Задачи социальной психологии: разбираемся в принципах и направлениях
Содержание:
- Профессия Таргетолог от Ingate
- Виды социальных отношений
- Опрос
- Лобань в кулинарии и здоровом питании
- 2) отдельную группу;
- Межличностные отношения индивидов внутри общности
- Групповые феномены
- Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии
- История развития соц. Психологии.
- Понятие группы. Виды групп.
- Понятие влияния
- Методы исследования
- 1.1. Основные понятия социальной психологии
- Подпишись на официальный канал Лайфхакера
Профессия Таргетолог от Ingate
Таргетированная реклама — очень востребованное и высокооплачиваемое направление в SMM. Таргетолог управляет рекламными бюджетами и потоками трафика на основе цифр. На курсе по таргетингу от Ingate вас научат настраивать рекламу в ВК, Фейсбуке, Инстаграме и MyTarget. Выпускники курса смогут работать как на фрилансе, так и получат возможность трудоустроится в Ingate – одно из топовых агентств интернет-маркетинга. Подробности и регистрация здесь.
Виды социальных отношений
Классификации видов отношений внутри социума разнятся в зависимости от направления психологии. Например, с точки рассмотрения социальных общностей выделяют следующие виды социальных отношений:
- Семейные – в основе взаимодействия и коммуникация между близкими и дальними родственниками, отношения сиблингов (братьев и сестер), родительские и брачные.
- Групповые — включают отношения в малых и больших группах.
- Классовые – взаимоотношения на основе социальных страт, иерархии, ролей, лифтов.
- Национальные – сюда входит самосознание себя как части конкретного этноса или нации.
При этом подразумевается, что человек действует как представитель собственной группы по отношению к внешнему социуму и внутри группы, как один из членов семьи или коллектива. Взаимосвязи могут основываться на экономической, творческой, религиозной, профессиональной, культурной, социальной деятельности.
Также социальные отношения и их виды могут классифицироваться на 2 основные группы – материальные и духовные.
- Материальные отношения. Считается, что человек вступает в этот тип взаимодействия, независимо от осознанности и желания. Это относится к отношениям связанным с вступлением в брак и деторождению, производственным отношениям, взаимодействию в сфере экологии.
- Духовными отношениями классифицируются те, что человек осознает. Они проходят фильтры внутренних установок и ценностей. Сюда относят религию, творчество, философию, право, политику, моральные отношения. По-другому духовные отношения называют также идеальными.
Материальные и духовные отношения могут развиваться внутри групповых, семейных, классовых и национальных взаимодействий, оказывая влияние на результативность и процесс развития взаимодействий.
Виды взаимодействий внутри общественных отношений
В основе отношений лежат взаимодействия между людьми. Межличностные отношения, которые начинаются с диалога – отдельное направление в социальной психологии. На их основе строится стратегия адаптации и жизни внутри социума. Насколько эффективен человек в навыке межличностного взаимодействия, настолько он успешен и имеет возможности расширения собственных границ за территорией привычной социальной группы.
- В основе различий может выступать субъект – в данном случае, это отношения между отдельными личностями, большими и малыми группами на почве эстетических, моральных, индивидуальных, даже международных отношений.
- Исходя из объектов: здесь рассматриваются семейно-бытовые, экономические, правовые, религиозные и политические.
- Различия по эмоциональным связям, модальностям – субординация, партнерство, конфликт, соперничество.
- По степени формальности – формальные и неформальные. Такие отношения опираются на соблюдение установленных в группе норм и правил, иерархии и этикета.
Исходя из качества отношений, складывается комплекс взаимодействий продуктивного или деструктивного характера. От характера результативности процесса будет зависеть: станут ли взаимодействия партнерскими, объединенными взаимной выгодой и целями или перерастут в конфликт, где есть собственные предпосылки, причины и поводы. Особенности конфликтных отношений, механизмы возникновения и способами урегулирования занимается раздел «Конфликтологии», еще одного направления психологии отношений.
Опрос
Одним из часто используемых методов социальной психологии можно смело назвать – опрос. Это, как правило, ряд вопросов, на которые должны ответить испытуемые. Его большим преимуществом считается то, что можно охватить большое количество респондентов за короткий промежуток времени.
Устным опросом специалисты пользуются тогда, когда нужно вести наблюдение за тем, как ведет себя человек и как реагирует на вопросы. Он, в отличие от письменного, позволит глубже изучить психологию человека. Однако, требует больше специальной подготовки и времени.
Для того, чтобы охватить большое количество испытуемых, используют письменный опрос – анкету.
Если письменный или устный опрос не ограничен определенными ответами на вопросы, то его называют свободным. Его плюс в том, что можно получить интересные и нестандартные ответы.
Всем нам известные тесты – это также один из методов социальной психологии. С их помощью исследователь получает точную информацию, как в качественном, так и в количественном соотношении.
С помощью тестов легко сравнивать между собой психологию разных людей, давать оценки, изучать себя. Наверное, каждый хотя бы раз отвечал на вопросы тестов популярной психологии?
Тесты делятся на два вида – задание и опросник. Мы с вами чаще сталкиваемся с опросниками. Они основаны на системе ответов, которые тщательно отобраны и проверены на надежность и валидность. Тест-опросник позволяет изучать психологические качества людей.
Тест-задание поможет дать оценку психологическим и поведенческим качествам человека исходя из того, что и как он делает. Этот метод основан на серии специальных заданий, предъявляемых испытуемому. По итогам проведения теста можно говорить о том, есть ли определенное качество у человека и насколько оно развито.
В изучении психологии и поведения малых групп широко применяется социометрия.
Лобань в кулинарии и здоровом питании
Как и большинство представителей семейства кефалевых, лобань проста в приготовлении и поддается любому виду обработки. Поскольку ее филе богато на полезные вещества и при этом нежирное, из него можно приготовить блюдо на любой вкус: просто пожарить, запечь в фольге, потушить с овощами и даже приготовить уху.
Запеченная рыба
Для приготовления одной рыбки необходимо использовать:
- Одна кефаль среднего размера;
- 8 картофелин;
- 2 томата;
- 1 луковица;
- Половинка лимона;
- 2 ст. ложки растительного масла;
- Специи (соль, молотый черный перец);
- Лавровый лист – 2 листика;
- Паприка, карри – по 1⁄2 ч. ложки.
Последовательность:
- Почистить лобань от плавников, чешуи, внутренностей. Промыть и просушить салфеткой. Порезать на кусочки толщиной в 1,5 см.
- Приправить специями, оставить мариноваться на 15 минут.
- Почистить и нарезать кольцами овощи.
- Для того, чтобы запечь рыбу необходим глубокий сосуд. Первым слоем вылеживаем нарезанный картофель, далее лук и томаты. Приправляем каждый слой солью или специями.
- Сверху выкладываем замаринованную Лобань. Сбрызгиваем маслом.
- При желании можно нарезать лимон полукольцами и разместить на кусочки рыбы, или же просто выдавить сок половины лимона.
- Сосуд покрываем фольгой.
- Разогреваем духовку до 220.
- В таком виде блюдо следует готовить 30 минут.
- Спустя это время фольгу необходимо снять и запекать рыбу еще 15-20 минут.
Жареная рыбка
Для приготовления необходимо использовать:
- 500 грамм филе;
- 2 ст. ложки растительного масла;
- 30 грамм муки;
- Специи;
- Зелень.
Последовательность:
- Лобань почистить от чешуи, плавников, внутренностей. Промыть, слегка просушить салфеткой.
- Смешать муку со специями, запанировать филе.
- Разогреть на сковороде растительное масло.
- Обжарить рыбу с каждой стороны до золотистой корочки.
- Готовое блюдо поместить на тарелку, украсить дольками лимона и зеленью.
Лобань в фольге
https://youtube.com/watch?v=zVE_VVr1uak
Для приготовления одной рыбки среднего размера необходимо использовать:
- Один лимон;
- 1 ст. ложка оливкового масла;
- Приправа к рыбе;
- Специи по вкусу.
Последовательность:
- Почистить кефаль от плавников, чешуи, внутренностей. Промыть и просушить салфеткой.
- Посыпать солью, перцем и смесью специй, полить маслом и соком лимона.
- Покрыть пищевой пленкой и оставить мариноваться в холодильнике на 20-30 минут.
- Подогреть духовой шкаф до 180-2000.
- Рыбу поместить в фольгу.
- Выпекать 15-20 минут.
Блюдо можно подавать с отварным рисом, свежими овощами, и, конечно же, лимонным соком.
Надеемся, что данная статья была вам полезной, и вы смогли получить всю желаемую информацию о рыбе, именуемой лобань.
2) отдельную группу;
Межличностные отношения индивидов внутри общности
Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:
- официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
- неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
- деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
- рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
- эмоциональные – субъективная оценка решает все.
Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.
Групповые феномены
В результате многочисленных экспериментов[страница не указана 816 дней
] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.
В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.
Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии
Теоретические границы между социологией, микросоциологии, психологией и социальной психологией очень условны. И они становятся более конкретными, если рассматривать историческую социологию и историческую психологию. Этому поспособствовала сама историческая наука. Ее влияние на социологию и психологию в XIX веке дал эмпирическое основание как социологии, с помощью истории, может изучать изменения и развитие социальной реальности, так и психологии, исследует изменения и эволюцию психики индивидов.
В своей социальной теории Н.Елиас поставил акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой.
Социальная психология занималась и занимается изучением развития и изменений психики в социально-историческом контексте. Выявить эти изменения, если рассматривать отдельного индивида, очень сложно. Социально-психологический контекст дает возможность не отделять индивида от его социальной природы и изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде.
Известный психолог Белявский И. в своих работах раскрывал социальную суть психики, тогда как его коллега Шкуратов В. видел цель социальной психологии в изучении этапов развития цивилизации. Оба психолога, образовав удачный тандем, в своей работе описали представление о развитии человеческой психики, начиная от мифологических представлений и до современности. Стоит отметить еще одного психолога, В.Дружинина, который ссылаясь на И.Билявського приходит к выводу, что социальная психология изучает не статического, а динамического субъекта. Он пишет:
Замечание 1
Социология с момента своего становления в XIX веке акцентировала свое внимание на изучении макро объектов — общества, нации, цивилизации. Однако становление социологии сопровождалось ее теоретическим разделением на макро и микро теории
Макро социологические теории рассматривают общество в контексте масштабных социальных структур и процессов, а микросоциологических — в контексте межличностных взаимодействий. Согласно социология имеет статус мультипарадигмальнои науки. Причем в отличие от психологии, где мультипарадигмальнисть отождествляется с разнообразием теорий, каждая из которых выполняет неполный набор парадигмальных функций, в социологии есть настоящий парадигмальными раскол, который проходит по линии объект-субъект. В то же время в пределах обеих парадигм активно применяется принцип исторического изучения социальной реальности.
Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии — К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др . Как отмечает Ч.Тилли:
Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.
Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности
Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида
Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.
История развития соц. Психологии.
Происходила на
протяжении нескольких важных этапов:
1этап
(6 в. до н.э.- середина 15в.) накапливались
начальные знания о происхождении и
сущности социально-психологических
особенностей человека, его месте и роли
в системе общественных отношений,
психологических механизмах социального
поведения личности.
2 этап
(середина 15- середина 19в.) исследовались
и обобщались в основном представления
о влиянии общества, государства на
взаимодействия и общения людей как
представителей различных соц. групп.
На 3 этапе
(середина 19 – середина ХХв.) разрабатывались
соц. психологические теории и зарождались
соц. – псих школы (этнопсихология,
политическая психология и др.).
4 этап
(с середины ХХв.- по настоящее время)
ознаменовал превращение и оформление
соц. психологии в экспериментальную
науку.
В России
отечественная соц.психология
прошла в своём развитии несколько
этапов. Возникла на рубеже 19-20 вв.
1-й период 60 годы
19 века начало 20 в
Становление
соц.психологии зарождение соц.психол.
идей внутрии общественных наук.
обращается внимание на повед. личности
в группе, общение и совмест деятельность
(эмпирические описания социально-
психологич процессов и явлений)
2-й пер. 20 г 20 века
– середина 30 г. развитие соц. Психолог.
харак. Поиском нового пути в развитии
мировой социально – психологич мысли.
Идёт работа по исследованию проблем
коллективов. И пик развития социаль.
Психол. исследов. в прикладных отраслях,
особенно в педологии и психотехники.
3-й пер. 2-я полов.30
г. – середина 50 г. Становление соц.
Психологии – начинается изоляция
отечественной науки. Отказ от социальн.
психол. исследов. под влиянием культа
личности Сталина.
4-й. пер. втор.
полов. 50 г- 70г 20 века. Возрождение соц.
псих. и превращение в самостоятельную
отрасль знаний.
Социально –
психологические теории: Теория – это,
попытка дать какое – то объяснение
чему бы, то ни было. Всякий процесс
объяснения обязательно предполагает
обнаружение, явление каких – либо
причинно – следственных связей, а
именно это и есть основной признак
теории.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ За
последнее столетие в отечественной
науке сложился ряд теоретических
подходов, имеющих принципиальное
значение для разработки проблем
социальной психологии личности.
Подход
к анализу личности как системы отношений
предложен В.Н. Мясищевым.
Он считал, что единство и многообразие
личности раскрываются через взаимосвязь
и многообразие отношений. Это требует
выделения в структуре личности
доминирующих отношений, характеризующих
ее направленность (отношение к людям,
себе, к предметам внешнего мира),—считает
В.Н. Мясищев
Культурно-историческая
концепция Л.С. Выготского
занимает по праву ведущее место в
отечественной психологии личности.
Личность незримо присутствует в процессе
культурного развития человека, —
считает Л.С. Выготский В его работах
прослеживается мысль о необходимости
изучать человеческую личность в
комплексе его высших психических
функций.
А.Н
Леонтьев,
разрабатывая концепцию психологической
теории деятельности,
особо акцентировал внимание на некоторых
проблемах личности. Выражение А.Н.
Леонтьева: “личность — это особое
качество, которое приобретается
индивидом в обществе …”, является
отправной точкой для всей теории
деятельностного опосредования личности.
Считается, что в основании личности
лежат отношения соподчиненности
человеческих деятельностей, порождаемые
ходом их развития
По мнению А.Н.
Леонтьева, личность не предшествует
деятельности, она порождается ею. Это
говорит о том, что личность может
выступать и условием, и продуктом
деятельности.
“Личностный
подход”, предложенный К.К. Платоновым
и Е.В. Шороховой,
предполагает введение личности в
предмет социальной психологии, изучение
того, в каких особенностях психического
склада личности проявляется социальность
человека, так как, по К.К. Платонову, в
любом из явлений изучаемом социальной
психологией всегда присутствует и
проявляется личность. Конкретизация
этого подхода прослеживается и в работах
К.А. Абульхановой-Славской и В.В. Новикова.
Основной тезис заключается в том, что
личность в общественных отношениях
выступает во всей своей целостности,
неотрывной от своих состояний и
психических явлений.
Понятие группы. Виды групп.
Группа –
это человеческая общность, выделяемая
на основе определенного признака,
например социальной принадлежности,
наличия и характера, совместной
деятельности, особенностей организации
и т. д.
Классификация
групп:
группы малые и большие, которые, в свою
очередь, подразделяются на реальные
(контактные) и условные, формальные
(официальные) группы и неформальные
(неофициальные), различного уровня
развития – развитые и недостаточно
или низкоразвитые группы.
Большие
группы
могли быть реальными
(контактными),
образующими социальную общность,
включающую значительное число людей,
существующую в общем пространстве и
времени. К большим группам может быть
отнесен трудовой коллектив предприятия
или педагогический коллектив большой
школы, где многие преподаватели могут
и не находиться в непосредственной
взаимосвязи друг с другом, но при этом
подчиняться одним и тем же руководителям
(директору, заведующему учебной частью),
входить в одну профсоюзную организацию,
придерживаться общих для всех правил
внутреннего распорядка школьной жизни
и т. п.
Большие
группы
могут быть
условными,
выделяемыми и объединяемыми на основе
некоторых признаков – половых,
национальных, возрастных, имущественных
и др.
Малые
группы
– это всегда контактные общности,
связанные реальным взаимодействием
входящих в них лиц и реальными
взаимоотношениями между ними.
Эти
группы могут быть
официальными
(формальными),
т. е. иметь юридически фиксированные
права и обязанности, нормативно
закрепленную структуру, назначенное
или избранное руководство.
Неофициальные
(чаще их называют неформальными) группы,
не имеющие юридически фиксированного
статуса, но характеризующиеся сложившейся
системой межличностных отношений
(дружбы, симпатии, взаимопонимания,
доверия и т. д.).
Виды
групп:
1.Неорганизованная
и случайно организованная
группа (номинальная группа, конгломерат;
зрители в кино, случайные члены
экскурсионных групп и т. п.)
характеризуется добровольным временным
объединением людей на основе сходства
интересов или общности пространства.
2.Ассоциация
– группа, в которой взаимоотношения
опосредуются только личностно значимыми
целями (группа друзей, приятелей).
3.Кооперация
–
группа, отличающаяся реально действующей
организационной структурой. Межличностные
отношения в такой группе носят деловой
характер и подчинены достижению
требуемого результата в определенном
виде деятельности.
4.Корпорация
– группа, объединенная только внутренними
целями, не выходящими за ее рамки, и
стремящаяся осуществить свои групповые
цели любой ценой, в том числе и за счет
других групп.
5.
Коллектив
– устойчивая во времени организационная
группа взаимодействующих людей,
объединенных целями совместной
общественно полезной деятельности и
сложной динамикой формальных (деловых)
и неформальных взаимоотношений.
Понятие влияния
Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.
Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.
Особенности психологического влияния:
- носит спонтанный, неосознанный характер;
- не подлежит социальному контролю;
- используется с определенными целями (позитивными или негативными);
- является промежуточным состоянием человека.
Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.
Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования — психологическая грамотность и корректность.
Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.
Методы исследования
Методы получения данных делятся на 4 группы:
- техники социально-психологических воздействий;
- практики управленческо-воспитательного воздействия;
- методики моделирования;
- практики эмпирических исследований.
Эмпирические методы
Эта группа состоит из нескольких методик, цель которых — получение интересующей информации, анализ новых данных.
Наблюдение — метод получения информации, с помощью которого можно изучать поведение других людей, их привычки, взаимодействие с социумом, изменения действий зависимо от влияния окружающих факторов.
При наблюдении человеку не рассказывают о целях, задачах исследования. При этом записываются явления, происходящие в естественных условиях. Для фиксирования информации наблюдатель делает записи в записной книжке, фотографирует определенные моменты, снимает на видеокамеру поступки субъекта.
Опрос — метод получения информации, который популярен среди психологов. Исследователь заранее подготавливает ряд вопросов, которые будут задаваться при опросе. Перед проведением беседы нужно создать располагающую обстановку, задать несколько вопрос на общие темы, чтобы исследуемый перестал нервничать.
Социометрия — методика изучения личностей, которые являются членами малых групп. С помощью этого метода, исследователи получают информацию об отношениях людей внутри отдельных групп.
Тесты — кратковременные испытания, при которых человек отвечает на вопросы, выбирая ответ из готовых вариантов. С помощью тестирования, исследователи получают информацию о различиях между людьми.
Групповая оценка личности. С помощью этой методики, ученые изучают характеристики отдельных субъектов, которые состоят в отдельных группах. При проведении практики исследователи опрашивают участников отдельной группы.
Эксперимент — практическая методика получения информации. Эксперименты бывают двух типов:
- Проводимые в естественных условиях. Ученые наблюдают за испытуемым, не изменяя его привычной жизни. При этом на субъект могут оказывать воздействие различные раздражители.
- Создание определенных условий для проведения эксперимента. При этом может быть задействовано лабораторное оборудование для фиксации изменений психического состояния личности.
Главный недостаток экспериментов в том, что испытуемый может предоставлять ложные данные, что приведет к получению недостоверной информации.
Моделирование
Моделирование бывает двух типов:
- Техническая имитация процессов. Это специальное моделирование ситуации для изучения психики.
- Искусственное создание определенной среды для воспроизведения любого направления человеческой деятельности с целью его дальнейшего изучения.
С помощью методики моделирования, можно получить информацию относительно сотрудников предприятия, их взаимодействия между собой.
Управленческо-воспитательные методы
Управленческо-воспитательные методы — многочисленные практики, с помощью которых можно организовать продуктивную деятельность, достичь поставленных целей.
При применении методик на изучаемый субъект воздействуют другие люди. Для этого могут применяться приемы угроз, убеждений, наказаний, поощрений, требований. Чтобы человек смог проявить себя, создаются специальные условия, моделируются определенные ситуации.
Управленческо-воспитательное воздействие может проводиться несколькими способами:
- Повышение или занижение самооценки, чтобы спровоцировать человека на определенные поступки.
- Упражнения, с помощью которых организуется человеческая деятельность, стимулируются позитивные мотивы для выполнения определенных действий.
- Оказание убеждения, чтобы сформировать определенные психические явления.
Яркий пример проявления таких методов — воспитание детей родителями. Подобные методики практикуют учителя, тренеры, главнокомандующие в армии.
Социально-психологические методы
Социально-психологические методики — совокупность практик, с помощью которых исследователи оказывают воздействие на интересы, желания, потребности и привычки человека.
Задействовав социально-психологические методики, ученые могут изменять желания, потребности, привычки, стремления, настроение, эмоции, поведение индивида. С помощью этих методов можно разрушить сформированные интересы, привычки, свойства личности, для того чтобы проявить интерес человека к чему-либо другому, задать направление для дальнейшего развития.
1.1. Основные понятия социальной психологии
Социальная
психология
– наука, изучающая закономерности
возникновения и функционирования
психологических явлений, существование
которых обусловлено взаимодействием
людей в обществе и их включенностью в
различные социальные группы, а также
психологические характеристики самих
этих групп .
Структура социальной
психологии, то есть система ее категорий,
окончательно еще не установлена. Однако
анализ литературы позволяет выделить
следующие совокупности социально-психологических
понятий :
1. предмет и методы
социальной психологии;
2. личность и
общество, социализация личности;
3. общее понятие
социальных общностей и социальных
групп, классификация социальных групп;
4. структура и
социально-психологическая организация
социальной группы;
5. общение и
межличностные отношения в социальной
группе (социальная связь), психология
коллектива как высшей формы социальной
общности;
6. психология
больших социальных групп; массовидные
социальные явления – общественные и
групповые потребности, чувства, воля,
общественное и групповое сознание;
7. психология
коммуникации и массовых средств
коммуникации;
8. управление
социально-психологическими процессами.
Современные
представления о предмете социальной
психологии являются чрезвычайно
дифференцированными, то есть отличающимися
друг от друга, что характерно для
большинства пограничных, смежных
отраслей науки, к которым относится и
социальная психология. Существует
четыре точки зрения, лежащие в основе
рассмотрения предмета социальной
психологии различными авторами :
1. Психологические
процессы, состояния и свойства индивида,
которые проявляются в результате его
включения в отношения с другими людьми,
в различные социальные группы (семью,
различные коллективы и т. д.) и в целом
в систему социальных отношений
(экономических, политических,
управленческих, и др.).
2. Феномен
взаимодействия между людьми, которое
может быть не только межличностным, но
и между личностью и группой, а также
межгрупповым.
3. Психические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга,
и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду.
4. Массовые
психические явления, такие как: поведение
толпы, паника, слухи, мода, массовые
энтузиазм, апатия, страхи и т. д.
Таким образом,
объединяя различные подходы к пониманию
предмета социальной психологии можно
дать следующее его определение: предметом
социальной психологии являются факты,
закономерности и механизмы поведения,
общения и деятельности личностей и
групп, связанные с их включенностью в
социальные общности .
Объектом
социальной психологии являются конкретные
социальные общности (группы людей) или
отдельные их представители (личности).
В зависимости от того или иного понимания
предмета социальной психологии выделяются
основные объекты ее изучения, то есть
носители социально-психологических
явлений. К ним относятся: личность в
группе (система отношений), взаимодействие
в системе «личность-личность»
(родитель-ребенок, руководитель-исполнитель,
психолог-клиент и т. д.), малая группа
(семья, школьный класс, трудовая бригада,
группа друзей и т. п.), взаимодействие в
системе «личность-группа» (лидер-ведомые,
руководитель-трудовой коллектив,
командир-взвод и т.п.), взаимодействие
в системе «группа-группа» (соревнование
команд, групповые переговоры, межгрупповые
конфликты и т. д.), большая социальная
группа (этнос, партия, социальный слой,
территориальная группа и т. п.) .
Наиболее полно
объекты социальной психологии, включая
и те, которые еще недостаточно изучены,
можно представить в виде следующей
схемы (рис. 1)
Взаимодействие