Лев выготский: зона ближайшего развития и другие ценности
Содержание:
- Концепция Выготского
- Зона актуального развития – способность работать самостоятельно
- Уровни психического развития ребенка
- Периодизация психического развития
- Роль среды в развитии ребенка
- Литература
- Соотношение обучения и развития
- Достойное
- Бизнес и финансы
- Эффективность образовательной среды
- Влияние общения на воспитание ребенка
- Отличия между ЗАР и ЗБР
- Что такое зона ближайшего развития
- В чем различие между ЗБР и ЗАР
- Важна ли языковая компетенция
- Справочная информация
Концепция Выготского
Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский, тем самым определив связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием. Открытие, сделанное Л. Выготским, и сегодня актуально для родителей, которые нередко форсируют раннее совершенствование навыков и способностей малышей, притупляя их интерес к обучению и создавая усиленную нагрузку на детскую психику.
Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Зона ближайшего развития – это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.
Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»
Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.
Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые читатели, могли «нащупать» границы ЗБР:
- Пример первый. На детской площадке гуляют Витя и Петя с мамами. Витя пытается взобраться по лестнице на горку. Мама, вытянув руки, страхует его от падения, но не помогает, а подсказывает, куда лучше поставить ногу или руку. Петя тоже хочет на горку: он протягивает к маме руки, и она подсаживает его на самую вершину. В результате через пару прогулок Витя научился сам залазить на горку, а Петя не освоил новый для него навык. Ошибка Петиной мамы кроется в том, что она не использовала ЗБР своего сына, выполнила задачу ЗА НЕГО, а НЕ ВМЕСТЕ С НИМ. Мама Пети действовала в рамках зоны ближайшего развития сына, и лишь направляя его, получила результат.
- Пример второй. Папа Саши настолько идеализировал способности своего годовалого сына, что купил ему конструктор для малышей от 3 лет. Однако сын разочаровал его. Саша стал тянуть в рот детали, интересовался яркой коробкой, а к объяснениям папы остался равнодушным. Папа неправильно определил ЗБР Саши, поэтому все действия, производимые с игрушкой, оказались для ребенка в зоне недоступного.
В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, – от 8 месяцев до 1,2 года. Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.
Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!
Советский ученый Лев Семенович Выготский считал, что формирование знаний и умений у подрастающего человека складывается из двух составляющих: области ближайшего и зоны актуального развития. По Выготскому, именно эти феномены участвуют в становлении личности.
Термины кардинально отличаются друг от друга. Одна зона нацелена на будущее, а другая отвечает за настоящее. Уровень ближайшего развития предопределяет еще не созревшие функции, но находящиеся на стадии формирования. Их можно сравнить с почками или цветами. Область актуального развития характеризует итоги обучения, успехи ребенка на вчерашний день. А ЗБР показывает умственное созревание на завтра. Так ученый видел эти феномены.
Выготский считал, что обучение должно быть опережающим. То есть подаваемый материал должен несколько обгонять развитие. Задания не должны быть очень простыми или слишком сложными, чтобы малыш не делал одно и то же или не «топтался на месте». Для ребенка обучающий материал должен быть понятным, но в то же время он должен являться открытием.
Зона актуального развития – способность работать самостоятельно
Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.
Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.
Главные принципы зоны актуального развития:
- успешное усвоение ребенком полученной информации;
- возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
- самостоятельное решение поставленных задач.
Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.
Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.
Уровни психического развития ребенка
Рассматривая состояние психологической науки, Л.С. Выготский отмечал, что для нее до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии проблема личности и ее развития. И далее:
Цитата
«Только решительный выход за методологические пределы традиционной детской психологии может привести нас к исследованию развития того самого высшего психического синтеза, который с полным основанием должен быть назван личностью ребенка».
Л. С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Для того, чтобы понять его сущность, рассмотрим, как Л. С. Выготский разделяет понятия обучения и развития.
Обучение
1. Обучение – это внутренне необходимый момент в определенной точке развития ребенка не только природных, но и культурно-исторических особенностей человека.
Развитие
2. Развитие представляет собой процесс, у которого существует особая внутренняя логика; также в нем возникают совершенно новые качества, которых не было на предыдущих этапах развития ребенка.
Понятие зоны ближайшего развития Л. С. Выготский ввел для объяснения связи между обучением и развитием. Зона ближайшего развития ребенка опосредуется с помощью различных задач, которые решает ребенок самостоятельно или с помощью взрослого.
Известно, что на определенных этапах развития ребенок может решать некие задачи только с помощью взрослого. Именно эти задания и составляют зону его ближайшего развития, так как с течением времени ребенок сможет решать их самостоятельно.
Далее Л. С. Выготский показывает, каким образом обучение и развитие способствуют становлению уровней психического развития. Выделяется два уровня психического развития – зона ближайшего развития и уровень актуального развития.
- Обучение – социально, это внешняя форма психических процессов, оно составляет основу ЗБР.
- Развитие – это внутренняя форма психических процессов; оно лежит в основе уровня актуального развития.
Уровни психического развития ребенка (УАР и ЗБР) по Л. С. Выготскому более подробно отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. «Уровни психического развития по Л. С. Выготскому»
Периодизация психического развития
Л. С. Выготский различал два основных типа возрастных периодов, которые последовательно сменяют друг друга:
- Стабильный период (развитие совершается медленно и постепенно),
- Критический период (развитие бурное и стремительное).
Далее рассмотрим непосредственно периодизацию психического развития по Л. С. Выготскому.
- Кризис новорожденности
- Младенчество
- Кризис 1-го года жизни
- Раннее детство
- Кризис 3-х лет
- Дошкольный возраст
- Кризис 7-ми лет
- Школьный возраст
- Кризис 13-ти лет
- Пубертатный возраст
- Кризис 17 лет
Роль среды в развитии ребенка
Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением
ВПФ возникли при помощи знака.
Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.
Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.
Литература
- Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
- Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
- Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996.
Соотношение обучения и развития
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:
- Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
- Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
- Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.
Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Николай Филатов: «Я эпидемиолог, всю жизнь этим занимаюсь и не могу понять происходящего!» (5/2) |
Фрактальная поэзия А.С. Пушкина (5/2) |
Писатель Алексей Иванов: «Россия страшно несвободна» (5/1) |
Бессмысленные ли хождения по Минску и Хабаровску. Так ли это? (5/1) |
Маски и перчатки убивают (5/5) |
Мародёры (5/3) |
Он пытался остановить «убийства» умов и душ наших детей, за это был уволен (5/3) |
Не укоренененные ни здесь, ни там (5/3) |
Николай Филатов: «Я эпидемиолог, всю жизнь этим занимаюсь и не могу понять происходящего!» (5/2) |
Как Дудь главные секреты провокаторов из «Нехты» узнал (5/2) |
Жжение в глазах и Карабах (5/2) |
Фрактальная поэзия А.С. Пушкина (5/2) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года (5/11) |
О создании фильма «Час Быка» (5/7) |
У Щетинина теперь все законно (5/7) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
Где широкое плечо Большого Брата? (5/6) |
Сначала они убили его душу. Сегодня умерло его тело… (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Эффективность образовательной среды
Любая образовательная среда, которая организуется взрослыми и в которой обитает ребенок, включает в себя следующие компоненты:
- знания, умения, правила, которые присваивает ребенок;
- отношение ребенка к получаемым знаниям, умениям, правилам;
- отношение ребенка к себе, к окружающим его людям в том числе и сверстникам, понимание им собственной роли в этой среде, его эмоциональное самоощущение в ней.
Эффективность образовательной среды находится в прямой зависимости от того, каким образом выбранные средства, методы обучения и воспитания учитывают психологические закономерности возрастного и индивидуального развития и предоставляют возможность для их дальнейшего развития
Это о многом определяется тем, как взрослые в работе с детьми разного возраста уделяют внимание процессу формирования у них интереса к окружающей жизни, способности к самостоятельному получению знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Иначе говоря, обучение должно вызывать у ребенка интерес к жизни, пробуждать и приводить в движение те внутренние процессы развития, которые в самом пути своего развития возможны только при взаимодействии с окружающими, а же затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся опытом самого ребенка
Влияние общения на воспитание ребенка
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении
Очень важно поощрять речевое общение ребенка
Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
Отличия между ЗАР и ЗБР
Граница между ЗАР и ЗБР пролегает через первое задание, выполнение которого затрудняет ребенка. Последнее, самостоятельно выполненное малышом задание списывается в ЗАР, а первое, на котором он, условно говоря, споткнулся, — уже относится к ЗБР.
Что касается элементов ЗАР, то здесь ребенок не испытывает затруднений. Его деятельность по-своему упорядочена и организована. В условиях ЗБП ребенок находится в замешательстве, но справляется с ситуацией при содействии взрослого.
Содействие взрослого для отработки с ребенком навыков из ЗБР сводятся к следующему:
- Личный пример,
- Совместная работа с ребенком,
- Руководство действиями ребенка,
- Работа с ребенком, для которого данный навык уже лежит в сфере ЗАР, в присутствии ребенка, не отработавшего еще навык. При этом корректно и правильно будет сравнивать не способности и уровень развития двух разных детей, а способности и уровень развития одного ребенка в различные моменты его жизни. При таком подходе налицо будет прогресс.
Область ЗБР, во-первых, всегда ограничена, во-вторых, всегда непостоянна. С одной стороны, она ограничена областью ЗАР, которая все время расширяется за счет освоения ребенком новых «ближайших» навыков. С другой стороны, перечень «ближайших» навыков небесконечен в данный конкретный момент.
За границами ЗБР лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не в состоянии сделать даже при содействии взрослого. Так, научившийся стоять на ногах малыш делает первые шаги, держа за руку другого человека. Умение стоять для него актуально, а умение ходить – ближайший к освоению навык. Но бежать сейчас ребенок не может даже при содействии взрослого, так как в силу физических особенностей не может подражать бегающим. Умение бегать на данный момент ля него актуально недоступно.
При этом неосвоенные навыки ЗБР постоянно переходят в ЗАР по мере освоения, а им на смену приходят неосвоенные навыки из числа актуально недоступных. В ЗБР переходят только те навыки, которые ребенок интеллектуально осознает, но ему требуется помощь. в сфере актуально недоступных лежат навыки, неосознаваемые ребенком, не понимаемые им, не поддающиеся осмыслению.
Например, восьмимесячный ребенок получил коробку шахмат. Он может взять фигурки в ручки – это действие ему уже доступно на протяжении нескольких месяцев и входит в его ЗАР. Он может попытаться поставить фигурку на шахматную доску, стол или другую горизонтальную поверхность, если взрослый покажет, как это делается. Этот навык из сферы ЗБР будет отрабатываться какое-то время, но вполне успешно усвоится.
Но если взрослый, манипулируя руками ребенка, расставит фигуры в игровом порядке, то ребенок ничего не поймет в этом процессе. Даже после освоения навыка постановки фигурки на стол так, чтобы она не падала, младенец не поймет логики и значения расстановки фигур в игровом порядке. Это умение попадет в его ЗБР очень нескоро и только при условии, что взрослый станет пробуждать у ребенка интерес к игре в шахматы.
Что такое зона ближайшего развития
Л.С. Выготский в качестве синонима конструкции ЗБР использовал словосочетание «зона интеллектуального подражания». Но подражание понимается не как бессмысленное повторение действия, а опознаваемое действие, совершаемое с заинтересованностью в процессе или в результате. Ребенок пользуется интеллектом для формирования ЗБР, он сотрудничает со взрослым, а не копирует его.
В нее входят задачи, которые по силам ребенку, но он нуждается в помощи или подсказке. Пример с рисованием солнышка показывает, что, используя навык держания карандаша и навык нанесения линий из ЗАР, ребенок потенциально готов при правильной организации со стороны взрослого создать сюжетную картинку.
То, с чем ребенок справляется при помощи наводящих вопросов, под руководством взрослого или с его помощью, составляет ЗБР. По мере роста и развития ребенка – а дети растут довольно быстро – знания из ЗБР переходя в ЗАР, сменяясь другими потенциальными навыками и умениями.
В чем различие между ЗБР и ЗАР
ЗАР – зона актуального развития. Это понятие одновременно является противоположным ЗБР и дополняет его. Под зоной актуального развития понимается тот спектр задач, которые доступны для самостоятельного решения. Это все то, с чем дети могут справиться без помощи взрослых и без обучения, применяя уже имеющиеся знания, навыки и умения. В этом и заключается различие между двумя понятиями.
Обе зоны связаны между собой и дополняют одна другую. ЗАР фактически является прямым следствием ЗБР. Таким образом, чтобы справляться с чем-либо самостоятельно, детям сначала нужно научиться это делать. В течение всего процесса взросления ребенка ЗАР следует за ЗБР.
Важна ли языковая компетенция
Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.
Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.
Основными компонентами данной системы являются:
- ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
- операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
- эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.
Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться
Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной