Светский гуманизм

Нормы морали и нравственности

Мораль – это представления о добре и зле, совокупность идеалов и принципов на которых основана вся деятельность человека.

Нормы морали складываются в процессе воспитания человека в обществе. Что такое добро ребенок узнает из сказок, от родителей, воспитателей, учителей. Добром можно назвать все, что направлено на помощь другим людям и живым существам. Добрыми могут быть не только дела, но и чувства, такие как любовь, сострадание, миролюбие, благодарность, дружелюбие.

()

Все что направлено на разрушение, причинение вреда другим называют злом. Злыми могут быть мысли, чувства, поступки. Таким образом, мораль, включает в себя все эти представления, чтобы человек мог оценивать свои действия, поступки — по совести. Только развитая личность, имеющая представление о нормах морали может быть человечной по отношению к другим людям.

Важно! Каждый день человек встает перед моральным выбором: выбором в пользу добра или зла, в большей или меньшей степени. Иногда, чтобы сделать добро приходиться поступиться своими интересами, лишить себя удовольствия, выгоды

Поэтому, совершать добрые поступки гораздо сложнее, чем бездействовать или причинять зло.

Злые действия человек может совершать неосознанно, под влиянием ближайшего окружения, вынуждаемых обстоятельствами. Но за причинение боли (физической или моральной), совершение аморальных поступков человек ответственен как минимум перед своей совестью, а в серьезных случаях и перед законом.

Нравственность — это проявление морали на практике, в повседневной жизни, осознанный выбор с принятием ответственности за свои поступки.

Примеры норм нравственности:

  • Защита беспомощных;
  • Помощь бедным;
  • Вежливость;
  • Благодарность за добро;
  • Честность;
  • Забота о детях;
  • Уважение к старикам.

Принять нормы нравственности, следовать им или нет,- выбор каждой личности, но отвергнув их, человек может не заметить, как стал бесчувственным, бесчеловечным.

Что такое гуманность

Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.

Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.

В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».

В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:

Идея гуманности родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.

И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Откуда берутся бесчеловечные люди

Школьное сочинение «Человечность» свободно дается тем, у кого эта черта имеет место в характере (или хотя бы ее задатки). Если ребенок растет в психически нездоровой атмосфере, где люди не уважают друг друга, скандалят, применяют физическую силу, то ему сложно будет описать то, чего он никогда не чувствовал по отношению к себе.

Униженный ребенок, чье достоинство в семье постоянно попирается, а чувства обесцениваются, не ощущает себя значимым и так же относится к другим.

Ребенок становится жестоким и равнодушным к чужим проблемам, ему «некогда» сострадать и помогать другим, так как его основной потребностью является желание выжить.

Все это делается для самоутверждения, ощущения своего всемогущества, компенсации своих детских унижений. Он не знает, что такое человечность, поэтому хорошее отношение других он считывает, как опасность, подозрительно относится к тем, кто проявляет к нему заботу, искренность, неравнодушие, желает помочь.

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время).

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест I ();
  • Гуманистический манифест II ();
  • Декларация светского гуманизма ();
  • Гуманистический манифест 2000 ();
  • Амстердамская декларация (2002);
  • Гуманизм и его устремления (2003).

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Британская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Здравомыслие (общественный фонд), Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.).

Теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС;
  • (Harold J. Blackham, 1903—2009), Великобритания;
  • Пол Куртц (Paul Kurtz, 1925—2012), США;
  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902—1995), США;
  • Сидни Хук (1902—1989), США;
  • Эрнест Нагель (1901—1985), США;
  • Альфред Айер (1910—1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965—1970;
  • Джордж Сантаяна (1863—1952), США.

Сообщить об опечатке

Марксистский (социалистический) гуманизм

Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

  • утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;
  • провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;
  • признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;
  • «оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании, ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений «воспитатель/воспитанник» опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель — стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. Задача воспитания — развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель — помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, – приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви…

История становления и развития науки

Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.

Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:

  1. 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации».
  2. 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия».
  3. 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии.
  4. 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах

Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек – это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личности Роджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека – это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью — это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них – это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация — это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

Концепты гуманистической психологии. Базисы

В рамках гуманистической психологии психотерапевтическая работа ведется не только специалистом с клиентом, но и клиентом с самим собой.

Клиент сам может изучать себя, планировать этапы самоизучения, оценивать результаты проделанной работы и анализировать свой прогресс или его отсутствие. Такой подход называется со-исследовательским.

По мнению последователей гуманистов-классиков, в этом случае можно добиться лучших результатов, поскольку человек все осознает и замечает и может использовать имеющиеся наблюдения и знания здесь и сейчас.

В связи с этим появились концепты, или вытекающие направления гуманистической психологии.

△ Реальная самость (The real self)

Реальная самость, или The real self, — одно из основных понятий школы, которое прослеживается в работах ключевых фигур психологической науки: Роджерса, Маслоу, Юнга.

Реальная самость — это то, что скрывает человеческая сущность под масками и ролями.

В гуманистической психологии считается, что личность может заглянуть под эти роли самостоятельно, чтобы избежать упаднического настроения.

Примером может выступать несоответствие пола и гендера, когда мужчина ощущает себя женщиной или наоборот, но из-за общественных норм и рамок не может проявить реальную самость.

△ Субличностное (Sub-personalities)

Субличностное ответвление (sub-personalities) основано на постулате, что внутри каждой личности есть несколько образов, моделей поведения, которые «активируются» в зависимости от того, где и в каких обстоятельствах находится личность.

Так, к примеру, человек в общении с начальником будет вести себя не так, как с дочерью.

Термин «субличность» был введен в психологию итальянским психиатром, психологом Роберто Ассаджиоли.

△ Обоснованность, богатство мотивации (Abundance motivation)

Многие эксперты считают, что человек совершает те или иные поступки из-за внутренних желаний или потребностей.

Однако гуманистические психологи в рамках концепта обоснованности, богатства мотивации (Abundance motivation) считают, что многие из них могут быть самообманом и мешать тем самым пройти путь к реальной самости.

Чтобы этого избежать, необходимо работать над осознанием собственных мотивов и состояний.

Что такое гуманизм?

Чтобы разобраться, что такое гуманизм, нужно изучить его правила, идеи и принципы

Это мировоззрение предусматривает доброе отношение, внимание и сочувствие к каждому человеку, уважение его потребностей. Гуманизм закрепляет в обществе необходимость создания возможностей для всестороннего развития личности каждого человека

Сюда входит духовное, физическое и нравственное совершенствование.

Также нормы гуманизма предполагают уважительное отношение к правам человека и его личному достоинству, обеспечение условий для достижения благополучия и счастья. Современное мировоззрение дополняется идеями бережного отношения к окружающей среде, защите экологии и всего живого на планете.

Светский гуманизм в современном мире.

Основные положения светского гуманизма перечислены в «Декларации Светского Гуманизма». Согласно ей свобода исследования, разум, и религиозный скептицизм являются главными ценностями.

При ознакомлении с манифестом может показаться, что светский гуманизм есть форма воинствующего атеизма. Это не так. Светский гуманизм разграничивает этику и религию. Атеизм же направлен исключительно на вопросы веры.

Авторы провозглашают опыт и рациональный анализ основой познания мира. Этические ценности могут основываться только на тех потребностях и интересах, которые могут пройти проверку опытом.

Светский гуманизм не ограничивается работой интеллектуалов. Существует несколько организаций. Самая крупная из них – это Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Он объединяет организации из различных стран. В России ведет работу Российское Гуманистическое общество.

Организации гуманистов занимаются просветительской, научной и общественной деятельностью. В данный момент светские гуманисты обеспокоены ростом псевдонауки. РГО сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

Еще одним направлением деятельности является помощь незащищенным членам общества: инвалидам, заключенным, диссидентам.

Взгляд на проблему «гуманизма» в XX веке

В XX столетии происходит формирование новых течений гуманизма и версий определения данного «понятия». Это связано с научно-техническим прогрессом, переходом большинства стран на индустриальный путь развития, что требовало повышения их уровня культуры и формирования отношений между странами, основанных на гуманистических началах.

Страны и народы становятся вынужденными начать новый этап развития их взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве. А это требует разработки представлений о правах и свободах человека, его чести и достоинстве, принципах существования и развития.

Понятие «гуманизм» начинает приобретать практическую направленность. Гуманные отношения начинают пронизывать все сферы человеческой жизнедеятельности. Гуманизация проникает в экономику, экологию, культуру, политику, образование.

В этот период, происходит формирование новых концепций и теорий общечеловеческих ценностей, человеческих свойств, качества развития человека и качества его жизни.

Гуманизм становится основой наук общечеловеческой ориентации и представляет собой теорию о развитии человека в реальном мире, посредством его природных задатков и их раскрытия, самопознания и самоопределения.

Определения гуманизма

Понятие «гуманизм» произошло от латинского слова humanus – человечный (homo – человек). То есть гуманизм – это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.

В принципе, любое мировоззрение, основой которого является уважение человека, признание его права на свободу, всестороннее развитие, счастье,– является гуманизмом.

Таким образом, основа гуманизма – элементарная человечность, способность сочувствовать, сопереживать, помогать. Но только в тех пределах, пока это не задевает интересов человека.

Если вы захотите осчастливить кого-то против его воли, решив, что так будет лучше для его же блага, это абсолютно не будет соотноситься с гуманизмом. Даже из самых светлых побуждений. Соответственно, отрицание всякого насилия по отношению к личности – вот что означает гуманизм.

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Гуманизм и его основные черты

Определение 1

Гуманизм – это философская концепция, утверждающая, что человек от рождения наделен правом самоутверждения, определения своего жизненного пути, выбора смысла своей жизни и своего существования.

Идеи гуманизма связаны с развитием общества на основе принципов гуманности:

  1. Общечеловеческие ценности и нормы поведения;
  2. Эстетическое восприятие окружающего пространства;
  3. Этические нормы поведения;
  4. Культуросообразность развития личности и социума;
  5. Духовное развитие личности;
  6. Приоритет разумных начал в человеке;
  7. Возможность свободного поиска и свободного выбора своего жизненного пути;
  8. Опора на человеческие способности и возможности в его развитии;
  9. Исключение сверх реального видения мира. Сверхъестественное и гуманизм, попросту, несопоставимы. Гуманизм отражает реальность.

Гуманизм, как концепция видения мира и его устройства, ставит в основу его функционирования личность, которая является приоритетной ценностью, и на развитие которой ориентируется все социальное устройство общества и его образовательная сфера.

Гуманизм определяет личность человека, как объект, наделенный правами и свободами, счастьем, духовно-нравственными ориентирами деятельности.

Гуманизм возник в философских учениях XIV — середине XV веков. Страной появления первых гуманистических теорий и идей стала Италия. Это объясняется тем, что гуманизм начинает развиваться в эпоху Возрождения, а основной вклад в ее развитие был принесен именно творцами Италии.

Основными чертами гуманизма являются:

Антицерковный взгляд на мир и антисхоластическая направленность учений.
В основе гуманистических идей заложена ценность человеческой личности и постановка самоценности человека в приоритетную позицию, устраняющую всемогущество Бога.
Антропоцентрические идеи пронизывают гуманистические учения т.е

человеку уделяется особое внимание, восхваляются его способности и умения, качества, силы, величие в социальной сфере и мире.
Идеи гуманизма носят жизнеутверждающий характер, его концепции пронизаны оптимистическим взглядом на мир и жизнь в нем.
Вера в естественное развитие общества и его прогресс, путем экономического развития, образовательной работы и просвещения населения.

Критика

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён». Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:

Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма. В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путём передовых технологий постчеловек.

История развития гуманистических идей

Ценность личности была осмыслена впервые философами античности. В I в. до н. э. Цицерон использовал термин humanitas – человечность, определяя ее как результат воспитания и образования, способствующие возвышению человека.

В эпоху Средневековья господствовали идеи религиозного аскетизма, жизнь человека рассматривалась как путь лишений, его ценность определялась соответствием нормам общественной морали.

Развитие науки, обращение к античной традиции в период Возрождения привели к признанию ценности личности как индивидуума, права человека на совершенствование, радость и удовольствие. Гуманизм оформляется в отдельное направление философской мысли, становится главенствующим мировоззрением. Выразителями этих взглядов стали Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберт, Дж. Мирандола, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский и др.

Дальнейшее развитие идеи гуманизма получают в эпоху Просвещения, когда основным направлением философии становится рационализм, утверждавший главенство человеческого разума, научного познания. Позже каждая эпоха (XIX-XXI вв.) вносила что-то свое в понимание гуманизма.

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит

  • Гуманизм — интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities).
  • Древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа, Конфуция.
  • Классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.
  • Теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.
  • Атеистический гуманизм — гуманизм, основывающийся на идеях Жан-Поля Сартра и др.
  • Коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фиделя Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс.
  • Натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
  • Нормативный гуманизм — позиция, исходящая из признания того, что у человека есть специфические человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. Причем не человек должен приспосабливаться к обществу, а общество должно считать удовлетворение человеческих потребностей нормой своего функционирования.

Что такое ГУМАНИЗМ – определение, понятие простыми словами.

Простыми словами, Гуманизм – это вера в ценность, свободу и независимость человека. С точки зрения гуманистов, все люди обладают собственными моральными ценностями и несут ответственность за совершаемые поступки. Таким образом, предполагается, что каждый человек способен мыслить разумно и делать рациональные выводы. Например, отличать хорошее от плохого, что в конечном счете должно сделать человека более нравственным и приносящим благо как себе, так и окружающим.

На самом деле, существует огромное множество различных определений слова «Гуманизм», но все они по сути сводятся к одной простой идее человеколюбия. По факту, даже сам термин ГУМАНИЗМ, происходит от латинского — «humanus», что буквально переводится как «человечный».

Для полноты понимания сути гуманизма, следует ознакомиться с основными идеями, или принципами концепции.

Кризис гуманистических идей

Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).

Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.

Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.

В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:

Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.

Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.

Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.

Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector