Запоминание — это что такое? психология
Содержание:
- Содержание
- Поведение ротана зимой
- 6. Закон усиления первоначального впечатления
- Как правильно пройти тест Голланда
- Повторяем, повторяем, и снова повторяем
- Заполните пустоту
- Какие препараты принимают при ревматоидном артрите
- Структура и виды памяти
- You are here
- Полезные советы
- Мнемонические приемы запоминания
- Система запоминания «Джордано»
- Упражнения для развития памяти
- Интересные факты
- Пример использования
Содержание
Поведение ротана зимой
В целом, ловля ротана в зимний период приносит очень хорошие результаты. Однако лучшие уловы случаются в начале сезона, в ноябре и декабре. Связано это с изменением повадок рыбы подо льдом. Как только водоем сковывает лед, рыба не покидает мест собственного летнего пребывания. Она предпочитает держаться около берега среди зарослей травы, где глубина редко превышает один метр.
С наступлением глубокой зимы растительность постепенно отмирает, вырабатывая метан и пожирая кислород. Ротан вынужден скатываться глубже. Его лучше искать на глубине от 1,5 метров и глубже. Он может быть как в резких ямах так и среди участков с ровным дном.
Глухозимье влияет на ротана, хотя в меньшей степени, чем на большинство рыб. Он становится более острожным и пассивным. Излюбленными местами хищника являются заросшие участки водоема, которые первое время лучше насыщены кислородом. Когда зимой наступает кислородное голодание в водоеме, активность хищника заметно снижается.
6. Закон усиления первоначального впечатления
Чем сильнее впечатление от первого знакомства с информацией, которую нужно усвоить, тем выразительнее образ; чем больше потоков, по которым поступают сведения, тем надёжнее запоминание. Есть два метода, способствующие усилению первого впечатления — эмоциональный и рациональный.
При рациональном методе посылайте информацию по различным потокам: проговорите, нарисуйте, запишите, что смогли запомнить. Особенно удобно усваивать таким образом данные невербального характера — образы, действия, рисунки. Например, чтобы усилить впечатление от простого действия, достаточно его озвучить: «Чайник выключил, дом закрыл». При эмоциональном методе первое впечатление должно усиливаться различными эмоциями, связанными тем или иным образом с поступающей информацией.
Как правильно пройти тест Голланда
Чтобы правильно пройти онлайн тест Голланда по профориентации, испытуемый должен выбирать профессии, по которым ему было бы комфортнее всего работать. Например, личность с артистическим характером не сможет целый день высиживать за столом, работая бухгалтером или кладовщиком. Реалистичный типаж (механик, строитель, инженер) лучше выполняет конкретные задачи. Только отвечая честно на вопрос «смогу ли я эффективно работать по профессии», кандидат сможет получить максимально точный ответ по наиболее приемлемой для него работе.
Рекомендовано! Выбирая профессию, нужно ориентироваться на то, насколько комфортно будет в ней работать.
Повторяем, повторяем, и снова повторяем
Итак, вы поняли, как развить кратковременную память в долговременную. Повторение – мать учения. Любую важную информацию нужно не только запоминать, но и воспроизводить.
Этот механизм ясен по школьным и университетским урокам: после новой темы дают задания на дом – и это предполагает, что спустя пару дней материал будет закреплён в памяти. Ещё через определённые промежутки следуют контрольные работы, которые также заставляют повторять тему.
Как же сделать запоминание более эффективным? В первый же день после изучения теряется около 60% информации
Звучит устрашающе – поэтому в этот день важно выделить время и повторить пройденное. Это нужно сделать три раза: через 15 минут после первого ознакомления, через час после этого повторения и ещё через три часа
Об этом сказано в книге Тони Бьюзена «Усовершенствуйте свою память».
Следующее повторение – на следующий день. Желательно – в одно и то же время: так механизм запоминания будет проще запустить. Дальше – через два дня, затем ещё через неделю, через две недели и через месяц. (Все отсчёты ведутся от момента последнего повторения).
Таким образом, новый материал придётся повторить девять раз – это поможет надёжно закрепить его в долговременной памяти, советует автор книги.
А вот запоминать что-то новое сразу после предыдущей темы не стоит, в таком случае первый блок информации быстро забудется. Делайте перерывы, давая мозгу отдых.
Итак, подведём итог
Что важно для того, чтобы развить внимание и быть сосредоточенным в нужные моменты?
ловите момент, когда переключаетесь с важного дела на ненужные мысли;
соблюдайте режим работы и отдыха;
держите себя в форме и создавайте рабочий настрой;
развивайте наблюдательность, учитесь замечать не только динамичные повороты, но и незначительные изменения.
И напоследок ещё пара банальных, но действенных советов. Занимайтесь спортом. Соблюдайте внешний порядок: всегда храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам.
И, наконец, прокладывайте зрительные маршруты вне зависимости от дальности вашего пункта назначения.
Заполните пустоту
За одну минуту в голове могут появиться до 1400 различных мыслей. Скорость чтения в среднем составляет около 200 слов в минуту. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства, чтобы думать о другом.Именно поэтому во время чтения мы отвлекаемся на посторонние мысли: «Мне нужно позвонить маме, мне нужно отправить электронное письмо, мне нужно купить продукты». Недостаток внимания затрудняет запоминание информации. Для быстрого и полноценного ее усвоения и анализа необходима концентрация.
ИсточникОдин из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию.
Успей получить ТОПовую профессию в digital со скидкой 50%!
- Обучайся SMM на практике — создай свое портфолио.
- Начни зарабатывать через 3 месяца.
- Получи диплом SMM-маркетолога и помощь в трудоустройстве.
- Воспользуйся рассрочкой до 2-х лет без первого взноса.
Подробнее
Конечно, нужно найти баланс. Если вы читаете слишком быстро, ваш мозг перестанет понимать содержание текста, а если слишком медленно — мысли будут блуждать.
Ваша скорость чтения должна определяться ответом на вопрос: «Понимаю ли я, что читаю?» Если не понимаете — это тревожный знак. Тогда задайте себе следующий вопрос: «Это происходит, потому что я думаю о чем-то другом?» Если так, попробуйте читать немного быстрее. Стимулируйте работу мозга и заполняйте пустоту. Или вы не понимаете информацию, потому что она сложна? Тогда попробуйте читать немного медленнее.
Какие препараты принимают при ревматоидном артрите
Структура и виды памяти
Несмотря на то, что это не физиологическая величина, а, условно говоря, виртуальная, она имеет свое строение и состоит из нескольких уровней. Перемещаясь по ним, человек сохраняет полученные из внешних источников сведения. Впрочем, и это звучит некорректно. Не только внешние, но и внутренние — душевные и эмоциональные — впечатления, могут сохранить в нашей памяти зарисовки о прошлом. Недаром существует понятие «память сердца».
Первый этап запоминания — получение информации. И называется он сенсорной памятью. Вы только прикасаетесь к новости, ловите ее органами чувств, пробуете на «вкус», анализируете свою потребность в ней. Это кратковременный процесс, который не занимает и четвертой доли секунды. Если полученным ощущениям дается «добро», они перемещаются на следующий уровень и становятся объектами для запоминания. Информационный мусор дальше начального этапа память может не пропустить.
Далее на пути уровень кратковременной памяти. Здесь информация поступает в обработку и проходит контроль на усвояемость, срок (длительность) хранения и возможность использовать ее в полном, усеченном или дозированном объеме. Это зависит от развитости памяти, врожденных способностей к запоминанию и приобретенных навыков.
Над кратковременной памятью всегда нависает угроза в виде следующей, более важной и нужной информации. В наше время, когда поток информационных сообщений напоминает мощную горную реку, несущуюся с огромной скоростью, следует научиться быстро и надолго усваивать все, что мы слышим, видим и ощущаем
Чтобы не пропустить важное.
Третий уровень процесса запоминания — долговременная память. Сюда попадают жемчужины нашего жизненного опыта и впечатлений. Когда кто-то или что-то поднимается на эту ступеньку, значит, событие действительно имеет истинную ценность. На верхней «полке» может храниться какой угодно объем информации.
Долговременный вид памяти — самый сложносочиненный. Он имеет три подвида. Эксплицитная эпизодическая память бережет воспоминания об отдельных событиях и впечатлениях, касающихся непосредственно человека. Семантическая сохраняет сведения о мире вокруг.
Есть еще память имплицитная. Она позволяет не забыть определенные навыки и действия, которые мы осваиваем на протяжении жизни. Почему человек, научившись ходить, никогда не забывает, как это делается? У него срабатывает имплицитная долговременная память.
Вопреки желанию, мы можем забыть то, что на определенном этапе казалось нам важным. Например, спустя годы, не вспомнить о том, какой была первая любовь. Останется знание, но память не сохранит ни образ, ни имя этого человека, ни подробности взаимоотношений. Правильно ли мозг обработал информацию на втором этапе, и попала ли она на третий уровень, может показать только время.
Однако, в случае с прикладной информацией, той, которая необходима нам для образования, работы или саморазвития, ситуация обстоит иначе. Мы можем регулировать этот процесс и самостоятельно влиять на эффективность и скорость запоминания полученной информации.
You are here
Полезные советы
Есть еще 11 простых и эффективных секретов быстрого запоминания материала.
При чтении стоит выделять ярким маркером основные моменты и значимые слова в тексте.
Пропеть текст материала на любой понравившийся мотив или зачитать на манер стихотворения в прозе.
Чтение информации необходимо продолжать до полного ее понимания.
Громкое чтение текста с выражением с большей долей вероятности сможет акцентировать внимание на важных фрагментах.
Переписывание текста материала другой (неудобной) рукой.
Привлечение партнера (помощника) для тренировок.
Записать текст на диктофон и периодически прослушивать.
Интервальное повторение материала через разные временные промежутки.
Через каждые 20 минут заучивания следует делать перерыв.
Запоминание материала лучше всего перенести на другое время при плохом самочувствии.
При усталости рекомендуется недолгий сон, чтобы повысить эффективность работы мозга.
Тренировать память нужно всегда. Использовать можно даже самые примитивные способы и методы, так как они способны держать мозговую активность в тонусе.
Мнемонические приемы запоминания
Они представляют довольно легкие способы освоения необходимых данных. Приемы запоминания понятны любому человеку. Используя их, вы сможете усвоить и закрепить в памяти большой объем информации.
Есть общее правило применения мнемонических приемов. Оно звучит следующим образом: используйте те образы и ассоциации, которые первыми пришли в голову. Если вы создадите несколько вариантов, то просто не сможете впоследствии выбрать нужный.
Базой мнемонических приемов являются создаваемые ассоциации, основанные на логических, образных или эмоциональных взаимосвязях. Так информация легче запоминается и воспроизводится. Создание цепочек ассоциаций должно опираться на уже известное, добавляя при этом новое, а именно то, что необходимо усвоить.
Система запоминания «Джордано»
Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.
Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.
Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.
По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.
Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.
Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.
Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.
Упражнения для развития памяти
После того как вы поработали над воображением, пора переходить непосредственно к памяти. Предлагаю два действенных упражнения.
Парочки
Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow . Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка).
Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.
Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.
Цепочки
Второе упражнение называется «Цепочки». Оно предполагает запоминание слов с помощью яркой придуманной истории. Так можно запомнить список покупок.
Например: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсиновая корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Теперь разрезаете его, а внутри не апельсин, а колбаса, но и с ней не все в порядке. Из белых прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а внутри горит лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем быстрее вы вспомните элементы цепочки.
Интересные факты
Пример использования
Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.
Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате
Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы
Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.