Цикл колба: описание, принципы, примеры и эффективность

Содержание:

Обучение Колба цикл

Данная модель подходит любому спросите. Вы человеку, почему «цикл Колба обучение» взрослым? адресует Очень просто, у обучающего уже Опыт:

  1. имеется из жизни, который поможет при Желание
  2. обучении учиться, чтобы достичь желаемой Осознанное
  3. цели обучение

Значит, от такого обучения ждать можно максимальной результативности.

Цикл обучения рассчитан Колба на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В модели идеи обучения заложен принцип перемещения по проходя, кругу все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания какой через- то этап.

  1. Жизненный опыт; 
  2. Рефлексия и наблюдение постоянное;
  3. Концепция абстрактная;
  4. Выводы эксперимента.

обучения Тренинг построен по принципу «вложенности» для группы конкретной участников. Вначале выявляются их проблемы, изучение затем предоставленного материала внутри блока, дополнительные как вложения цикла Колба.

Рассмотрим Колба модель подробно:

1. Жизненный опыт. Имея опыт определенный, человек стремиться улучшить способности. знает, он, Возможно, к какому результату он приходит. Первый тренинга этап – мотивация, используются кейсы на выявления участников проблем: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их или навыков опыта. Тратится 10% учебного времени на: внимания концентрацию на новой теме, освещение необходимости и данного от пользы материала. Этап эффективно влияет на этого усвоение материала.

Пример: На тренинге «по продажам» определенных после упражнений тренер может указать на определенного отсутствие навыка обучаемого.

2. Рефлексия и постоянное Готовит. наблюдение слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся опыта и знаний, формируя его логическую структуру методов и навыков. Второй этап тренинга занимает 20% процесса учебного.

3. Концепция абстрактная. Основной этап — на 50% рассчитано времени обучение: получение новых методик, навыков, знаний, необходимых для выполнения задач. генерируется Идеи, взаимосвязи выстраиваются между новой имеющимися и информацией навыками.

Очень хорошая китайская Когда: «поговорка я слышу, я могу забыть; когда я могу, я вижу запомнить; когда я делаю, я сразу Выводы!».

4. понимаю эксперимента. Последнему этапу отводится 20% времени учебного, проверка усвоения нового материала концепции созданной, модели. Оценивание полученных знаний, быть может: самостоятельное — каждый себе, тренером всей или командой обучающих. Оценка должна справедливой быть, наглядной. Присутствовать должна обратная которой, в связь отмечают положительные стороны обучения и тренеру к замечания. Он в свою очередь рекомендует продолжать изучение самостоятельное выбранной темы.

Проходя 4-е этапа круг, обучения модели Колба замыкается.

Цикл Колба обучения — разновидность обучающихся

Индивидуальное предпочтение обучения способа были выделены четыре вида английскими обучающихся исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от Колба цикла: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.

тренер Только с высокой квалификации способен выделить их реакции по разновидность участников в процессе прохождения макро и циклов- микро Колба.

Источниками эффективности обучения активный является метод и фактор, связанный с циклом разновидность – Колба обучающих, которых разделяют личностный ресурс дефицитный, объединяют их в группу тренинга.

Пример: компенсирует деятель энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает аналитика работу; экспериментатор придает практическую направленность Модель.

концептуалиста Колба учитывается в макро-дизайне и дизайне-микро при создании тренинга высокого так. А качества же квалификация тренера, способного применить разновидность и синергизм этих типов в превосходной форме.

специалист Шведский Класа Мелландера предоставил свою основываясь, версию моделью Колба:

  • Мотивация — готовность и человека восприимчивость;
  • Информация — собирательные факты и данные;
  • обработки Процесс – преобразование информации в опыт и понимание;
  • применение Дальнейшее – подходы из знаний, навыки в дело;
  • связь Обратная – размышление и усовершенствование опыта.

Цикл Колба обучения — суммированный процесс имеющегося и приобретенного дальнейшим с опыта обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным Источник.

Адаптация модели обучения для детей

Для использования данной учащиеся модели должны обладать минимальными навыками в либо-какой сфере и иметь желание их развивать. как Так детей обычно обучают «с нуля», в педагогики процессе нечасто применяют цикл Колба. для Пример детского сада может быть Демонстрация:

Основной опасностью, подстерегает которая тренеров и преподавателей, использующих цикл становится, Колба высокий риск демотивации и возможность самооценки снижения сотрудников или учеников (если ходе в полученный занятия опыт откровенно неудачен). По причине этой тренер должен быть чрезвычайно предусмотрительным и терпеливым. Используя данный метод, необходимо правила знать критики и следить за обратной связью.

Дебрифинг

Дебрифинг — это подведение итогов тренинга. На данном этапе тренер собирает обратную связь — что было эффективно на тренинге, что нет, собирает замечания и в итоге обобщает пройденное и мотивирует на дальнейшее самостоятельное и более глубокое изучение материала по теме. 

Надо отметить, что обучение может быть построено (а чаще так и делается) по принципу вложенности — сначала идет общая проблемматизация участников, а далее внутри блока «изучение нового материала» идет несколько дополнительно вложенных циклов Колба (мини-проблемматизация, изучение, оценивание, дебрифинг), после идет итоговая оценка и заключительный дебрифинг. 

Теперь, зная основные принципы построения обучения для взрослых, можно переходить к разбору каждого из блоков подробнее. В следующих статьях цикла о создании тренинга мы будем рассматривать подробно каждый из блоков и на выходе у нас получится готовый тренинг. 

Стили обучения

На основе четырех этапов цикла обучения Колб выделяет четыре разных стиля обучения. По его мнению, разные люди предпочитают разные стили обучения, на выбор которых влияет множество факторов, в том числе опыт образования, особенности познавательной сферы и социальная среда. Предпочтение определенного стиля обучения представляет собой результат двух выборов.

Свою модель обучения Колб рассматривает как два континуума: полюса первого представляют конкретный опыт и формирование абстрактных понятий, а второго — рефлексивное наблюдение и активное экспериментирование. Горизонтальная ось называется континуум обработки, она отображает, каким способом мы обучаемся. Вертикальная ось называется континуум восприятия, и она показывает, как человек реагирует на обучение. По мнению ученого, человек никогда не может находиться сразу на двух концах одной и той же оси. Исходя из этого, можно выделить четыре стиля обучения, представленные на рисунке ниже.

Стили обучения по Колбу

Итак, Колб определяет четыре разных стиля обучения, используемые людьми в зависимости от того, к какому концу континуума они тяготеют: приспособление, отстранение, ассимиляция и конвергенция.

Хотя в разные периоды жизни мы применяем разные стили обучения, каждый неосознанно выбирает соответствующий ему. Чтобы лучше понять, как работают эти стили, рассмотрим следующую таблицу и диаграмму, которые подробнее обсуждаются далее.

 

Активноеэкспериментирование (АЭ)

Наблюдения и рефлексия (НР)

Конкретный опыт (КО)

Приспособление (КО/АЭ)

Отстранение (КО/НР)

Формирование абстрактных понятий (АП)

Конвергенция (АП/АЭ)

Ассимиляция (АП/НР)

Модель стилей обучения Дэвида Колба

Приспособление (КО/АП)

Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на логике. Такие люди часто руководствуются шестым чувством; в деле получения информации полагаются на окружающих, после чего уже самостоятельно ее анализируют; предпочитают тщательно прорабатывать свои планы. Их привлекают новые ситуации и задачи.

Отстранение (КО/НР)

Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не делать, и решают проблемы посредством сбора информации и воображения. Поэтому они способны рассматривать ситуации с разных точек зрения и наилучшим образом проявляют в себя в условиях, когда требуется генерировать новые идеи, например во время мозгового штурма. Они, как правило, чувствительны, эмоциональны и артистичны. Им нравится работать в команде, получать отзывы о своей работе, собирать информацию; они с готовностью прислушиваются к мнению других людей.

Конвергенция (АК/АЭ)

Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических задач, а не проблемы межличностного характера. Они наиболее полно реализуют свой потенциал при решении практических задач, а решение принимают путем поиска конкретных ответов на конкретные вопросы; любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать со специализированными приложениями для решения реальных задач.

Ассимиляция (АК/НР)

Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям и концепциям, которые этим людям кажутся важнее межличностного общения или практических приложений. Они способны понимать широкий диапазон информации и организовывать ее в четком логическом порядке, из-за чего ассимиляция более эффективна в научной среде. Таким людям также нравится всесторонне обдумывать ситуацию и исследовать разные аналитические модели.

Понимать, какой стиль обучения предпочтителен для вас и других людей, чрезвычайно важно и полезно; эти знания можно с большим успехом применять в реальном мире. Благодаря этому мы, например, можем понять, как донести информацию до окружающих наиболее эффективным способом и как улучшить собственные результаты

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Пространство стилей познания Д.Колба: сбор, оценка и применение информации

Хорошо организованные информационные потоки — «кровеносная система» любого бизнеса; это то, что может выделить компанию из числа конкурентов. Билл Гейтс пишет: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».

Справедливо это и для индивидуального познания и обучения. Тот, кто владеет знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Поскольку добрая половина наших познаний устаревает в течение примерно трех лет, мы должны постоянно восполнять их. Если человек перестает учиться, он быстро оказывается на обочине жизни. Постоянное обучение является обязательным условием жизненного успеха, а знание собственного стиля познания облегчает этот процесс.

Именно нашим стилем познания определяются свойственные нам восприятие и интерпретация информации, а также наша реакция на нее. Стиль познания имеет два основных измерения: (1) способ сбора информации и (2) способ оценки и использования информации. Эти измерения и исследуются представленной ниже методикой The Learning Style Inventory — LSI.

Концепция Колба исходит из того, что при получении индивидом информации человек обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-разному

На рисунки представлены два измерения познания: сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь абстрактной концептуализации) и реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется здесь активному экспериментированию).

Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, практически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация). Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирование).

Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он, как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концептуализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допускающие пошаговое разрешение).

Таким образом на основе сочетания предпочитаемых механизмов сбора, обработки и применения информации могут быть определены стили познания человека.

Опросник стилей познания (LSI, Д.Колб)

Интегральные стили познания

Для построения успешной системы обучения также рекомендуем обратить внимание на выявление индивидуально предпочитаемых перцептивных модальностей и соответствующих им стратегий обучения

Особенности, характерные для обучения взрослой аудитории

В отличие от педагогики, которая рассматривает специфику работы детской психики в условиях обучения, андрагогика – это наука о том, как преподавателю и тренеру следует работать со взрослыми людьми. Цикл Колба предполагает использование основных принципов андрагогики.

Отличием «взрослого обучаемого» становится наличие устойчивой мотивации к прохождению тренингов, обучению и саморазвитию. Это неудивительно, ведь многие работающие люди или бизнесмены прекрасно понимают, что новый опыт поможет им более эффективно находить решение профессиональных и личных проблем.

Кроме того, обращаясь к имеющемуся у него опыту, такой человек приносит пользу не только себе, но и другим участникам группы. Общение и обмен информацией обогащают опыт каждого из них.

Схема Колба на практике

Наработки Колба позволили создать условную модель идеального урока, где материал изучается в полном соответствии с четырехэтапной схемой. Он выглядит так:

1. Мотивация и объявление новой темы — 10% времени от общей длительности урока. Задача — заинтересовать учеников новым материалом, объяснить, чем он может быть им полезен.

2. Повторение пройденного материала — 20% времени. Позволяет выстроить изученный материал в логическую схему, а не оставить его в виде несвязанных фактов. 

3. Изучение нового материала — 50% времени. Основная часть урока, где ученики получают новые знания.

4. Оценивание — 10% времени. Позволяет проверить, понимают ли учащиеся тему.

5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10% времени. Здесь задача преподавателя — не только собрать отзывы об уроке, но и замотивировать на дальнейшее самостоятельное изучение темы. 

Мотивация у представителей четырех стилей обучения разная.

Теоретиков интересует, в какие глубины они могут уйти, чтобы еще лучше понять тему. Практики думают, как это поможет им эффективно решать задачи в дальнейшем. Мыслители ищут спорные моменты в этой теме, мнение разных сторон, а активисты решают, куда пойти и что сделать сегодня, чтобы узнать больше. 

Стили обучения

Четыре стиля обучения Колба основаны на вышеупомянутом цикле. Почему их несколько? Всё просто: разные люди познают новое по-разному, от этого во многом и зависит эффективность процесса.

Вертикальная ось — восприятие информации (наш эмоциональный отклик, что мы думаем, чувствуем), горизонтальная — её обработка (как мы подходим к решению задач). По мнению Колба, человек не может одновременно выполнять оба действия одной оси: думать и чувствовать, например. Получается такая матрица:

Активное экспериментирование (выполнение) Рефлексивное наблюдение (осмысление)
Конкретный опыт (ощущение) Аккомодационный стиль — практик Дивергентный стиль — мыслитель
Абстрактная концептуализация (размышление) Конвергентный стиль — прагматик Ассимилирующий стиль — теоретик

Аккомодационный стиль

Человек проверяет всё практическим, экспериментальным путём, основываясь на своём опыте. Вместо погружения в теорию, он сразу попытается решить задачу. Практик использует скорее интуитивный подход, а не логический.

Дивергентный стиль

Обучающийся много размышляет, подходит к вопросу с разных точек зрения, изучает информацию, углубляется в неё, но не спешит применять на практике. Такие люди умеют генерировать идеи, обладают обширным спектром культурных интересов и любят собирать информацию.

Зачастую мыслители наделены богатым воображением, сильны в искусстве, эмоциональны и проявляют интерес к другим людям. Они предпочитают работать в группах, открыты к новым знаниям и любят получать персональный фидбек.

Конвергентный стиль

Прагматик ценит теоретические знания

Для него особенно важно, чтобы их можно было применить на практике. Он предпочитает технические задачи и меньше озабочен межличностными отношениями

Для него не составит труда найти практическое применение сгенерированной им идее или теории.

Ассимилирующий стиль

Для теоретиков важнее логически обоснованные теории, чем их практическое применение. К ассимилирующему стилю, как правило, склонны люди, которые работают в информационной или научной сфере. Они очень хорошо разбираются в теории и глубоко копают, много читают и анализируют. Но практический подход их не интересует.

Если поймёте, к какому стилю склонны вы, сможете существенно повысить эффективность обучения. Помните, что нужно проходить весь цикл, но начинать можно с любого этапа. Стиль познания во многом определяет, какой этап будет первым: начинаете с того, что вам ближе.

Подстройте процесс обучения под свой стиль. Это принесёт намного больше пользы, чем продолжение попыток обучаться по безликому шаблону.

Эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида Колба

Группа исследователей обнаружила, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом:

1. Получение непосредственного опыта.
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта , который дает материал для рефлексивного наблюдения . Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Заложенные в циклической четырехступенчатой модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

4-й действий — Проверка: этап, на котором вы видите, достигли ли вы действительно понимания и действуют ли ваши идеи на начала.

Я практике тестировать новую модель на практике. была Это одновременная работа с менеджерами для качества улучшения их обратной связи, с тренерами я использовала подход коучинговый и значительную часть своего времени и потратила я сил на комплекс мероприятий по изменению общей начинала.

Я культуры с не очень масштабных, локальных действий, иметь чтобы возможность в каждый момент скорректировать планы свои или конкретное поведение. Что конкретных касается результатов в этой ситуации — они обнадеживающими были и ситуацию с вовлеченностью людей в обучение переломить удалось. Что касается темы вовлеченности и как, мотивации основы — часть выводов подтверждалась  что, практикой-то не срабатывало так, как я планировала это, и заранее снова становилось почвой для размышления нового и осознания.

Последователь Д. Колба: оптимизация модели

Получивший широкое распространение цикл Колба был развит и усовершенствован шведским специалистом по обучению Класом Мелландером. Его цикл выглядит немного иначе и включает такие составляющие:

  • Мотивацию (степень восприимчивости и психологической готовности).
  • Информацию (образование информации из преобразованных фактов и имеющихся данных).
  • Обработку (превращение информации в осознание и опыт).
  • Генерацию выводов (переработка осознания и опыта в знание).
  • Использование (практическое применение знаний, формирование навыка и подхода).
  • Фактор обратной связи (оценка результатов, их оптимизация и новые размышления).

Эта модель больше внимания уделяет процессу преобразования информации, получаемой обучающимся от лектора или тренера, в навыки, которые будут неоднократно применены в дальнейшем.

Цикл Колба в тренинге: структура Модель

занятия, позволяющая эффективно обучать взрослых нашла, людей применение в сфере управления персоналом. тренингов Большинство, направленных на повышение уровня квалификации обучение или сотрудников новым навыкам, построены образом следующим:

10 % длительности учебного процесса: выявление присутствующих мотивации, аргументация ценности данного курса (курса актуализация)

Это своеобразное вступление позволяет учащихся заинтересовать, сконцентрировать их внимание на теме тренинга, а указать также пользу или необходимость излагаемого Правильно. материала проведенный первый этап во многом успех определяет обучения в целом

Мотивация может сформирована быть с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-указывающих, вызовов участникам на то, что они не обладают опытом и навыками, необходимыми в конкретных ситуациях. Это инструмент важнейший, который предлагает цикл Колба. можно Пример привести следующий: на тренинге по деловому ведению и общению переговоров тренер намеренно провоцирует ситуацию конфликтную между участниками, показывая им, насколько коммуникационные их несовершенны способности и умение анализировать невербальные собеседника сигналы. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения что, того уже изучено на занятии. Эта обучения часть позволяет присутствующим сформировать последовательную структуру логическую навыков из несистематизированной информации. 50 % учебного подача: процесса и разъяснение новой информации. Этот наиболее этап важен, так как учащиеся новые получают навыки, знания и методики, которые нужны будут им для решения задач, поставленных в тренинга начале. 10 % времени: оценка проведенной работы. тренер Здесь оценивает степень и полноту усвоенных знаний участниками. В процессе оценки преподавателю следует принципов из исходить наглядности, справедливости и объективности. Только оценивание так сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему Оценки. обучению необязательно должны ставиться тренером, может это делать каждый учащийся или тренинга. 10 % команда: выводы. Это этап, на котором получает тренер информацию от учащихся (отзывы, замечания, усовершенствованию по предложения учебного процесса). Последней задачей можно преподавателя назвать формирование у аудитории мотивации к самостоятельному дальнейшему изучению материала.

Дебрифинг

Дебрифинг — подведение это итогов тренинга. На данном этапе собирает тренер обратную связь — что было тренинге на эффективно, что нет, собирает замечания и в обобщает итоге пройденное и мотивирует на дальнейшее самостоятельное и глубокое более изучение материала по теме. 

Надо что, отметить обучение может быть построено (а так чаще и делается) по принципу вложенности — сначала общая идет проблемматизация участников, а далее внутри изучение «блока нового материала» идет несколько вложенных дополнительно циклов Колба (мини-проблемматизация, оценивание, изучение, дебрифинг), после идет итоговая заключительный и оценка дебрифинг. 

Теперь, зная основные построения принципы обучения для взрослых, можно разбору к переходить каждого из блоков подробнее. В следующих цикла статьях о создании тренинга мы будем рассматривать каждый подробно из блоков и на выходе у нас получится тренинг готовый. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector