Фонд оценочных средств б1.в. од.4 . общая психология, психология личности, история психологии (стр. 11 )

Содержание

Судьба остальных Дадли

Судьба родственников Гилфорда в целом сложилась неплохо. Во второй половине 1554 года мать Гилфорда Джейн и его зять (супруг Мэри) обрели некоторые связи в окружении супруга королевы Филиппа Испанского как в Англии, так и в Испании. В октябре их стараниями Джон, Роберт и Генри обрели свободу; они были перевезены в дом Сидни в Кенте, где Джон Дадли вскоре после освобождения скончался. Амброуз был освобождён в декабре 1554 или январе 1555 года после ходатайства его супруги Элизабет. Имущество Дадли было конфисковано во время судов в 1553 году, но на следующий год королева Мария возвратила матери Гилфорда часть личного имущества и даровала ей право пользования домом её покойного супруга в Челси, где Джейн Дадли умерла 15 или 22 января 1555 года. Несмотря на то, что Дадли были лишены всех имущественных прав, Мария позволила им принять наследство матери. При дворе же братьям Дадли были рады только тогда, когда там присутствовал супруг королевы; в январе 1557 года братья получили личный контингент для сражений за Филиппа Испанского, который теперь стал королём Испании. Амброуз, Роберт и Генри вместе с испанскими войсками участвовали в битве при Сен-Кантене в 1557 году, в которой Генри был убит. За свои заслуги перед короной Амброуз и Роберт были восстановлены в правах парламентским актом в 1558 году.

С восшествием на престол протестантки Елизаветы I дожившие до этого момента сёстры и братья Гилфорда оказались в большом фаворе у новой королевы: Амброуз получил должность , Мэри — должность в тайных палатах королевы «без оплаты», Роберт — должность королевского конюшего, бездетная Кэтрин занималась воспитанием девушек из джентри и дворянства в Мидлендсе и Йоркшире. Когда в 1558 году парламентский акт отменил лишение прав Дадли, братья отказались от прав на какое-либо имущество или титулы отца. Позднее 25 и 26 января 1561 года для Амброуза был возрождён принадлежавший отцу и старшему брату титул графа Уорика, а также вновь создан титул барона Лайла, когда-то принадлежавший семье его бабки по отцу; в следующем году братьям была возвращена большая часть владений, конфискованных у Нортумберленда в 1553 году. Роберт же, помимо прочего, стал фаворитом новой королевы.

Генеалогия

Предки Гилфорда Дадли

16. , 1-й барон Дадли
8. Джон Саттон Дадли из Этерингтона
17. Элизабет Беркли из Биверстоуна
4. Эдмунд Дадли
18. Джон Бремшот
9. Элизабет Бремшот
19. Кэтрин Пэлам
2. Джон Дадли, 1-й герцог Нортумберленд
20. Эдвард Грей
10. , 1-й виконт Лайл
21. Элизабет Феррерс, 6-я баронесса Феррерс из Гроуби
5. , 6-я Баронесса Лайл
22. , 1-й виконт Лайл
11. Элизабет Талбот
23. Джоан Чеддер
1. Гилфорд Дадли
24. Джон Гилфорд
12.
25. Элис Уоллер
6.
26. Джон Паймп
13. Энн Паймп
3. Джейн Гилфорд
28. , 7-й барон де Ла Варр
14. , 8-й барон де Ла Варр
29. Кэтрин Хангерфорд
7. Элеанор Уэст
30. Хью Мортимер из Мортимер-холла
15. Элизабет Мортимер
31. Элеонор Корнуолл

В культуре

«Гилфорд Дадли склоняет Джейн принять корону»Чарльз Лесли, 1827

Живопись

«Леди Джейн Грей предлагают корону»Чарльз Лесли, ок. 1827

Художественный образ Гилфорда тесно связан с образом его жены. Распространение «художественных» живописных и гравированных портретов Джейн, как в Англии, так и в континентальной Европе, датируется началом XVII века. В первой половине XVIII века благодаря издателям и иллюстраторам театральных пьес и хроники Фокса на смену статическим портретам постепенно пришли жанровые сцены из жизни Джейн. Около 1760 года, c подъёмом английского классицизма, им на смену пришёл «большой жанр» нравоучительного исторического полотна, но лишь в 1820-е годы образ Джейн стал действительно массовым. За пятьдесят лет (1827—1877) только в стенах лондонской Королевской академии были выставлены 24 новых полотна на тему трагедии Джейн, среди которых была и картина «Дадли склоняет Джейн Грей принять корону» (1827), по которой также была создана гравюра.

Художественная литература

Тема любви Джейн к Гилфорду впервые появляется в «Героических письмах об Англии» (1597). Дрейтон, как и его предшественники, восхвалял Елизавету и поносил Марию, но главная тема его «Писем Джейн и Гилфорда» — чувства неопытных влюблённых на пороге смерти:

«Прощай, милый Гилфорд, развязка приближается.
Наш удел — небо, на земле мы чужие».

Тот же мотив преобладал и в первой, не сохранившейся, пьесе о Гилфорде и Джейн, написанной коллективом авторов в 1602 году. Пять лет спустя Джон Уэбстер и Томас Деккер переделали её в «Историю сэра Томаса Уайетта». В следующем столетии тему любви Гилфорда и Джейн развили Эдвард Юнг (1715) и Николас Роу (1714); в трагедии Роу впервые возникает фантастический любовный треугольник (Джейн — Гилфорд — Пембрук).

В 1791 году, на пороге века романтизма, издатель готических романов Уильям Лейн опубликовал в Лондоне роман в письмах «Леди Джейн Грей» — первый в череде многочисленных романов о Гилфорде и Джейн, в которых образы Джейн следуют одному из трёх шаблонов: романтической героини, романтической жертвы или идеальной домохозяйки; Гилфорд же по мере смены шаблонов в этих романах постепенно отходит на второй план.

Кинематограф

В 1936 году вышел 80-минутный фильм Роберта Стивенсона «», в американском прокате «Королева на девять дней» (англ. Tudor Rose / Nine Days a Queen) c шестнадцатилетней в роли Джейн и двадцативосьмилетним Джоном Миллзом в роли Гилфорда.

Фильм 1986 года «Леди Джейн» Тревора Нанна c Хеленой Бонэм Картер и Кэри Элвесом в главных ролях — полностью вымышленная романтическая история. Основные события повествования проходят в заключении в Тауэре. По воле сценаристов и Джейн, и Гилфорд — молодые реформаторы, «социальные активисты» XVI века.

Происхождение и ранние годы

Семейный герб Дадли.В золотом поле зелёный восстающий леопард, вооружённый червленью

Гилфорд Дадли родился приблизительно в 1535 году и был восьмым ребёнком и седьмым сыном из тринадцати детей в семье Джона Дадли, герцога Нортумберленда, и его жены Джейн Гилфорд; из всех детей герцога и герцогини помимо Гилфорда зрелого возраста достигли две дочери (Мэри и Кэтрин) и пятеро сыновей (Генри, Джон, Амброуз, Генри и Роберт). По отцу Гилфорд принадлежал к семейству Дадли, чья родословная восходит к Роланду из Саттона, сыну Харви, унаследовавшему ленные владения и подати с Саттона как потомок одного из бретонских завоевателей, последователей Алена Рыжего. В начале XIV века один из Саттонов, прямой предок Гилфорда, получил титул барона Дадли. Дед Гилфорда Эдмунд Дадли, будучи советником Генриха VII, был казнён вскоре после смерти короля. Через свою бабушку по отцу, , Гилфорд был потомком героев Столетней войны Ричарда де Бошана, графа Уорика, и Джона Талбота, графа Шрусбери.

На момент рождения Гилфорда его отец был рыцарем; в 1537 году Джон Дадли стал вице-адмиралом, позднее лорд-адмиралом, а в 1542 году получил титул , когда-то принадлежавший его матери. В начале правления Эдуарда VI отец Гилфорда получил титул графа Уорика, в 1550 году он возглавил Тайный совет и до 1553 года был фактическим правителем Англии, а ещё через год, в 1551 году, он получил титул герцога Нортумберленда. Мать Гилфорда служила фрейлиной при королевах Анне Болейн и Анне Клевской. При дворе Болейн она заинтересовалась реформистской религией, и с середины 1530-х годов семейство оказалось в евангелистских кругах; своих детей Дадли воспитывали в духе ренессансного гуманизма. Как сообщает историк Элисон Уэйр, Гилфорд был любимцем матери.

О личности Гилфорда Дадли почти ничего не известно; единственное его письмо (поминальная записка в молитвеннике Джейн) сохранилось в изложении . Сам же Графтон, который лично знал Гилфорда, описывал его как «миловидного, добродетельного и хорошего джентльмена». Элизабет Уэйр описывает Гилфорда как высокого, элегантного и аристократично красивого молодого человека: у него были русые волосы и куртуазные манеры, но вместе с тем он был очень раздражителен и неприветлив. Кроме того, как и все Дадли, он был весьма амбициозен.

Домашний очаг

ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХоббиЗдоровьеАнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтикаИсторияСССРИстория РоссииРоссийская ИмперияОкружающий мирЖивотный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия

Процедура проведения

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет:

  • 6 минут (1 субтест — «Истории с завершением»),
  • 7 минут (2 субтест — «Группы экспрессии»),
  • 5 минут (3 субтест — «Вербальная экспрессия»),
  • 10 минут (4 субтест — «Истории с дополнениями»).

Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Правила тестирования

  1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.
  2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию к субтестам.
  3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о Барни и Фердинанде — действующих лицах первого и последнего субтестов.
  4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее типичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и юмористические трактовки.
  5. Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.
  6. В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правильности.
  7. При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресовать обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.
  8. Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не начинали работать раньше времени.

Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции экспериментатор делает паузу после знакомства с примером, чтобы убедиться, что обследуемые правильно его поняли. По окончании инструкции отводится время для ответов на вопросы. После этого экспериментатор дает команду «Переверните страницу. Начали» и включает секундомер.

За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают об этом. По истечении времени работы дается команда «Стоп. Отложите ваши ручки», обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к выполнению следующего субтеста.

Теоретические основы

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его обра-зующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождест¬вляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей

Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия

Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого чеовека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обес¬печивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное при¬способление, а не глубина понимания.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основан¬ную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социально¬го опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотноше¬ния и прогнозировать межличностные события».

Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики.

Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систе¬му интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

  1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вер¬бальную и невербальную экспрессию поведения.
  2. Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
  3. Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
  4. Познание систем поведения – способность понимать логику развития цело¬стных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
  5. Познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
  6. Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект. Wedeck (1947) создал стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способно¬сти», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказа¬ли необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами.

Карьера

В 2003 году он вместе с Мишель Лэнг появился в короткометражке Handbook to Casual Stalking, режиссёром которой стала Кристал Карге. Затем он снялся в сериале «Закон и порядок: Специальный корпус».

Его следующая роль — в триллере «Последняя зима» с Роном Перлманом и Джеймсом Легросом. Гилфорд и его коллеги по фильму были номинированы на премию Gotham Awards в номинации «Лучшая команда». Затем последовала роль в фильме «Вампирша», в котором он играл вместе с Люси Лью, Кэмерон Ричардсон и Робертом Форстером.

Он продолжил карьеру, сыграв роль Мэтта Сарасена в сериале «Огни ночной пятницы». После этого Гилфорд сыграл в таких фильмах, как «Река-вопрос», «Вызов» и «Школа выживания выпускников».

С 2012 по 2013 год Гилфорд играл в сериале «Доктор мафии». В 2013 году он появился в фильме «Возвращение героя» с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли, а 2014 году сыграл главные роли в фильме ужасов «Пришествие Дьявола» и триллере «Судная ночь 2».

В 2015 году Гилфорд был приглашен на основную роль в сериал ABC «Семья», играя старшего сына Джоан Аллен.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Характеристики дивергентного мышления

С середины XX века многие исследователи занимались изучением этой формы мыслительного процесса и часто независимыми друг от друга путями приходили к выводу о его своеобразии. Поэтому в настоящее время существует несколько терминов, обозначающих психологическую основу творчества. Так, Эдвард де Боно ввел понятие «латеральное» или нешаблонное мышление, а Т. Бьюзен писал о радиантном мышлении, которое почти аналогично дивергентному. Ведь радианта – точка на небесной сфере, которая кажется источником расходящихся от нее метеоров – как нельзя лучше иллюстрирует ассоциативный и разнонаправленный характер творческого мышления.

