Как быстро научить ребенка алфавиту
Содержание:
- Методики, помогающие обучению
- Игра говорящая азбука
- Развивающие игры для детей: учим буквы 5 — 6 лет
- Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
- Как выучить алфавит
- Учим буквы быстро
- Как ребенка научить запоминать буквы: методики
- Печенье из букв
- Частотность букв
- Развивающие игры от 3-6 лет
- Картинки для малышей
- Слоговая таблица
- § Азбука, странная и непонятная: как учить?
- Пишем буквы
- Листайте книги, журналы
- Буквоед
- Как легко выучить с ребенком буквы?
- Примечания
- Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё
- Говорящая азбука от 3 лет
- Когда нужно начинать учить
Методики, помогающие обучению
Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.
Оригинальный способ запоминания букв
Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.
Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить
Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом
Карточки для запоминания букв
Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.
Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.
Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить
Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.
Мягкие игрушки для изучения алфавита
Игра говорящая азбука
Говорящая азбука подходит:
- Для тех мам, у которых недостаточно времени для самообучения с ребенком
- Просто для закрепления материала
- Для разнообразия занятий
Плакаты с говорящей азбукой.
- Купить такой плакат можно практически в любом магазине детских игрушек
- Вешаете его на стену в детскую комнату или туда, где ребенок чаще играет
- Если вы занимаетесь с малышом, то говорящий плакат будет лишь дополнением и способом закрепить материал
- Если вы не занимаетесь с ребенком сами, то научите ребенка заниматься с плакатом и он станет сам с интересом подходить и нажимать кнопки
- При нажатии он будет слышать букву и предмет/животное, название которых будет начинаться с данной буквы
Говорящая азбука
Онлайн игры.
- Таких игр много в сети Интернет в открытом доступе
- Такой способ плох тем, что ребенок вынужден заниматься за компьютером. А значит у него могут уставать глазки или даже портиться зрение
- Такие игры лучше использовать лишь иногда для разнообразия
Говорящие азбуки в видео-формате.
- Также означает нахождение ребенка за компьютером
- В отличие от игр ребенок может находится на довольно далеком расстоянии, как при просмотре мультиков
- Также будет хорош иногда для разнообразия
- Один из примеров такого видео смотрите ниже
Развивающие игры для детей: учим буквы 5 — 6 лет
- В 5-6 лет обязательно нужно научить ребенка буквам, если он их еще не знает
- В таком возрасте основным методом становятся не ассоциации, а слова, начинающиеся с данной буквы: «А-арбуз», «Б-банан»
- Ребенок уже отлично будет понимать связь буквы и слова
- Все игры будут сводиться к построению слов для такого возраста
- Купите буквы-магнитики и складывайте слова из них
- Основные принципы обучения такие же, как и для раннего возраста (читайте второй раздел данной статьи)
- В помощь в таком возрасте обязательно придет книга-букварь
- Там вы и увидите картинки и прочитаете ребенку занимательные стихи
- Ребенок в таком возрасте уже не захочет играть в совсем детские игры (смотрите выше)
- Заучите букву и попросите ребенка собрать по дому вещи, которые он видит на выбранную букву. За каждую вещь можете предложить небольшой вкусный сюрприз. Так ребенку будет веселее и интереснее
- Испечь печенье вместе — также актуально для данного возраста (правила и рецепт читайте выше в разделе «печенье из букв»). Только такой взрослый для букв ребенок уже действительно помочь вам вылепить буквы
- Купите пазл с буквами
Учить буквы, играя
Лепите, вырезайте, разукрашивайте, делайте аппликации. Для возраста 5-6 лет это также актуально
Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.
Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков
Эту методику предложил Глен Доман.
Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам
Процесс разбит на 5 уроков:
- Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
- Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
- Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
- К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
- К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).
«Говорящая азбука»
Игровая методика обучению согласным
Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:
- Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
- Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
- Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.
Ставим буквы по порядку
Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.
Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка
Как выучить алфавит
- Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
- Психологи советуют игру в «мешочек», когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
- Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.
Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.
Учим буквы быстро
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Самый простой способ — это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребёнку.
Но не для всех детей такой метод работает. К сожалению, многим малышам очень быстро становится скучно, и они просто «сбегают» от таких занятий. Если вы попали в подобную ситуацию, не отчаивайтесь. Существует множество весёлых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся вашему ребёнку.
Перед началом изучения букв важно не забыть: большинство педагогов сходятся на том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию: не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т. д
Это делается для того, чтобы впоследствии ребёнку было намного легче учиться складывать слоги.
Что значит — запомнить букву? Это запомнить расположение всех элементов буквы. Каждая буква состоит из нескольких связанных элементов. Чтобы ребёнок их запомнил, требуется время и терпение. Чтобы упростить этот процесс:
- Подключаем все виды памяти.
- Сокращаем отвлекающие от самой буквы помехи. Дополнительные рисунки в букве и рядом с ней мешают.
- Играем в буквы, изображая их телом.
- Применяем закон памяти: создавая что-то самостоятельно мы всегда лучше это запоминаем. Пробуем создавать буквы из пластилина и солёного теста, из разного подручного материала.
- играем в развивающие игры и учим буквы весело.
Как ребенка научить запоминать буквы: методики
В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.
Раскраски букв
Классические методики
Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.
Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже. Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г)
Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки
Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.
Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.
Авторские методики
Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.
Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу
Учим буквы: игровая методика Полякова
Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).
Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.
В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.
Кубики Зайцева
Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.
Принципы методики Зайцева:
- Системная подача информации.
- Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
- Подача информации от частного к общему и наоборот.
Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.
Карточки Домана
Карточки Домана
С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.
Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев. Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись
Чаще всего, представлены в тематических наборах
Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.
Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.
Методика Ольги Соболевой
Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:
- визуалов;
- кинестетиков;
- аудиалов.
Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.
Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.
Печенье из букв
- К 4 годам, особенно у девочек, появляется огромный интерес помогать маме выпекать вкусности
- Воспользуйтесь этим интересом
- Если у вас есть любимый рецепт печенья, то используйте его
- Тесто должно быть эластичным и не липким
- Вместо привычных звездочек или кружочков, вырежьте буквы и отправьте выпекаться
- Украсить можно кокосовое стружкой или помадкой
- Испеките несколько букв в нескольких экземплярах, чтобы можно было сложить простые слова: мама, папа, баба
- Ребенок с удовольствием поиграет с печеньем, после чего благополучно его скушает
- Для упрощения можно купить готовое печенье в магазине
Красивое печенье-буквы
Если такого рецепта у вас нету, то воспользуйтесь следующим:
- Два яйца смешайте с ванилином по вкусу
- Взбейте миксером до пены примерно 10 минут
- Добавьте предварительно растопленное до состояния сметаны сливочное масло (100 г)
- Перемешивайте в течение 5 минут
- 300 г сметаны взбейте с 150 г сахара
- Добавьте смесь в миску с остальными ингредиентами
- Всыпьте 1 ст. л. муки, смешанную с 1/2 чайной ложки соды и перемешайте
- Добавляйте еще по ложке муки
- Тесто должно стать эластичным и не липким
- Замешенное тесто поставьте в холодильник на 30 минут, чтобы легче было формировать буквы
Буквы из теста
- Вырезав буквы, отправляйте печенье на смазанный маслом противень в разогретую духовку
- Печенье должно приобрести золотистый цвет
Рецепт печенья-букв
Частотность букв
Существует понятие частотности буквы (или частоты буквы). Частотность учитывает, сколько раз буква используется во всех словах русского языка. Чем чаще буква используется в речи, тем выше её частотность. В русском языке буква О имеет наибольшую частотность, буква Ё — наименьшую. Это означает, что много русских слов с буквой О и очень мало слов с буквой Ё.
Покажем частотность русских букв с указанием ранга. Так как буква О имеет наибольшую частотность, то её ранг равен 1, буква Ё с наименьшей частотностью имеет ранг 33.
- О1
- Е2
- А3
- И4
- Н5
- Т6
- С7
- Р8
- В9
- Л10
- К11
- М12
- Д13
- П14
- У15
- Я16
- Ы17
- Ь18
- Г19
- З20
- Б21
- Ч22
- Й23
- Х24
- Ж25
- Ш26
- Ю27
- Ц28
- Щ29
- Э30
- Ф31
- Ъ32
- Ё33
В таблице ниже отражена основная информация о буквах: прямая и обратная нумерация, написание, название, звук (транскрипция), абсолютное значение частотности, процентное значение частотности, ранг частотности, а также частотность слов (или частота слов). Под частотностью слов понимается отношение слов, начинающихся с соответствующей буквы, к общему числу слов русского языка (на основе словаря Н. Тихонова).
№ ↓ ↑ | Буква | Название | Звук | Частота, абс. | Частота, % | Ранг | Частота слов, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 — 33 | А | а | 40487008 | 73.06% | 3 | 3.26% | |
2 — 32 | Б | бэ | 8051767 | 14.53% | 21 | 3.83% | |
3 — 31 | В | вэ | 22930719 | 41.38% | 9 | 6.36% | |
4 — 30 | Г | гэ | 8564640 | 15.46% | 19 | 3.20% | |
5 — 29 | Д | дэ | 15052118 | 27.16% | 13 | 4.20% | |
6 — 28 | Е | е | в ударной позиции или в безударной | 42691213 | 77.04% | 2 | 0.28% |
7 — 27 | Ё | ё | или для йотированной | 184928 | 0.33% | 33 | 0.02% |
8 — 26 | Ж | жэ | 4746916 | 8.57% | 25 | 0.64% | |
9 — 25 | З | зэ | 8329904 | 15.03% | 20 | 4.36% | |
10 — 24 | И | и | 37153142 | 67.05% | 4 | 2.69% | |
11 — 23 | Й | и краткое | (всегда мягкий) | 6106262 | 11.02% | 23 | 0.05% |
12 — 22 | К | ка | 17653469 | 31.86% | 11 | 6.22% | |
13 — 21 | Л | эл или эль | 22230174 | 40.12% | 10 | 2.16% | |
14 — 20 | М | эм | 16203060 | 29.24% | 12 | 4.52% | |
15 — 19 | Н | эн | 33838881 | 61.07% | 5 | 6.09% | |
16 — 18 | О | о | в ударной позиции или в безударной | 55414481 | 100.00% | 1 | 7.16% |
17 — 17 | П | пэ | 14201572 | 25.63% | 14 | 17.28% | |
18 — 16 | Р | эр | 23916825 | 43.16% | 8 | 4.93% | |
19 — 15 | С | эс | 27627040 | 49.86% | 7 | 8.90% | |
20 — 14 | Т | тэ | 31620970 | 57.06% | 6 | 3.62% | |
21 — 13 | У | у | 13245712 | 23.90% | 15 | 2.43% | |
22 — 12 | Ф | эф | 1335747 | 2.41% | 31 | 1.65% | |
23 — 11 | Х | ха | 4904176 | 8.85% | 24 | 1.20% | |
24 — 10 | Ц | це | 2438807 | 4.40% | 28 | 0.62% | |
25 — 9 | Ч | че | (всегда мягкий) | 7300193 | 13.17% | 22 | 1.02% |
26 — 8 | Ш | ша | 3678738 | 6.64% | 26 | 1.28% | |
27 — 7 | Щ | ща | (всегда мягкий) | 1822476 | 3.29% | 29 | 0.16% |
28 — 6 | Ъ | твёрдый знак | — | 185452 | 0.33% | 32 | 0.00% |
29 — 5 | Ы | ы | 9595941 | 17.32% | 17 | 0.00% | |
30 — 4 | Ь | мягкий знак | — | 8784613 | 15.85% | 18 | 0.00% |
31 — 3 | Э | э обратное | 1610107 | 2.91% | 30 | 1.40% | |
32 — 2 | Ю | ю | или для йотированной | 3220715 | 5.81% | 27 | 0.15% |
33 — 1 | Я | я | или для йотированной | 10139085 | 18.30% | 16 | 0.31% |
Развивающие игры от 3-6 лет
Для возрастной категории от 3 до 6 лет существует масса методик, которые помогают изучить алфавит. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Азбука в кубиках
Эта методика подходит для деток от 3-х лет. Правила задают самые разнообразные, например: найти пример, который начинается с определенной буквы, найти одинаковый буквы и т.д. Таким способом проводят игру, используя карточки или кубики.
Игры с манкой
Такая методика обучения подходит для детей 2-3 лет. Ни для кого не секрет, что все малыши очень любят рисовать. Так почему бы не использовать это в целях обучения алфавита?
Допускается использовать любой крупой, которая оказалась под рукой (манка, мука, пшеница и т.д.):
- ее необходимо рассыпать на ровной поверхности и пальчиком прописывать каждую букву;
- Дайте ребенку самостоятельно повторять все движения. Только так возможно получить результат обучения. Сегодня альтернативой манки является специальный кинетический песок.
Ассоциация букв
Этот метод подходит как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Такой процесс намного эффективнее, ученик с легкостью запоминает буквы согласно вызванным ассоциациям:
- для каждой буквы нужно придумать свой предмет (овощ, фрукт, животное и т.д.). Если малыш не может запомнить какую-то ассоциацию, то нужно на время отложить эту позицию и вернуться к обучению через время;
- для упрощения рекомендуется использовать готовые карточки или картинки.
Лепим буквы
Для укрепления знаний ученику нужно предложить слепить выученный алфавит. Этот способ подходит для детей от 4 лет. Для лепки используют пластилин или тесто, приготовленное самостоятельно. Слепив весь алфавит можно закрасить его любимым цветом или украсить разноцветными бусинами.
Другие способы обучения
Помимо всех перечисленных для детей 5-6 лет можно приобрести специальную азбуку, в которой нужно разукрашивать или обводить буквы. Помимо этого нужно чтобы ученик называл, с чем у него они ассоциируются.
Ещё одним прекрасным методом является:
- Электронный алфавит. Его приобретают в детских магазинах, прикрепить на стену или просто использовать там, где малыш проводит больше всего времени. Он работает от обычных пальчиковых батареек, при нажатии на определенную букву зачитывается стишок или песня. Таким образом, ему будет интересно самостоятельно обучаться, а у мамы появится немного свободного времени.
- Педагоги очень часто используют вариант магнитной азбуки. Для этого рекомендуется использовать специальную доску или холодильник, например. Таким образом, малыш будет не только запоминать алфавит, но и со временем учиться составлять отдельные слова. Также такая азбука очень яркая, выполняется в различных вариациях (бумажная, пластиковая и т.д.). Ещё одним неоспоримым плюсом такой методики является то, что магниты выпускаются в разной форме и цветах. Так ученик изучает не только сам алфавит, но и другой полезный материал.
Картинки для малышей
Отличным пособием в изучении азбуки могут стать картинки. Их легко скачать у нас на сайте и распечатать. Карточки с буквами можно развесить по дому, где ребенок чаще всего бывает, или отводить по 10-15 минут каждый день для их рассмотрения. Прежде чем распечатать картинки с буквами, определитесь, в каком виде вы будете их использовать. Русский алфавит можно наклеить на картон, чтобы они не мялись. Для более взрослых деток можно распечатать азбуку на одном листе, чтобы они видели порядок расположения букв в алфавите.
Таблица с карточками русского алфавита.Русский алфавит в картинках для детей.Красочная азбука для малышей.Черно-белый русский алфавит для раскрашивания.
Карточки с буквами русского алфавита.
Русский алфавит с транскрипцией произношения букв.
Таким образом, вашими лучшими помощниками в изучении азбуки с малышом станут мультики, видео уроки или буквы в картинках: их можно смотреть онлайн или распечатать с сайта. Обязательно используйте этих веселых учителей, и результаты поразят вас. Учим азбуку весело!
Слоговая таблица
Слоговая таблица помогает сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип её создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике — согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали — прямые открытые слоги.
Детям даётся вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить.
Слоговую таблицу особенно полезно использовать на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку её основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога.
Достоинство слоговой таблицы состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.
Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приёма обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.
§ Азбука, странная и непонятная: как учить?
Решение о том, как именно учить своего ребенка, ложится на плечи родителей. И это не случайно: некоторые дети могут выучить азбуку в 2-3 года, а некоторым это сложно и перед школой
По этой причине важно подобрать игру для изучения азбуки в соответствии с уровнем вашего малыша. Если ему не скоро в школу, мы рекомендуем самые простые игры про алфавит со сказочными персонажами, так как именно они позволяют научиться отличать буквы друг от друга максимально легко и непринужденно
Также в них предусмотрены подсказки и интересные сюжетные повороты: по этой причине игры азбука не наскучат вашему чаду.
Пишем буквы
Для детей старше 4 лет рекомендуется укреплять полученные знания, прописывая каждую букву. Это делают разными способами. Для учеников 5-6 лет используют специальную доску для рисования с разноцветными мелками. Так изучают с детьми не только азбуку, но и основы рисования.
Обводим контуры
Сегодня в интернете есть много картинок, где каждая буква обозначена пунктиром. Это предназначается для того чтобы малыш самостоятельно фломастером или ручкой обвел ее. Таким образом, происходит не только изучение алфавита, но и обучение правописанию.
Разукрашиваем буквы
Это еще одна вариация на тему прописывания выученного материала. Чаще используется для детей 5-6 лет. Помимо того чтобы разукрасить азбуку ребенку необходимо будет еще и выполнить несколько заданий на логику. Лучше использовать готовые книги или раскраски, которые можно приобрести в детских магазинах.
Листайте книги, журналы
- Для закрепления изученных букв можно использовать книги и журналы
- Для изучения они не очень подходят, так как глаза ребенка будут разбегаться, ему будет сложно сконцентрироваться на конкретной букве
- Показывайте буквы, которые ребенок уже знает, если они выделены как-то на странице или написаны крупным шрифтом
- Или спросите ребенка, где же буква «А». Если ребенок найдет букву, он будет очень рад
- Если у него не получается, делайте подсказки, говорите, что изображено рядом
- Буквы должны быть довольно крупными, не заставляйте ребенка всматриваться в мелкий шрифт
Листайте журналы с ребенком
Буквоед
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку. Например мишка — очень необычный. Он ест буквы. Ну-ка, дай ему съесть букву «Б». А теперь он хочет букву «А». Ах как вкусно ты мишку кормишь!
В буквоешку можно поиграть и по-другому. В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим. Ротики человечков — прорези в коробке. Вот их еда: рисуем буквы фломастером на фасольках и кормим человечков.
Каждому человечку — свою букву. Если малыш ошибётся — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют, чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит: фасолькой со «своей» буквой.
Как легко выучить с ребенком буквы?
Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:
- Изучайте буквы, играя. Подробнее о том, как это делать, читайте в следующем разделе
- Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
- Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым
- После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро быучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лети
- Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
Обучение буквам через названия
- Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким. Подробнее читайте в разделе ниже «Ассоциации букв»
- Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу и он сам того не замечая запомнит буквы
Оригинальное изучение букв
Одним из пассивных способов изучения букв будут развешанные буквы в комнате ребенка или в квартире в целом. Вырежьте большие буквы и повесьте несколько в разных местах. Иногда говорите ребенку, что это за буква. Не наседайте с постоянными повторениями. Ребенок и так запомнит их, сам того не осознавая. Через неделю смените на другие. Эффективнее будет, если букву вы будете вешать на предмет, который начинается с этой буквы. Так буква будет восприниматься ребенком, как часть чего-то
Пассивное запоминание букв
- Порядок изучения: учим через ассоциации, разукрашивания, аппликации, а запоминаем в играх и пассивным способом развешивания букв
- Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву
Примечания
Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё
К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.
Закрепляющие игры.
Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.
Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.
А | Я |
О | Ё |
1-я игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).
2-я игра. «Прятки». Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»
3-я игра. «Перепрятки». Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.
4-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
5-я игра. «Карты». Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.
Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».
Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).
После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).
А | Я |
О | Ё |
У | Ю |
Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
«Это — А»
«Это — Я»
«Это — О»
«Это — Ё»
«Это — У»
«Это — Ю»
Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.
Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день
Говорящая азбука от 3 лет
Существует много разных способов обучения азбуке для разных возрастов. Для 3-летнего малыша чаще всего используют форму говорящей азбуки. Это могут быть обучающие мультфильмы, среди которых особой популярностью пользуется «Азбука для детей».
В каждой серии мультика описывается только одна буква, поэтому ему под силу усвоить и запомнить всю информацию. Просмотр занимает всего несколько минут, рекомендуется, чтобы видео сопровождалось веселой песенкой.
https://youtube.com/watch?v=ydtz0d-l_YM
Многие мамы предпочитают использовать «Синий трактор». Эта говорящая азбука проходит в игровой форме, после просмотра необходимо попросить повторить пройденный материал. Такая методика обучения самая эффективная для маленьких детей.
Когда нужно начинать учить
Малыш сразу после появления на свет начинает познавать мир, этот процесс проходит беспрерывно. В случае, когда происходит переизбыток информации, ученик становится капризным и раздражительным. Поэтому психологи советуют дозировать знания.
В возрасте до 3 лет все дети учатся обязательным вещам: ходить, сидеть, ползать, разговаривать и т.д. Если еще к этому добавить изучение алфавита, то мозг малыша может просто «закипеть».
Некоторые методики раннего развития советуют начинать знакомить детей с алфавитом уже с 6 месяцев. Но это оказывается бесполезной затеей, так как в таком возрасте малыш запоминает то, что ему рассказывают постоянно. Если на некоторое время сделать паузу, то он просто все забудет.
Педагоги считают оптимальным возрастом для обучения азбуки 6-7 лет. Именно в этот период дети начинают активно читать, считать и писать и сможет рационально применить все знания.