История развития психологического знания и основные направления в психологии

Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии

Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.

В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.

Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.

Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» .

Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.

После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).

После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.

Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.

Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения

Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства»

Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.  

1.1. Учение о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)

         Учение о душе имеет свою основу в рамках древнегреческой
философии и медицины. Наука в Древней Греции зародилась в связи с двумя
обстоятельствами:

1. наука является особой областью человеческой деятельности. Образовалась
она в независимости от религии и существовала отдельно от нее;

2. упорядоченность космоса (всего сущего) считалась основанной  не на
власти сверхсущества, а на законе. Греки чрезвычайно почитали закон, и  даже
верховные боги были подчинены ему.

         Новые представления о душе не являлись религиозными, не было
основаны на традициях. Эти представления были полностью светскими, открытыми
для всех и доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе
состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т.е. учение о
душе имело отчетливый номотетический характер.

         Другим событием, которое оказало влияние на развитие учения о
душе, был переход от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому
все события совершаются под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму –
философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости
жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело
исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения,
разделяемая, в частности, Декартом, ведет к панпсихизму (представление об
одушевленности объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм включает душу в
сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение. Таковы были
начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие
именно этих положений надолго определило историю становления психологического
знания .

         Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с
учениями Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).
Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу.
Индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой
универсальной мировой души. Каждая из душ обладает частью универсального
духовного опыта, который она припоминает, и в этом заключается суть
индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории
познания
и определило ориентацию психологического знания на решение собственно
философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

         Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем
в его психологическом трактате «О душе». По Аристотелю, душа есть не что иное,
как форма живого органического тела. Душа обеспечивает предназначение. Она
является основой всех жизненных проявлений и  неотделима от тела. Такое положение
полностью противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении
их при смерти. Зато оба философа согласны, что душа определяет цель активности
живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения
детерминированности поведения живых организмов. Такое объяснение было
телеологично, приводило к парадоксу влияния будущего на прошлое, но позволяло
ввести в круг  объяснимых феноменов активность живых организмов. Аристотель дал
одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии –
развития, детерминизма, целостности, активности .

         Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372 – 287
гг. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров,
развивая аристотелевское представление об этом свойстве человека. Его работа
положила начало отдельной линии в популярной психологии, которую продолжили в
эпоху Возрождения  Монтень, в эпоху Просвещения – Лабрюйер, Ларошфуко, затем
фон Книге, а в наше время – Карнеги.

         Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии
учения о душепослужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического
знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга
рассматриваемых феноменов. В 3 – 4 вв. н.э. в работах Плотина (205 – 270),
Аврелия Августина (354 – 430) и раннехристианских философов и теологов в
качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности
самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания, например его
направленность на предмет, выделенная Фомой Аквинским (1226 – 1274).

         С 5 по 14 в. в работах Боэция (480 – 524), Фомы Аквинского,
Дунса Скота (1256 – 1308) складывается представление о личности

Важно
заметить, что мощное влияние христианской теологии, основы которой включали
философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер,
приближая его к линии, заложенной учением Платона

1.1 Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)

Аристотель
в своем трактате «О душе» выделил
психология как своеобразную ???обнаять
знания и впервые выдвинул идею о
неразделимости души и тела.

Душа,
по Аристотелю, есть форма живого
органического тела. Душа делает тело
живым. В душе – причина – основа всех
проявлений живого тела.

Душа
как форма тела означает, что она есть
суть тела, причина и цель всех его
действий. Душа неразрывно связана с
телом: она есть ??? тела. Действует не
душа, а соответствующее тело, но тело
одушевлённое.

Главная
функция души – реализация биологического
сосуществования организма. Центр
«психе?» находится в сердце, когда
поступают впечатления от органов чувств.
Они сообразуют источник, которые,
сочетаясь между собой в результате
рассудочного явления, подчиняют себе
поведение. Чувственные восприятия
составляют начало познания. Сохранение
и воспроизведение ощущений создаёт
память. Мышление характеризуется
составлением общих понятий, суждений
и умозаключений. Особой формой
интеллектуальной активности является
???разум), привносимый извне в виде
божественного разума.

Таким
образом, душа проявляется в различных
способностях к деятельности: питающей,
чувствующей, разумной.

Высшие
способности возникают из низшего и на
их основе. Первичная познавательная
способность человека – ощущения,
оставляющие след в виде представлений-образов
тех предметов, которые прежде действовали
на органы чувств. Аристотель показал,
что эти образы соединяются в трёх
направлениях: по сходству, по сложности
и контрасту. Тем самым он указал основные
виды связей – ассоциаций психических
явлений.

Демокрит
понимал душу как причину движения тела.
Душа понимается как продукт распределения
атомов в теле. Демокрит приписывает
душе движение в материальном смысле
как пространственное перемещение. Душа,
по мнению Демокрита, смертна и уничтожается
вместе с телом. Он считал, что душа
принадлежит всем, даже мёртвому телу.
Характерно, что отличая душу от тела,
Демокрит считает её телом, хотя и особым
телом.

Началом
и источником познания являются ощущения
и восприятие. Они дают знание о вещах.
Демокрит называет чувственное познание
«тёмным» родом познания. Для Демокрита
характерно такое понимание процесса
познания, при котором его чувственная
ступень не отрывается от мышления, хотя
они, безусловно, различаются.

Чувство
рассматривается в системе атомистического
материализма в связи с этическими
проблемами, как основание для этики.
Демокрит различал удовольствие и
неудовольствие, как показатели полезного
и вредного. Целью жизни он считал
«спокойное состояние духа, которое не
тождественно удовольствию. Достижение
этой цели состоит в умеренности и
гармоничности жизни.

Проблема
воли разрешается Демокритом на основе
учения о необходимости и случайности.
Всё существующее в жизни подчинено
необходимости. По Демокриту, ничего не
происходит случайно и для всего есть
некая причина. Демокрит отвергает
идеалистическое учение о целесообразности
в природе и движения души всецело
обуславливаются извне.

Согласно
древнегреческому философу-идеалисту
Платону душа – это что-то божественное,
отличающееся от тела, и она существует
прежде, чем соединяется с тем. Она есть
образ и истечение мировой души. Это
начало незримое, возвышенное, божественное,
вечное. Душа и тело находятся в сложных
взаимоотношениях друг с другом. По
своему божественному происхождению
душа призвана управлять телом, направлять
жизнь человека. Однако иногда последнее
заковывает её тело раздираемо?? Различными
желаниями и страстями, оно заботится о
пропитании, подвержено болезням, страхам,
соблазнам. Душевные явления подразделяются
Платоном на разум, мужество и вожделения
(мотивация). Разум размещается в голове,
мужество в груди, вожделение – в брюшной
полости.

Гармоническое
единство разумного начала придаёт
целостность душевной жизни человека.
Душа обитает в теле, а после смерти
вступает в божественный «мир идей». И
в зависимости, какой образ жизни вёл
человек, после его смерти душу ждёт
различная судьба.

К. Юнг

Карл Густав Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление — аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику — интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

Ранние размышления о душе (досократики)

Размышления о сущности души возникли еще в древнейшие времена и являлись предшественниками первых научных точек зрения на природные явления. Народное творчество (сказки, стихотворения) и религиозные направления очень внимательно относятся к понятию души. Она считается чем-то сверхъестественным, отдельным от человека.

В античные времена душа воспринималась, как основа физической оболочки тела. Основной функцией души является толчок тела к движению, так как оно по своей сути инертно. Именно душа заставляет двигаться, направляет мысли и поведенческую линию индивидуума. Она является побудительной силой действовать и является основным инструментом изучения окружающего мира. Наука о душе представляет собой первый вид знаний, где стали развиваться психологические концепции. Они пытаются объяснить сущность души и ее способности.

В это время важнейшим психологическим направлением было изучение влияния души на человеческую подвижность и на регулирование его поведенческой линии при познании мира. Проведя анализ закономерных явлений природы, ученые подытожили, что душа имеет материальную основу, то есть, создана из тех же микрочастиц, что и все вокруг.

Уже в древнегреческие времена появилось понятие о взаимосвязи всех психических процессов. Гераклит и Анаксагор первыми начали осмысливать детерминизм — общий закон, определяющий все события, происходящие с человеком и миром. Явления, которые происходят в душе и окружающем мире, имеют первопричину, даже если сначала она не ясна. Демокрит рассуждал, что человек сам придумал определение случайности для прикрытия своей неосведомленности и неумения подчинять себе события.

Сфера психики не имеет ограничений только в человеке, она охватывала весь мир. Это направление было названо панпсихизмом, когда все окружающее считается одушевленным.

Зарождение мысли о душе относят к раннеклассическому периоду (4–5 вв.до н.э.), к размышлениям Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Они считали, что первоначалом являются 4 стихии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector