История и особенности «метода проектов» джона дьюи

Педагогические идеи

В начале XX века Дьюи всерьез заинтересовался педагогической деятельностью, им были написаны многочисленные основополагающие работы, которые до сих пор актуальны и используются многими ведущими университетами при подготовке студентов. Профессор считал, что основная цель педагогической деятельности — это воспитание личности, которая смогла бы приспособиться к различным быстро изменяющимся условиям. Разработанные им экспериментальные методы в образовании первоначально получили критику в научном сообществе, однако в скором времени были приняты повсеместно.

Дьюи был приверженцем инструментальной педагогики, которая подразумевала накопление у ребёнка жизненного опыта, что развивало и воспитывало его как личность. Такой метод был революционным в тот период и в скором времени получил всеобщее признание. Профессор выдвинул идею создания простейшей инструментальной педагогики, которая строилась на личном опыте и спонтанных интересах ребенка. По этой концепции обучение детей сводилось к трудовой и игровой деятельности, а каждое такое действие было важным элементом познания мира.

Основы педагогики по Дьюи:

основой личности является детский опыт;
познание мира через игры и трудовую деятельность;
важность раннего этапа развития.

Дьюи не только заложил основы инструментальной педагогики, но и в начале XX века пытался внедрить такую систему в различных американских учреждениях образования. При его непосредственном участии эта методика начала внедряться в колледже при Чикагском университете, а также в ряде школ, где обучались дети возрастом от 4 до 13 лет. Джон утверждал, что база личности и профессиональные качества каждого человека закладываются еще на раннем этапе развития, поэтому дошкольное образование играет столь важную роль.

Однако в скором времени Дьюи разочаровался в Стране Советов, он не только не смог донести свои задумки до местных чиновников, но и увидел всю несправедливость жизни в СССР, после чего поспешил уехать в штаты. Все его даже минимальные начинания были перечеркнуты в начале тридцатых годов Сталиным, который утвердил новые программы и учебные планы для школ.

Краткая биография автора

Краткая биография

Джон Дьюи (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Берлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против

Краткая биография

Джон Дьюи (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Берлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в Третьем рейхе. Как иногда утверждается, «философия Дьюи очень популярна в США, и 80 % американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени».Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года в городе Берлингтоне, в небольшом северном штате Вермонт, в семье табачного фабриканта. По окончании школы он начал учиться в Вермонтском университете по программе свободных искусств. С особой страстью занимался философией под руководством профессора Торея, который читал курс философии этики. После окончания университета Дьюи преподавал в 1879—1881 годах в частной средней школе в Ойл Сити (Пенсильвания), директором которой была его двоюродная сестра. Работая в школе, Джон продолжал интенсивные занятия философией. В 1881 году он направил свою первую статью «Метафизическое восприятие материализма» в «Журнале философии», вокруг которого группировалось философское общество Сент-Луиса. Статья была благосклонно принята, опубликована, а её автору рекомендовали продолжить философские изыскания. Это определило окончательный выбор Дьюи жизненного пути — он решил стать философом. Окончил Вермонтский университет (1879). Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в Третьем рейхе.На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Джона Дьюи в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Джона Дьюи в жанрах .

Творческая деятельность

Свою первую работу в области философии он написал ещё в бытность работы в университете Мичигана. Также в восьмидесятых годах XIX века его статьи печатались в главном научном издании штата, где были замечены многими выдающимися мыслителями того времени. Первоначально Джона Дьюи увлекался философской и педагогической системой Гегеля, однако в последующем он из-за формализма и его искусственного характера отошёл от этого учения. В своих работах философ пытался систематизировать сознание и проникнуть в самую сущность вещей.

Также одной из основных тем философского творчества этого учёного является демократия. Именно её изучению Дьюи и посвятил большую часть своих трактатов. В 1888 году им была выпущена в свет работа под названием «Этика демократии», в которой молодой профессор утверждал, что это единственный достойный выбор в политической организации государства. По его мнению, это не столько форма правления, сколько реалистическая и разумная кооперация, необходимая для формирования полноценной личности.

Важнейшие изданные работы:

  • Психология и педагогика мышления.
  • Впечатления о Советской России.
  • Реконструкция в философии.
  • Человеческая природа и поведение.

В своих научных трудах Дьюи затрагивал моральные, логические и психологические вопросы. Причём это были изыскания не ради самих исследований, такие работы имели применение в реальной жизни, что выгодно выделяло этого учёного в сравнении с другими профессорами того времени. Дьюи утверждал, что одной из сущностей развития человечества и любой цивилизации является опыт, который он считал основой для любого общества. Этой тематике посвящена такая работа как «Либерализм и социальные действия», а также доклад «Моё педагогическое кредо».

Джон Дьюи выступал за социальную реконструкцию общества, он считал, что это позволит существенно продвинуться в своём развитии нации. По мнению профессора, основой таких изменений должно стать переосмысление понятия собственности. В то время капитализм в Америке и других странах Запада только развивался, поэтому существовала классовая прослойка общества, которая пользовалась результатом трудов другого человека.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Оценивание результатов проектной деятельности:

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
  • рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Цели внедрения в процесс воспитания

В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче­ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про­шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно­сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче­ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти­ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче­ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас­крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра­нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь­зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Использованная литература:
  • 1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000
  • 2. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
  • 3. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. — Л. 1926.
  • 4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 285 с.
  • 5. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. психол. наук. — К.: 1981.
  • 6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,2003. – 110 с.
  • 7. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». – М., 2004.

Статья подготовлена на основе материала выпускной квалификационной работы «Метод проектов» Викторовой В.В.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Уникальная личность учащегося как целевая установка в концепции воспитания Д. Дьюи

В предисловии к «Введению в философию воспитания» СТ. Шацкий писал: «Ценность данной работы Д. Дьюи заключается в том, что он определенно ставит вопрос воспитания, как неразрывную часть социальной жизни, исходящую из нее, черпающую материал из ее практики и направленную на улучшение жизненных форм». .

Раскрывая сущность воспитания, Д. Дьюи утверждал, что оно является регулятором социальных изменений в обществе.

Воспитание дает возможность обществу непрерывно развиваться, обновляться. Благодаря воспитанию устанавливается преемственность поколений. Он писал: «Воспитание в широком смысле есть средство к продолжению социальной беспрерывной жизни… Общество не только продолжает существовать при помощи передачи опыта, при помощи общения, но можно прямо сказать, что оно существует лишь в этой передаче, в этом общении». .

Д. Дьюи рассматривал воспитание не как нечто налагаемое извне, а как рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет. Воспитание, по его мнению, есть развитие, совершенствование, видоизменение природных свойств и качеств индивида. «Задача воспитания -способствовать полному и свободному развитию тела и ума ребенка. Эти две стороны развития идут рука об руку, они неотделимы друг от друга, и не следует забывать, что они совершенно равноценны». . Как известно, идея развития, создания условий для свободного развития духовных и физических сил ребенка — центральная идея реформы образования в России. Сказанное позволяет заключить, что взгляды американского педагога Д. Дьюи на отдельные проблемы воспитания и образования не утратили свое значение в современных условиях.

Для Д. Дьюи характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого. Трудно не согласиться с этим мнением. Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал ученый, и в школе он должен жить полноценной жизнью, отвечающей его интересам, потребностям, способностям развития. Детство, подчеркивает Д. Дьюи, это время бурного роста и развития. Ребенок активно осваивает окружающий мир, используя свои физические и интеллектуальные силы. Беда наших школ в том, что они озабочены, прежде всего, накоплением знаний, их количеством, а не тем, как происходит развитие ребенка. Д

Дьюи же обращает наше внимание на то, что «ребенок должен стать солнцем, вокруг которого вращаются все образовательные средства».

Каждый ребенок- это ярко выраженная индивидуальность, и о настоящем образовании не может идти речи, пока дети рассматриваются как целое, как класс. Воспитатели, считал он, должны отмечать существующие громадные различия; они не должны стараться подводить всех под один лад и один образец. «Если ученики всегда выстроены в прямой ряд, ходят гуськом, получают знания по одному и тому же методу и должны их «возвращать» совершенно одинаково — мы никогда ничего не узнаем о детской душе». . Нельзя не согласиться с этим высказыванием Д. Дьюи.

Многие исследователи считают, что в педагогике Д. Дьюи базовой является идея уникальности личности. Под уникальностью личности понимают особенности данного человека, которые являются закономерным результатом его развития: образ мышления, чувства, поступки. Именно личности необходимо помочь развиться, самовыразиться. Ученый был уверен, что знание индивидуальных особенностей учащихся приближает воспитателя к пониманию детства, и на основе такого понимания можно развить определенную схему воспитания, приближающуюся к научным и эстетическим идеалам.

Н.К. Крупская также поддерживала Д. Дьюи в том, что нельзя игнорировать индивидуальность ребенка. Изучив индивидуальность ребенка, его интересы, воспитатель может, давая постоянную пищу этим интересам, развивать и углублять их, преобразовывать их. Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достигнуть очень больших результатов. Попытка же подавить индивидуальность ученика, заставить его заниматься тем, к чему у него нет внутреннего интереса, ведет к раздвоению внимания, утомлению, к понижению активности организма, к ослаблению воли. .

Трудности использования метода проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Плюсы проектной деятельности:

  • + навыки самообразования и самоконтроля;
  • + моделируется реальная технологическая цепочка – «задача-результат»;
  • + навыки групповой деятельности;
  • + индивидуальный подход;
  • + интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности:

  • – возрастает нагрузка на учителя;
  • – ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • – психологические коммуникативные проблемы;
  • – проблема субъективной оценки.

Социально-философские основы прагматической теории Д. Дьюи

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики, В педагогике, как и во всякой другой науке, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных» но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. В этой связи ретроспективный анализ дает основу для новых решений.

Прагматизм как философское течение возник в 70-х годах 19 столетия и получило распространение в 20 веке, оказав сильное влияние на духовную жизнь. Быстрые темпы науки, техники, промышленности подорвали основы идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Основные идеи прагматизма были высказаны Ч. Пирсом, Д. Дьюи, У, Джемсом, Д. Ми дом. Рождение прагматизма традиционно связывается с усилиями группы сотрудников Кембриджа в 1870-х годах («метафизического клуба», по Ч, Пирсу).

Прагматизм (греч. pragma — дело, действие) — философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Главный тезис прагматизма заключался в обвинении традиционной философии в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ч. Пирс выдвинул программу «реконструкции философии»; по его мнению, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире Исходные положения философии прагматизма следующие: 1, Познание есть практические действия, направленные на преобразование мира. Эти действия выступают основной формой жизнедеятельности человека- Они носят осознанный, целенаправленный характер.

2- Процесс познания включает ряд стадий, направленных на решение проблем, порождаемых затруднительными ситуациями. Высшие абстракции, идеи, философские категории, теории есть лишь инструменты, средства и методы действия- Все их действие целиком сводится к решению жизненно важных практических задач. Согласно этому, истина для прагматизма — это не более чем полезность. Такая трактовка истины ориентирует философию прагматизма на такие понятия как целесообразность, эффективность, практичность. Именно они и являются основными категориями этого философского направления.

3. Исходная стадия мышления — опыт. Благодаря мышлению человек накапливает и расширяет свой опыт. Мысль свидетельствует об уровне развития человека. Мышление — средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Ценность мышления, согласно прагматизму, обуславливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Содержание знания определяется его практическими последствиями.

4. Опыт есть совокупность субъективных переживаний человека. Таким образом, объективная реальность была представлена прагматизмом как некая данность человеку в чувствах действиях, замыслах и, в конечном счете, в его опыте.

Опыт включает активную деятельность как ответную реакцию организма на воздействия среды.

5, Реальная действительность непрерывно изменяется. Личность с помощью разума и собственных действий может изменить условия своей жизни.

Д. Дьюи считают систематизатором прагматизма, создателем школы инструментализма (версии прагматизма). Его последователями являются С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А- Мерфи и др.. Значение принципов, разработанных в инструментализме, вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операционализм П. Бриджмена, «социальный бихевиоризм» Дж.Г. Ми да, семиотическая концепция Морриса), так и будучи осмысленными в современных концепциях познания и знания в целом.

На протяжении всего философского творчества Д. Дьюи оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагматизм, по мнению американского ученого, осуществил переворот в философской традиции, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем.

Суть метода проектов

Суть метода проекта – развитие мышления и организации через собственные проекты, «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов» .  Необходимо понимать, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и  сам процесс.

Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.»

«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности]

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;
  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
  • быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;
  • давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;
  • способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Проект –  совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод проектов в сравнении

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах  идеи гуманистического подхода к  образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить,” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями». .

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Цели проектной деятельности:

  1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector