Как определить ударный слог — урок 2 — слова, слова, слова

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный

Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Самый важный тест осени: где вы проснётесь после новогодней ночи

Открытый и закрытый слог

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми, так как они закан­чи­ва­ют­ся глас­ны­ми. Слогораздел про­хо­дит после пер­во­го глас­но­го, а сле­ду­ю­щий слог начи­на­ет­ся с одно­го или двух соглас­ных и закан­чи­ва­ет­ся сно­ва глас­ным.

  • ре-ка
  • ве-дро
  • собра-ни-е

Но в неко­то­рых сло­вах име­ют­ся закры­тые сло­ги. В кон­це слов слог закры­ва­ет один или несколь­ко соглас­ных:

  • по-рог
  • ко-лос
  • по-росль

В сере­дине сло­ва слог могут закрыть толь­ко звон­кие соглас­ные, обо­зна­чен­ные на пись­ме бук­ва­ми «й», «л», «м», «н», «р»:

  • мой-ка
  • бан-ка
  • дыр-ка
  • вил-ка
  • сум-ка

Вывод
Итак, в сло­ве обра­зу­ет­ся слог с помо­щью глас­но­го само­сто­я­тель­но или в соче­та­нии с соглас­ны­ми зву­ка­ми.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Как легко научить ребенка определять ударение в слове

Как бы я ни относилась к фонетическому разбору слов на уроках русского в 1 – 2 классе – от него никуда не денешься, учить его придется.

Но среди всего, что связано с этим разбором, есть одна реально нужная и полезная вещь: определение ударения. В жизни пригождается многим, независимо от рода профессии.

Помните, ударение мы изображаем, как косую чёрточку, которая «падает» на какую-то гласную в слове.

Если гласная в слове одна (как в слове «кОт», например) ударение определить легко: ударение всегда падает на гласную – и тут без вариантов.

А если гласных несколько, начинаются сложности.

Учителя в школах тоже иной раз как-то странно объясняют. Например, я впервые узнала, что Шурик в школе проходит ударение, застав его за растягиванием слов, вроде «ооокноооо» вместо «окно».

Гласные – они на то и гласные, чтобы любую можно было «спеть»: растянуть сколько угодно. Вот дети и ошибаются с ударением.

Научу вас верному беспроигрышному «физиологическому» способу определения ударения в словах. А вы научите этому детей и удивитесь, насколько это просто.

  • берем любое слово, в котором нужно найти ударение.
  • поднимаем руку вверх (правую, если вы правша, левую – если левша)
  • произносим нужное слово громко и торжественно, как на параде

В момент произнесения слова громко и торжественно – ваша рука, поднятая вверх, автоматически дёрнется (будто ударит) РОВНО в том месте, где гласная под ударением.

Дело в том, что для громкого произнесения ударной гласной нам приходится «подкачать» воздуха из лёгких, и поднятая вверх рука автоматически используется в нужный момент вроде рычага для насоса

Так что этот способ будет гарантированно работать всегда и у всех (кроме тяжелых расстройств вроде ДЦП).

Научите этому своих детей, можно даже дошкольников – и проблема определения ударения в слове будет снята на раз

А у меня на этом всё. Спасибо, что дочитали.

Еще больше материалов по обучению дошкольников и младших школьников в моем блоге Про KUMON.

Источник статьи:

Аргументы из народной мудрости

  1. Русская пословица говорит: «Злодей не украдёт любви, но любовь многих делает злодеями». По мнению наших предков, любовь нельзя украсть никому, даже злодею, но любовь иногда способна сделать из человека преступника. Ради любви любящие переступают закон, совершают поступки, направленные против других людей, совести или Бога.
  2. «Когда любовь и страсть становятся друзьями, то они приносят в жертву и сердце и душу», – замечает курдская пословица. Действительно, когда человек начинает гореть огнем любви и страсти, ни душа, ни сердце ему уже не принадлежат. Они будут принесены в жертву тому, кто зажег огонь любви и возбудил пожар страсти.
  3. Любовь заставляет мир вращаться»,  – говорится в английской пословице. Любовь – великая сила. Она способна творить чудеса, менять человека, переворачивать его душу, менять его мировоззрение. Благодаря любви вращается земля.
  4. «С милым и под елью найдёшь келью», – гласит русская пословица. Действительно, с любимым, милым, дорогим для сердца человеком даже шалаш под елью покажется уютной кельей, а с нелюбимым и царские палаты – убогим местом.
  5. В русской пословице говорится: «Смерть любовь не испугает».  Любовь не боится даже смерти, ей подвластны все люди. Она способна завоевать и покорять сердца и умы как оборванных нищих, так и всемогущих государей. Она может воскрешать даже мертвых. Ведь если один из любящих умирает, он все равно остается жить в сердце и памяти другого, а это значит – смерть бессильна перед великой силой любви.
  6. «Для милого не жаль потерять и многого», – говорили в народе. Для любимого человека не жалко было жертвовать многим, а то и всем, что есть у любящего человека.
  7. «Для милого дружка и сережку из ушка», – говорит русская пословица. В старые времена сережки были, может быть, единственным украшением девушки, но ради любимого друга не жалко было отдавать и их.
  8. «Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие»,  – заметили в народе. Того человека, который любит только себя, кто не готов ничем жертвовать ради другого, другие не слишком любят. Потому что любить – это прежде всего умение отдавать, жертвовать. А тот, кто не хочет делить свое сердце, не достоин любви.

Почему это важно?

Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:

  • новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
  • неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.

Поэтому важно следовать двум важным правилам

  1. С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
  2. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Как отличить ударный звук?

Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?

Есть простые способы:

  • Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
  • Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
  • Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).

При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.

И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.

Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.

Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом. Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом)

То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом

Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.

Ход занятия:

1 Знакомство с темой занятия (активизация внимания)

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Садитесь ровно, положите руки на парту и послушайте меня. Сегодня на занятии мы с вами вспомним, что такое ударение и ударная гласная, поработаем со словами и предложениями.

2 Развитие слогового анализа и синтеза

Посмотрите на доску и запишите в своих тетрадях слово, которое вы видите на доске. Дети пишут слово замок. Миша, прочитай слово. Куда падает ударение? Для чего нужен замок? (замок нужен для того, чтобы закрывать дверь) Логопед показывает картинку с замком и рисует его на доске,затем просит детей: «Нарисуйте простым карандашом рядом с этим словом замок»

Напишите следующее слово, которое вы видите на доске – замок. Женя, прочитай слово (если ребенок читает так же, как первое слово, логопед просит поставить ударение на другой слог). Куда падает ударение в этом слове? Что такое замок? (крепость) Логопед показывает картинку с замком и рисует его на доске,затем просит детей: «Нарисуйте простым карандашом рядом с этим словом замок».

Ребята, сколько звуков в слове замок? Назовите их. А в слове замок? Назовите их. Звуки в этих словах одинаковые? (да) А слова одинаковые? (нет) Вот какое большое значение играет ударение!

Та же работа проводится со словами кружки – (посуда) и кружки – (геометрические фигуры).

3 Уточнение правописания гласных в словах

Сейчас на доске я буду писать слова, в которых пропущена одна гласная. А вы должны вставить недостающую букву и прочитать получившееся слово.

_жик (ежик)

Д_има (Дима) – дети могут сказать слово дома, тогда обращается внимание на то, что слово написано с большой буквы, а значит – это имя. в_сна (весна) – уточняется, что в слове весна пишем букву Е и проверить ее не можем, нужно запомнить

в_сна (весна) – уточняется, что в слове весна пишем букву Е и проверить ее не можем, нужно запомнить

хл_ба (хлеба) – подбирается проверочное слово – хлеб и вспоминается правило о том, как проверять безударные гласные в корне – изменить слово так, чтобы безударная буква стала ударной. То же со словами н_сить (носить, д_машний (домашний).

Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием!

4 Физкультминутка

А теперь немного отдохнем и потанцуем (дети выполняют движения под музыку Е. Железновой «Автобус»)

5 Развитие навыков языкового анализа и синтеза

А сейчас мы с вами будем сочинять стихотворение. Я раздам вам карточки с деформированными предложениями. Ваша задача заключается в том, чтобы составить из данных слов предложения, а затем, соединив их, создать стихотворение.

Жил, лесу, в, гном, веселый.

Он, дом, построил, себе.

Рядом, гномик, жил, поменьше.

Кустом, домик, построил, под.

Миша, читай первую строчку. Составь предложение из этих слов.

Жил в лесу веселый гном.

Женя прочитай первую строчку. Составь предложение из этих слов.

Он построил себе дом.

Игорь поработай со следующей строчкой.

Рядом жил поменьше домик.

Ксюша, скажи какое последние предложение получится.

Под кустом построил домик.

Кирилл, прочитай нам все стихотворение.

Жил в лесу веселый гном.

Он построил себе дом.

Рядом жил поменьше домик.

Под кустом построил домик.

Замечательное стихотворение у нас получилось.

6 Итог занятия

7 Использованная литература: Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов/ Е. В. Мазанова. – 2-еизд., ипр. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 128с.

Какие трудности могут возникнуть?

И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:

  • ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
  • не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
  • у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
  • у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.

Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.

Русский язык

Как определить ударный слог?

99. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.

Уж — не́ — бо — о́ — се — нью — ды — ша́ — ло, Уж — ре́ — же — сол́ — ны — шко — бли — ста́ — ло, Ко — ро́ — че — ста — но — вил́ — ся — день.

  • Чем необычна эта запись? Что за знак стоит над буквами? Что обозначает этот знак?
  • Прочитайте строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. А теперь прочитайте строки наизусть.
  • Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: алфави́т, ста́туя.

100. Прочитайте. Когда так говорят?

Пожелтел листок — осенняя весточка.

  • Посоветуйте, как определить ударение в словах.
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение.

101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?

Догово́р, дождь, то́рты, шофёр, день, свёкла, позвони́т, столя́р, ща́вель, по́нял, поняла́.

Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

Обратите внимание! Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: о́вощи, бума́га, магази́н

102. Прочитайте диалог выразительно.

— Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье? Как дела?
— Всё в порядке! Всё жужжу!
Извините, я спешу!
(М. Дружинина)

Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.

Вежливая ли речь участников разговора? Почему?

Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?

извини́ (те)

103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?

  1. Эта картина мне дорога. Лесная >дорога привела нас к деревне.
  2. На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.
  3. Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.

Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.

Обратите внимание! Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова: а́тлас — атла́с. 104

Прочитайте

104. Прочитайте.

От удивленья охнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок.
(Я. Козловский)

Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок?

Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.

Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста. Выделите в нём корень.

капу́ста

105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

, кольцо — …, страна — …, земля — …, слеза — …, роса — …, зима — …, трава…, гора — … .

  • Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.
  • Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.

Обратите внимание! Русское ударение подви́жное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:
а) при изменении формы слова: гора́ — го́ры;
б) при образовании нового слова: тигр — тигрёнок

Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение: кни́га, кни́гу, кни́гой.

106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

  • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли эти слова.
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.

Немного теории из высшей школы

В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

Все слоги в словах делятся на четыре группы:

  1. Ударные – на которые падает ударение.
  2. Заударные – находятся за ударным слогом.
  3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
  4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

Теперь разбираемся с безударными гласными.

О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – .

Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э –

Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – . Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком .

Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

Сколько слогов в слове?

В неко­то­рых сло­вах толь­ко один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных обра­зу­ет слог, напри­мер:

  • рык
  • кит
  • вальс
  • дождь
  • бур
  • гнев

Определение
Слово, в кото­ром один глас­ный звук, назы­ва­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Односложные сло­ва пишут­ся на одной стро­ке. Их нель­зя раз­де­лить на сло­ги, что­бы пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую.

Односложные сло­ва

Чтобы раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нём долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков. Это дву­слож­ные сло­ва:

  • сла-ва
  • ду-ло
  • го-ра
  • ры-ба

Двусложные сло­ва

Во мно­гих сло­вах мож­но выде­лить три, четы­ре, пять и более глас­ных . Они обра­зу­ют такое же коли­че­ство сло­гов. Это трех­слож­ные, четы­рех­слож­ные, пяти­слож­ные сло­ва:

  • кра-со-та
  • ку-ку-ру-за
  • вы-я-сне-ни-е
  • о-пра-вда-ни-е

Вывод
В сло­ве столь­ко сло­гов, сколь­ко в нём глас­ных.

При деле­нии сло­ва на сло­ги нуж­но учи­ты­вать откры­тые и закры­тые сло­ги.

Что такое слог?

Чтобы о чём-то сооб­щить или спро­сить, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, кото­рые оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — пред­ло­же­ние. При раз­го­во­ре сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Струя выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха выхо­дит изо рта не вся сра­зу, а неболь­ши­ми толч­ка­ми. Поднесём ладо­шку ко рту и убе­дим­ся, как это про­ис­хо­дит. Произнесём сло­ва:

  • ла-па
  • ро-са
  • до-ро-га

При про­из­но­ше­нии каж­дое сло­во мож­но раз­де­лить на неболь­шие зву­ко­вые части- сло­ги, каж­дый из кото­рых про­из­но­сит­ся на выдо­хе одним толч­ком.

Определение

Слог — это глас­ный или соче­та­ние глас­но­го с соглас­ным, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком воз­ду­ха.

Как же обра­зу­ют­ся сло­ги в сло­ве? Из чего они состо­ят? Выясним это.

Слог

Слова делятся на слоги. Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.

В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: сок (1 слог), ю|ла (2 слога), у|че|ник (3 слога).

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука: а|у
  • из одного гласного и одного согласного звуков: мо|ре
  • из одного гласного и нескольких согласных звуков: шкаф, лес|ной

В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:

  • одного слога (я, май, стол, стриж) – односложные слова;
  • двух слогов (ки|но, стра|на, тет|радь) – двусложные слова;
  • трёх слогов (со|ба|ка, ка|ра|ван, ма|лень|кий) – трёхсложные слова;
  • четырёх и более слогов (че|ре|па|ха, ве|ли|ко|леп|ный, ква|ли|фи|ка|ци|я) – многосложные слова.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector