Борьба сумо: история, правила, особенности техники и самые интересные факты

Содержание

Происхождение и развитие

Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

Предварительный ритуал

Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.

По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.

Общий выход на ринг

Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.

Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

Поединок

Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными

Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом

Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.

ЕЖЕГОДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ СУМО

Сейчас в Японии ежегодно проводятся шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Участники соревнований делятся по традиции на две команды – “Восток” и “Запад”. Чемпионат длится 15 дней. Каждый участник борется один раз в день с разными противниками. Победитель в день окончания соревнований награждается императорским кубком. Кроме того, учреждены еще три премии: мастеру, наиболее удачно выступившему в схватке с чемпионом, за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати.

Турниры – басе – проводятся на специальной арене – дохе. Она сделана из глины (причем добывают ее в строго определенных местах, о которых знают лишь “посвященные”), сверху насыпают тонкий слой песка. Дохе можно построить в любом зале. На это отводится 72 часа, не больше и не меньше. Занимаются сооружением арены ровно 42 йобидаси: они и строители, и в дальнейшем – ведущие турнира. При строительстве дохе они обязательно выполняют священный ритуал: в центре закапывают каштан, плод китайского мисканта, сушеную каракатицу, морские водоросли, мытый рис и соль. Перед началом турнира все это поливают освященным саке. Женщинам ступать на дохе категорически запрещено. Впрочем, этих ритуальных таинств зрители не видят.

Зато они становятся свидетелями грандиозной церемонии, открывающей турнир – дохеири (вступление участников турнира на помост): облаченнные в специальные одеяния – кэсе-маваси (это сшитые вручную шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, предназначенные только для церемонии открытия), под ритмичные звуки деревянных палочек на дохе выходят борцы сумо. Каждый обязательно хлопает в ладоши, что символизирует избавление от злых духов. Затем наступает самый торжественный момент: на помост вступает йокодзуна – борец, достигший высшего титула в борцовской иерархии. Его сопровождают два оруженосца

Йокодзуна хлопает в ладоши, привлекая внимание богов, затем вытягивает руки ладонями вверх, показывая, что он безоружен, и, наконец, высоко поднимая ноги, топает, изгоняя злых духов с дохе. Заключает торжественную церемонию выход на помост судей – гедзи, одетых в старинные кимоно

В руке каждого гедзи – веер, которым он будет указывать победителя поединка. По завершении церемонии начинаются собственно соревнования. Завершается турнир также впечатляющей церемонией: победитель исполняет танец с луком (ритуал сохранился с давних пор, когда победитель получал лук в награду).

Сонник — Собаки

Если Вам приснится злая собака — ждите неудач и коварных поступков Ваших противников. Ласковая собака — сулит удачу и верных друзей. Если во сне Вы — хозяин породистого пса, то Вы сумеете сколотить себе солидное состояние. Если ищейка идет по следу за Вами — сон предостерегает Вас против искушений, которые могут стать гибельными для Вас. Если собака укусит Вас — не ждите мира в ближайшее время ни в отношениях с деловыми партнерами, ни с женой. Тощие и грязные собаки означают грядущие неудачи или болезнь. Если Вы слышите лай собак — Вас ожидают плохие вести. Охотничья собака в Вашем доме предвещает благоприятные обстоятельства в делах. Хорошенькие собачки изысканной породы — обещание девушке легкомысленного щеголеватого поклонника. Если во сне Вы напуганы встречей с большим псом — Вашим уделом будет сопротивление всему окружению, стремление подняться над пошлостью и посредственностью. Женщинам этот сон сулит весьма достойного мужа. Рычание собак у Вас за спиной — знак того, что к Вашим заветным интересам подбирается какой-то интриган. Иногда этот сон предвещает Ваше поражение, но всегда он является побуждением к активному сопротивлению. Неожиданно кидающиеся друг на друга кот и пес сулят Вам неудачу в сердечных делах. Благоприятен сон, в котором Вы разливаете драчунов водой. Белый пес, дружелюбно кружащий вокруг Вас, предвещает огромную удачу в делах и любви. Многоголовый пес — предупреждает Вас, чтобы Вы не увлекались многими делами сразу: это оборачивается суетой. Преследующая Вас бешеная собака — предупреждение к мобилизации всех сил характера, чтобы устоять в борьбе. Хороший сон, в котором Вы прогоняете или убиваете ее. Гулять с собакой, особенно с породистой, и видеть, как она убивает змею — оба сюжета эти чрезвычайно благоприятны.

Как развивалось сумо

Сумо как боевое искусство преодолело большой путь от древности до современности. Чтящие свои традиции японцы сохранили по сей день множество ритуалов, сопровождающих все поединки. Кроме самой схватки, здесь есть на что посмотреть. На сегодняшний день борьба сумо — это не просто традиционный японский вид спорта, но и средство получения солидного дохода.

При всей своей простоте сумо является весьма зрелищным и эффектным спортом. Это довольно своеобразное единоборство, в котором главное оружие борца — это его вес. Чтобы одержать победу над противником, сумоисты при помощи своей массы и разнообразнейших приемов должны:

  • либо вытеснить один другого за границы площадки, на которой проходит поединок;
  • либо заставить соперника коснуться пола (какой частью тела — не имеет значения).

Поэтому сумоисты обладают более чем упитанными формами.

Сумо – спорт толстяков.

Считается, что «экстерьер» сумоистов отвечает представлениям японцев о мужском идеале. Подобно древнерусским богатырям, японские борцы сумо олицетворяют собой величие могучей плоти и доброго духа, облеченного в эту плоть.

Надо заметить, что по-настоящему гигантским вес сумоистов стал только в последние десятилетия. Более того: вплоть до 1910 года японцы, весившие более 52 кг, к сумо не допускались. В 1926 выступать на турнирах разрешили тем, чей вес не превышал 64 кг, а в 1957 был официально введен минимально допустимый вес сумоиста – 66,5 кг, от максимального предела Ассоциация японского сумо (образов. в 1927) отказалась.

В настоящее время в школы сумо принимаются подростки ростом не ниже 173 см и весом не менее 75 кг. Средний вес современного борца-профессионала колеблется в пределах 120–140 кг, хотя новейшая история сумо знает как неповторимых гигантов (например, гаваец Конисики в разные годы своей спортивной карьеры весил от 270 до 310 кг), так и бойких «малышей» (один из немногих сумоистов с высшим образованием Майноуми весил менее 95 кг).

Основу питания сумоистов составляют, как правило, жирные наборные горячие супы с мясом и овощами, которые борцы едят два раза в день до 3 кг за один присест, запивая пивом.

Как показывает практика, после окончания спортивной карьеры большинство сумоистов худеет: их вес опускается до 85–90 кг.

Екодзуна.

Титул «екодзуна» (букв. великий чемпион) присваивается за великолепные спортивные результаты, которых борец добивается в течение длительного периода времени (не менее 3–5 лет), а также за выдающиеся заслуги в области сумо. Звание присваивает специальная комиссия, которая долго и придирчиво изучает каждую кандидатуру. В отличие от одзеки, екодзуна – звание пожизненное. Присваивается оно нечасто: за последние 300 лет его были удостоены лишь около 70 сумоистов.

По правилам, в одном спортивном сезоне могут участвовать не более пяти екодзун. При этом бывают сезоны, когда в числе участников турниров не оказывается ни одного екодзуны.

Если действующий екодзуна начинает «сдавать позиции», он должен уйти из сумо.

Особенности

В конце 12-го столетия борьба практически замерла в своем развитии. Это обусловлено упадком могущества императорского двора и появлением категории самураев, дестабилизирующих политическую ситуацию в стране. В этот период последний бой провели в 1174 году. О неофициальных сражениях в этом виде спорта свидетельствует множество рукописей и картинок, на которых изображены спортсмены характерной комплектации и в соответствующих нарядах.

Принято считать, что появление площадки для сумо в виде круга, отделяющего участников от зрителей, приурочено к турниру, организованному военачальником О. Нобунагой в 16-м веке. На тот период борцы надевали набедренные пояса, которые отличались по жесткости от современных «маваси». Остальная часть экипировки, используемая сейчас, появилась в ту же эпоху.

Правила боя

Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

  • хватание за волосы;
  • выдавливание глаз;
  • удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
  • удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
  • захват части маваси противника в области промежности.

Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

Проекты по теме:

БАНДЗУКЭ – ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ОДЗУМО

Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых – ёкодзуна – дается пожизненно, остальные – одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира – завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов – дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути – именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.

Иерархическая структура одзумо, ранжирование рикиси, статус судей и прочее, в общем всё, что определяет положение членов Ассоциации отражается в уникальном рейтинг-листе, именуемом бандзукэ и тоже имеющем многовековую историю.

Бандзукэ – это, прежде всего, рейтинг-лист сумотори, публикуемый в понедельник за 13 дней до начала каждого из шести басё. Исключение составляет только бандзукэ, публикуемый перед январским Хацу басё, поскольку он выпускается еще перед новогодними праздниками, примерно за 16 дней до турнира.

Традиция бандзукэ ведет свое начало с конца 17-го века, когда был изготовлен первый рейтинг-лист, который представлял собой деревянную дощечку с именами рикиси.

Этот документ и сейчас создаётся вручную гёдзи высокой категории, который вписывает в него имена всех действующих сумотори, используя особый способ написания иероглифов – сумомодзи.

На всеяпонских чемпионатах со времён позднего средневековья и до наших дней все участники распределялись по географической принадлежности между командами “Восток” и “Запад”. В первую входили представители восточных и северо-восточных провинций Японии с центром в столице сёгуната – Эдо. Во вторую – представители западных и юго-западных провинций с центром в богатом и купеческом городе Осака.

На турнирах рикиси трех низших дивизионов выступают в маваси из хлопка.Рикиси и зарплату, и иные вознаграждения получают в соответствии со своим положением в табели о рангах. Так, сумотори, выступающие в четырех низших дивизионах, получают деньги только за участие в турнирах – соответственно 700, 750, 850, и 1200 дол., а за победу на турнире в своем дивизионе 1000, 2000, 3000 и 5000 дол. (естественно в иенах). Правда, живут они на всем готовом.

Разрыв между четырьмя низшими и двумя высшими дивизионами – колоссален. Рикиси двух высших дивизионов именуются сэкитори, и они уже получают регулярно каждый месяц зарплату. Иными словами, сэкитори – это профессионалы высшего разряда.

На турнирах они облачаются в шелковые маваси со шнурками того же цвета (сагари), которые крепятся к маваси спереди и снимаются после схватки. Более богаты и разнообразны и ритуалы в схватках сэкитори. Они имеют право разбрасывать перед поединком соль и пить “воду, дающую силу” (тикара-мидзу), а также участвуют в торжественном выходе на дохё (дохё-ири), надев церемониальный фартук – кэсё-маваси.

Привлекательна жизнь сэкитори, но, как свидетельствует многолетняя статистика, лишь один из 10 рикиси достигает этого статуса.

Они имеют право на отдельную комнату, встают позже других, освобождаются от всякой домашней работы (приготовление еды, покупки, стирка и т.д.), на тренировки повязывают белый маваси, первыми принимают ванну и садятся за стол. Для поддержания дисциплины и воспитания нерадивой молодежи им разрешается пользоваться бамбуковой тростью. Они имеют право на ординарцев (цукэбито), которые им всячески прислуживают, а во время выхода в город, являются еще и их телохранителями. Помимо этого сэкитори получают право давать автографы в виде отпечатка своей ладони (тэгата), иметь свой клуб болельщиков (коэнкай), использовать зонтик (представители младших дивизионов мокнут под дождем), делать прическу оитё, а также носить свои вещи в специальном бамбуковом чемоданчике – акэни.

Зарплата сэкитори составляет 8700$, а вознаграждение за победу на турнире – 20 000 долларов США.

В свет они выходят обувшись в таби и сэтта и облачившись в специального покроя хаори и хакама, а от представителей макусита их, в первую очередь, отличает прическа и вся остальная упомянутая атрибутика – акэни, зонтик, цукэбито.

Сэкитори, выступающие в высшем дивизионе – макуути, а их всего 40 человек, могут иметь один из 5 рангов: маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки и ёкодзуна. Три ранга – комусуби, сэкивакэ и одзэки имеют одно обобщенное название – санъяку. Зарплата в макуути составляет от 11 000 у низшего ранга до 20 000 долларов США – у высшего. Помимо этого существует различное количество бонусов и премиальных.

Историческая справка.

Изначально сумо представляло собой рукопашные поединки воинов-борцов, идентичные тем, что существовали в татаро-монгольских войсках. Его исторические корни до сих пор точно не определены, однако большинство исследователей склоняется к тому, что хронология сумо насчитывает не менее 2000 лет, а в Японию оно попало из Монголии в VI–VII веках. (Существует и «японская» версия происхождения сумо, согласно которой синтоистский бог Такамикадзути одержал победу в рукопашном поединке с варварским божеством, после чего небеса разрешили японцам поселиться на Хонсю – главном острове Японского архипелага.) Первое упоминание о сумо в японских исторических документах относится к 642 году.

Начиная с XII века наблюдается разделение сумо на боевое и спортивное. В XIII–XIV вв. оно приобрело статус народной японской борьбы, соревнования проводились по сельскохозяйственному календарю – в связи с окончанием осенних полевых работ, а позже и по другим «хозяйственным поводам». Кроме того, турниры по сумо стали приурочивать к отдельным религиозным (синтоистским) праздникам.

Расцвет сумо приходится на XVII век, когда десятки тысяч японцев стали его заядлыми болельщиками, а сумоисты превратились в любимцев публики. Соревнования проводились по случаю государственных и местных праздников. Именно в XVII веке полностью сформировались основные принципы сумо как спортивной борьбы, были четко регламентированы правила проведения турниров, которые соблюдаются и по сей день.

Долгое время японское сумо оставалось спортом исключительно «для своих». Вплоть до конца 60-х гг. XX века неяпонцы туда не допускались: редкое исключение составляли натурализованные иностранцы – китайцы и корейцы. С конца 60-х гг. в японском сумо стали выступать и «обычные» иностранцы. Начиная со второй половины 80-х некоторые из них, – прежде всего выходцы с Гавайских островов, – стали добиваться заметных успехов на дохе.

В конце XX века заметное развитие в разных странах получило любительское сумо. В 1992 создана Международная федерация сумо (ИСФ): первоначально в нее входили 25 стран, в 2002 их было уже 82. В том же 1992 году дебютировал и чемпионат мира по сумо. Три года спустя было впервые разыграно европейское первенство. Поначалу в подобных соревнованиях участвовали представители других видов единоборств, параллельно освоившие технику борьбы сумо, но уже к концу 90–х годов сложилась элита мастеров «чистого» сумо.

Турниры любителей проходят в четырех весовых категориях: легкая (до 85 кг), средняя (85–115 кг), тяжелая (свыше 115 кг) и абсолютная (в поединках участвуют спортсмены независимо от их веса). У женщин-сумоисток те же категории: легкая (до 65 кг), средняя (65–80 кг), тяжелая (свыше 80 кг) и абсолютная. Соревнования любителей проводятся как в индивидуальном, так и в командном зачете.

В настоящее время сильнейшими сумоистами в мире, – кроме самих японцев, – считаются борцы из Бразилии, Монголии, России, Польши, Германии и США.

Сумо включено в программу Мировых игр (World Games – соревнования по спортивным дисциплинам, которые не входят в официальную программу Олимпийских игр, проводятся с 1980). Рассматривается вопрос о присвоении ему статуса олимпийского вида спорта. По правилам МОК, вид спорта объявляется олимпийским только в том случае, если в различных странах мира культивируются мужская и женская разновидности данной спортивной дисциплины. Сейчас женское сумо активно развивается в США, Германии, России и многих других странах – кроме Японии. Там сумо по-прежнему считается чисто мужским видом спорта. Отдельные сумоистки в стране есть, но пока они не могут рассчитывать на всеобщее признание и проведение собственных турниров. А потому скорое признание сумо олимпийским видом спорта весьма проблематично.

Соревнования.

В современной Японии турниры по профессиональному сумо (или как его называют «одзумо» – букв. «большое сумо») во многом определяют общенациональный календарь, задавая циклический ритм жизни всей страны. Регулярность проведения турниров вселяет в японцев уверенность в незыблемости древних традиций и стабильности собственного существования. Турниры проводятся 6 раз в год (по нечетным месяцам, начиная с января). Постоянны и места их проведения: в январе, мае и сентябре – в Токио, в марте – в Осаке, в июле – в Нагое, в ноябре – в Фукуоке. Продолжительность одного турнира составляет 15 дней. Первым и последним днем турниров обязательно является воскресенье. Поединки проводятся в шести «рейтинговых» категориях с участием в общей сложности почти тысячи спортсменов. В высшую категорию – макуути – в настоящее время входят 40 суматори, которые проводят по одному поединку в день, борцы более низких «дивизионов» борются раз в 2 дня. Победителем турнира становится борец, добившийся наибольшего числа побед в поединках (максимально – 15). В случае, если два и более борцов одержали в ходе соревнований одинаковое число побед, между ними проводятся дополнительные поединки, определяющие сильнейшего. Поединки признанных лидеров сумо – «одзеки» (борцы 2-го ранга) и «екодзуна» (борцы 1-го или высшего ранга) начинаются, как правило, в 16.30 и заканчиваются к 18.00, когда выходит в эфир традиционный вечерний выпуск новостей телекомпании NHK, много лет владеющей эксклюзивным правом телевизионной трансляции турниров по сумо.

Недостатком этих соревнований давно уже считается то обстоятельство, что в них не могут бороться друг с другом представители одних и тех же школ сумо (или «комнат» – яп. хэя). По традиции, представители той или иной «комнаты» (сейчас их насчитывается более 50) должны выступать только против борцов других школ, но не своих товарищей. Исключение составляют лишь дополнительные поединки в финале турнира.

Помимо шести официальных турниров, профессиональные сумоисты в течение года принимают участие в показательных выступлениях в разных городах Японии и за рубежом.

Костюм и пояс сумоиста

Колоритные сумоисты выходят на дохё (площадка для схваток) в не менее колоритных костюмах. Их одеяние состоит из  маваси это пояс шириной 80 см и длиной 9 м и весит от 3,5 до 5 кг. Ленту оборачивают вокруг голого тела, как правило, 5 раз между ног и телом и завязывают узлом на спине, получается набедренная повязка. Для каждого ранга борцов положен свой цвет и качество материала из которого сделан пояс. Для высших рангов это шелк темных оттенков, для низших дивизионов это всегда серый цвет.

Маваси содержат декоративный элемент — сагари, свисающие украшения, которые во время борьбы часто остаются в руках противника. Количество свисающих частей варьируется от 13 до 25, но обязательно нечетное количество и определяет ту часть маваси (спереди), за которую запрещено хвататься. В случае, если сагари выпадают во время борьбы, то гёдзи (судья на дохё), при первой возможности сбрасывает их с ринга.

В зависимости от техники борьбы, рикиси может плотно обернуть вокруг тела маваси или наоборот сделать их свободными. При технике толкания пояс затягивают плотнее, в случае если предпочитается бросок, то пояс маваси оставляют свободным.

Несмотря на то, что существует определенная градация по цветам пояса, тем не менее не все придерживаются правил. В случае когда борцу не сопутствует удача, он меняет цвет маваси, считая, что это принесёт ему удачу.

В случае если маваси разматывается во время боя, то это автоматически приводит к дисквалификации, но такое случается крайне редко, так в 2000 году, впервые за 83 года  малоизвестный борец Асанокири «потерял» свой пояс в поединке с Тиёхакухо Дайки. Матч транслировался в прямом эфире общенационального телевидения.

Такие строгие правила были введены в начале XIX века под воздействием Запада. Сами японцы достаточно спокойно относятся к наготе даже по сей день.

Помимо пояса маваси, для высших дивизионов полагается специальный пояс- кэсё маваси. Такой пояс используется только при проведении ритуала. Кэсё-маваси тяжелый, он похож на расшитый фартук. Есть определенные правила, что может быть изображено на нём. Но в итоге на церемониальных фартуках маваси можно увидеть всё, начиная от японского пейзажа и заканчивая гламурной кошечкой Hello Kitty. Не редко в качестве рисунка предлагается рекламная продукция спонсора.

Кэсё-маваси заказываются и оплачивается спонсорами либо фанатами борца, после согласования с самим рикиси.

В нижней части кэсё-маваси можно увидеть имя спонсора, а бахрома снизу, как правило, украшается цветом золота, но в принципе может быть любым цветом кроме фиолетового. Фиолетовый предназначен для одзэки (второй ранг борца в иерархии) и ёкодзуна (высший ранг борца сумо). Средняя цена такого наряда 1 млн. иен. Кэсё-маваси, инкрустированные драгоценными камнями стоят во много раз дороже. Чем дольше рикиси находится в двух верхних дивизионах, тем больше у него церемониальных кэсё-маваси.

Посещаемость турниров пошла на спад, создав кризис для Ассоциации сумо.

Борцы, не имея дополнительной финансовой поддержки господ-феодалов (чьи состояния сильно сократились после реставрации династии Мэидзи), оказались в ужасной ситуации. В этот сложный для сумотори период титулованный борец Такасаго Урагоро выступил против Ассоциации сумо и основал свою собственную альтернативную группу.

Отчаянно пытаясь улучшить свой имидж, рикиси начали ходить на службу. Они помогали пожарным департаментам, помогали строить храмы и мемориалы и даже носили знамена для императорской семьи во время шествий. Сама Ассоциация сумо подверглась глобальному реформированию, изменив свое название с Сумо Каисо на Токио Озумо Кёкай (Великая Токийская ассоциация сумо). Директоров выбирали, было установлено жалованье борцам сумо, и окончательное слово в исходе поединка перешло от гёдзи (рефери) к находящимся за пределами круга синпан (судьям). К 1872 году женщины получили право присутствовать на официальных турнирах. Влиятельные правительственные чиновники начали высказывать свое одобрительное отношение к спорту. Однако глобальная перемена в отношении публики к сумо произошла после того, как император Мэид-зи лично посетил поединок сумотори.

При сильной поддержке императора, а также благодаря выдающимся выступлениями йокодзуна — Умэгатани и Нисиноуми, сумо смогло пережить Реставрацию Мэидзи и продолжило свое становление в качестве национального спорта Японии. Вместо господ-феодалов, спонсорами и болельщиками сумотори теперь становились политики и командиры производства. В 1909 году в Хондзё Экоин Кэи-дай был построен Кокугикан (Национальный стадион сумо). Издатель газеты Дзидзи Синпо-са начал традицию награждения борца-чемпиона его I собственным портретом, а команды-победителя — флагом. Позже, в 1925 году, в присутствии наследного прин- 1 ца (который вскоре стал императором Хирохито) в императорском дворце было устроено выступление сумотори, а чемпионы турнира получили в награду кубок с именем принца; этот трофей сегодня известен как Тэнно-хаи (Кубок Императора). Вскоре после этого с одобрения Императорского Дворца произошло слияние Ассоциаций сумо Токио и Осаки. Образовалась Дай Нихон Озумо Кёкаи (Великая Есеяпонская Ассоциация сумо).

В 30-е годы появился один из величайших сумотори всех времен — йокодзуна Футабаяма из Тацунами-бэя, который выиграл в двенадцати турнирных соревнованиях подряд и установил рекорд непрерывных побед (69), который до сих пор не побит. Легендарная суперзвезда Футабаяма держал в секрете, что он ослеп на один глаз, пока не ушел на пенсию. Когда он еще был йокодзуна, он открыл собственную школу (эта практика больше не разрешается) и назвал ее Футабаяма Додзё; позже она была переименована в Токицукадзэ-бэя. Влиятельное присутствие Футобаямы сделало популярность сумо беспрецедентной. В начальных школах у мальчиков сумо стало обязательным предметом на уроках физкультуры. Турниры по сумо стали более продолжительными (13 дней вместо 10 в 1937 году, а потом в 1939 году — 15 дней).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector