Основные виды и функции воли в психологии

Значение воли в жизни человека

  Ни
одна более или менее сложная жизненная
проблема человека не решается без
участия воли. Никто на Земле никогда
еще не добился выдающихся успехов, не
обладая выдающейся силой воли. Человек
в первую очередь тем и отличается от
всех остальных живых существ, что у
него, кроме сознания и интеллекта, есть
еще и воля, без которой способности
оставались бы пустым звуком. 

Структура
и психологический механизм волевого
акта: побуждение к совершению действия,
осмысление цели действия, принятие
решения действовать, борьба мотивов,
волевое усилие, внешнее или внутреннее
волевое действие

Волевой
акт состоит из этапов, т.е. последовательных
и спланированных действий. В любом
волевом действии можно обнаружить
мотивационный и интеллектуальный
компоненты, а также выделить четыре
этапа:

1)
актуализация побуждения с осознанием
цели (возникновение мотивов деятельности);

2)
обсуждение и борьба мотивов;

3)
решение о действии;

4)
исполнение принятого решения.

Нередко
1, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту
часть волевого действия подготовительным
звеном, а 4-й этап при этом является
звеном исполнительным.

На
первом этапе целью выступает желаемый
или предполагаемый результат действия,
направленного на предмет, при помощи
которого человек намерен удовлетворить
ту или иную потребность.

На
следующем этапе волевого акта возникает
борьба мотивов как конкретных побудителей
действия — одно желание противопоставляется
другому, сталкивается с ним. Ситуация
может требовать от человека овладения
своим поведением, заставляет приложить
соответствующие усилия для ее осмысливания.
Эта борьба мотивов иногда мучительно
переживается, иногда проходит спокойно
и заключается в подборе разумных доводов
«за» и «против».

По
мнению В. А. Иванникова, основным
механизмом волевого поведения является
изменение или придание дополнительного
смысла действию, когда оно уже выполняется,
не только ради исходного мотива, но и
ради личностных ценностей человека.
Чем более нравственно воспитан человек,
тем легче осуществляется им волевое
действие. Этап борьбы мотивов и выбора
путей достижения цели является центральным
в сложном волевом акте. Нерешительность,
как волевое свойство личности, часто
является результатом задержки волевого
акта не только на этапе реализации
принятого решения, но и на этапе борьбы
мотивов.

Взвесив
различные мотивы, ситуацию и возможные
последствия своих действий, человек
принимает решение о действии. При этом
он ставит перед собой конкретную задачу
и составляет план действия. Этот этап
характеризуется спадом внутреннего
напряжения, которое сопровождало борьбу
мотивов. Волевое действие заканчивается
исполнением принятого решения.

Этап
осуществления принятого решения, однако,
не освобождает человека от необходимости
прилагать волевые усилия, и порой не
менее значительные, чем при выборе цели
действия или способов его исполнения,
поскольку практическое осуществление
намеченной цели опять же сопряжено с
преодолением препятствий.

Важно
подчеркнуть, что отказ от практической
деятельности не всегда является
показателем безволия личности. Если
человек прекращает стремление к цели
из-за нежелания, неспособности справиться
с возникшим напряжением или приостанавливает
практическую деятельность без достаточно
веских причин — это показатель слабости
воли

Если же у человека имеются серьезные
основания к тому, чтобы прекратить
стремление к цели, характеризовать его
безвольным нельзя. Также волевой человек
должен уметь, когда это нужно, отказаться
от намеченного действия, принять новое
решение, иначе это уже будет не проявление
воли, а бессмысленное упрямство.

Продолжительность
каждого из этапов в разных случаях
различна, и четких переходов между ними
не существует. Результаты любого волевого
действия имеют для человека два следствия:
первое — это достижение конкретной
цели; второе связано с тем, что человек
оценивает свои действия и извлекает
соответствующие уроки на будущее
относительно способов достижения цели
и затраченных усилий.

Исполнение
принятого решения, как последний этап
волевого действия, может получить
двоякое
выражение:
в одних случаях он проявляется во внешнем
действии
,
в других случаях, наоборот, он заключается
в воздержании от какого-либо внешнего
действия (такое проявление принято
называть внутренним
волевым действием
).

Волевое регулирование поведения

Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

Развитие воли взаимосвязано с:

  1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
  2. способностью контролировать свое поведение;
  3. возникновением волевых проявлений личности;
  4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции

Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути

Физиологические расстройства

На любом из этапов волевого акта могут возникать различного рода патологии. Самым распространенным нарушением считается гипобулия или снижение волевых процессов, сопровождающееся и снижением общего эмоционального фона. Люди с таким нарушением малоподвижны и не проявляют стремления к активной деятельности. Такие индивиды нуждаются в активизации даже при выполнении самых простых действий.

Нерешительность и безволие называется абулией. Его не следует путать со слабоволием как чертой характера, появившейся в результате неправильного воспитания, и которую можно исправить тренировкой воли. При абулии у человека пропадают все желания и прекращается всякая деятельность. Эта патология является следствием масштабных поражений лобных долей мозга. В некоторых случаях может проявляться гипербулия — чересчур высокая активность индивида, часто является симптомом маниакально-депрессивного психоза.

Неправильное воспитание влияет на способность человека к волевым действиям. При этом может наблюдаться инфантилизм, чувство незащищенности, заниженная самооценка. Компенсаторные реакции проявляют себя в эгоцентризме, фантазиях вместо реальных поступков, внушаемости и упрямстве. Единственный путь исправления таких недостатков воспитания — самосовершенствование в направлении развития в себе волевых качеств.

Предыдущая
ПсихологияТеория и концепция коллективного бессознательного, структура, базовые архетипы
Следующая
ПсихологияСтресс — общая характеристика, виды и признаки

Причины нарушений пищевого поведения

Расстройства в пищевом поведении  наблюдаются у пациентов при воздействии разнообразных провоцирующих факторов:

  • Социальных проблем. Заболевания наиболее встречаются у людей с низкой самооценкой и болезненным эмоциональным опытом.
  • Травматических событий. Нарушенное пищевое поведение диагностируется у людей, которые в прошлом подвергались физическому и сексуальному насилию. Они осознано или на уровне подсознания стараются избегать ситуаций,, с которыми они сталкивались.
  • Генетической предрасположенностью. В группе риска находятся пациенты, близкие родственники которых страдали нарушениями пищевого поведения.
  • Напряженных отношений в коллективе, при которых возникает необходимость в демонстрации своего конкурентного преимущества. При расстройствах пищевого поведения у людей наблюдается завышение уровня притязаний.

Существует множество причин появления нарушений в пищевом поведении, которые должны обязательно определяться для назначения действенного лечения.

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность

Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.

Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.

Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.

Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.

Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.

При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее

Важно выполнить решение, невзирая на трудности.

Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Какие сведения необходимо знать?

Нужно уяснить, как узнать серию телефона? – Портал помощи мобильным пользователям x-tarif.ru предлагает отличный материал, который поможет удобно и быстро разрешить проблему в течение пары минут. Достаточно ознакомиться с ним и получить необходимые ответы на все вопросы. Модель сотового важна, так как нужно знать, на какие именно возможности потребуется рассчитывать при покупке.

Диагностика и лечение

Викторины для детей с ответами для школьников 4-6 лет

Возраст от 4 до 6 лет является особенно важным для формирования всех познавательных процессов ребёнка: воображения, внимания, мышления, восприятия и памяти. Взрослые должны прилагать усилия, чтобы способствовать всестороннему развитию дошкольника. Примеры викторин для дошкольников 4–6 лет
С детьми 4–6 лет можно проводить разнообразные викторины, связанные с окружающим миром. Вопросы можно сгруппировать по следующим тематикам: астрономия, математика, растения, животные и т.д.

Викторины для детей с ответами.Викторина «животные и птицы»:
1. Где можно вероятнее всего встретить ежа?
• на городской улице,• в лесу на тропинке,
• на пляже у реки. 
2. Что больше всего любит кушать заяц?• капусту,
• кашу,
• щи.
3. Где живет дятел?
• на крыше дома,
• на болоте,• в лесу.
4. Где живет цапля?• у реки, озера или пруда,
• на крыше дома,
• в чаще леса.
5. Летом серый, а зимой белый?
• лось,
• щука,• заяц,
• гусь.Викторина «астрономическая»:
1. Горячая «звезда»?
• Земля,
• Луна,• Солнце.
2. Наша планета называется:
• Звезда,
• Венера,
• Марс,• Земля.
3. Первые мореплаватели определяли путь по:
• компасу,• звездам,
• солнцу,
• маяку. 
4. Спутник нашей планеты?• Луна,
• Венера,
• Марс.
Все викторины для детей дошкольного возраста прививают ребенку интерес к окружающей действительности, развивают у него усидчивость, внимательность, воображение и умение быстро реагировать на ситуацию. Для проведения конкурса следует подбирать легкие, увлекательные и познавательные вопросы. Сама интеллектуальная игра должна проходить весело и непринужденно.


Поделиться ссылкой на эту страницу

1. Понятие о воле и волевых процессах

Волевые усилия участвуют в образовании высших психических процессов:
внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Особую роль воля играет в
становлении и развитии характера, являясь его стержнем. Воля нужна при
выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при
преодолении препятствия. Воля обеспечивает активность личности. Таким
образом, воля выступает как одно из основополагающих качеств человеческой
личности, отличающих человека от всех других живых существ.

Определение. Воля — это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является
самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует
произвольно, то есть по своему намерению и не подчиняется действиям внешних
причин. Произвольность и надситуативность — основополагающие принципы
волевого поведения.

Воля — это одна из сторон сознания личности. Произвольная
регуляция характеризуется осознанностью, а следовательно, опосредована
мышлением и речью. Эта форма регуляции характеризуется наличием цели и
мотивации. В произвольном поведении осознается также
программа действий.

Ещё одной характеристикой воли является то, что воля является высшим
уровнем регуляции деятельности и поведения личности
. Если человек
встречается с препятствием, то происходит осознание совершаемой деятельности
и осуществляется её волевая регуляция. Этот уровень регуляции реализуется с
помощью волевых усилий.

Определение. Волевое усилие — это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности. Волевая регуляция
поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности,
определенным режимом активности, концентрацией этой активности в нужном
направлении. С понятием волевых усилий связана очень важная характеристика
воли — сила воли.

Определение. Сила воли — это степень волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, возникающих на пути удовлетворения потребностей.

К волевой сфере человека относится не только воля как относительно
самостоятельная подструктура личности, но и волевые процессы.

Определение. Волевые процессы — психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий.

К волевым процессам относятся высшие психические функции (произвольное
внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное
воображение, речь), процессы высшего уровня регуляции деятельности
(планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка)

Далее:2. Структура волевого акта Вверх:Тема 7. Воля Назад:Тема 7. Воля

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

Если эмоциональная регуляция основана в большей степени на безусловно — рефлекторной деятельности центральной нервной системы, то волевая регуляция носит отчетливо выраженный условно — рефлекторный характер. воля поведение мотивационный

Главными участками головного мозга, осуществляющими волевую деятельность, являются:

лобные доли коры больших полушарий;

двигательные центры в теменной части коры;

ретикулярная формация.

В лобных долях производится сличение достигнутого в каждый момент результата с поставленной целью. Производимый на основе обратной связи анализ позволяет все время вносить коррективы в поведение, осуществлять описанное выше регулирование, совмещенное управлением. Поражение этих участков мозга приводит к патологическому безволию — абулии. Абулия проявляется в отсутствии побуждений к действию, неспособности принять решение и осуществить действие, хотя необходимость в нем осознается. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, обусловленной воспитанием.

Двигательная область коры связана с центральными (корковыми) отделами всех анализаторов. В результате любое возбуждение любого анализатора может передаваться в двигательные центры, откуда подаются команды к исполнению того или иного движения. Но контроль за этими импульсами, а следовательно, и обязательность исполнения того или иного движения осуществляют волевые центры.

Материальной основой произвольных движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоен коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. Эти клетки очень часто называют «клетками Беца» по имени профессора анатомии Киевского университета В. А. Беца, который впервые описал их в 1874 г . В них зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь).

Все пирамидные клетки условно, в зависимости от их местоположения и выполняемых функций, можно разделить на три группы (рис. 1). Так, в верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям, в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке, а в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани. Все эти клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения.

Рис. 1. Двигательные центры коры головного мозга у человека (по Гринштейну)

Произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленного действия. Это происходит благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга, в случае поражения которых человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не в состоянии совершать даже относительно несложные действия, например взять какой-либо предмет, находящийся возле него.

Помимо указанных участков мозга следует отметить структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. Всякое волевое действие определяется определенными мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое движение (действие) прервется или заменится другими.

Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения

Эта система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий

Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий могут быть разделены на две основные группы: основные и побочные. Отметим, что в различных условиях деятельности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная причина) может быть в одном случае основным, а в другом — побочным.

В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.

Сущность понятий «воля» и «волевая регуляция»

Определение 1

Волевая регуляция поведения – это сознательное управление не только своим поведением, но и своими мыслями, чувствами, желаниями.

Воля обеспечивает преодоление трудностей, стоящих на пути к цели и является высшим уровнем произвольной регуляции деятельности. Это одна из форм отражения, которым выступает цель деятельности. Воля – это компонент психики, обеспечивающий выполнение побудительной и тормозной функций, взаимодополняющих друг друга:

  1. Побудительная функция направлена на преодоление препятствий и связана с активностью человека, она характеризуется произвольностью.
  2. Тормозная функция направлена на сдерживание человека от выполнения какого-либо поступка или действия.

Волевая регуляция характеризуется использованием волевых усилий и является частным видом произвольного управления, т.е. это механизмом самомобилизации

Её необходимость заключается в том, чтобы в поле сознания удерживать объект, над которым размышляет человек, и в течение длительного времени концентрировать на этом объекте внимание

Замечание 1

Все основные психические функции – воображение, восприятие, ощущение, память, мышление, речь, регулируются волей.

В основе суждений о наличии или отсутствии волевой регуляции у человека лежат достигнутые им результаты, которые показывают, что трудность была преодолена.

На бытовом языке волевая регуляция отождествляется с понятием «сила воли», что позволяет делить людей на волевых и безвольных.

Надо сказать, что психологи конкретное содержание волевой регуляции понимают по-разному:

  • Во-первых – «сила воли» как сила мотива, которая влияет на проявление волевого усилия, его степень. Силу воли подменяют силой мотива – если мне это очень надо, значит, я это сделаю. Сила воли, считает Ю.Ю. Палайма, это сила мотива и человек с сильной волей есть человек с сильной мотивацией поведения;
  • Во-вторых, включают в регуляцию эмоции, полагая, что они мобилизуют дополнительную энергию, однако волевое усилие подменять эмоциональной реакцией не совсем правильно. Дело в том, что и на фоне отрицательных эмоций волевые усилия тоже применяются, но только в данном случае они демобилизуют возможности человека, поэтому главным механизмом мобилизации энергии всё-таки выступает волевое усилие;
  • В- третьих, сила воли как самостоятельное волевое качество. Моральная составляющая воли относительно разных волевых качеств, неспецифична – один и тот же человек, встретившись с разными трудностями, будет вести себя по-разному;
  • В-четвертых, сила воли как общеличностный конструкт. Формирование воли человека происходит в социальной практике, его трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми и является переходом внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Замечание 2

Механизмы волевой регуляции представляют собой сложные функциональные системы и в отдельных структурах мозга не локализуются. Однако центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий, поражение которых, как показывают клинические данные, вызывает патологическое безволие – абулию.

Сознательно-управляемое поведение

Нервные импульсы в человеческом мозге опережают течение событий извне. Основой такого типа функционирования нервной системы является прошлый опыт индивида, позволяющий ему предвосхищать воздействия на нервную систему и предполагать возможные их последствия. В мозге образуется комплекс связей и ассоциаций, выработанных в результате многократных повторений.

В процессе размышлений над различными ситуациями происходит сравнение разных путей достижения цели и выбирается наиболее приемлемый. Система ассоциаций, сформированная опытом, может восстанавливать от малейшего раздражителя всю цепь мыслей и действий от первого побуждения до воплощения желаемой цели в жизнь.

Морально-волевая подготовка

Морально-волевая подготовка воспитание моральных сторон личности

Все эти качества более ярко выражены и проявляются у тех подростков, которые любят свою страну, гордятся ее историей, великими доблестями соотечественников, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте.В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Все виды деятельности, включая спорт, связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не самые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые.

Волевая подготовка – необходимая составляющая физической, технической, тактической и теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте. Тренер должен строить весь многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики, зная, что такое воля, во имя чего и как проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств – в черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Ученики тренеров, сознательно сочетающих средства технической подготовки и приемы волевого воспитания, стабильно показывают высокие спортивные результаты на соревнованиях разного ранга. Задача состоит в том, чтобы техническая и волевая подготовки стали составляющими цельного тренировочного процесса. Воспитание волевых качеств должно быть постоянным слагаемым содержания тренировочного процесса, объектом внимания и сознательных усилий тренера.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

  • осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;
  • постановка реально достижимых новых и более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);
  • использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);
  • понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;
  • создание четких представлений движений и действий, которые нужно выполнить;
  • использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;
  • строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учебы, труда, тренировочных занятий, участие в культурно-образовательных мероприятиях;
  • выполнение самостоятельных волевых решений;
  • воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого спортивного результата;
  • умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;
  • обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector