Гласная после гласной. гласные после шипящих

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука после шипящих следует писать е
. Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е
после шипящих подчиняются своим правилам.

Для начала разберем, когда следует писать о
.

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а
    : поножовщина.
  3. Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок — родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

Компакт-тема № 5

Графика

Всем известно, что существуют две
формы языка – письменная и устная. Любой язык
первоначально существует в устной форме, а на
определенном этапе его развития появляется
письменность. Теория письма делится на две
составляющие – графику
и орфографию
.

Графикой
называется совокупность
начертательных средств того или иного письма.
Она включает не только буквы, но и знаки
препинания, ударения, дефис, апостроф, знак
параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые
выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания).
Графика устанавливает определенные
соответствия между звуками и буквами. Буквы

это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки

мы произносим и слышим
.

Совокупность букв, расположенных в
определенном порядке, называется алфавитом
.
Слово алфавит
происходит от названия
греческих букв альфа
и бета

новогреческом вторая буква именуется вита
).
Ему соответствует русское слово азбука,

образованное от названия двух первых букв
славянского алфавита – азъ
и буки
.

Гласных звуков в русском языке 6, а букв
10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ


и ь

– не обозначают звуков.

Первую славянскую азбуку создали в 863
(или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий
(«первоучители славянские»). Многие
исследователи полагают, что это была глаголица
(от старославянского глаголъ
‘речь’) –
азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.

А современный русский алфавит
восходит к другой древней славянской азбуке –
кириллице, которую составили ученики братьев на
основе греческого (византийского)
торжественного письма. Для передачи звуков,
которых не было в греческом, они ввели новые
буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также
числа, например: а

(азъ) – 1, д


(добро) – 4.

Йотированные гласные буквы

Среди гласных есть четыре буквы: е

, ё

, ю

, я

, –
которые называются йотированными, так как могут
обозначать сразу два звука, в том числе звук йот
– j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а
лишь в трех позициях:

1) в начале слова: ель
, ёлка
,
юла
, яма
;

2) после гласной: поел
, моё
,
рою
, мая
;

3) после разделительных ъ

и ь


знаков: разъезд
, подъём
, вьюга

, обезьяна
.

Упражнения

1. В каких словах количество букв и
количество звуков не совпадает?

2. Определите: в каких словах больше
звуков, чем букв?

3. Определите: в каких словах число
звуков и букв совпадает?

Твердые и мягкие согласные звуки в
русском языке на письме передаются одними и теми
же буквами. Значит, должен существовать способ
показа твердости – мягкости согласного звука.
Йотированные гласные е, ё, ю, я
, а также и: лук
, люк
, мал
, мял
,
мыл
, мил
– после согласного
обозначают мягкость предшествующего согласного
и соответствующий гласный.

Когда надо обозначить мягкость
согласного не перед гласным, а на конце слова или
перед последующим согласным, используется
мягкий знак – ь

: мел – мель, кон –
конь, вес – весь
; серьга, больной, весьма
.

Во многих пособиях приводится
неверная формулировка функции йотированных
гласных: там написано, что они смягчают
предшествующий согласный. Желательно дать
ученикам четкое представление о том, что буквы –
это знаки, которые являются сигналами мягкости
предшествующего согласного, а не причиной, эту
мягкость вызывающей.

Орфография

Орфография
(от греч. orthos
‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически
сложившаяся система правил, устанавливающих
написания слов. В школьной практике мы часто
пользуемся термином орфограмма
(от греч. orthos
‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают
написания, определяемые правилами орфографии.

Теория русской орфографии начала
складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее
становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.

Современная русская орфография
основывается на Своде правил, опубликованном в
1956 г. Правила русского языка отражены в
грамматиках русского языка и орфографических
словарях. Для школьников выходят специальные
школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется
общество. Появляется много новых слов и
выражений, своих и заимствованных. Правила
написания новых слов устанавливаются
Орфографической комиссией и фиксируются
орфографическими словарями. Самый полный
современный орфографический словарь составлен
под редакцией ученого-орфографиста Владимира
Владимировича Лопатина (М., 2000).

Принципы русской орфографии

Основной принцип русской орфографии –
морфемный
, в некоторых пособиях он
называется морфологическим
. Суть его
заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно
вне зависимости от произношения. На этом
принципе основаны следующие правила:
правописание безударных гласных в корне,
правописание звонких и глухих согласных в корне,
правописание большинства приставок и суффиксов.

Когда выбор буквы нельзя проверить
сильной позицией, так как такой нет в современном
языке, слово пишется в соответствии с традицией,
и его написание определяется по словарю. В этих
случаях проявляется традиционный
принцип
русской орфографии. На нем базируются такие
правила: правописание непроверяемых и
чередующихся гласных и согласных в корне,
правописание гласных после шипящих и ц

,
употребление ь

после шипящих, слитное и
раздельное правописание наречий, наречных
сочетаний и некоторых предлогов, правописание
окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч.
-ого
и др.

Фонетический
принцип заключается
в том, что написание соответствует произношению;
правил, которые основываются на указанном
принципе, немного: правописание приставок на з/с
, а также гласной в приставке раз-/роз-,
правописание
и/ы
в корне после приставок на согласный.

Кроме того, орфография устанавливает
правила слитного, раздельного и дефисного
написания, переноса слов, а также употребления
прописных и строчных букв.

Упражнения

1. Укажите слова, в которых гласный
пишется в соответствии с традиционным принципом
русской орфографии:

2. Укажите слова, написание которых
опирается на фонетический принцип русской
орфографии:

3. Укажите слова, написание которых
опирается на морфемный принцип русской
орфографии:

4. Найдите в предложении такие слова,
где буква т

означает звук .

Что означает слово…?

Жизнь стремительно меняется. Интеграция с другими культурами, информационное взаимодействие, обмен кулинарными традициями и общее эволюционирование отражаются на словарном составе русского языка. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. В этом вам помогут толковые словарики, поскольку изменения в лексике сразу же отражаются в них.

Словарь онлайн

Совсем недавно, чтобы узнать что означает иностранный термин или неизвестное выражение, люди ходили в читальные залы. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Да-да, библиотеки были унифицированными центрами и источниками получения справочных сведений. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Множество томов занимали целые антресоли, и тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем. С развитием технологий, появлением интернета и электронных носителей доступ к массивам знаний стал более легким, моментальным. В нашем онлайн-словаре вы найдете толкование смысла и происхождения за 2-3 секунды.

Зачем нужны толковые тезаурусы и почему они не теряют актуальности? Большинство людей предпочтут избежать курьеза, чем оправдываться. В век популяризации соцсетей информация разносится мгновенно, а прослыть невежественным — перспектива, согласитесь, незавидная. Русский толковый словарь онлайн на сайте how-to-all — ресурс для поддержки компетентности в любом вопросе. Заглядывайте сюда, чтобы не ударить в грязь лицом. Он объяснит семантику, какое значение имеет слово в указанном контексте, его историю.

Кристаллическая структура металлов Кубическая ячейка

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц
.

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, , ) либо из исконно твердых стали мягкими ().

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а
или у
(употребление я
или ю
считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Презентация к уроку


Назад
Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию

Цель:
закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

Придыхательные согласные

В этом разделе мы изучим придыхательные согласные ㅋ, ㅌ, ㅊ, и ㅍ (а так же другую согласную ㅎ). Глядя на рисунок справа, видите сходство между буквами, которые мы уже изучили (верхняя строка) и буквами в нижней строке?

Прежде чем продолжить, необходимо пояснить, что значит «придыхание». Придыхание — это произношение звуков с одновременным выдыханием большого потока воздуха.

Новые буквы, которые мы сейчас изучим являются всего лишь придыханными версиями уже известных нам букв, мы произносим их так же за одним только исключением — мы выдыхаем больше воздуха. Как вы уже заметили, эти буквы пишутся просто с добавлением еще одного штриха.

Фонетический разбор и транскрипция гласного звука

Фонетический разбор гласного предполагает составление транскрипции в квадратных скобках и описание признаков звука. В описании указывается гласность и ударность или безударность.

Помните о следующих особенностях транскрипции гласных:

  1. Буквы А, О, У, Э, Я, Ё, Ю, Е в ударном положении соответствуют звукам , , , . Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначаются ими после согласных (ря́д , полё́т ), при йотировании (после гласных, «ъ», «ь») – звуками , , , в совокупности с : я́года , подъё́м .
  2. В безударном положении после согласных буквы А, О, Я, Е, Э обозначаются звуками или , в зависимости от твердости или мягкости предшествующего им согласного: пото́п , пята́к . Безударные йотированные буквы Я, Е образуют звук : еда́ , баяни́ст .
  3. Буквы И, Ы, У, Ю в безударном положении соответствуют тем же звукам, что и в ударном: пило́т , сыпу́чий , любо́вь .
  4. Буква И после твердых согласных Ж, Ш, Ц, а также в начале слова после предлога, оканчивающегося на твердую согласную, обозначается звуком : жилье , шило , цитата , под илом .
  5. Согласные, находящиеся перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я, отмечаются апострофом: петух , вялый , люк .

Отдельно отметим, что буква «И» может обозначаться как одним, так и двумя звуками.

Правила запомнить очень легко.

«И» обозначается одним звуком:

в ударном положении И – один звук (иней, мирт – мирт );

Иней

Транскрипция слова:

и — — гласный, ударныйн — — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)е — — гласный, безударныйй — — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

В слове 4 буквы и 4 звука.

Бои

Транскрипция слова:

б — — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)о — — гласный, безударныйи — — гласный, ударный

В слове 3 буквы и 3 звука.

  • исключением являются случаи И после шипящих согласных «ц, ш, ж» (пишем «И», хотя слышим «Ы») – цирк ;
  • в безударном положении – один звук свисто́к , цита́та ;

«И» обозначается двумя звуками: после твердого и мягкого разделительных знаков: воробьи́ , также и в слове ручьи .

Ручьи

Транскрипция слова:

р — — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)у — — гласный, безударныйч — — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко), шипящийь — не обозначает звукаи — — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)— — гласный, ударный

В слове 5 букв и 5 звуков.

В следующей таблице можно посмотреть, в каких случаях сколько звуков дают гласные.

Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

  • частоту, которая определяет высоту звука;
  • амплитуду, отвечающую за его силу;
  • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

  1. все – вокальные, так как образованы тоном;
  2. все – неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
  3. все – непрерывные;
  4. гласные переднего ряда (, ) – высокие, а среднего и заднего ряда (, , ) – низкие;
  5. гласные нижнего и среднего подъёма (, , ) – компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего (, , ) – диффузные;
  6. огубленные гласные , – бемольные, неогубленные гласные , , , – небемольные.

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.. Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

— В начале слова (приведите примеры слов)

— После гласной буквы (приведите примеры слов)

— После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

Видео: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ

Какие прокладки подвержены пробою?

На данный момент существует несколько типов прокладок:

  • Асбестовые.
  • Паронитовые.

Как показывает практика, пробою подвержены обе разновидности элементов. Часто данный материал при перегреве прогорает. Снижается прочность прокладки. Она теряет герметичность. Причем не всегда поломка возникает при явных трещинах, когда прокладку рвет пополам. Случается, что поломка происходит из-за небольших отверстий, которые образовались в материале изделия. Чтобы не попасть на капитальный ремонт, нужно знать признаки пробитой прокладки ГБЦ. ВАЗ-2109 это или иномарка – не имеет значения. Ездить с такой неисправностью не стоит. Ниже мы рассмотрим, как определить пробой в прокладке головки блока цилиндров.

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е:

  1. В глагольных окончаниях 1 лица –ем (печем, стрижем, лжем), 2 лица -ешь/-ете (обожжешь, лжешь, печешь, обожжете, лжете, печете) и 3 лица -ет (печет, лжет, обожжет).
  2. Если глагол оканчивается на -евывать: дожевывать, размежевывать; в причастиях, образованных от подобных слов: размежеванный, дожеванный; отглагольных существительных: размежевка, затушевка.
  3. Если слово – существительное, образовавшееся от глагола: ночевать – ночевка, корчевать – корчевка, тушить – тушенка, перекочевать – перекочевка.
  4. Если у слова суффикс -ер (как правило, он означает какую-либо деятельность): ухажер, дирижер, коммивояжер, стажер, тренажер.
  5. Если слово страдательное причастие: запеченный, приглушенный, погруженный, подожженный.
  6. Если можно подобрать слово, где в корне будет четко слышаться е. Решетка – решето; щетка – щетина; шерстка – шерсть; жеванный – жевать; жесткий – жесть; печенка – печень; жердочка – жердь; желудь – (нет) желудей; челка (чело – устаревшее «лоб»); шепот – шептать; щеголь – щеголять; щечки – щека. Следует отметить, что существуют имена собственные, не поддающиеся данному правилу.
  7. В вопросительно-относительном местоимении что, употребленном в предложном падеже (о чем), также производных слов (нипочем, ни о чем, причем).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector