Значение слова «определить»

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.

Виды социальной роли

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);
  • и так далее.

В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Социальная роль и ее отличие от статуса

Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью , хотя эти понятия разные. Объясню на примере портного.

То есть если вы приходите к портному (статус), то ожидаете от него предоставления услуг по пошиву и ремонту одежды (роль) и не станете настаивать на массаже или лечении зубов.

Такое несоответствие подрывает упорядоченность и предсказуемость человеческих отношений.

И это есть хорошо – система социального взаимодействия будет в сохранности. Например, никто не похвалит пьяного священника – служителя Господа. Это оскорбит массу верующих, вызовет волну возмущений и приведет к изгнанию служителя из церкви.

С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок. Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.

Понятия «методология» и «метод»

В научной литературе
существует несколько подходов относительно
определения понятия «методология».

Во-первых,
методология, начиная с Р. Декарта, долгое
время рассматривалась лишь как учение
о методах деятельности. Такое понимание
методологии мы находим в трудах К.
Маркса. Подобное толкование методологии
огра-ничивало её предмет анализа методов
и сформировало узкое понимание этого
термина.

Во-вторых, традиционно
сложилось представление, что методология
связана только с научной деятельностью.
Но научная деятельность является лишь
одним из специфических видов деятельности
наряду с искусством, религией, философией.

В-третьих, в
гуманитарных и общественных науках в
силу недостаточного уровня развития
их теоретического аппарата в былые годы
сложилась тенденция относить к методологии
все теоретические построения, находящиеся
на более высокой степени абстракции.

В-четвёртых,
некоторые авторы разделили методологию
(имея в виду методологию науки) на два
типа: 1) описательную – о структуре
научного знания и закономерностях
научного познания; 2) нормативную –
прямо напра-вленную на регуляцию
деятельности и представляющую собой
рекомендации и правила осуществления
научной деятельности. Очевидно, что
речь идёт всего лишь о двух разных
функциях методологии.

В-пятых, в ряде
работ последнего десятилетия стали
формироваться группы специалистов,
называющих себя «методологами», которые
в различных регионах страны начали
проводить «организационно-деятельностные
игры» с коллективами работников,
направленные на осмысление инновационной
деятельности, и под методологией стали
понимать определённый тип стратегии
или общий метод создания компьютерных
программ. Другими словами, стало
формироваться новое направление –
методология практической деятельности.

В-шестых, в последнее
время сформировалось понимание
методологии как методологии науки.
Данная трактовка сегодня практически
принята всеми методологами.

Таким образом,
понятие «методология»
(
в дословном
переводе «учение о методе») рассматривается
в двух основных значениях:

1) система определенных
способов и приёмов, применяемых в той
или иной сфере деятельности (науке,
политике, искусстве);

2) учение об этой
системе, общая теория метода. Как учение
о методах и общая теория метода методология
является областью философии, которая
выполняет методологические функции по
отношению к науке.

Принято различать
общую и частные методологии. Первая
является областью философии, вторая –
областью отдельных частных наук. В
первой анализируются методы, общие для
всех наук, во второй – для отдельных
наук и групп наук. Таким образом,
методология является многоуровневой
и в соответствии с её уровнями можно
выделить отдельные группы методов:
философские, общенаучные, частнонаучные,
дисциплинарные, междисциплинарные.
Считается, что каждый уровень методологии
обладает относительной автономией и
не дедуцируется из других. Однако
наиболее общий уровень методологии,
т.е. философский, выступает в качестве
базового для всех остальных.

Наличие многоуровневой
методологии связано с тем обстоятельством,
что учёный, особенно в настоящее время,
как правило, сталкивается с исключительно
сложными познавательными конструкциями
и ситуациями. Поэтому с очевидностью
просматривается тенденция усиления
методологических поисков в самой науке
и отдельных её областях.

Деятельность людей
в любой её форме (научной, практической
и пр.) определяется не только тем, кто
действует
(субъект) и на
что она направлена
(объект),
но и тем, как
совершается
данный процесс, какие
способы,
приемы, средства при этом применяются.
Это и есть проблема метода. Метод (от
греческого слова «методос» – путь к
чему-либо) есть
совокупность приемов и операций
практического и теоретического освоения
действительности.
Владение
методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для
решения тех или иных задач.
Другими
словами, метод – это способ подхода к
действительности.

Ф. Бэкон, английский
философ, основатель философии Нового
времени и экспериментирующего
естествознания, сравнивал метод познания
с фонарем, освещающим дорогу путнику,
идущему в темноте. А Р. Декарт, французский
философ, математик, естествоиспытатель,
определял метод следующим обра-зом:
«Под методом, – писал он, – я разумею
точные и простые правила, строгое
соблюдение которых …. способствует
тому, что ум достигает истинного познания
всего, что ему доступно». (Декарт Р. Избр.
произв. — М., 1950. — С. 89).

В словаре Д.Н. Ушакова

ОПРЕДЕЛЁННЫЙ, определённая, определённое.1. (·кратк. определён, определена, определено). прич. страд. прош. вр. от определить.2. (·кратк. определёнен, определённа, определённо). Точно, твердо установленный, не подвергающийся изменениям, переменам. Встретились в определенный час. Иметь определенный заработок.3. (·кратк. определёнен, определённа, определённо). Точный, ясный, понятный, не оставляющий места сомнениям, колебаниям. Он не дал определенного ответа.4. (·кратк. определёнен, определённа, определённо). Явный, очевидный. Это имело определенный политический смысл. Произведению нельзя отказать в определенном художественном значении. Это определенный талант.5. (·кратк. определёнен, определённа, определённо). Предполагаемый известным (·срн. известный» title=’что такое известный, значение слова известный в словаре Ушакова’>известный в 5 ·знач.), некоторый, тот или иной. При определенных условиях. В определенных случаях.6. (·кратк. определёнен, определённа, определённо). Несомненный, безусловный, бесспорный (·разг. ). Это определенная удача.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Список использованной литературы

1. История психологии: идеи, концепции, направление/ Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. Второе издание стереотипное — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.

2. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

3. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.;Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. — 279 с.

5. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 248 с.

6. Что такое психология. Годфруа Ж.: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.

7. Дж. Уотсон. Психология точки зрения бихевиориста/ http://www.psychology-online.net/articles/doc-31.html

Видео

https://youtube.com/watch?v=vEUpH%2520

Чем амперметр отличается от вольтметра

Главные особенности понятны из специфических названий. На первой картинке показано, как подключается амперметр (последовательно). Это необходимо для пропускания тока и соответствующего измерения его величины. Подсоединение вольтметра делают параллельно. В таком варианте прибор будет показывать разницу потенциалов между двумя точками, напряжение на определенном резисторе или другом элементе электрической схемы.

В словаре Ефремовой

Ударение: определи́ть сов. перех.

  1. см. определять.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Определение термина

Существуют различные определения системы, которые могут классифицироваться по самым разнообразным характеристикам. Это очень широкое понятие, которое может использоваться по отношению практически ко всему и в любых науках. Содержание контекста о системе, области знания и цели изучения и анализа также сильно влияет на определение этого понятия. Проблема исчерпывающей характеристики заключается в использовании термина как объективного, так и субъективного.

Рассмотрим некоторые дескриптивные определения:

  • Система – это комплексное образование взаимодействующих фрагментов целостного «механизма».
  • Система – общее скопление элементов, пребывающих в некотором отношении друг по отношению к другу, а также связанным со средой.
  • Система – это набор взаимосвязанных компонентов и деталей, обособленных от среды, но взаимодействующих с ней и работающих как единое целое.

Первые определения системы дескриптивного характера относятся к раннему периоду развития науки о системах. В такую терминологию включались лишь элементы и набор связей. Далее стали включать различные понятия, например функции.

Понятие и феномен рефлексии

См. также

Определения системы

Существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны — как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности.

В связи с этой двойственностью авторы определений пытались решить две различные задачи: (1) как объективно отличить «систему» от «несистемы» и (2) как выделить некоторую систему из окружающей среды. На основе первого подхода давалось дескриптивное (описательное) определение системы, на основе второго — конструктивное, иногда они сочетаются.

Так, данное в преамбуле определение из Большого Российского энциклопедического словаря является типичным дескриптивным определением. Другие примеры дескриптивных определений:

  • Система — комплекс взаимодействующих компонентов (Л. фон Берталанфи).
  • Система — совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой (Л. фон Берталанфи).
  • Система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое (Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко).

Дескриптивные определения характерны для раннего периода системной науки, при котором в них включали только элементы и связи. Затем, в процессе развития представлений о системе, стали учитывать её цель (функцию), а в последующем — и наблюдателя (лицо, принимающее решение, исследователя, проектировщика и т.п.). Таким образом, современное представление о системе подразумевает наличие функции, или цели системы с точки зрения наблюдателя или исследователя, который при этом явно или неявно вводится в определение.

Примеры конструктивных определений:

  • Система — комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей (ГОСТ Р ИСО МЭК 15288-2005).
  • Система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала (В. Н. Сагатовский).
  • Система — отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания (Ю. И. Черняк).
  • Система S на объекте А относительно интегративного свойства (качества) есть совокупность таких элементов, находящихся в таких отношениях, которые порождают данное интегративное свойство (Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибининский).
  • Система — совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов (PMBOK).

При исследовании некоторых видов систем дескриптивные определения системы считаются допустимыми; так, вариант теории систем Ю. А. Урманцева, созданный им для исследования относительно невысоко развитых биологических объектов типа растений, не включает понятие цели как несвойственное для этого класса объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector