Общая психология

Память[править]

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:
    1. Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
    2. Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
    3. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
    4. Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память.

Кратковременную память (КП) обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин). После чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. КП ограничена по объему. При однократном предъявлении помещается в среднем 7 +- 2, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации

У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Глава 1. Предмет и задачи психологии § 1. Что такое психология

Психология («психе»
— душа, «логос» — учение, наука) — слово
греческого происхождения, буквально
означает «наука о душе». На этом
основывается известное определение,
согласно которому психология — это
наука о психике. В целом это правильно,
хотя требуются некоторые уточнения. В
современном общественном сознании
слова «душа» и «психика» фактически
являются синонимами: научная психология
предпочитает использовать термин
«психика», религиозные мыслители и
некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология»
многозначно. В обыденном языке слово
«психология» используется для
характеристики психического склада
личности, особенностей того или иного
человека, группы людей: «у него (у них)
такая психология».

В данном учебном
пособии будет рассматриваться другое
значение слова «психология», которое
зафиксировано в его этимологии: психология
— учение о психике, душе. Отечественный
психолог М.С. Роговин (1921—1993) утверждал,
что можно выделить три этапа в становлении
психологии как науки. Это этапы донаучной
психологии, философской психологии и,
наконец, научной психологии.

Донаучная
психология

это познание другого человека и самого
себя непосредственно в процессах
деятельности и взаимного общения людей.
По выражению французского психолога
П. Жане (1859—1947), это психология, которую
народ создает еще до психологов. Здесь
деятельность и знание слиты воедино,
обусловленные необходимостью понимать
другого человека и предвидеть его
поступки. Источником знаний о психике
в донаучной психологии выступают: 1)
личный опыт (житейские обобщения,
возникающие в результате наблюдения
за другими людьми, самим собой); 2)
общественный опыт (представления,
традиции, обычаи, которые передаются
от поколения к поколению). Понятия
донаучной психологии совпадают по
своему содержанию с языковыми значениями.
Роговин подчеркивает, что самому существу
донаучной психологии соответствует
способ объяснения, получивший название
«объяснение с позиций здравого смысла».
Донаучное психологическое знание
несистематизировано, неотрефлексировано,
поэтому часто вообще не осознается как
знание. В донаучном знании верные
представления могут соседствовать с
ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская
психология

знание о психике, полученное с помощью
умозрительных рассуждений. Знания о
психике либо выводятся из общих
философских принципов, либо являются
результатом рассуждений по аналогии.
Философское знание о психике обычно
упорядочено в соответствии с теми или
иными исходными принципами. Как указывает
Роговин, на уровне философской психологии
первоначально смутное, целостное понятие
души подвергается анализу и мысленному
расчленению с последующим объединением
на основе принципов, непосредственно
вытекающих из материалистического или
идеалистического мировоззрений. По
сравнению с донаучной психологией,
которая ей предшествует и, особенно на
ранних этапах, оказывает на нее большое
влияние, для философской психологии
характерным является не только поиск
некоторого объяснительного принципа
для психического, но и стремление
установить общие законы, которым душа
должна подчиняться так же, как подчиняются
им и все природные стихии.

Научная
психология
возникла
относительно недавно — во второй
половине XIX
в. Обычно ее появление ассоциируется с
использованием в психологии
экспериментального метода. Некоторые
основания для этого, несомненно, есть:
«создатель» научной психологии В. Вундт
писал, что если определять разработанную
им физиологическую психологию по методу,
то ее можно охарактеризовать как
«экспериментальную». Другое дело, что
метод эксперимента оставался у Вундта
вспомогательным, создающим оптимальные
условия для собственно психологического
метода — самонаблюдения. Кроме того,
сам Вундт неоднократно подчеркивал,
что экспериментальная психология —
это далеко не вся психология, а лишь ее
часть. Хотя XIX
в. дал немало примеров удачного
использования метода эксперимента,
прошло достаточно времени, прежде чем
психология стала по-настоящему
экспериментальной наукой.

Знание в научной
психологии имеет эмпирическую,
фактологическую основу, факты добываются
в специально проводимом исследовании,
которое использует для этого специальные
процедуры (методы), главными среди
которых являются целенаправленное
систематическое наблюдение и эксперимент.
Теории, конструируемые научной
психологией, имеют эмпирическую основу,
подвергаются (в идеале) всесторонней
проверке.

Инициал — пишем грамотно

Автор Котова И.

Annotation

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учеб¬ному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагоги¬ческой науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные про¬цессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо¬бенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Общая психология

Предисловие автора

Часть 1 Введение в общую психологию

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Глава 2. Психология в структуре современных наук

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека

Глава 5. Психологическая теория деятельности

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Часть 2 Психические процессы

Глава 7. Ощущение

Глава 8. Восприятие

Глава 9. Представление

Глава 10. Память

Глава 11. Воображение

Глава 12. Мышление

Глава 13. Речь

Глава 14

Внимание. Глава 15

Воля

Глава 15. Воля

Глава 16. Эмоции

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью

Часть 3 Психические состояния и их регуляция

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Часть 4 Психические свойства личности

Глава 20. Личность

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности

Глава 22.

. Направленность и мотивы деятельности личности

Глава 23. Способности

Глава 24. Темперамент

Глава 25. Характер

Общая психология

Предисловие автора

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.

Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:

С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р …

Эмоции[править]

Эмоция — это психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению.

Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человеку бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов.

Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Подразделения общей психологии

Общая психология может подразделяться на некоторые отрасли по характеру деятельности, по развитию, по принципу отношения личности и общества.

По характеру деятельности психология подразделяется на:

  • педагогическую психологию;
  • военную психологию;
  • медицинскую психологию;
  • психологию торговли;
  • психологию спорта;
  • юридическую психологию;
  • психологию труда;
  • психологию искусства.
  • По развитию на:
  • возрастную психологию
  • сравнительную психологию;
  • специальную психологию.

По принципу отношения личности и общества на:

  • социальную психологию;
  • психологию личности.

Существует еще одна классификация общей психологии, которая подразделяет ее на следующие виды:

  • консультативная психология;
  • сравнительная психология;
  • клиническая психология;
  • педагогическая психология;
  • биологическая психология;
  • когнитивная психология;
  • психология аномального развития.

Все эти виды направлены на своевременное прогнозирование реакций и поведения человека. Различные виды общей психологии применяются в учебных заведениях, медицинских учреждениях, местах лишения свободы, воспитательных центрах и т.д.

Консультативная и сравнительная психология – это вид психологии, исследующий поведение животных и человека. Полученные результаты сравниваются, а затем могут применяться на практике. Данные позволяют давать правильные советы при личном консультировании в социальной, профессиональной и эмоциональной сферах жизнедеятельности человека.

Клиническая психология – это вид психологии, изучающий поведение человек в стрессовой ситуации, как он борется с его влиянием и с какими изменениями сталкивается. Главной задачей клинической психологии является изучение развития личности в совокупности.

Педагогическая психология – это вид психологии, изучающий поведение организма человека во время образовательного процесса. Она исследует методы влияния образования на психику человека и возможности улучшения эффективности образовательного процесса.

Биологическая психология – это такой вид психологии, который изучает человека в биологическом срезе. Главной задачей является изучение особенностей психики, которые влияют на развитие, поведение и психику человека.

Когнитивная психология – это вид психологии, исследующий поведение человека.

Психология аномального развития – это вид психологии, исследующий ненормальное поведение. Ее главной задачей является изучение и своевременное выявление изменений психического состояния.

Психология и психиатрия

Связь между ними выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития.

Неотделимыми друг о друга являются понятия психика и психология человека. Проблемы психологического характера ставят человека в тупик, – к какому специалисту обратиться, психологу или психиатру.
Психиатр как специалист имеет больше полномочий, определяя соответствие поведения человека положенным нормам, и ставит диагноз. Приспособление к природной и социальной среде у людей очень индивидуально, но большинство с этой задачей прекрасно справляется. Но есть индивиды, плохо подготовленные к жизни, поэтому адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы, они не могут. У таких людей отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. В таких случаях психиатр, в результате обследования, назначает лекарственные препараты.

Для изучения особенностей психологического склада человека, иногда требуется осмотр у психиатра, например, абсолютное психическое здоровье требуется людям, работающим со сложными механизмами.
Психиатрия изучает болезненные изменения в нервно-психической среде, определяет их причины, разрабатывает методы лечения и профилактики. В настоящее время она все больше приобретает статус социальной науки.
Психологи и психиатры работают в одних учреждениях, но могут существовать и отдельно, потому что психиатрия более полная и обобщенная дисциплина. Говоря другими словами психология – это ветвь психиатрии.

Благодаря Фрейду психология и психиатрия объединились в новую отрасль – психоанализ. Поскольку на развитие физических болезней прямым образом влияет психическое здоровье, то позаботиться об этом стоит как можно раньше.

Глава 4. Развитие психики человека и животных

  • Краткое содержание главы
  • Истоки психики живых существ
  • Становление низших форм поведения и психики
  • Развитие высших психических функций у человека
  • Сравнение психики человека и животных
  • Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Предмет и задачи общей психологии

В процессе
непрерывного развития науки то одна,
то другая отрасль выступает в качестве
фаворита. Так было с механикой, биологией,
кибернетикой и социологией. В последнее
десятилетие фаворитом стала психология.

Психология обладает
рядом особенностей по сравнению с
другими научными дисциплинами (рис. 1,
2). Как системой знаний ею владеют
немногие. Однако с областью явлений,
изучаемых этой наукой, сталкиваются
все: она представлена в виде наших
собственных ощущений, образов,
представлений, мышления, речи, воли,
интересов, потребностей, эмоций.

Понятие
«психология» возникло в средневековом
европейском богословии, а в науку было
введено в XVIII
в. немецким ученым Христианом Вольфом

Термин
«психология» образован от двух греческих
слов: psyche
– душа, психика и logos
– знание, осмысление, изучение

В
дословном значении психология – это
знание о психике, наука, изучающая ее.
Психика есть свойство высокоорганизованной
живой материи, субъективное отражение
объективного мира, необходимое человеку
(или животному) для активной деятельности
в нем и управления своим поведением

Во
втором, наиболее распространенном
значении слово «психология» относят
к самой психической, «душевной» жизни,
выделяя тем самым особую реальность.
Психология проявляется как совокупность
типичных для человека (или групп людей)
способов поведения, общения, познания
окружающего мира, убеждений и предпочтений,
черт характера

Рис. 1. Значение
слова «психология»

Своим названием
и первым определением психология обязана
греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты,
влюбился в очень красивую молодую
девушку Психею. Но Афродита была
недовольна, что ее сын, бог-небожитель,
хочет соединить судьбу с простой
смертной, и прилагала все усилия, чтобы
разлучить влюбленных, заставляя Психею
пройти через ряд испытаний. Но любовь
Психеи была так сильна, а ее стремление
вновь встретиться с Эротом так велико,
что боги решили помочь ей выполнить все
требования Афродиты. Эроту в свою
очередь удалось убедить Зевса –
верховное божество греков – превратить
Психею в богиню, сделав ее бессмертной.
Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот
миф был классическим образцом истинной
любви, высшей реализацией человеческой
души. Поэтому Психея – смертная, обретшая
бессмертие, – стала символом души,
ищущей свой идеал1.

1.
Это наука о самом сложном, что пока
известно человечеству

2.
В психологии человек одновременно
является и субъектом, и объектом
познания, так как свое сознание он
исследует с помощью сознания же

3.
Практические следствия психологии
уникальны: они не только несоизмеримо
значительнее результатов других наук,
но и качественно иные, поскольку познать
нечто – это значит овладеть и научиться
управлять им, а управление своими
психическими состояниями, процессами,
функциями и способностями – задача
самая грандиозная

4.
Чрезвычайная перспективность психологии
и ее исследований вытекает из постоянно
возрастающей роли людей, их психики и
сознания

5.
Единой психологии не существует, а есть
различные направления, течения, научные
школы

6.
Уникальность психологии заключается
в том, что она одновременно является и
естественной, и гуманитарной наукой

7.
Психологический факт зависит от его
интерпретации исследователем

Рис. 2. Особенности
психологии как науки2

Психология– это наука о закономерностях
возникновения, развития и проявления
психики и сознания человека (рис. 3).

Психология

Предмет

Задачи

Основные
закономерности порождения и
функционирования психической реальности

  • Качественное
    изучение психической реальности

  • Анализ
    формирования и развития психических
    явлений

  • Изучение
    физиологических механизмов психических
    явлений

  • Содействие
    планомерному внедрению психологических
    знаний в практику жизни и деятельности
    людей

Рис. 3. Предмет и
задачи психологии

Инициал — пишем грамотно

Книги о психологии человека

Психология человека многогранная для того, чтобы изучить ее по одной книге. Мы подобрали перечень психологических книг по мотивации, позитивному мышлению, психологии богатства и денег и многое другое, что поможет вам изучить мышление и внутренний мир человека не по скучным академическим учебникам, а с живыми примерами и вдохновляющими историями.

  • Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинс «Психология мотивации». Для любого действия нужна мотивация. Успех человека во многом зависит от его настроя и степени мотивации. Книга поможет читателю обрести подходящий вид мотивации, вовремя распознавать сигналы, которые заставляют сложить руки и не поддаваться им. Эта книга рекомендована к прочтению предпринимателям, студентам, всем, кто хочет достигать поставленных целей.
  • Зигмунд Фрейд «Психология бессознательного». Одна из самых известных книг по психологии от основоположника психоанализа. Главы этой книги «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «О сновидении», «Я и Оно» доказывают, что сознание и бессознательное – неотделимые понятия, влияющие друг на друга. Фрейд рассматривает бессознательные мотивы, как определяющие в жизни. Его часто критикуют за однобокость суждений, однако его методы до сих пор успешно используются в диагностике психологических расстройств и при психотерапии.
  • Луиза Хей «Чудеса наших дней» – отличная книга по позитивному мышлению. Психологией на любительском уровне многие начинают заниматься именно после книг по положительному мышлению. Читатели отмечают, что их жизнь изменилась в лучшую сторону после прочтения книг Луизы Хей.
  • Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Одна из самых читаемых книг по психологии, дающая ответы на вопросы, как разобраться в самом себе и отыскать свой верный путь. Как научится жить без лишнего беспокойства и стресса. Книга дает мудрые советы, применимые в повседневной жизни.
  • Наполеон Хилл «Думай и богатей». На основе многолетней работы с миллионерами Америки, автор выработал собственную стратегию материального благополучия. В книге собрано 16 секретов, или законов, соблюдая которые, человек приходит к богатству. Книга заставляет не просто задуматься, но и начать воплощать прочитанное в жизнь.
  • Брайан Трейси «Психология достижений» – эту книгу по психологии рекомендуют многие люди. Прочтение поможет осознать степень ответственности, увидеть возможности для реализации своего потенциала. Психология достижений – это своего рода, «волшебный пендель», который поможет открыть глаза на многие проблемы, имеющиеся в жизни и начать жить по-новому, применяя полученные знания.
  • Виктор Шапарь «Психология манипулирования. Из марионетки в кукловоды». Книга поможет распознать и прекратить манипуляции собой и своими ресурсами со стороны знакомых, родственников и коллег. Здесь приведены эффективные приемы, которые помогут влиять на мнение окружающих. Очень интересная и полезная книга по психологии как для начинающих, так и для опытных специалистов.
  • Ирвин Ялом Лжец на кушетке – юмористическая и очень искренняя книга, рассказывающая о буднях психотерапевта. Наверняка, каждому психологу захочется ее прочитать. Психологи и психотерапевты – тоже люди, у них есть свои переживания, взлеты и падения. О чем думают эти специалисты, пока вы расположились на кушетке и рассказываете им о своем детстве? Автор приоткроет завесу над этой тайной.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector