Использование метода фокальных объектов для поиска новых идей

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовила студентка
    группы 09 Реклама
    Романова Екатерина
    Проверила к.э.н.,
    доцент Лужнова Н. В.

  • Слайд 2

     – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности при создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

    Другие названия:
    Метод каталога, Метод случайных объектов.
    Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

  • Слайд 3

    Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

  • Слайд 4

    Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

  • Слайд 5

    Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию , уточнить цель.
    Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
    Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
    Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
    Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
    Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

  • Слайд 6

    Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

  • Слайд 7

    Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
    Нешаблонность выдвигаемых идей.
    Универсальность метода.

  • Слайд 8

    Непригодность при решении сложных задач.
    Дает только простые сочетания.
    Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

  • Слайд 9

    Совершенствуемый объект: фонарик.
    Случайные объекты: очки, валенок, парашют.
    Характерные свойства или признаки случайных объектов:
    Очки: солнечные, защитные, модные.
    Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
    Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
    Новые сочетания
    Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
    Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
    Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
    Новые идеи
    Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
    Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
    Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

  • Слайд 10

Посмотреть все слайды

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Пример применения МФО на практике

Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:

  1. Очки защищают от солнца, модный аксессуар.
  2. Парашют раскрывается, прочный, надежный, разноцветный.
  3. Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.

Теперь перенесем эти свойства на фонарик:

  • солнечный, защитный, модный;
  • раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;
  • теплый, мягкий, деревенский.

Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:

  • фонарик заряжается от солнца;
  • используется украшение, например, в виде кулона;
  • фонарик – мягкая игрушка;
  • складной фонарик;
  • с несколькими разноцветными фильтрами;
  • с защитой от механических повреждений, противоударный.

Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).

Примеры метода фокальных объектов для школьников и маленьких детей

Как сказано выше, с помощью этой техники педагоги развивают у детей воображение. Есть несколько интересных задач:

  1. Детям от 4 лет понравится игра «Путаница». Ведущий называет 4 вещи с нехарактерными для них описаниями. Например, заостренный тигр или полосатый карандаш. Дети ищут правильные свойства.
  2. Еще один пример – «Объяснялки». Нужно взять 2 стопки карточек. В первой – какие-либо предметы. Во второй – прилагательные. Ребенок берет по одной карточке из каждой стопки. После объясняет, как выбранное свойство сочетается с первой карточкой. Игра подходит для детей 5 лет, а также младшего школьного возраста.
  3. «Отгадай секрет». Ведущий выбирает непривычное описание вещи. Участники говорят, откуда взялась характеристика, как она связана с предметом. Для примера можно привести словосочетание «мохнатая книга». Участникам нужно рассказать, где ведущий взял такое свойство. Может быть, это собака или медведь. С 4 до 5,5 лет игру должен вести взрослый. С 5, 5 и старше ведущего выбирают из числа детей.

Подобные занятия учат детей разного возраста строить свои собственные гипотезы, изучать свойства, сверять их с реальностью.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

в интерактивном исполнении

Титов В.В.2011

Слайд 2

Текст слайда:

Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским специалистом Ч. Вайтингом (Whiting Ch. S. Creative thinking.-New-York, Reinhold, 1958). Суть метода состоит в следующем: объект, который нужно изменить, берут в фокус внимания («фокальный объект») и придают ему некое свойство, взятое у другого, совершенно постороннего объекта. В ручном исполнении метод довольно трудоемок и не всегда эффективен, поскольку решатель непроизвольно выбирает и объект сравнения и свойство, подходящие к исходному объекту, а это неизбежно приводит к тривиальным решениям. Интерактивная компьютерная реализация метода исключает оба этих недостатка, поскольку 1) программа берет на себя всю рутинную часть работы и 2) выбор объекта сравнения не зависит от решателя, а значит, объективность выбора максимальна.

Слайд 3

Текст слайда:

На первом экране предлагается назвать тот самый фокальный объект, который Вам нужно изменить.

В левом верхнем углу экрана – другая гиперссылка, предлагающая ознакомиться с некоторыми сведениями из истории метода

В верхней части экрана – вежливое приглашение и ненавязчивое предложение пояснить суть метода (для этого служит гиперссылка)

Слайд 4

Текст слайда:

Покажем, как работает программа, на простом примере.Ответственный за сувенирную продукцию поставил задачу: к очередной олимпиаде придумать оригинальный сувенир. Именно его мы и попытаемся придумать.

Заполняем поле объекта

и переходим к следующему экрану

Слайд 5

Текст слайда:

Уточнение грамматики будущих сообщений

Естественно, нажимаем верхнюю кнопку и переходим к следующему шагу

Слайд 6

Текст слайда:

Начинаем вспоминать,

каким бывает дом

Слайд 7

Текст слайда:

И еще дважды программа требует поработать с предлагаемыми объектами.Результаты приведены здесь.

Теперь надо приложить каждый из полученных пятнадцати признаков к исходному объекту и посмотреть, что из этого получится

Слайд 8

Слайд 9

Текст слайда:

Из пятнадцати предложенных программой комбинаций удалось «совместить несовместимое» в 10 вариантах. Судите сами, есть ли в этой десятке что-либо интересное.

1) родной сувенир -> с теплой надписью от мамы или от бабушки, и т.д.
2) публичный сувенир -> например, знамя
3) призраков сувенир -> кружка с перетекающими по кругу голограммами
4) пионерский сувенир -> комплект пионерских галстуков нескольких расцветок
5) на снегу сувенир -> снежная баба, обработанная граффити
6) инквизиции сувенир -> брелок в виде гильотины (хотя это и не орудие инквизиции)
7) язычников сувенир -> мини-статуя с острова Пасхи
8) морской сувенир -> помесь бутылки с якорем
9) жизненно необходимый сувенир -> пьезозажигалка (без горючего)
10) упругий сувенир -> стальной обрезиненный шарик с раскраской под глобус

Слайд 10

Текст слайда:

Программа МФО постоянно совершенствуется с учетом замечаний и пожеланий пользователей.Программа доступна по подписке (с регулярным бесплатным обновлением) как в самостоятельном варианте, так и в составе комплекса АМПИР (Автоматизированной Методики Поиска Инновационных Решений).По вопросам подписки или получения бесплатного пробного экземпляра программы обращайтесь к автору.

Слайд 11

Текст слайда:

Об автореТитов Валентин ВасильевичДоктор физико-математических наук, академик Международной академии информатизации (отделение информатизации управления).

Методист и преподаватель с 1987 г. (МОИТТ, общество «Знание», ВГКПИ при ГК Изобретений, АНХ при Правительстве РФ),
корпоративные и открытые тренинги по курсам «Методы поиска нестандартных решений» и «Трансфер технологий».Консультант, ГИП (инновационно-технологический консалтинг).Контакт: +7(495)656-7478, 8-903-2625127, serendip@yandex.ruserendip@yandex.ru, www.serendip.narod.ru

Слайды презентации

Слайд 1

Метод фокальных объектов

Подготовила студентка группы 09 Реклама Романова Екатерина Проверила к.э.н., доцент Лужнова Н. В.

Слайд 2

– метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности при создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Слайд 3

Цель метода:

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Слайд 4

Суть метода:

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Слайд 5

План действий:

Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию , уточнить цель. Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Слайд 6

Результат:

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Слайд 7

Достоинства:

Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме. Нешаблонность выдвигаемых идей. Универсальность метода.

Слайд 8

Недостатки:

Непригодность при решении сложных задач. Дает только простые сочетания. Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Слайд 9

ПРИМЕР

Совершенствуемый объект: фонарик. Случайные объекты: очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Слайд 10

Задание:

Совершенствуемый объект: окно

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Домашний очаг

ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХоббиЗдоровьеАнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтикаИсторияСССРИстория РоссииРоссийская ИмперияОкружающий мирЖивотный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия

Как работает метод

В процессе реализации метода на практике используется специальный алгоритм, состоящий из шести последовательных шагов.

  1. Сначала выбирается фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
  2. Затем подбирается несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
  3. Выделяются различные свойства, характеристики, функции и признаки выбранных случайных предметов и записываются на бумаге.
  4. Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяются к главному объекту.
  5. С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
  6. На последнем этапе работы происходит оценка полученных результатов с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.

Презентация на тему: » Инструменты ТРИЗ Мозговой штурм Метод фокальных объектов Оператор РВС Метод аналогий (cинектика) Метод контрольных вопросов Метод маленьких человечков.» — Транскрипт:

1

Инструменты ТРИЗ Мозговой штурм Метод фокальных объектов Оператор РВС Метод аналогий (синектика) Метод контрольных вопросов Метод маленьких человечков Морфологический анализ Системный анализ Таблица устранения технических противоречий

2

Метод предложен в 1923 г. Ф.Кунце, доработан в 50-е годы Ч.Вайтингом (США).

3

Применение поиск модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект

4

Алгоритм работы по МФО Выбирается 4-5 случайных объектов. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов Выбирается фокальный объект — на нём фокусируется мысль. Признаки случайных объектов поочерёдно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. Оцениваются полученные варианты

5

Пример задачи: Спрос на мочалки для тела падает. Необходимо усовершенствовать мочалку для увеличения спроса на данный продукт.

6

1. Выбираем совершенствуемый объект или явление (прототип, помещаемый в «фокус» — фокальный объект) и цель изменения; Для нас это Мочалка. Необходимо ее усовершенствовать для увеличения спроса на рынке.

7

2. Выбираем несколько случайных объектов (3-5). Например: стул, пароход, расческа, звезда, клубника.

8

Стул ПароходРасческа ЗвездаКлубника ЖесткийС трубойС ворсинками Блестящая Необычная по форме Кожаный БольшойМассажная ЯркаяС хвостиком Деревянный Пустой внутри С ручкой ПятиконечнаяСладкая С механизмомС якорем ПластмассоваяМорская Сочная 3. Составляем для каждого случайного объекта перечень возможных признаков и свойств

9

Рекомендации использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты избегать банальных определений

10

4. Генерируем идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов: А) Мочалка пропитанная гелем (сочная) и в форме клубники (необычная по форме) Б) Мочалка (с ворсинками и с ручкой) для удобства мыть спину В) (Большая) мочалка, (с механизмом) мочалка по высоте душевой кабинки, которая крутится и моет вас «как в автомойке моют машины»

11

5. Оцениваем полученные идеи и отбираем полезные решения

12

Для развития творческого воображения необходимо постоянно тренироваться и упражняться в решении разнообразных задач, заставляющих выходить за рамки обычных предрассудков и смотреть на ситуацию с новой стороны.

13

Задача Разработайте новую конструкцию входной двери с помощью метода фокальных объектов

14

Задача В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают. Предложите свою техническую шутку

Как работает метод

Объяснить значение метода фокальных объектов (МФО) просто. Это процесс поиска идей, характеристик одного предмета путем переноса на него свойств другого. Причем последний определяется случайным образом. У техники есть второе название – метод случайных объектов.

Первым об МФО в 1926 рассказал Ф. Кунце, профессор Берлинского университета. В 1958 году появился термин «фокальные объекты». Его использовал Ч. Вайтинг, говоря о переносе характеристик при совершенствовании какого-либо предмета. Похожую технику предложил Эдвард де Боно, специализирующийся в области латерального мышления.

Изначально техника призвана победить ограниченность мышления. Ее главная цель – научить находить идеи, необычные, возможно, нестандартные решения. Перенесение характеристик других объектов порой подталкивает к абсурдным мыслям. Но это отличная возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

МФО активно применяется педагогами. Он подходит для развития воображения, фантазии у маленьких детей и школьников.

Проблема № 3. Нереалистичные стандарты сексуальности

Порнография формирует много ложных представлений. Одно из них — образ идеального сексуального тела. Главные участники таких фильмов редко выглядят как обычные люди. Порноактрисы делают пластические операции по увеличению груди, мужчин выбирают на кастинге не в последнюю очередь по длине полового члена. В результате те, кто находятся по другую сторону экрана, либо комплексуют по поводу своего внешнего вида, либо разочаровываются в партнере, который выглядит далеко не как порноактер.

Что собой представляет и как им пользоваться?

Достаточно интересный и простой в применении, он направлен на улучшение нужного нам объекта, события, явления, процесса, при помощи выбора случайных слов и выявления их характеристик. А потом переноса свойств этих слов на нужный объект и впоследствии анализ полученных результатов. Следуя методу, по очереди выполняем ряд условий:

  • Берем объект, который нужно наделить необычными свойствами, называем его фокальным.
  • Выбираем случайные 2…5 слов никак не связанных с объектом улучшения или между собой. Это можно сделать, буквально ткнув пальцем в словарь.
  • Определяемся, какие они вызывают ассоциации и составляем список по каждому из этих слов.
  • Берем наш фокальный объект и применяем к нему получившиеся списки. Таким образом, характеристики случайных слов переносятся на главное слово.
  • Теперь смотрим полученные словосочетания и решаем, какие не подходят, а что можно использовать.
  • Интересные варианты рассматриваем детальнее на предмет дальнейшего применения. В результате могут получиться очень сильные идеи.

Образование и наука

Контрольные работыНаучно-технический прогрессПедагогикаРабочие программыФакультетыМетодические рекомендацииШколаПрофессиональное образованиеМотивация учащихсяПредметыБиологияГеографияГеологияИсторияЛитератураЛитературные жанрыЛитературные героиМатематикаМедицинаМузыкаПравоЖилищное правоЗемельное правоУголовное правоКодексыПсихологияЛогикаРусский языкСоциологияФизикаФилологияФилософияХимия

Словарь случайных слов

КАРАНДАШ

Деревянный, грифельный, графитовый, автоматический, цанговый, цветной, двухцветный, многоцветный, одноразовый, восковой, пишущий по металлу, ароматический, косметический (маскирующий, для подводки глаз и т. п.), ингаляционный, излучающий свет, раздвижной, секционный, круглый, плоский, граненый, чернильный, бесцветный (для тайнописи, маркировки), исчезающий со временем, заостренный, затупленный.

КОШКА

Полосатая, трехцветная, черная, пушистая, меховая, когтистая, царапающая, мурлыкающая, оставляющая запах, теплая, прыгучая, линяющая, сверкающая глазами, гибкая, живучая.

КОЛЬЧУГА

Железная, плетеная, кованая, армированная, непробиваемая, тяжелая, позолоченная, панцирная, проволочная, пластиковая, мужская, лошадиная, броневая, многослойная, составная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector