является подразделение периода на две части. В первом периоде начинается менструация, но организм еще не готов к деторождению. Во втором пубертатном периоде менструальный цикл становится регулярным и сопровождается выходом полноценной яйцеклетки, становится возможным оплодотворение и вынашивание беременности.

Поведение родителей

Юный организм переживает гормональную перестройку. Из-за этого у детей наблюдается частая смена настроения. Они впадают в депрессию, проявляют агрессию без видимых причин.

Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.

Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.

Чтобы кризисный период пережить спокойнее, родителям стоит запастись терпением, следовать советам, как вести себя с ребёнком:

  • Внимательно наблюдайте за детьми, старайтесь не пропустить самые первые признаки взросления.
  • Все развиваются по-разному. Не нужно торопить чадо становиться взрослым. И не стоит “сюсюкать” с уже заметно повзрослевшим человечком.
  • Воспринимайте всерьёз его высказывания, даже если они кажутся глупыми или смешными.
  • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Советуйтесь по любому поводу. Дайте возможность самому принимать решения. Пусть он чувствует себя на равных со взрослыми.
  • Подавайте достойный пример. Если вы желаете, чтобы ребёнок звонил вам, если задерживается – поступайте так сами.
  • В период взросления могут проявиться ошибки в воспитании, допущенные ранее. Есть возможность их исправить.
  • Во время становления личности происходит переоценка ценностей. Принимайте в этом активное участие. Интересуйтесь всем, чем увлекается подросток. Активно объясняйте, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
  • Устанавливайте необходимые правила и требуйте их выполнения. Например: правила безопасности на улице или дома с бытовыми приборами.
  • Не забывайте хвалить детей даже за маленькие достижения. Это будет развивать его самооценку.

Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.

Психология юношеского возраста Теории юности

Отправной
точкой теоретических размышлений
психологов была романтическая концепция
юности, которая была сформулирована
Ж-Ж. Руссо.
В ней говорилось о стадиальном характере
развития человека и о том, что юность
занимает в этом процессе особое место.

По
мнению
Эдуарда Шпранге
,
юношеский возраст, который тянется у
девочек с 13-ти до 19-ти,а у мальчиков с
14-ти до 22-х лет, является стадией духовного
развития. Главные новообразования этого
возраста, по Шпрангеру, открытие
Я, развитие рефлексии, осознание
собственной индивидуальности; появление
жизненного плана, установки на сознательное
построение собственной жизни.
Шпрангер
делит юность на 2 фазы: 1) 14-17 лет-кризис,
связанный со стремлением к освобождению
от детских отношений зависимости; 2)
17-20 лет-кризис оторванности, чувства
одиночества.

Шарлотта
Бюлер
уделяла особое внимание разграничению
биологического и культурного созревания,
которые не совпадают ни по срокам, ни
по содержанию. Бюлер выделяет 2 фазы
переходного возраста: негативную и
позитивную

Негативная фаза начинается
еще в допубертатный период. Это период
метаний, противоречивых чувств,
меланхолии, снижения работоспособности.
Позитивная фаза наступает постепенно
и выражается в том, что подросток
начинает ощущать близость с природой,
у него появляется новый мир ценностей,
он испытывает чувство любви, мечтает.

Важный
вклад в понимание юношеской психологии
внес представитель гештальтпсихологии
Курт Левин
.
Он исходил из того, что человеческое
поведение есть функция, с одной стороны,
личности, с другой — окружающей ее среды.
Важнейшими процессами переходного
возраста Левин считает расширение
жизненного мира личности, круга ее
общения. Поведение подростка определяется,
прежде всего, маргинальностью
(промежуточностью) его положения.
Переходя из детского мира во взрослый,
подросток не принадлежит полностью ни
к тому, ни к другому.

Жан
Пиаже
характеризует переходный возраст (12-15
лет) тем, что у подростка созревает
способность абстрагировать мыслительные
операции от объектов, над которыми эти
операции производятся

Усложнение
мыслительных действий оказывает важное
влияние на все прочие стороны жизни,
включая эмоции. Концепция Пиаже получила
широкое научное признание

Однако,
уделяя все внимание когнитивным
процессам, он оставляет в тени развитие
мотивационной сферы и эмоциональной
жизни ребенка. Сильное влияние на теорию
юности оказал психоанализ

Его
родоначальник — Зигмунд
Фрейд —
выдвинул ряд важных положений о природе
юношеской сексуальности эмоциональных
процессов и особенностях развития
юношеской личности.

Эрик
Эриксон

был самым влиятельным представителем
неофрейдизма. Развитие человека, по
Эриксону, складывается из трех автономных
процессов: соматического развития,
развития сознательного Я и социального
развития. Эриксон
подразделяет весь жизненный цикл на
8 фаз
,
каждая из которых имеет свои задачи и
может разрешиться благоприятно или
неблагоприятно для будущего развития.
Для юношеского и взрослого возрастов
выделяются следующие стадии.

Юность

характеризуется появлением чувства
своей неповторимости, индивидуальности.
Типичная черта этой фазы — ролевой
мораторий. Диапазон выполняемых ролей
расширяется, но юноша не усваивает эти
роли всерьез и окончательно, а как бы
пробует, примеряет их к себе.

Молодость
характеризуется
появлением потребности и способности
интимной психической близости с другим
человеком, включая сексуальную близость.

Взрослость
характеризуется
творческой деятельностью и сопутствующим
ей чувством продуктивности. Она
проявляется не только в труде, но и в
заботе о других, включая потомство.

Зрелый
возраст —
характеризуется
появлением чувства удовлетворенности,
полноты жизни, исполненного долга, в
отрицательном случае – отчаянием и
разочарованием.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Какими могут быть последствия

Подростки, которым не была оказана помощь, если они в ней нуждались, во взрослой жизни могут испытывать массу проблем:

  • частые эмоциональные срывы;
  • неврозы;
  • психологические расстройства;
  • замкнутость, закрытость;
  • суицидальные наклонности;
  • влечение к запрещенным препаратам.

Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок пережил подростковый кризис с минимальными потерями. Преодолеть кризисные моменты будет значительно проще, если с раннего детства родители будут придерживаться правильного воспитания. К 13-14 годам ребенок будет знать основные правила, научиться придерживаться их и разовьет коммуникативные способности. Эмоциональных вспышек, к сожалению, не избежать, но они будут проходить значительно легче, если заранее установить четкие правила и построить дружеские отношения со своими детьми.

Читайте по теме: Как пережить саизоляцию с подростками

Мне нравитсяНе нравится

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

Основные виды

Таблица возрастных кризисов в психологии:

Название
Период
Описание
Новорожденности
С 0 до 12 месяцев
Обусловлен резкими изменениями в жизни малыша. Меняется окружающая обстановка, питание. Кризис помогает ребенку привыкнуть к новым жизненным условиям.
1 года
В 1 год
Возникает на фоне увеличения потребностей ребенка, роста его возможностей. Главное достижение переходного периода — развитие речи.
3 лет
В 3 года
Сложный период в жизни ребенка. Малыш начинает осознавать личное Я, отделяется от взрослых, старается установить с ними серьезные отношения.
7 лет
Может начаться не только в 7, но и в 6, 8 лет
Ребенок открывает новую социальную позицию — он становится школьником. Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
Пубертатный
С 11 до 16 лет
Обуславливается половым созреванием. Активируется выработка различных гормонов, происходит активное физиологическое и физическое развитие. Эмоциональный фон становится нестабильным. Чаще пубертатный кризис затягивается на долгие месяцы, может привести к развитию психологических нарушений.
Юности
С 16 до 18 лет
После окончания школы подросток переходит к взрослой жизни. Некоторых пугает взросление, они ищут любые способы продолжения обучения. Малая часть бывших учеников отправляется на работу, чтобы опробовать что-то новое.
Молодости
С 20 до 30 лет
Обуславливается становлением человека в обществе. Он находит работу, меняет жилье, начинает любовные отношения.
Зрелости
С 33 до 35 лет
Происходит анализ собственных достижений, успехов за прошедшие этапы жизни. Характер кризиса зависит от того, чего добился человек за сознательную жизнь.
Среднего возраста
С 45 до 55 лет
В этом возрасте у человека кончается запас сил, ослабевает здоровье, возрастает разрыв с детьми

Этот период часто сопровождается затяжными депрессиями.
Поздней зрелости
С 55 до 65 лет
Состояние стабилизируется, человек начинает больше думать о духовном, не обращает внимание на физическое положение. Постепенно субъект прекращает работать, занимается анализом прошедших лет.
Ранней старости
С 66 до 67 лет
На этом жизненном этапе возникает кризис связанный с переживаниями за прожитую жизнь

Если он смог добиться больших высот, кризисная ситуация не доставит много негативных переживаний.

Кризис трех лет

Последний вид — кризис старости. Человек смиряется с приближающейся смертью, не обращает внимания на здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector