Морально-нравственные качества, принципы и ценности человека

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. «Добро» кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Религия как источник духовных ценностей

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло.

Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.

Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:

  • Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
  • Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
  • Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
  • Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
  • Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
  • Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Высокие моральные принципы

Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.

Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:

  1. «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
  2. «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
  3. «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.

Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний

Высокие моральные идеалы

Моральные принципы общения

Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:

  • приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).

Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.

Нравственные эталоны общения

Что важно и приоритетно сегодня

В современном мире общечеловеческие ценности должны иметь повышенный приоритет. Есть специальная иерархия, которая расставляет жизненные ценности по трем ступенькам. Решающим фактором является роль, играемая тем или иным аспектом в общественной жизни. Отмечаются ценности второстепенного значения. То есть без них общество могло бы выжить и функционировать.

Отдельная группа – элементы повседневной жизни духовного и материального плана. Они нужны для того, чтобы должным образом удовлетворить потребности человека самого разнообразного рода в процессе его существования. Таким образом, чтобы он имел возможность вести благополучную жизнедеятельность и непрестанно развиваться.

Третьей группой являются ценности высшего порядка. В данную категорию включаются те потребности, которые составляют фундамент отношений и оборота ресурсов в обществе.

Чему люди придают ценность

Моральные ценности относятся к субъективной (духовной) сфере. Подразумеваются рекомендательные и оценочные, нормативные представления, которые должны нормализовать способы выражения человека на фоне природы и социума. Можно верить в правдивые и ложные идеи.

В сущности, та или иная ценность важна настолько, насколько ей придают значение. У всякой нормы морали есть своя функция и цель ее создания. Как правило, это регулирование отношений между людьми.

Важнейшее значение играет культура. Ею объединены духовные, материальные, политические и социальные аспекты

Заостряя внимание на тех или иных вещах, морально-нравственные ценности демонстрируют, как, идя верным путем, можно достигнуть собственных целей, реализовать потребности и творческий потенциал. Таким образом, раскрываются дарования индивида

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

История термина «мораль»

Термин «мораль» берет начало от латинского слова «mores»  –  традиция, обычай, нрав. Древние римляне переводили слово как «соответствие добрым традициям». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». Таким образом, этимология слов мораль и нравственность синонимична.

Точно не установлено, когда нравственные законы прочно вошли в человеческое общество. В литературе уже в одной из притч царя Соломона описана четкая система применения норм морали. При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность. Конфуций призывал современников быть человеколюбивыми, милосердными, добропорядочными. Цицерон считал неразделимыми простые понятия права и нравственности, вывел в обиход определение «мораль». Пифагором, Сократом, Платоном и Кантом также поднимались вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводились примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

На протяжении веков многие ученые и философы занимались вопросами норм морали, высказывали свои соображения на данную тематику, формулировали новые понятия моральных норм. Кроме того, обществознание свидетельствует, что в разное время и отдельных социальных группах моральные правила и нормы были отличными.

Я и окружающие: какие моральные ценности помогут ребенку успешно реализоваться?

Для успеха в жизни крайне важна способность к коммуникациям – без продуктивного общения большой успех вряд ли возможен. В основе такого общения лежат гармоничные отношения с близкими людьми и с самим собой.

С развитием привязанности в семье ребенок начинает ценить межличностные связи. Один человек не станет огорчать другого без серьезных причин, если дорожит отношениями. Говорите ребенку, что вы его любите и уважаете, не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции, будьте открыты для общения. Если вы доверитесь ребенку, то он проявит ответное доверие, что будет способствовать развитию способности к сопереживанию.

Иногда очень сложно понять собственные потребности, еще сложнее найти возможность их удовлетворения. Упрощают процесс понимания налаженные отношения со своим Я. Здесь родители могут помочь ребенку, уважая его границы и личностное пространство, предоставляя право выбора, а также право на ошибку. И еще один важнейший момент: ребенок должен знать, что он в любой ситуации может обратиться к вам за помощью. Таким образом, он будет меньше поддаваться чужому влиянию.

Человек всегда имел сильную связь с природой, родителям необходимо понять и ощутить эту связь, так у детей появится ответственное отношение к природе, людям, жизни. Не жалейте времени для поездок за город, чаще гуляйте в парках, заведите домашнего питомца и комнатные растения, пусть ребенок учится за ними ухаживать. Понимание красоты окружающего мира научит ребенка оберегать его.

Семейные традиции – важная составляющая хорошей, крепкой семьи. Не ленитесь отмечать праздники, устраивайте вечерние чаепития с плюшками и совместные поездки на дачу по выходным. Не забывайте домашние ритуалы сопровождать душевными разговорами.

О моральных ценностях и нравах нужно говорить, но лучше строить разговор на литературных примерах. Проще обсуждать поступки книжных персонажей, абстрагируясь от собственных эмоций и оценивая правильно действия героев. Заведите традицию домашнего чтения вслух и обсуждайте прочитанное всей семьей.

Если у вас нет времени или вы не знаете, с чего начать, приходите на курсы скорочтения — в центре интеллектуального развития рады и детям, и взрослым

Таким образом, вы продемонстрируете своему чаду внимание и заботу, которые не бывают лишними. Вы не заметите, как втянитесь в увлекательное обучение и примените этот уникальный опыт в семейном кругу

Пусть ребенок найдет в вашем лице интересного собеседника, тогда он обязательно будет брать пример с вас.

Ответственность перед собой

Духовное развитие предполагает, что индивид понимает, к чему движется, ставит себе конкретную задачу. Бесцельно в этом мире ничего не происходит. Для любого действия, даже самого элементарного, нужно затрачивать определенные внутренние ресурсы. Ответственность перед собой — это то, от чего многие убегают, хотят освободиться всеми доступными способами. Наверняка придется много работать над собой, стремиться к тому, чтобы преодолевать в себе лень, растерянность, уныние и плохое настроение. Принимать на себя ответственность — значит по возможности отказаться от критики и обвинений. Если человек в какой-то момент времени хочет оставаться довольным собой, то ему приходится проходить через множество препятствий. Не всегда это становится приятно делать, поскольку необходимо стремиться проявлять сильные стороны характера.

Правила нравственности

В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.

Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке

Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека

Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.

Нить во времени

Моральные ценности являются связью поколений, позволяющей старшим передать опыт наследникам, поделиться достигнутым и подтолкнуть к дальнейшему движению, прогрессу. Опираясь на подобный фундамент, новые люди создают свои приоритеты и совершенствуют уже имеющиеся. К моральным ценностям относится в соотношении с культурой идеал, к которому стоит стремиться, а также то или иное свойство вещи, которое приближает ее к наилучшему состоянию.

Также стоит отметить, что воззрения могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, общечеловеческими, общенародными. Личные моральные ценности – это то, насколько значим предмет, идея или явление в глазах определенного человека. Здесь все зависит от уровня знаний, вкусов, привычек, склонностей, прочих особенностей личности.

Каждый индивид придает этому аспекту своей жизни большое значение, но и во многом опирается на мнение общества. Следовательно, на принятые группой людей ценности, которые он принимает и разделяет

Для того чтобы коллектив, организация или общество существовали гармонично, у них должно быть то важное, трепетное отношение к которому можно разделить

Люди, у которых акценты и приоритеты расставлены схожим образом, обычно куда лучше находят общий язык. Таким образом, индивиды сплачиваются, нацеленные на схожие цели.

Религиозные ценности

Здравомыслящим людям ясно, что мир капиталистический, т.е. такой, где все или почти все решают деньги, не вечен и не единственен, а тот порядок ценностей, который им предлагается, не универсален. Также, почти само собой понятно, что естественной оппозицией выступает религиозное толкование действительности, которое подчиняется нравственным и духовным законам. Кстати сказать, извечная дуальность бытия между духовными и материальными ее аспектами не дает человеку потерять свою гуманистическую сущность. Именно поэтому настолько важны духовные ценности человека для его морального самосохранения.

Моральные принципы

Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.

Выглядят они следующим образом:

Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.

Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.

Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.

Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива

Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.

Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке

Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.

Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

Примеры из литературы

В произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Гюго, а также в работах других знаменитых писателей проблема морального выбора занимает центральное место. В примерах из литературы нравственный выбор героев всегда связан с конфликтом с обществом, обстоятельствами или собственными интересами.

Мораль и общество

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывал моральный облик светского человека того времени. Главный герой — типичный аристократ XVIII века, зависимый от мнения общества.

Вторую ошибку главный герой допускает, отвергнув чувства Татьяны. Онегин не желает связывать себя семейными узами, поэтому даёт девушке категоричный и даже жестокий ответ. Безнравственность Евгения связана не с отсутствием чувств к Татьяне, а с желанием соответствовать высшему обществу.

Татьяна в романе противопоставлена Евгению Онегину. Она выступает образцом моральной чистоты, мудрости и доброты. Встретив Евгений спустя несколько лет, девушка не поддаётся чувствам и делает сложный выбор. Семейные ценности и воспитание берут верх над эмоциями. Это характеризует Татьяну как сильную, волевую личность.

О нравственном упадке русского дворянства, неспособности нести ответственность за свою судьбу писали и другие авторы:

  1. Тургенев в романе «Ася»;
  2. Грибоедов в комедии «Горе от ума»;
  3. Толстой в произведении «Война и мир».

Война и долг

Особенно трудно соблюдать нравственные принципы в ситуации, когда жизни и здоровью грозит опасность, поэтому тема морального выбора героев на войне часто обсуждается в литературных работах. Наиболее ярко эта проблема раскрывается в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сыну главного героя Андрею приходится выбирать между долгом перед Родиной, братьями, друзьями, родителями и любимой женщиной. Он идёт на предательство и переходит на сторону врага.

Тарас Бульба болезненно переживает предательство сына. Война с неприятелем не заканчивается, а это значит, что Андрей становится для полковника врагом. Жизненные обстоятельства сталкивают двух героев лицом к лицу. Тарас Бульба, несмотря на свои отцовские чувства, убивает предателя. Для казацкого полковника долг оказывается важнее, чем родительская любовь.

Пётр Гринев в произведении «Капитанская дочка» тоже принимает сложное волевое решение. Оказавшись в плену, он отказывается переходить на сторону бунтовщика Пугачёва. Герой выбирает смерть и только благодаря случайным обстоятельствам остаётся живым.

Швабрин, напротив, предаёт Отчизну, руководствуясь корыстными мотивами. Он с лёгкостью переходит на сторону бунтовщика и получает за это по заслугам. Роман носит поучительный характер. Эта тема также обсуждается в произведениях:

  • «Судьба человека» Шолохова;
  • «Доктор Живаго» Пастернака;
  • «Жизнь и судьба» Гроссмана;
  • «Сотников» Быкова.

Внутриличностный конфликт

Часто герои произведений не могут принять правильное решение из-за собственных внутренних противоречий. Человеку, не имеющему устоявшихся ценностей, крайне сложно сделать выбор. Чаще всего его конечное решение — результат случайных обстоятельств.

Классический пример из литературы — образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой не может определиться, что для него важнее, — человеческая жизнь или материальное благополучие. Внутренние противоречия не позволяют сделать Родиону правильный выбор. Знаменитая цитата персонажа о «тварях дрожащих» и «право имеющих» подчёркивает невозможность совершения осознанного выбора, основанного на внутренних ценностях.

Виды и уровни ценностей

Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:

  • Социально-конструктивное.
  • Социально-деструктивное.

К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.

Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.

Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.

От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.

Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.

Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:

  • Объект: материальный, духовный.
  • Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
  • Субъект: общественный, классовый, групповой.
  • Цель: эгоистичная, альтруистичная.
  • Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
  • Способ проявления: стойкий, ситуативный.
  • Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
  • Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
  • Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
  • Отношение к социуму: позитивное, негативное.

Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:

  • Материальные.
  • Моральные.

Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.

черты

каждодневный

Этические ценности характеризуются их повседневной жизнью, потому что, как упоминалось выше, именно они определяют действия, которые конкретный человек считает совершать..

В этом контексте предполагается, что благодаря этическим ценностям каждый человек учитывает не только свое собственное благополучие, но и свое коллективное благосостояние, что должно побуждать его действовать осторожно, чтобы избежать неудобств.

выносливый

Это ценности, которые сохраняются с течением времени, потому что с течением времени практики или решения, которые помогают сделать их общепринятыми в человеке, и эти практики определят его как личность; Тем, кто действительно укоренил этические ценности, очень трудно внезапно и окончательно изменить поведение.

Личное благополучие

Действуй и живи, руководствуясь этими ценностями, приносит удовлетворение людям, которые применяют их в своей повседневной жизни, благодаря знанию того, что их работы достигают примерного индивидуального поведения, а также способствуют созданию коллективного благосостояния, не вызывая дислокации или проблем для окружающей среды. в общем.

Передача поколения

Этические ценности передаются из поколения в поколение как явно, так и неявно.

Это указывает на то, что их обучение осуществляется не только теоретически — например, посредством чтения или чисто документальной информации, — но и на примере поведения и практики повседневной жизни..

Относительный или абсолютный

Этические ценности могут быть классифицированы как относительные или абсолютные. Относительные ценности относятся к тем, которые отличаются у каждого человека из-за его точки зрения или культуры. Это о личных ценностях.

Напротив, абсолютные значения не варьируются в зависимости от личных взглядов; они социально установлены и имеют большой вес.

Нравственное поведение в обществе

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия

Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Виды и уровни ценностей

Психолог и социолог С. В. Капиканов делит ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные. К первым автор относит деньги, известность, комфорт, телесное наслаждение. Ко вторым – семью, любовь, веру, родину. Первая группа ценностей превращает людей в вещи, разрушает отношения, учит воспринимать других как средство достижения цели или как препятствие. Вторая группа учит взаимопомощи, поддержке и сплочению.

Но стоит упомянуть об относительности отдельных ценностей. Не все люди готовы идти по головам других ради личного успеха. А другие ради семьи готовы пойти даже на обман и мошенничество. Любую ценность нужно оценивать исключительно в системе ценностей отдельного человека.

Это далеко не единственная классификация. Обобщенно можно выделить следующие критерии и виды ценностей:

  • по объекту: материальные, духовные (моральные);
  • по содержанию и предмету: социально-политические, экономические, моральные;
  • по субъекту: общественные, классовые, групповые;
  • по цели: эгоистичные, альтруистичные;
  • по уровню обобщенности: конкретные, абстрактные;
  • по способу проявления: стойкие, ситуативные;
  • по роли в человеческой деятельности: терминальные (цель), инструментальные (способ);
  • по содержанию деятельности: познавательные, предметно-преобразующие;
  • по принадлежности: личностные, групповые, коллективные, общественные, национальные, общечеловеческие;
  • по отношению группы и общества: позитивные, негативные.

Существует еще немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные). Формируются ценности в ходе специально организованного (семья, школа) и случайного (улица, СМИ, друзья) воспитания.

Фундаментальные духовные ценности

Опыт коллективной деятельности показывает, что пять человеческих ценностей лежат в основе общества. Нормальная, правильная, здоровая и жизнеспособная организация общества, которая объединяет активных, здоровых и жизнеспособных людей.

Примеры общечеловеческих духовных ценностей:

  1. Правда помогает установить доверие и честное общение.
  2. Праведность помогает действовать на более высоком уровне и достигать высокого качества работы.
  3. Мир способствует принятию творческих и мудрых решений.
  4. Любовь способствует бескорыстному служению, которое основывается на заботе о благе и счастливой жизни других.
  5. Ненасилие помогает установить взаимовыгодное сотрудничество.

Данные ценности обычно называют не духовными, а человеческими. Понятие «духовные ценности» подразумевает, что они являются тем идеалом, к которому необходимо стремиться и которого, как надеются люди, получится достичь.

Для большинства людей природа человека воспринимается как далёкая от совершенства, ограниченная, но не как духовная. Это не правильно, поскольку люди являются разумными существами, а быть человеком – значит быть духовным.

Любви не учат в школе. Любовь встроена в нас

Стоит подчеркнуть три принципа:

  1. Эти ценности не нужно изучать; скорее их стоит раскрывать.
  2. Эти духовные ценности представляют всех людей.
  3. Эти духовно-нравственные ценности можно понять с трёх точек зрения:

    • Их сущность базируется на принципе, что божественность заключена во всех творениях.
    • Их кросс-культурные выражения проявляются во всех обществах, хотя могут видоизменяться.
    • У каждого человека выражаются индивидуально, в установках и мотивах, которые лежат в основе поведения и личности человека.

https://www.youtube.com/watch?v=vrPcyduNV_E

Духовная сущность человеческих ценностей заложена в нас самих. А межкультурные и индивидуальные ценностные проявления усваиваются, развиваются и практикуются на протяжении всей нашей жизни в той среде, где мы живём. При исследовании проявлений этих ценностей, их можно увидеть в повседневности.

Согласно мнению исследователей все эти ценности представляют собой интегрированное неделимое целое, одна из них не может существовать отдельно. К тому же человеку, который воплощает ценности в своей деятельности, они дают огромную силу.

5 необычных вариантов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector