Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?
Содержание:
- Иллюзии восприятия
- Понятие памяти. Процессы памяти.
- Ощущение как основа восприятия
- Эффекты межличностного восприятия
- «Шестое чувство», жар и боль
- Каналы восприятия информации
- Презентация на тему: » Тема 8. Восприятие Восприятие – есть отражение целостного образа предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие.» — Транскрипт:
- Виды восприятия
- Нарушение восприятия
- Справочная информация
- Что такое восприятие: определение понятия
- ↑ Понятие «познание».
- Свойства восприятия:
- В чем разница между восприятием и ощущением – много хороших и полезных советов
- Выводы TheDifference.ru
Иллюзии восприятия
Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:
- Оптическими. Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
- Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
- Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.
Понятие памяти. Процессы памяти.
Память
— форма психологического отражения,
заключающаяся в сохранении и закреплении
восприятия и воспроизведения индивидом
своего опыта. Существуют 4 процесса
памяти – запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание. Запоминание
– накопление материала в памяти. Может
быть механическим и осмысленным. Для
механического характерно отсутствие
понимания, логических связей между
частями материала. Опирается на внешние
связи. Осмысл запом связ осмыслением,
связанностью материала. Включает ряд
логических операций. Сохранение –
процесс памяти направленный на удержание
полученной информации. Сохранение может
быть динамическим и статическим.
Динамическое сохранение наблюдается
в оперативной памяти, при этом информация
мало изменяется. Статическое сохранение
проявляется в долговременной памяти –
воспроизведение и воссоздание материала,
воспринятого ранее. Характеристики:
быстрота, точность. Виды: узнавание
(повторяют — воспроизводят), припоминания
(частично воспроизводят + волевые
усилия), воспроизведение (извлечение
информации из памяти без труда),
воспоминание (события из жизни в прошлом),
реминисценция (восприятие того, что
казалось забытым), забывание — утрата
информации, невозможность ее воспроизведения
1)невозможность вспомнить 2) вспомнил,
но не верно. Забыванию способствует
отсутствие интереса,нет потребностей,
объем, утомление.
Фактор
края — лучше запоминается конец и начало,
середина забывается.
Сходство ощущений и восприятий заключается в том, что:
· во-первых, оба они — познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;
· во-вторых: это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Термин ощущение относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы «переживаем» нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.
Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Ощущение как основа восприятия
Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.
Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.
Так, в психологии восприятие — это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.
Эффекты межличностного восприятия
Их 9:
- Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
- Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
- Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
- Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
- Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
- Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
- Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
- Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
- Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.
В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.
«Шестое чувство», жар и боль
Кроме привычных пяти чувств у нас есть те, которые при других обстоятельствах могли бы стоять наравне со зрением или слухом, однако по каким-то причинам упоминаются куда реже.
Если какое-то из них и заслуживает звание «шестого чувства», то это проприоцепция, она же кинестезия. Так называют общее ощущение себя, понимание того, как расположены части нашего тела относительно друг друга и в пространстве. Если организм работает нормально, мы не замечаем своей проприоцепции. Парадокс в том, что обнаружить её мы способны, только когда теряем.
Например, напиться до такой степени, когда путаешься в собственных ногах. Бессознательный контроль в этом случае пропадает, и человек вынужден или двигаться «вслепую», как попало, или же мучительно планировать каждое действие.
Утрата проприоцепции может стать результатом повреждений мозга и заболеваний нервной системы, например полиневрита. Такой случай описывал невролог Оливер Сакс, пациентка которого утратила ощущение собственного тела, так что ей приходилось обдумывать все свои движения, контролируя их исполнение с помощью зрения.
Также все люди обладают чувством температуры — термоцепцией. Кроме того, мы чувствуем боль (ее также называют ноцицепция, или ноциперцепция). Ни то ни другое нельзя свести к осязанию, это отдельные области ощущений, за которые отвечают свои рецепторы.
Мы привыкли думать об ощущениях как о чем-то стабильном и постоянном, однако их определение зависит от множества факторов.
Попадая в страну с непривычным климатом, гости страдают от холода или жары больше, чем местное население. Получается, что ощущение дискомфорта зависит от представлений о сенсорной норме.
Ученые из Медицинского центра при Университете Маастрихта определили, что рекомендованная для офисов температура, которая была установлена в 1960-х годах, комфортна в первую очередь для мужчин. Выяснилось, что для сотрудниц была оптимальна температура 24,5 °C, тогда как для сотрудников — 22 °C. Причина в том, что у мужчин в среднем быстрее обмен веществ и больше объем мышечной массы, которая участвует в выработке тепла. А в шестидесятых стандарт устанавливали, ориентируясь только на мужские предпочтения
Это позволило некоторым колумнисткам, обратившим внимание на проблему, назвать кондиционеры «сексистскими»
Шкала гримас Вонг — Бейкера, которая используется для оценки уровня боли, состоит из ряда гримас (от смеющегося лица до плачущего). Цифровая рейтинговая шкала оценки боли предполагает, что неприятным ощущениям можно присвоить цифры от нуля до десяти, где 0 означает «боли нет», а 10 — «боль невыносима». Пациент при этом сам выбирает, насколько велик уровень его страданий. Также существует прибор алгезиметр, который используется преимущественно в анестезиологии. Мерилом служит груз, который давит на острие, упирающееся в кожу — чем больший «взят вес», тем выше болевой порог.
Все эти методы предполагают, что боль можно измерить. В то же время, с точки зрения антропологов, универсальность боли — под вопросом. На оценку пациентом своих переживаний и на то, как его оценивает врач, влияет много социальных факторов. Различие в отношении к жалобам на боль можно заметить даже в традиционном гендерном воспитании.
Каналы восприятия информации
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.
Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам»
Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий
Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.
Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.
Презентация на тему: » Тема 8. Восприятие Восприятие – есть отражение целостного образа предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие.» — Транскрипт:
1
Тема 8. Восприятие Восприятие – есть отражение целостного образа предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – активный процесс, состоящий из множества перцептивных действий, благодаря которым формируется адекватный образ предмета.
2
Физиологическая основа восприятия – комплексная деятельность системы анализаторов.
3
Виды восприятия: 1.٭По ведущему анализатору: ~ зрительные восприятия ~ слуховые восприятия; ~ осязательные восприятия; ~ кинестезические восприятия; ~ обонятельные восприятия; ~ вкусовые восприятия.
4
2.٭По модальности (сенсорно- перцептивные системы): зрительную ~ зрительную (восприятие формы, движения, освещенности); слухоречевую ~ слухоречевую (восприятие акустических свойств звучащих объектов); кожно-мышечную ~ кожно-мышечную (восприятие воздействий на проприорецепторы) обонятельно-вкусовую ~ обонятельно-вкусовую (восприятие и анализ химических пищевых раздражителей) вестибулярную ~ вестибулярную (осуществляет оценку положения тела в пространстве, равновесия).
5
3.٭В зависимости от формы существования материи: восприятие пространства ~ восприятие пространства (величина, форма, расстояние до предметов, между предметами); восприятие времени ~ восприятие времени (временная длительность, временная последовательность); восприятие движения ~ восприятие движения (сам факт движения, направленность, скорость).
6
Свойства восприятия 1.Целостность – свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии его свойств и сторон. 2.Предметность – выражается в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности.
7
3.Осмысленность – предмет воспринимается сознательно – значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов, сообщить его в слове. 4.Обобщенность – отражение единичных объектов, как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому- либо признаку, это умение за одним человеком видеть нацию, народ.
8
5.Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предметов, при изменяющихся условиях их восприятия. 6.Избирательность – что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, что-то второстепенным. 7.Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств, и определенного отношения к предмету восприятия.
9
Интересной и важной для практической деятельности человека особенностью восприятия являются иллюзии – искаженное восприятие объектов, вызванное условиями восприятия
10
Иллюзии: зрения (связаны с особенностями строения глаза); зрения (связаны с особенностями строения глаза); «целого» и «части»; «целого» и «части»; переоценки вертикальных линий; переоценки вертикальных линий; восприятия размера; восприятия размера; «портретные» иллюзии. «портретные» иллюзии.
Виды восприятия
Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.
При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.
Существует несколько классификаций видов восприятия:
По модальности:
- зрительное – создание зрительного образа:
- слуховое – восприимчивость звуков;
- осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
- обонятельное – различение запахов;
- вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.
В зависимости от ведущего анализатора:
-
Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
- кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
- аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
- визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».
Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.
- Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
- Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
По способу актуализации:
Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает
Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках
Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.
Нарушение восприятия
Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.
При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.
Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.
Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Что такое восприятие: определение понятия
Восприятием называют познавательный процесс, который формирует в нашем сознании определённую картину окружающего мира.
Причём, картина эта не объективная, а носит характер субъективный, то есть, окрашенный личными впечатлениями.
Процесс этот ещё называют перцепцией, начинается он с действия наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и пр, когда мы получаем первичную информацию о каком-нибудь предмете или явлении.
На этой стадии восприятия, который называется нижним уровнем, останавливается познание мира простейшими.
Но позвоночные, например, способны не только получать определённую информацию, но и анализировать её, оценивать с точки зрения предполагаемой опасности, полезности или побуждения к какой-то деятельности или движениям.
У человека этот процесс выражен наиболее полно. Осмысление информации, полученной от органов чувств, имеет достаточно много этапов и видов.
Такое воистину разумное восприятие окружающего мира — это его высший уровень, его называют апперцепцией.
Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, называется наглядно-действенным.
↑ Понятие «познание».
Познание —
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
Свойства восприятия:
Предметность
— это
способность отражать объекты и явления
реального мира не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в
форме отдельных предметов.
Целостность
– характеризуется
формированием отдельных воспринимаемых
частей в единое целое, формируя целостный
образ предмета.
Структурность
– восприятие
не является проекцией мгновенных
ощущений и не является простой их суммой.
Мы воспринимаем обобщенную структуру,
которая формируется в течение некоторого
времени.
Константность
– относительное
постоянство некоторых свойств предметов
при изменении условий их восприятия.
Обладают свойством компенсации
изменяющихся условий восприятия, т.е.
благодаря константности, воспринимаемые
нами предметы предстают перед нами как
относительно постоянные.
Осмысленность
— перцептивные
образы всегда имеют определенное
смысловое значение. Восприятие тесно
связано с мышлением. Сознательно
воспринимать предмет- это значит мысленно
назвать его, т.е. отнести к определенной
группе, классу, связать его с определенным
словом.
Апперцепция
– означаетзависимость
восприятия от нашей психической жизни.
Восприятие зависит не только от характера
раздражителя, но и от самого субъекта.
На характер восприятия влияют особенности
личности человека. В ней большую роль
играют прошлый опыт человека, установки
и эмоции. Его знания и опыт оказывают
влияние на точность и ясность восприятия,
на само содержание восприятия.
Иллюзия
восприятия –
явления ошибочного (ложного) или
искаженного восприятия. Иллюзия
восприятия наблюдается в любых видах
восприятия (зрительного, слухового и
др.). Природа иллюзий связано не только
с субъективными причинами (установка,
направленность, эмоциональное состояние),
но и с физическими факторами и явлениями:
освещенность, положение в пространстве
и др.
Активность
(избирательность, селективность)-
в любой момент времени мы воспринимаем
только один предмет или конкретную
группу предметов, в то время как остальные
предметы являются для нас фоном, т.е. не
отражаются в нашем сознании. Она
обусловлена самой природой нашего
сознания.
В чем разница между восприятием и ощущением – много хороших и полезных советов
Восприятие представляет собой психически сложное действие, результатом которого становится целостное отражение объектов и явлений окружающего мира через их непосредственное воздействие на органы чувств человека.
К основным свойствам данной категории относятся:
Целостность, выражающаяся в мысленном достраивании образа. Человек обрабатывает полученную информацию, детали, получая при этом общую картину. Синтез основывается на способности интегрировать отдельные элементы, связывать их.
Предметность, выражающаяся в том, что мир отражается посредством взаимосвязанных объектов, имеющих свои причины.
Осмысленность, проявляющаяся в связи с мышлением
Акт провоцирует отражение сущности предмета.
Избирательность, связанная с таким понятием как внимание. Человек избирательно выделяет ряд объектов на фоне остальных.
Отнесенность к категориям связана с обобщенностью психологического действия
Предмет наделяется определёнными характеристиками и обозначается «понятием». Далее предмет указывается, то есть происходит его опознание.
Постоянность, то есть созерцание объекта независимо от поменявшегося положения.
Воздействие прошлого опыта. Деятельность и индивидуальные особенности человека накладывают отпечаток. Может быть устойчивая апперцепция, которая выражается во взаимосвязи акта от уровня образования и отношения к миру, временная – возникает спонтанно, зависит от ситуации (эмоциональный фон, мотивация).
Ощущение считается простейшим физическим процессом, проявляющимся в отражении конкретных свойств в момент их непосредственного воздействия.
Существует 3 типа:
- Интероцептивный.
- Проприцептивный.
- Эксгерорецептивный.
Первый передает сигналы о внутреннем состоянии организма (сердце, желудок и т. д). Считается древнейшей группой. Второй тип ответственен за регуляцию человека в пространстве посредством его движений. Третий связан с внешним миром, получением информации извне.
Ощущение – первоначальный опыт, полученный с помощью органов чувств, то есть при их раздражении происходит психический акт. Но этим не ограничивается, так как происходит не только сенсорная стимуляция. Раздражение органов чувств провоцирует ответную реакцию с учетом мировоззрения, опыта и накопленных знаний.
Общее между «восприятием» и «ощущением»
Ощущение первично, с него начинается познание. Именно оно является источником сведений о мире и самом себе. Оно возникает вследствие реакции на раздражители, но исключается пассивность деятельности. Восприятие сложнее, строится на целостности, но базируется на более простом психическом акте. Существует два первостепенных сходства между понятиями:
- Обе категории относятся к познавательным психическим процессам, посредством которых происходит отражение окружающего мира.
- Возникают исключительно после влияния раздражителя.
От рождения человек способен ощущать, так как обладает развитой нервной системой.
А восприятие доступно лишь людям и высшим животным, на протяжении жизни оно совершенствуется, так как приобретается опыт, знания и так далее. Ощущения внутри, соотносятся с переживаниями.
Восприятие хоть и строится по принципу объективации, но взаимосвязано с реакциями, полученными с помощью первичного осмысления. Оба понятия ответственны за чувственное познание.
Сравнительная характеристика
Отечественная психология рассматривает восприятие как деятельность, строящуюся с использованием памяти, мышления. Благодаря этим процессам строится полноценный образ. Ощущение кратковременно, не носит обобщенный характер. Отмечаются следующие различия:
- Ощущение строится на отражении отдельных свойств объекта, а восприятие целостно и обобщенно.
- На базе впечатлений появляется размытое чувство, а посредством восприятия возникает ясный образ. Понимание состоит из множества ощущений, но никогда не станет просто их суммой, так как происходит достраивание образа с помощью воображения.
- Ощущения связаны с конкретной сенсорной системой, а восприятие комплексно в этом плане.
Итогом ощущения становится обособленное чувство (ощущение кислого или сладкого, громкости и так далее). У восприятия в итоге образуется комплексная картина, где все элементы взаимосвязаны.
Чтобы это произошло, иногда требуется встречно активизироваться в сторону предмета, исследовать его или уточнить.
Простой акт этого не требует, оно примитивным образом возникает и так же пропадает, в то время как более сложный характеризуется отсутствием спонтанности, наличием длительности и остаточного впечатления.
Выводы TheDifference.ru
- Ощущение – составная часть восприятия, в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение.
- Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.
- Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.
- Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.