Между дивергентным мышлением и творческим ставить знак равенства нельзя, так как креативность выходит далеко за рамки разнонаправленного мышления, но без этого типа мышления невозможна творческая деятельность. Многолетние исследования Дж. Гилфорда и его коллеги Э. Торренса привели к выводу, что способности к творчеству не имеют непосредственной связи с уровнем интеллекта. Дивергентное мышление проявляется совсем в других особенностях познавательной сферы. К ним можно отнести следующие характеристики мыслительной деятельности.

  • Оригинальность. Она проявляется в потребности уйти с протоптанной дороги стандартных решений, найти что-то новое, доказать самобытные идеи и т. д.
  • Семантическая гибкость (семантика – наука о значениях объектов). Это способность увидеть новые свойства вещей и явлений, посмотреть на объект с иной точки зрения, с другого ракурса. Это особое восприятие, позволяющее человеку видеть то, что не замечают другие.
  • Адаптивная гибкость – умение не зацикливаться на каком-то одном способе решения или деятельности, а подстраиваться под требования задачи; быстрое переключение внимания, изменение приемов работы и активное освоение нового.
  • Спонтанность – легкость мышления, которая проявляется в стихийном, непреднамеренном и часто неожиданном рождении идей и замыслов; генерация оригинальных идей даже в условиях, когда этого не требуется.
  • Образный характер мышления. Умение оперировать образами необходимо, ведь именно в этой форме рождается творческая мысль; развитое воображение и фантазия.
  • Ассоциативность – легкость и спонтанность рождения ассоциаций в разных сферах и областях опыта; это обеспечивает многоплановость и разнонаправленность мышления.

Конечно, не всегда дивергентное мышление связано с творчеством. Можно напридумывать массу вариантов решения задачи, но среди них не будет ни одного нового и продуктивного. Однако именно дивергентное мышление обеспечивает возможность творческого процесса.

Домашний очаг

ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХоббиЗдоровьеАнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтикаИсторияСССРИстория РоссииРоссийская ИмперияОкружающий мирЖивотный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия

Как развить дивергентное мышление

В течение продолжительного времени способность к творчеству считалась божьим даром и возможность ее развития даже не рассматривалась. Действительно, есть люди с более чувствительной нервной системой, более гибким и образным мышлением. Они от рождения имеют предрасположенность к дивергентному мышлению. Кстати, у женщин такая предрасположенность встречается чаще. Однако это не значит, что способность к разнонаправленному мышлению невозможно развить. Можно, конечно, как и любую познавательную способность.

Тот же Дж. Гилфорд создал целую систему развивающих упражнений, многие из которых в настоящее время входят в состав тренингов креативности. В качестве примера можно предложить несколько вариантов развивающих занятий.

Заставляем мысль двигаться в разные стороны

Для этого можно выполнить упражнения на поиск разнообразных оригинальных решений несложных задач.

Например, выберите любой привычный для вас предмет, допустим, мобильный телефон. А теперь возьмите бумагу и ручку и напишите как можно больше вариантов использования этого предмета. Сначала в голову будут приходить стандартные решения. Это нормально, помните: мысль легче всего движется по «протоптанной» дорожке.

Но не останавливайтесь на этом, и после фонарика, аудиоплейера и фото- и видеокамеры, в голову будут приходить более оригинальные варианты. Постарайтесь увлечь себя этой задачей, почувствовать азарт. Для этого лучше выполнять упражнение в группе, соревнуясь с коллегами или друзьями.

Учимся задавать вопросы

Бывают проблемы, которые сложно решить, но еще сложнее найти проблему там, где ее не видят другие. Можно сказать, это высший пилотаж творчества. В основе любой проблемы – вопрос, поэтому умение задавать вопросы необходимо для развития дивергентного мышления.

Потренируйтесь в этом. Начните с простого упражнения. Выберите одно из событий текущего дня и постарайтесь сформулировать несколько связанных с ним вопросов. Чем больше вы придумаете вопросов, тем лучше. Запишите их, поразмышляйте над списком и выберите самый интересный или важный вопрос. Возможно, вы поймете необходимость поискать на него ответ.

Играем с ассоциациями

Ассоциативность мышления очень важна в творчестве, ведь спонтанно возникающие у нас в голове мысли и образы могут стать основой оригинального, а то и гениального решения. Поэтому нужно научиться управлять стихийным процессом рождения ассоциаций. Тренинги креативности, как правило, включают в себя упражнения на ассоциативное мышление.

Одно из таких упражнений сводится к созданию поля ассоциаций. Возьмите лист бумаги и напишите в центре любое слово, затем начертите от него в разные стороны 5 стрелочек и на конце каждой напишите слово-ассоциацию, которое возникло у вас в голове. А теперь от каждой ассоциации тоже начертите 5 стрелочек и напишите ассоциации уже к этому понятию. Будет хорошо, если вы постараетесь выйти за пределы смыслового поля.

Например, слово «лист» и ассоциации к нему: дерево, ветка, растение, весна, свежесть. Все слова находятся в одном смысловом поле. А вот если к слову «ветка» записать такие ассоциации: метро, поезд, толпа, скорость, работа, — то это уже будет переход в другое смысловое поле. Чем легче совершаются подобные переходы, тем более развито творческое мышление.

Занимаясь развитием дивергентного мышления, следует помнить, что конвергентное не менее важно для мыслительной деятельности и успешной работы. Максимально продуктивным творчество будет тогда, когда оба типа мыслительного процесса работают во взаимодействии

Методики

Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.

Модель структуры интеллекта Г. Айзенка

Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:

  1. Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
  2. Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
  3. Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.

Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда

Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:

  1. Содержание данных.
  2. Умственные действия.
  3. Полученные результаты.

Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:

  1. Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
  2. Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
  3. Понимать отношения.
  4. Видеть логику развития ситуаций.
  5. Замечать изменения.
  6. Прогнозировать возможные последствия.

Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.

Генеалогия

Предки Гилфорда Дадли

16. , 1-й барон Дадли
8. Джон Саттон Дадли из Этерингтона
17. Элизабет Беркли из Биверстоуна
4. Эдмунд Дадли
18. Джон Бремшот
9. Элизабет Бремшот
19. Кэтрин Пэлам
2. Джон Дадли, 1-й герцог Нортумберленд
20. Эдвард Грей
10. , 1-й виконт Лайл
21. Элизабет Феррерс, 6-я баронесса Феррерс из Гроуби
5. , 6-я Баронесса Лайл
22. , 1-й виконт Лайл
11. Элизабет Талбот
23. Джоан Чеддер
1. Гилфорд Дадли
24. Джон Гилфорд
12.
25. Элис Уоллер
6.
26. Джон Паймп
13. Энн Паймп
3. Джейн Гилфорд
28. , 7-й барон де Ла Варр
14. , 8-й барон де Ла Варр
29. Кэтрин Хангерфорд
7. Элеанор Уэст
30. Хью Мортимер из Мортимер-холла
15. Элизабет Мортимер
31. Элеонор Корнуолл

Подходы к определению

Все по-разному определяют природу появления умений. Отмечу три главные установки:

  1. Социальный интеллект – одна из познавательных способностей человека, стоящая в ряду с математическими талантами или навыками быстрого усваивания иностранных языков. В таком случае его можно считать врожденным.
  2. Social intelligence – скорее приобретенный опыт, достичь его при определенной тренировке может абсолютно каждый человек, независимо от первоначальных знаний.
  3. Это некая черта личности и характера, которая изначально либо существует у индивида, либо отсутствует в нем.

Торндайк ввел термин социальный интеллект еще в 1920 году, в котором активно развивались сразу несколько психологических школ – бихевиористская, советская, психоаналитическая. Каждый из трех перечисленных подходов – правдив и должен использоваться в качестве основы для развития знаний.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Структура теории интеллекта

Согласно теории структуры интеллекта (SI) Гилфорда (1955), результативность индивида на тестах интеллекта можно проследить до основных умственных способностей или факторов интеллекта. Теория SI включает до 180 различных интеллектуальных способностей, организованных по трем измерениям: операции, контент и продукты.

Структура теории интеллекта, предложенная Гилфордом, была применена Мэри Н. Микер в образовательных целях.

Измерение операций

SI включает шесть операций или общих интеллектуальных процессов:

  1. Познание — способность понимать, понимать, открывать и осознавать информацию.
  2. Запись в память — возможность кодирования информации
  3. Сохранение памяти — способность вспоминать информацию
  4. Дивергентное производство — способность генерировать несколько решений проблемы; творческий подход
  5. Конвергентное производство — способность вывести единое решение проблемы; следование правилам или решение проблем
  6. Оценка — способность судить, является ли информация точной, последовательной или достоверной.

Размер содержания

SI включает четыре обширных области информации, к которым человеческий интеллект применяет шесть операций:

  1. Фигурное — конкретная, реальная информация, материальные объекты, вещи в окружающей среде — включает A. визуальный: информация, воспринимаемая через зрение, B. слуховой: информация, воспринимаемая через слух, и C. кинестетический : информация, воспринимаемая посредством собственных физических действий.
  2. Символическая информация — информация, воспринимаемая как символы или знаки, обозначающие что-то еще, например арабские цифры, буквы алфавита или музыкальные и научные обозначения.
  3. Семантический — касается словесного значения и идей — обычно считается абстрактным по своей природе.
  4. Поведенческие — информация, воспринимаемая как действия людей (этот аспект не был полностью исследован в проекте Гилфорда. Он остается теоретическим и, как правило, не включается в окончательную модель, которую он предложил для описания человеческого интеллекта.)

Размер продукта

Как следует из названия, это измерение содержит результаты применения определенных операций к определенному содержимому. Модель SI включает шесть продуктов возрастающей сложности:

  1. Единицы — отдельные элементы знаний
  2. Классы — Наборы юнитов с общими атрибутами
  3. Отношения — Единицы, связанные как противоположности или ассоциации, последовательности или аналогии.
  4. Системы — Множественные взаимосвязи, составляющие структуры или сети.
  5. Преобразования — изменения, перспективы, преобразования или мутации в знания
  6. Последствия — предсказания , выводы , последствия или ожидания знаний.

Следовательно, согласно Гилфорду, существует 5 x 6 x 6 = 180 интеллектуальных способностей или факторов (его исследование подтвердило только около трех поведенческих способностей, поэтому они обычно не включаются в модель). Каждая способность обозначает конкретную операцию в определенной области контента и приводит к определенному продукту, например, пониманию фигурных единиц или оценке семантических значений.

Первоначальная модель Гилфорда состояла из 120 компонентов (если включен поведенческий компонент), потому что он не разделял Фигурное содержимое на отдельные слуховое и визуальное содержимое, а также не разделял память на запись в памяти и сохранение в памяти. Когда он разделил фигуральное на слуховое и визуальное содержание, его модель увеличилась до 5 x 5 x 6 = 150 категорий. Когда Гилфорд разделил функции памяти, его модель наконец увеличилась до 180 факторов.

Какие общие приемы воображения использованы при создании названных образов? По каким признакам это можно установить?

1. В мифах и легендах
древности описываются различные
фантастические существа – кентавры,
сфинксы, драконы. Некоторые из них
воплощены в картинах и скульптурах.

2. А то свищет
Соловей да по-соловьиному,

Он кричит злодей
Разбойник по-звериному,

И от его ли-то от
посвисту соловьего,

И от его ли-то
покрику звериного,

То все травушки-муравы
уплетаются,

Все лазуревы
цветочки осыпаются. («Илья Муромец и
Соловей Разбойник».)

3) Л.Н.Толстой
рассказывает о том, как возник у него
образ Наташи из романа «Война и мир»:
«Я взял Таню, перетолк с Соней, и вышла
Наташа». Таня и Соня – это его свояченица
и жена, две реальные женщины.

Навигация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector